Дидактические игры на уроках математики
статья
Использование дидактических игр на уроках математики в началных классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_na_urokah_matematiki_vo_2_klasse.docx | 16.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Ведь игра – это деятельность, труд и творчество. Дети, играя, развиваются. Развивают ум и человеческие качества. На уроках математики я активно использую игры и игровые моменты. Самое важное, чтобы цель игры совпадала с учебной задачей, которую ставишь на урок. У младших школьников наглядно-образное мышление, поэтому на уроках много наглядности. Это и сказочные герои, и герои детских мультфильмов. Они создают нужное настроение. А чтобы поддерживать интерес к математике и повышать активность на уроке используем игры.
Целью использования дидактических игр на уроках математики является: определение эффективные методов использования дидактических игр на уроках математики в начальных классах; активизация познавательной деятельности младших школьников посредством дидактических игр на уроках математики.
В результате:
- Расширение кругозора, закрепление знаний, в том числе по многим школьным предметам, развитие находчивости, смекалки;
- Развитие интереса к уроку;
- Высокая степень вовлеченности учащихся в учебно-творческую деятельность;
- Концентрация внимания учащихся;
Игра является основным видом деятельности ребенка, начиная практически от рождения. Вообще термин «игра» включает в себя разнообразные виды деятельности. Именно она играет большую роль в формировании и развитии умственных, эмоциональных, физических и творческих способностей ребенка. Игра помогает развивать память, мышление, воображение, внимание.
Высоко оценивая значение игры, В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.
Игре свойственны определенный темп, ритм; в процессе ее недопустимы пространные объяснения; правила должны излагаться кратко, доступно, лаконично. Снижает интерес обилие замечаний дисциплинарного характера, пассивное ожидание ребенка своего участия в игре.
Форма проведения игры может быть разной:
- Коллективной;
- Групповой;
- Индивидуальной.
Игровые занимательные задания по математике для учащихся 2 класса рассчитаны на закрепление и углубление знаний по основным темам программного материала. Они разнообразят виды деятельности детей на уроке, воспитывают интерес к математике, развивают внимание, память и мышление учащихся, ведут систематизации жизненного опыта, являются разрядкой для нервной системы.
В сюжетно - ролевых играх есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, игровое действие, игровое правило. К таким играм относятся игры: «Волшебная таблица», «На какой час назначен сбор?», «По какой тропинке ты пойдёшь?», «Телефон», «Телеграф» и т.д.
Однако большую часть составляют игры - упражнения, в которых включены отдельные элементы игры - элемент загадки, игровое действие или правило. К этой группе относятся следующие игры «Цепочка», «Молчанка», «Математическая эстафета», «Составь круговые примеры», «Рассели числа в домики» и другие.
Вторая группа игр требует меньше времени на их проведение. Однако следует подчеркнуть, что сюжетно-ролевые дидактические игры вызывают большой интерес у учащихся, чем игры упражнения.
В игре «Цепочка» дети воспроизводят образование чисел второго десятка на основе использования наглядного материала.
В «Играх игра на внимание» и «Каких чисел недостаёт?» учащиеся закрепляют предметный и отвлечённый счёт, воспроизводят место каждого числа в натуральном ряду.
Повторению приёма образования чисел в пределах 20 содействует игра «Чудесный квадрат». В ней ученики повторяют приём образования каждого числа, причём прибавления единицы к предыдущему числу. Для воспроизведения принципа образования каждого числа путём прибавления и вычитания единицы можно использовать игру «Составим поезд», взятую из 1 класса.
После повторения нумерации чисел в пределах 20 учащиеся 2 класса воспроизводят вычислительные приёмы в пределах 10.
С целью формирования вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 20 можно использовать «Игру в путешествия».
Для закрепления устной нумерации в пределах 100 используется игра «Цепочка», при проведении которой дети каждого ряда (команды) на основе иллюстративного материала образуют числа в пределах 100, соревнуясь, друг с другом.
Сложение и вычитание в пределах 100 - наиболее сложный раздел программы 2 класса. Перед изучением вычислительных приёмов на сложение и вычитание в пределах 100 изучается сочетательное свойство сложения. Для осмысления свойства группировки слагаемых можно привести игры «Что изменилось?», «Как расставили игрушки?». Выполняя эти задания, дети осознают правило: «При сложении чисел любые слагаемые можно переставить местами и заменить их суммой».
Для закрепления вычислительных приёмов в пределах 100 предназначены игры «Определи маршрут корабля», «Где произойдёт стыковка космических кораблей?», «По какой тропинке ты пойдёшь?». С их помощью дети выполняют сложение и вычитание в пределах 100.
Во 2 классе учащиеся знакомятся с двумя другими действиями - умножением и делением. Они изучают две таблицы умножения чисел (2 и 3 на числа 2 и 3). Для формирования вычислительных навыков четырьмя действиями предназначены игры «Вычислительные машины», «Телеграф». Играя, дети на доступном для них материале упражняются в выполнении заданий на все действия. Этой же цели служат математические фокусы.
Учащиеся, выполняя задания, предложенные в математических фокусах, упражняются в счёте, называют результат учителю или ведущему. По названному результату учитель, постигнув тайны математических фокусов, угадывает число и месяц рождения, номер задуманного дома, день недели, число монет в руке и т.д.
Таким образом, при изучении разделов математики во втором классе в урок следует включать дидактические игры и упражнения, так как они помогают учителю развивать у учащихся психологические процессы: внимание, логическое мышление, память, воображение, речь. Занимательность играет большую роль в развитии вычислительных навыков, что очень важно для дальнейшего развития учащихся.
Во время игры, как правило, дети очень внимательны, что не замедляет протекание процесса обучения, а напротив, продвигает его дальше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактические игры на уроках математики» 1 класс
Данная презентация предназначена для совершенствования навыков устного счёта....
Дидактические игры на уроках математики и русского языка
Я очень часто использую дидактические игры на уроках . Они мне помогают сделать урок интереснее, детям нравится....
Дидактические игры на уроках математики в 1 классе.
Данное пособие в одном сборнике содержит большое количество дидактических игр+сценарий праздника "Первый десяток"+развивающие задания и упражнения по математике+тестовые задания. Советую молодым учите...
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов ...
Дидактическая игра на уроках математики как средство формирования вычислительных навыков у младших школьников с нарушениями интеллекта.
Статья посвящена проблеме формирования вычислительных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями. В ней рассказывается о возможности применения дидактических игр на разных этапах урока математики...
Дидактические игры на уроках математики в начальной школе с детьми с ОВЗ
Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из основных задач учителя. Учитель исходит из того, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный ...
Роль дидактической игры на уроках математики
В данной статье рассматривается роль дидактической игры на уроках математики. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспиты...