Рабочие программы 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Петровская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю Директор школы _________/Красавина И.С./ «30» августа 2021 г. |
Рабочая программа по изобразительному искусству
4 класс
(базовый уровень)
Составитель: Туманова Г.С.
учитель начальных классов
высшей категории
с. Петрово
2021 г.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса на 2021-2022 учебный год составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Петровская средняя общеобразовательная школа».
Рабочая программа рассчитана на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часа (34 учебные недели).
1.Планируемые результаты освоения предмета «Изобразительное искусство».
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
●чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
●уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
●понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
●сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
●сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
●развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
●овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
●умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
●умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
●освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
●овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
●овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
●использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
●умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
●умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
●осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
●сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
●овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
●овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
●знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
●знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
●понимание образной природы искусства;
●эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
●применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
●способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
●умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
●усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
●умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
●способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
●способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
●умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
●освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
●овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
●умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
●умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
●изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
●умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
●способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
●умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
●выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
●умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения изобразительного искусства четвероклассник научится:
- понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;
- понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;
- понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей
жизни и нашего общения;
- понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;
- воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
- выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;
- анализировать результаты сравнения;
- объединять произведения по видовым и жанровым признакам;
- работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;
- решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при
их решении;
- создавать творческие работы на основе собственного замысла;
- формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);
- работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;
- участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц
родного города;
- конструировать из бумаги макеты детских книжек;
- складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные
формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);
- передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.
Четвероклассник получит возможность научиться:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
- оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении
выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных
смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
- использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе
совместной художественной деятельности;
- использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-
творческого замысла;
- анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;
- осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная
деятельность с использованием различных художественных материалов.
2.Содержание учебного предмета
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас» для 4 кл. нач. шк. /[Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских и др.]; под ред. Б. М. Неменского. - М: Просвещение, 2019 г.
Данный учебник входит в федеральный перечень учебников на 2021 - 2022 учебный год.
- Истоки родного искусства (8часов)
Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы. Деревня – деревянный мир. Украшение деревянных построек и их значение. Образ традиционного русского дома. Народные праздники.
В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как
традиционный материал. Деревня - деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества
- Древние города нашей земли (8 часов)
Древнерусский город-крепость. Древние соборы. Древнерусские воины- защитники.
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города крепости. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов. Особенности архитектуры храма и
городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды
- Каждый народ – художник (10 часов)
Страна восходящего солнца.
Образ художественной культуры Японии. Искусство народов гор и степей. Города в пустыне. Образ художественной культуры Древней Греции.
Представление о богатстве и многообразии художественных
культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о
красоте и устройстве мира
- Искусство объединяет народы (8 часов)
Материнство. Мудрость старости. Герои – защитники. Искусство народов мира.
От представлений о великом многообразии культур мира - к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Восприятие произведений искусства - творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни
- Тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство»
Раздел | Количество часов |
Истоки родного искусства | 8 |
Древние города нашей земли | 7 |
Каждый народ – художник | 11 |
Искусство объединяет народы | 8 |
Общее количество часов | 34 |
- Календарно – тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство»
№ | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
Истоки родного искусства (8часов) | |||
1 | Пейзаж родной земли. Изображение пейзажа родного села | 07.09 | |
2 | Пейзаж родной земли. Изображение осеннего пейзажа | 14.09 | |
3 | Деревня – деревянный мир. Изображение русской избы | 21.09 | |
4 | Деревня – деревянный мир. Создание коллективного панно | 28.09 | |
5 | Красота человека. Изображение портрета женского сказочного персонажа | 12.10 | |
6 | Красота человека. Выполнение рисунка человека в русском народном костюме. | 19.10 | |
7 | Народные праздники Изображение народного праздника Масленицы | 26.10 | |
8 | Народные праздники. Изображение народного праздника «Осенняя ярмарка» | 02.11 | |
Древние города нашей земли (7 часов) | |||
9 | Родной угол. Изображение сторожевых башен. | 09.11 | |
10 | Древние соборы. Изображение древнерусского собора. | 23.11 | |
11 | Города Русской земли. Создание коллективного панно «Город-крепость» | 30.11 | |
12 | Древнерусские воины-защитники. Изображение образа воина-защитника, древнерусского богатыря. | 07.12 | |
13 | Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Изображение карты путешествия по Золотому кольцу России. | 14.11 | |
14 | Узорочье теремов. Выполнение рисунка сказочного терема | 21.12 | |
15 | Пир в теремных палатах. Выполнение коллективного панно | 28.12 | |
Каждый народ – художник (11 часов) | |||
16 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Изображение модели цветущего дерева – сакуры. | 11.01 | |
17 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Изготовление бумажного журавлика | 18.01 | |
18 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Изображение женского образа – японки. | 25.01 | |
19 | Народы гор и степей. Изображение горного пейзажа и народного жилища | 01.02 | |
20 | Народы гор и степей. Изображение степного пейзажа и народного жилища. | 08.02 | |
21 | Города в пустыне. Создание образа древнего среднеазиатского города | 15.02 | |
22 | Древняя Эллада. Изображение пейзажа Эллады с древним храмом | 01.03 | |
23 | Древняя Эллада. Выполнение коллективной работы – панно «Олимпийские игры» | 15.03 | |
24 | Европейские города средневековья. Создание коллективного панно «Площадь средневекового города» в технике аппликации. | 22.03 | |
25 | Европейские города средневековья. Изображение готического собора. | 29.03 | |
26 | Многообразие художественных культур в мире. Составление туристического буклета одной из стран | 29.03 | |
Искусство объединяет народы (8 часов) | |||
27 | Материнство. Рисование портрета на тему «Улыбка мамы» | 12.04 | |
28 | Материнство. Рисование портрета на тему «Мать и дитя» | 19.04 | |
29 | Мудрость старости. Изображение портрета бабушки или дедушки. | 26.04 | |
30 | Сопереживание. Создание образа Белого Бима Черное Ухо. | 10.05 | |
31 | Герои-защитники. Создание эскиза памятника народному герою | 17.05 | |
32 | Юность и надежды. Изображение образа юности и детства. | 17.05 | |
33 | Искусство народов мира. Создание образа средневекового города | 24.05 | |
34 | Искусство народов мира. Обобщение по теме | 24.05 |
«Согласовано» «Согласовано»
Методический совет школы зам директора по УР
протокол №1 от 30.08.2021 г. ________ /Е.И. Чижова/
Лист корректировки
№ урока | Дата по осн. КТП | Дата проведения | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
По плану | Дано | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...