Кружок "Будь здоров"
рабочая программа (3 класс)
Рабочие программы кружков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_zanimatelnaya_matematika.docx | 37.15 КБ |
kruzhok_yunyy_kraeved.docx | 28.55 КБ |
rabochaya_programma_kruzhka_bud_zdorov_3_klassy_2.docx | 32.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет образования администрации Балаковского муниципального района
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28»
г. Балаково Саратовской области
«РАССМОТРЕНО» на заседании ШМО _______\_____________ Протокол №_____ от 31.08.2021г | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ___________ /Н.В. Цапаева/ «01» сентября 2021г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МАОУ СОШ № 28 __________ /К.Б.Кузнецов/ Приказ № 311 от 01.09.2021г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
кружок «Занимательная математика»
для учащихся 3А класса
направление: общеинтеллектуальное
возраст учащихся 8-10 лет
срок реализации: 1 год
Руководитель:
Галкина Елена Викторовна,
Учитель начальных классов
2021-2022 уч. г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа интегрированного кружка «Занимательная математика» с включением курса «Финансовая грамотность» 8 часов в начальной школе (1-4 классы) составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования и относится к естественнонаучному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики и финансовой грамотности на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических и экономических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы данного курса, основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу обучающихся на занятии. Для эффективности работа организуется с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Место факультатива в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 часа в год (26 часов – «Занимательная математика» и 8 часов – «Финансовая грамотность») с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40-45 минут.
Цель программы:
- формирование логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности;
- развитие экономического образа мышления;
- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
Способствовать воспитанию интерес к предмету через занимательные упражнения;
Расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики;
Развивать коммуникативные умения младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения;
Способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий, обучить методике выполнения логический заданий;
Формировать элементы логической и алгоритмической грамотности;
Научить анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части, уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
Формировать навыки исследовательской деятельности.
Осуществлять поиск и использование информации необходимой для результативного и эффективного решения задач в финансовой сфере;
Определять актуальные и потенциальные источники доходов;
Анализировать структуру собственных (семейных) доходов и расходов, определять уровень жизни семьи на основании бюджета, оценивать финансовую устойчивость своего домохозяйства, планировать семейный и личный бюджет, планировать сбережения.
Принципы программы:
Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики и финансовой грамотности, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической, экономической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Отличительные особенности интегрированной программы курса «Занимательная математика и Финансовая грамотность»в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, речи, внимания; умению создавать проекты, анализировать, решать ребусы,
При изучении курса предполагается преобладание активных и интерактивных методов обучения.
Форма организации обучения – дидактические игры:
«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения». Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай» «Какой ряд дружнее?» Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч». Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление». Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др.
Мозаика
Этот метод может быть использован при ответе на вопросы или решении задач.
Класс делится на группы. В каждой группе число человек соответствует количеству задач.
Членам группы случайным образом (например, на каждом столе
лежат карточки с номерами номером вниз) присваиваются номера, соответствующие номеру задачи.
Ученики пересаживаются таким образом, чтобы за одним столом
оказались игроки с одинаковыми номерами, которые вместе решают за-
дачу (задачи), соответствующую их номерам.
Все возвращаются в свои команды, и каждый «эксперт» представляет свою задачу остальным членам команды.
•Из каждой команды к доске вызывают игроков для решения задач, в которых они не были экспертами.
«Один — два — вместе»
Тестовые задания с открытым ответом, задания, связанные с объяснением смысла (например, пословиц), могут также выполняться в группах следующим образом. На первом этапе каждый член группы пишет собственный ответ, далее ученики объединяются по двое и на основе индивидуальных ответов составляют общий, стараясь не потерять идеи каждого. На следующем шаге создают группу из двух или трёх пар и вырабатывают общий ответ. По этой методике может быть разработан эскиз постера, если он выполняется группой. В этом случае лучше ограничиться четырьмя участниками.
Дерево решений
При выполнении заданий по классификации, например товаров и услуг, или принятию решений, например выбор варианта семейного отдыха, можно построить дерево решений. Оно обычно строится вершиной вниз.
Мозговой штурм
В групповых проектах, например организации праздника в классе, эффективно начинать работу с мозгового штурма. В зависимости от количества участников идеи могут выдвигаться индивидуально или от группы. Роль ведущего, обязанностью которого является фиксирование идей, может исполнять учитель или ученик. На первом этапе важно чётко сформулировать проблему, которая должна быть решена. На втором этапе идеи выдвигаются, фиксируются, но не оцениваются. Число идей не ограничено. Третий этап посвящён группировке идей, близких по содержанию, оценке и отбору.
Мини-исследование
Поскольку цель курса — вовлечение школьников в реальную жизнь, формирование активной жизненной позиции и ответственности, исследовательская деятельность является, вероятно, самым эффективным методом обучения. Любое исследование предполагает определение цели, сбор, обработку и анализ информации, оценку полученных результатов. Естественно, что учащиеся 2–4 классов находятся на разных этапах освоения этой деятельности. Поэтому в контрольных измерительных материалах предлагаются разные варианты заданий. Для проведения мини-исследования используется один источник, результаты представляются в простой форме, например в виде таблицы или короткого текста.
Кейс
Учебные кейсы, которые используются в школе, отличаются от кейсов университетских, которые предполагают разработку ситуации с последующими пошаговыми изменениями, зависящими от принятых решений. Говоря об учебном кейсе, мы будем иметь в виду ситуацию из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для младших детей ситуация может быть приближенной к реальной, но упрощённой.
Аукцион
Проверка знаний и умения логически мыслить успешно проходит в форме аукциона. Эта игра мотивирует даже не особенно успешных учеников. Игра проходит по следующим правилам:
• У каждого участника в начале игры 100 баллов (очков, фунтиков, тугриков и т. п.).
• Право ответа на вопрос покупается.
• Стартовая цена простого вопроса — 5 баллов, сложного — 10 бал-
лов.
• Цена может меняться с шагом 5 баллов.
• Окончательная цена определяется в результате торгов.
• При верном ответе цена вопроса прибавляется к баллам того, кто
отвечал, при неверном — вычитается.
Роль аукциониста могут выполнять и учитель и ученик. Кроме них необходима комиссия из нескольких человек (число зависит от количества участников), которая будет проверять начисление баллов самими участниками игры или вести собственные ведомости.
Диаграмма связей (интеллект-карта, ментальная карта, карта памяти, карта разума, mind-map)
Mind-map (ментальная карта, или карта памяти) — способ схематического изображения какой-то идеи или системы. В русских переводах термин может звучать по-разному: карта ума, карта разума, карта памяти, интеллект-карта, майнд-мэп. Эта техника позволяет наглядно показать связи между отдельными компонентами в виде ветвящегося «дерева». Этот способ активно применяется при обучении и мозговых штурмах1.
Диаграмма связей может быть построена в любой теме курса: функции денег, доходы, расходы, семейный бюджет и т. д.
Диаграммы можно строить вручную, иллюстрировать собственными рисунками, готовыми картинками. Существуют компьютерные программы построения диаграмм. Специально для детей предназначена программа Kidspiration (i-Pad).
Диаграмма связей .
Для младших школьников задания можно дифференцировать.
Данный курс состоит из двух разделов: 3 класс «Занимательная математика» и Финансовая грамотность»
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность
» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• умение слушать собеседника и вести диалог;
• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов
Содержание программы для 3 класса
«Занимательная математика»- 26 часов
Символика. Построение.
Обозначение буквами точек, отрезков, линий, лучей, вершин углов. Латинский алфавит. Прямая линия. Параллельные и пересекающиеся прямые. Отрезок. Деление отрезка пополам, сумма отрезков. Замкнутая ломаная – многоугольник. Нахождение длины ломаной.
Периметр.
Периметр треугольника, квадрата, многоугольника. Формулы нахождения периметра.
Циркуль.
Круг, окружность, овал. Сходство и различия. Построение окружности. Понятия «центр», «радиус», «диаметр». Деление круга на несколько равных частей (2, 3, 4, 6, 12). Составление круга. Деление отрезка пополам с помощью циркуля.
Углы. Транспортир.
Углы. Величина угла. Транспортир.
«Финансовая грамотность» - 8 часов
Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.
Основные понятия
Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.
Компетенции
• Объяснять причины и приводить примеры обмена.
• Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
• Описывать свойства товарных денег.
• Приводить примеры товарных денег.
• Приводить примеры первых монет.
Тема 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.
Основные понятия
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.
Компетенции
• Объяснять, почему появились монеты.
• Описывать купюры и монеты.
• Сравнивать металлические и бумажные деньги.
• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.
Тема 3. Какие деньги были раньше в России.
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.
Основные понятия
«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.
Компетенции
• Описывать старинные российские деньги.
• Объяснять происхождение названий денег.
Тема 4. Современные деньги России и других стран.
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.
Основные понятия
Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.
Компетенции
• Описывать современные российские деньги.
• Решать задачи с элементарными денежными расчётами.
• Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.
• Приводить примеры иностранных валют.
Тема 5. Откуда в семье деньги.
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Основные понятия
Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.
Компетенции
• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
• Объяснять причины различий в заработной плате.
• Объяснять, кому и почему платят пособия.
• Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.
Тема 6. На что тратятся деньги.
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.
Основные понятия
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.
Компетенции
• Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.
• Сравнивать покупки по степени необходимости.
• Различать планируемые и непредвиденные расходы.
• Объяснять, как появляются сбережения и долги.
Тема 7. Как умно управлять своими деньгами. Бюджет- план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
Основные понятия
Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.
Компетенции
• Объяснять, как управлять деньгами.
• Сравнивать доходы и расходы.
• Объяснять, как можно экономить.
• Составлять бюджет на простом примере.
Тема 8. Как делать сбережения.
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Основные понятия
Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.
Компетенции
• Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.
• Приводить примеры доходов от различных вложений денег.
• Сравнивать разные виды сбережений.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:
К концу 3 класса учащиеся должны владеть терминами, изученными во втором классе: точка, прямая, отрезок, угол, ломаная, треугольник, прямоугольник, квадрат, длина, луч, четырехугольник, диагональ, сантиметр, а также название и назначение инструментов и приспособлений (линейка, треугольник).
Также учащиеся должны усвоить новые понятия такие как периметр, круг, окружность, овал, многоугольник, циркуль, транспортир, «центр», «радиус», «диаметр».
Иметь представление и узнавать в окружающих предметах фигуры, которые изучают в этом курсе.
Учащиеся должны уметь с помощью циркуля построить окружность, а также начертить радиус, провести диаметр, делить отрезок на несколько равных частей с помощью циркуля, делить угол пополам с помощью циркуля, знать и применять формулы периметра различных фигур, строить углы заданной величины с помощью транспортира и измерять данные, находить сумму углов треугольника, делить круг на (2, 4, 8), (3, 6, 12) равных частей с помощью циркуля.
Ожидаемый результат.
Личностные результаты:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартностимышления.
Метапредметные результаты:
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты:
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции. Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление
(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.
Универсальные учебные действия:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
Использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Учебно-тематический план для обучающихся 3-го класса
№ п/п | Наименование темы | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Математика–это интересно. | 03.09 | |
2 | Решение нестандартных задач. | 10.09 | |
3 | Танграм: древняя китайская головоломка. | 17.09 | |
4 | Что такое деньги и откуда они взялись. | 24.09 | |
5 | Проектная деятельность ”Природное сообщество-аквариум”. | 01.10 | |
6 | Игры с кубиками. Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. | 08.10 | |
7 | Волшебная линейка. Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. | 15.10 | |
8 | Рассмотрим деньги поближе. | 22.10 | |
9 | Конструирование многоугольников из деталей танграма. Конструирование многоугольников из деталей танграма. | 29.10 | |
10 | Игра- соревнование «Веселый счёт». | 12.11 | |
11 | Проектная деятельность ”Газета умников и умниц”. | 19.11 | |
12 | Защита от подделок. | 26.11 | |
13 | Весёлая геометрия Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | 03.12 | |
14 | Математические игры. Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 1000. Вычитание в пределах 1000». | 10.12 | |
15 | «Спичечный» конструктор Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. | 17.12 | |
16 | Современные деньги России и других стран. | 24.12 | |
17 | Задачи-смекалки. Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. | 14.01 | |
18 | Прятки с фигурами Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре». | 21.01 | |
19 | Откуда в семье деньги. | 28.01 | |
20 | Математические игры. Построение «математических» пирамид», «Сложение в пределах 1000. Вычитание в пределах 1000». | 04.02 | |
21 | Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | 11.02 | |
22 | Уголки Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. | 18.02 | |
23 | На что тратятся деньги. | 25.02 | |
24 | Игра в магазин. Монеты. Сложение и вычитание в пределах 1000. | 04.03 | |
25 | Конструирование фигур из деталей танграма. Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. | 11.03 | |
26 | Конструирование фигур из деталей танграма. Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. | 18.03 | |
27 | Как умно управлять своими деньгами. | 25.03 | |
28 | Секреты задач Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. | 08.04 | |
29 | Секреты задач Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. | 15.04 | |
30 | Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда. | 22.04 | |
31 | Как делать сбережения. | 29.04 | |
32 | Математические игры. Построение «математических» пирамид», «Сложение в пределах 1000. Вычитание в пределах 1000». | 06.05 | |
33 | Прятки с фигурами Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре». | 13.05 | |
34 | Проектная деятельность «Великие математики». | 20.05 |
Список литературы для учителей:
1.Агаркова, Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы [Текст] / Н. В. Агаркова. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Агафонова, И. Учимся думать [Текст] : занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет / И. Агафонова. – СПб.: Питер, 1996..
- Лавриненко, Т. А. Задания развивающего характера по математике [Текст] / Т. А. Лавриненко. - Саратов: Лицей, 2002.
- Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе [Текст]. - М. : Панорама, 2006.
- Узорова, О. В. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы [Текст] / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. – М. : Просвещение, 2004.
- Шкляров, Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи [Текст] / Т.В. Шкляров. - М. : Грамотей, 2004.
- 1. Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (2-3 класс). - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
- Интернет-источники
- Сайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru;
- . Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnai-rabota-i-zarplata;
- Портал «Профориентир» «Мир профессий» - http://www.cls-kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
- Сайт «Все о пособиях» - http://subsidii.net/
Список литературы для учащихся:
- Захарова, О. А. Математика [Текст] тетрадь для самостоятельных работ № 3 : 2 класс / О. А. Захарова, Е. П. Юдина. – М. : Академкнига\Учебник, 2011.
- Захарова, О. А. Математика [Текст] : тетрадь для самостоятельных работ № 3 : 3 класс / О. А. Захарова, Е. П. Юдина. – М. : Академкнига\Учебник, 2011.
- Захарова, О. А. Математика [Текст] : тетрадь для самостоятельных работ № 3 : 4 класс / О. А. Захарова, Е. П. Юдина. – М. :Академкнига\Учебник, 2011.
- Перельман, И. Живая математика [Текст] / И. Перельман.- М.: Триада-литера, 1994.- с.174
Предварительный просмотр:
Комитет образования администрации Балаковского муниципального района
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28»
г. Балаково Саратовской области
«РАССМОТРЕНО» на заседании ШМО _______\_____________ Протокол №_____ от 31.08.2021г | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ___________ /Н.В. Цапаева/ «01» сентября 2021г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МАОУ СОШ № 28 __________ /К.Б.Кузнецов/ Приказ № 311 от 01.09.2021г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
кружок «Юный краевед»
для учащихся 3А класса
направление: духовно-нравственное
возраст учащихся 8-10 лет
срок реализации: 1 год
Руководитель:
Галкина Елена Викторовна,
Учитель начальных классов
2021-2022 уч. г.
Пояснительная записка
Любовь к родному краю, знание его истории – вот основа, на которой и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.
Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.
Д.С.Лихачев
В современных условиях развития нашего общества, когда глубокие перемены, происходившие в жизни России, повлияли на ослабление внимания к патриотическому воспитанию подрастающего поколения, в общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству. В результате понижается нравственно-культурный уровень, возникает социальная пассивность, безразличие.
Выход из этого положения возможен в формировании активной жизненной позиции молодого поколения, приобщении его к нравственным, духовным ценностям, возрождении традиций нашей страны. Нет универсального рецепта, как воспитать ребенка, чтобы он стал настоящим гражданином, любящим свою Родину, в которой он родился, где корни его народа, который будет ею гордиться. Таким образом, воспитание патриотизма является одной из основных задач воспитания.
Осуществление патриотического воспитания предполагает использование различных методических средств. Одним из таких средств является деятельность краеведческого кружка «Мой край, мой город». Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в детском саду является одним из основных источников обогащения знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является, интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике краеведческого образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с краеведческой направленностью для дошкольников.
Предлагаемая программа кружка выполняет познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого она предназначена (для дошкольников), призвана помочь увязать краеведческие знания, полученные учащимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации.
Кружковая работа входит в систему дополнительного образования. Сюда входят занятия с кружковцами, подготовка команды к предметным олимпиадам, интеллектуальным марафонам, предметным турнирам, групповая работа, подготовка к научным чтениям, исследовательская работа
Основные направления курса – краеведение, изучение родного края.
Программа внеурочной деятельности «Краеведение» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010. (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию).
Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет формировать у школьников общее представление об истории родного края, о культуре, о ее богатстве и разнообразии;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина; воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 8 – 9 лет в течение одного года обучения в объёме 34 часов и предназначена для детей данного возраста. На кружок отводится 1 час в неделю.
Формы организации обучения:
- лекции,
- творческие задания,
- практические работы,
- самостоятельный поиск,
- экскурсии и др.
Формы и методы должны быть такими, чтобы они давали возможность обучающимся самостоятельно искать пути решения возникающих проблем, повышать интерес к предмету, к своей родине.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, дедуктивные, репродуктивные, частично – поисковые, игровые, самостоятельная работа
Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, проблемно – диалоговое, дифференцированное обучение и др.
Содержание:
Введение (2 часа)
Краеведение- наука о родном крае. Экскурсия «Природа – наш второй дом»
Мой край на карте Родины (3 часа)
Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с географической картой России. Саратовская область – частица России. Флаг, герб Саратовской области. Работа с географической картой Саратовского региона. Моя малая Родина – город Саратов. Саратов на карте России. Флаг, герб, гимн города Саратова.
Природа нашего края (11 часов)
Климат. Сезонные изменения погоды в Саратовской области. Растительный мир Саратовского региона. Лиственные и хвойные деревья региона. Животный мир Саратовской области. Птицы родного края. Скверы и парки города. Охранять природу – значит охранять Родину. Заповедники и заказники региона. Полезные ископаемые Саратовской области. Что дает наш край стране? Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Природа, растительный и животный мир Саратовского края». Охраняемые памятники природы.
Город, в котором я живу (8 часов)
Город, в котором я живу. Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство историей возникновения родного города. Работа с документами об истории родного города. Исторические места города Балаково. Экскурсия по городу на тему «История города в названиях улиц». Балаково в годы Великой Отечественной войны. Люди, прославившие Балаково. Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного города. Обобщающее занятие «Достопримечательности родного города».
Мой край родной – мой Саратовский край (5 часов).
Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края. Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Саратовский край – сокровищница культурно – исторических памятников.
Музей- хранилище истории. (3 часа)
Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. Музеи Саратовской области. Музей изобразительных искусств города Саратова. Музей боевой славы. Экскурсия в музей Радищева Знакомство с разделами экспозиции городского краеведческого музея.
Итоговые занятия (2 часа)
Итоговая викторина. Что узнали о родном крае и городе Саратове? Фотовыставка «Процветай, мой Саратовский край!»
Тематическое планирование кружка «Юный краевед»
№ п/п | Раздел и тема | Теория | Практика | Дата по плану | Дата по факту | |
Введение (2 часа) | ||||||
1 | Краеведение- наука о родном крае. | 1 | 07.09 | |||
2 | Экскурсия «Природа – наш второй дом» | 1 | 14.09 | |||
Мой край на карте Родины (3 часа) | ||||||
3 | Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с географической картой России. | 0,5 | 0,5 | 21.09 | ||
4 | Саратовская область – частица России. Флаг, герб, Саратовского региона. Работа с географической картой Саратовской области. | 0,5 | 0,5 | 28.09 | ||
5 | Моя малая Родина – город Саратов. Саратов на карте России. Флаг, герб, гимн Саратова | 0,5 | 0,5 | 05.10 | ||
Природа нашего края (11 часов) | ||||||
6 | Климат. Сезонные изменения погоды в Саратовской области. | 1 | 12.10 | |||
7 | Растительный мир Саратовского региона. Лиственные и хвойные деревья региона. | 0,5 | 0,5 | 19.10 | ||
8 | Животный мир Саратовского региона | 0,5 | 0,5 | 26.10 | ||
9 | Птицы родного края. | 1 | 02.11 | |||
10 | Сады, парки, скверы – легкие нашего города. | 1 | 09.11 | |||
11 | Охранять природу – значит охранять Родину. Заповедники Саратовского края. | 1 | 16.11 | |||
12 | Знакомство с понятиями «река», «озеро», «болото», «водохранилище». Изучение озер и рек Саратовского района. | 1 | 23.11 | |||
13 | Полезные ископаемые Саратовского региона. | 1 | 30.11 | |||
14 | Что дает наш край стране? | 1 | 07.12 | |||
15 | Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Природа, растительный и животный мир Саратовского региона» | 1 | 14.12 | |||
16 | Охраняемые памятники природы. Саратовской области. | 1 | 21.12 | |||
Город, в котором я живу (8 часов) | ||||||
17 | Город, в котором я живу. | 1 | 28.12 | |||
18 | Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство историей возникновения родного города. Работа с документами об истории родного города. | 1 | 11.01 | |||
19 | Исторические места города Балаково | 1 | 18.01 | |||
20 | Экскурсия по городу на тему «История города в названиях улиц». | 1 | 25.01 | |||
21 | Земляки в годы Великой Отечественной войны | 0,5 | 0,5 | 01.02 | ||
22 | Люди, прославившие город Балаково. | 0,5 | 0,5 | 08.02 | ||
23 | Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного города | 1 | 15.02 | |||
24 | Обобщающее занятие «Достопримечательности родного города» | 1 | 22.02 | |||
Мой край родной – Саратовская область (5 часов) | ||||||
25 | Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края. | 1 | 01.03 | |||
26 | Исторические корни нашего края. Легенды и предания. | 0,5 | 0,5 | 15.03 | ||
27 | Саратовский край – сокровищница культурно – исторических памятников. | 1 | 22.03 | |||
28 | Современная Саратовская область. | 0,5 | 0,5 | 29.03 | ||
29 | Географические названия населенных пунктов нашей местности. | 0,5 | 0,5 | 05.04 | ||
Музей- хранилище истории. (3 часа) | ||||||
30 | Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. | 1 | 12.04 | |||
31 | Музеи города и Саратовской области. | 1 | 19.04 | |||
32 | Музей изобразительного искусства им. Радищева | 1 | 26.04 | |||
Подготовка и защита проектов (2 часа) | ||||||
33 | Публичная защита проекта. | 1 | 10.05 | |||
34 | Организация экскурсий и классных часов. | 1 | 17.05 |
Литература:
КРАЕВЕДЕНИЕ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
- Мамин Г. Памятники и памятные места Саратовской области. - Саратов, Приволжское книжное изд-во, 1971.
- Наш край/под ред. Н.С. Кузнецова. Саратовской областной институт усовершенствования учителей. Саратов, 1964.
- Сафронов Ю.А. Времен связующая нить. ООО «Приволжское издательство» 2000. – 440 с.
- Энциклопедия саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). – Саратов, Приволжское кн. изд-во, 2002, 688 с.
- Игошин В.И., Терешкова Н.В., Углов А.И. Туристические маршруты Саратовской области – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1983-150 с.
- Худяков Д.С. Путешествие по берегам морей, которые никто никогда не видел. – Саратов, Приволжское книжное издательство, Саратов, 1989 год. – 320 с.
- Худяков Д.С. Путешествие по берегам морей, которые никто никогда не видел. - Саратов, Добродея, 2008. – 304 с.
- Худяков Д.С. Земля Саратовская. Саратов. «Соотечественник», «Кадр», 1998.
- Худяков Д.С. Реки и острова, леса и горы вокруг нас - Саратов: Изд-во "Водолей-94",1997. - 22 с.
ИСТОРИЯ
- Булычев М.В., Воронежцев А.В., Максимов Е.К., Тотфалушин В.П. История Саратовского края. Саратов, «Детская книга», 1996.
- Два века губернии. Саратовский край - из прошлого в настоящее : историко-публицист.изд. / Сценарий изд.В.В.Иванов,А.Яковлев;Подред.Е.Максимова. - Саратов : Кадр, 1997. - 258 с.
- Живописная губерния ХХ век земли Саратовской / Сост. В.Х,Валеев, В.И.Вардугин; Предисл., вступ.ст. В.И. Вардугина. - Саратов :Приволж кн. изд-во, 2000. - 563 с.
- История Саратовского края 1917-1965. Хрестоматия в помощь учителю истории. – Саратов, Изд-во СГУ, 1967. – 446 с.
- История Саратовского края: С древнейших времен до 1917 года: учеб.пособие для сред. и ст. кл. школ всех типов / М. В. Булычев и др. - Саратов : Дет.книга, 2000. - 416 с. : ил. - (Знай и люби родной край).
- Мишин Г.А. Из прошлого Саратовской губернии. Саратов, 2002
- Памятники истории, культуры и архитектуры г. Саратова / Комитет по культуре администрации г. Саратова, Культурный центр имени П. А. Столыпина. - Саратов : Культурный центр им. П. А. Столыпина, 2006. - 60 с.
- Саратовская область за 50 лет. - Саратов:Приволж. кн. изд-во, 1967. - 448 с.
- Семенов, В. Н. В старину саратовскую: очерки и рассказы о прошлом нашего края / Семенов В. Н. - Саратов: Регион. Приволжское книжное изд-во «Детская книга», 1993. - 336 с.
ИСКУССТВО
ЖИВОПИСЬ
- По залам Радищевского музея. Саратов. 1995
- Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева. Статьи и публикации. Саратов, 1974. Вып. 2-3.
- Художники Саратова: Справочник, 1994. - 48 с..
АРХИТЕКТУРА, ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
- Дворянские усадьбы Саратовской губернии: Материалы вторых Боголюбовских чтений,1998.
- Лузина Е.С. Парк культуры и отдыха в Саратове. – Саратов, 1982. 72 с.
- Лузина Е.С. По паркам и скверам Саратова. – Саратов, 1987. 77 с.
БАЛАКОВО
- Полтавец В. Город Балаково. – Саратов: ООО «Приволж. изд-во», 1974.-184с.
НАШИ ЗЕМЛЯКИ
- Валеев В. Х. Мемориальные доски рассказывают. - Саратов :Приволж. кн. изд-во, 1985. - 152 с. : ил.
- Вардугин В.И. Саратовская азбука. Великие земляки и достопримечательности родного края. Саратов, 2002
- Герой Советского Союза Василий Георгиевич Клочков: К 60-летию Победы / Вступ. ст. А. И. Першина, Ф. А. Рашитова; предисл. Г. Н. Долговой ; сост. Г. М. Брагина, Г. Н. Долгова, Л. К. Коломейчук. - Саратов : Изд-во СГТПП, 2005. - 124 с.
- Судьбы губерниии : сб. интервью, очерков о выдающихся людях Саратовской области / ред. И. Г. Сухарев. - Саратов : Земское обозрение, 2005 Кн. 2. - 2005. - 288 с.
Предварительный просмотр:
Комитет образования администрации Балаковского муниципального района
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28»
г. Балаково Саратовской области
«РАССМОТРЕНО» на заседании ШМО _______\_____________ Протокол №_____ от 31.08.2021г | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ___________ /Н.В. Цапаева/ «01» сентября 2021г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МАОУ СОШ № 28 __________ /К.Б.Кузнецов/ Приказ № 311 от 01.09.2021г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
кружок «Будь здоров»
для учащихся 3А класса
направление: спортивно-оздоровительное
возраст учащихся 8-10 лет
срок реализации: 1 год
Руководитель:
Галкина Елена Викторовна,
Учитель начальных классов
2021-2022 уч. г.
Пояснительная записка
Здоровье современных школьников – серьёзная национальная проблема. На состояние здоровья ребёнка влияют многие факторы. Это и малоподвижный образ жизни, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни, неблагополучная экологическая ситуация, и организация учебного процесса.
Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что первый скачок в увеличении числа детей, страдающих хроническими заболеваниями, по наблюдениям учёных, происходит в возрасте 7-10 лет. В этом возрасте ученики чаще подвержены болезням органов дыхания, расстройства обмена веществ, нарушению осанки. Поэтому учитель должен строить процесс обучения и воспитания с учётом возраста, пола, специфики развития организма, физиологических и психических процессов, использовать информацию по сохранению и укреплению здоровья в своей педагогической деятельности.
В младшем школьном возрасте должны закладываться основные навыки по формированию здорового образа жизни. Если ребёнок физически здоров, то он может успешно учиться в школе и справляться со всеми делами дома. Если ребёнок душевно здоров, то он обычно нравится самому себе таким, каков он есть, он удовлетворён своими достижениями и может делать выводы из своих ошибок. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать здоровые отношения с другими людьми, он уважает их права, умеет оказывать помощь людям и способен сам принять её, умеет выразить свои нужды и потребности так, чтобы они стали понятны окружающим. Только здоровый человек способен активно жить, успешно преодолевать трудности в учении. Большую помощь в этом окажут уроки здоровья.
Они направлены на формирование основ культуры здоровья детей, обеспечивают двигательную активность учащихся, знакомят их с рациональным питанием, помогают сплотить классный коллектив, приводят к улучшению психоэмоционального состояния школьников, к изменению отношения к себе и собственному здоровью, воспитывают гигиеническую культуру, привычку к занятиям физкультурой и спортом.
Программа уроков здоровья по внеурочной деятельности составлена на основе программы уроков здоровья «Будем здоровы!» (автор-составитель Н.К.Шумилова, 2008г.)
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников на основе культурологического и личностно-ориентированного подходов.
Цель данной программы – формирование культуры здоровья обучающихся начальной школы.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
- познакомить обучающихся с основными составляющими здорового образа жизни;
- обучить способам сохранения здоровья;
-способствовать формированию привычки выполнения физических упражнений, укрепляющих здоровье;
- развивать культуру двигательной активности;
- воспитывать нравственную культуру учащихся.
Цель и задачи программы уроков здоровья «Будь здоров!» по спортивно- оздоровительному направлению соответствуют требованиям ФГОС, а также целям и задачам основной образовательной программы МАОУ СОШ № № 28.
Целью реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Уроки здоровья проводятся по следующей структуре:
- Приветствие, разминка.
- Основная часть.
3. Заключительная часть.
4. Рефлексия.
Программа «Будь здоров!» тесно связана с такими учебными дисциплинами как окружающий мир, литературное чтение, физическая культура, технология, изобразительное искусство. Уроки здоровья не являются обособленным (изолированным) звеном в системе формирования навыков здорового образа жизни, а дополняют и расширяют знания, приобретённые детьми на уроках окружающего мира, и развивают двигательные навыки, полученные на уроках физической культуры.
Таблица
Связь содержания программы с учебными предметами
Учебная деятельность (базовые предметы) | Внеурочная деятельность |
Окружающий мир (УМК «Школа России»). Что такое здоровье. Твои помощники – органы чувств. Правила гигиены. О режиме дня. Правила поведения. Здоровая пища. Почему нужно правильно питаться. Почему нужно быть осторожным. Можно ли изменить себя? Если хочешь быть здоров, закаляйся! Какое бывает настроение. | Мы в Чистюлькине. Умывание и купание. Наши органы. Как научиться соблюдать режим дня. Соблюдаешь режим – бережешь здоровье. Посеешь привычку – пожнешь характер. Зачем человек питается. В гостях у витаминов. Режим питания. Правила поведения за столом. Здоровое питание – отличное настроение. Как правильно вести себя с незнакомыми людьми. Почему мы говорим неправду. Полезные и вредные привычки. Опасность в нашем доме. Правила безопасного поведения на улице. В транспорте. Тренинг безопасного поведения. |
Литературное чтение (УМК «Школа России»). Народная мудрость (малые фольклорные жанры). Сказки народные и авторские. | Разыгрывание сценок, подбор пословиц и поговорок, подбор и сочинение загадок, сказок. |
Физическая культура Комплексы утренней гимнастики. Подвижные игры. | Здоровье в порядке – спасибо зарядке. Игры. Спортивные путешествия. Спортивные эстафеты. Весёлые старты. Со спортом дружить – здоровым быть. Мы – спортивные ребята. |
Технология Что выращивают в доме и возле дома. Технология выращивания растений. Технологические операции. | Здоровье – овощи, ягоды, фрукты. Здоровая пища для всей семьи. Лепка овощей, фруктов. |
Изобразительное искусство Реальность и фантазия | Конкурсы рисунков. |
Для проведения уроков здоровья необходимы: помещение (это может быть классная комната), спортивный зал, спортивная площадка, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям. На уроках используется наглядность, для ряда занятий разработана видеопрезентация. Время использования компьютера и проектора не превышает допустимые санитарные нормы.
Работая по программе внеурочной деятельности, педагог может внести изменения и реализовать свои творческие идеи. Для более эффективного проведения занятий учитель начальных классов может привлекать к этой работе школьного медицинского работника, педагога, психолога, родителей, имеющих медицинское образование.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, которые соответствуют возрастным возможностям младшего школьника.
Форма организации работы обучающихся по программе в основном – коллективная, а также используются групповая и индивидуальная формы работы. Методы обучения, используемые при проведении теоретических занятий: беседа, демонстрация видеопрезентаций, игры, викторины. Методами проведения практических занятий являются: экскурсии, творческие конкурсы, спортивные соревнования, путешествия, тренинги, заочные путешествия, проектная деятельность и т.п. 80 % занятий проходят в активной форме.
Программа внеурочной деятельности «Будем здоровы!» предназначена для обучающихся 3-х классов. Данная программа рассчитана на 34ч (1 ч в неделю). Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Будем здоровы!» состоит из 6-ти разделов:
- «Уроки Мойдодыра». Обучающиеся знакомятся с правилами личной гигиены.
- «Как живёт наш организм». Обучающиеся изучают особенности строения организма человека и его органов.
- «Правильное питание – залог здоровья». Обучающиеся знакомятся с правилами здорового питания.
- «Растём здоровыми». Обучающиеся изучают влияние здорового образа жизни на организм человека.
- «Сам себе я помогу и здоровье сберегу». У обучающихся развиваются навыки безопасного поведения.
- «Движение-это жизнь». У обучающихся развивается двигательная активность, формируется осознанная мотивация к занятиям физической культурой.
Содержание программы способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, применению знаний о здоровом образе жизни на практике.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
В процессе обучения по программе «Будем здоровы!» у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.
- личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные;
- предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
У учащихся будут сформированы личностные УУД:
- различать основные нравственно-этические понятия;
- применять правила культурного поведения в обществе;
- соотносить поступок с моральной нормой (в школе, дома, в социуме);
- оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);
- применять навыки культурного поведения за столом;
- применять навыки личной гигиены;
- бережное и разумное отношение к своему здоровью;
- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом;
- сопереживать чувствам других людей;
- выражать положительное отношение к процессу познания о здоровом образе жизни;
- проявлять терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику.
У обучающихся будут сформированы регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности;
- контролировать своё поведение в школе, дома, в гостях;
- планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций;
- организовывать подвижные игры со сверстниками;
- следить за чистотой и аккуратностью в одежде;
- использовать способы повышения работоспособности;
- корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок;
- проводить комплексы утренней зарядки, физминуток;
- определять последовательность действий при составлении режима дня;
- проявлять заботу о своём здоровье, ухаживать за своим организмом;
- правильно распределять время на работу и отдых;
- снимать утомление;
- оценивать результаты деятельности (чужой, своей).
У обучающихся будут сформированы познавательные УУД:
- выявлять особенности (качества, признаки) различных объектов в процессе их рассматривания(наблюдения);
- анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты;
- определять значимость здорового образа жизни, двигательной активности;
- иметь представление о том, как работают органы человека и зачем они нужны;
- определять факторы окружающей среды, влияющих на здоровье;
- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения поставленной задачи;
- знать негативное влияние вредных привычек на организм человека;
- выполнять упражнения для развития физических навыков;
- различать «полезные» и «вредные» продукты;
- проверять информацию о здоровье, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
- определять назначение физических упражнений;
- отличать подвижные игры от спортивных;
- презентовать подготовленную информацию о здоровье в наглядном и вербальном виде;
- знать, как и для чего необходимо питаться;
- определять признаки рационального питания;
- применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
- сравнивать различные объекты;
- приводить доказательно примеры здорового образа жизни;
- устанавливать причинно-следственные связи между объектами;
- определять последовательность упражнений при составлении комплекса утренней зарядки;
- выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать свой выбор.
У обучающихся будут сформированы коммуникативные УУД:
- оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
- слушать и понимать речь других;
- стремиться к взаимопониманию между людьми;
- применять навыки делового сотрудничества, работая в паре, группе;
- работать в команде;
- распределять роли в игре, в спектакле, инсценировке;
- составлять устные небольшие монологические высказывания.
Программа внеурочной деятельности «Будем здоровы!» предполагает обучение на двух основных уровнях: первый – информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй – поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Контроль и оценка результатов освоения программы зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Оценка планируемых результатов освоения программы проводится во время проведения тренингов, практических занятий, игр-соревнований, викторин; использования тестовых материалов: «Оцени себя сам», «Оцени уровень своего физического развития», «Твоё здоровье», «Умеешь ли ты готовить уроки?», «Правильно ли вы питаетесь?» и др. Информационные, творческие проекты о здоровье, достижения учащихся оформляются в Портфолио учащегося начальной школы. Итоговые занятия по окончании каждого года обучения проводятся в форме праздников, представления выполненных обучающимися проектов, спортивных путешествий и эстафет.
Учебно-тематический план для обучающихся 3-го класса
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту | |
теория | практика | ||||
Уроки Мойдодыра-3ч | |||||
1 | В гостях у Гигиены | 1 | 06.09 | ||
2-3 | Где чистота, там здоровье! | 1 | 1 | 13.09 20.09 | |
Как живёт наш организм-5ч | |||||
4 | Скелет – наша опора | 1 | 27.09 | ||
5-6 | Ослепительная улыбка | 1 | 1 | 04.10 11.10 | |
7-8 | Как мы слышим | 1 | 1 | 18.10 25.10 | |
Правильное питание-залог здоровья-5ч | |||||
9 | Быть может еда, прибавляет года | 1 | 01.11 | ||
10-11 | Самые полезные продукты | 1 | 1 | 08.11 15.11 | |
12-13 | Стоит ли верить рекламе? | 1 | 1 | 22.11 29.11 | |
Растём здоровыми-7ч | |||||
14-15 | Как сохранить и укрепить своё здоровье | 1 | 1 | 06.12 13.12 | |
16-17 | Сезонные изменения в природе и их влияние на здоровье | 2 | 20.12 27.12 | ||
18-19 | Труд и отдых | 1 | 1 | 03.01 10.01 | |
20 | Здоровье – богатство на все времена | 1 | 17.01 | ||
Сам себе я помогу и здоровье себерегу-9ч | |||||
21-22 | Как организм защищает себя | 1 | 1 | 24.01 31.01 | |
23-25 | Первая помощь при травмах | 1 | 2 | 07.02 14.02 21.02 | |
26 | Опасность в нашем доме | 1 | 28.02 | ||
27-29 | Правила безопасного поведения на улице, в транспорте | 1 | 2 | 14.03 21.03 28.03 | |
Движение – это жизнь-5ч | |||||
30 | Спорт любить – здоровым быть | 1 | 04.04 | ||
31 | Народные игры | 1 | 11.04 | ||
32-33 | Быстрее, выше, сильнее | 2 | 18.04 25.04 | ||
34 | Эстафета Здоровячков | 1 | 16.05 |
Содержание программы 3-го класса
- Уроки Мойдодыра
Игра-путешествие «В гостях у Гигиены». «Где чистота, там здоровье!» (сценка «Волшебная щёточка», конкурс загадок, игра «Полезно-вредно»).
- Как живёт наш организм
«Скелет – наша опора» ( кроссворд «Скелет», упражнения для формирования правильной осанки). «Ослепительная улыбка»(игра «Найди верный ответ», конкурс рисунков о продуктах, полезных для зубов). Видеопрезентация «Как мы слышим». Как беречь орган слуха (экскурсия в медкабинет).
- Правильное питание-залог здоровья
«Быть может еда, прибавляет года»(блиц-опрос учащихся 2-х,4-х классов). «Самые полезные продукты» (соревнование «Собери корзинку», конкурс загадок о продуктах). «Стоит ли верить рекламе?» (видеопрезентация «Что нам рекламируют», составление рекламы полезных продуктов по группам и её представление)
- Растём здоровыми
Тренинг «Как сохранить и укрепить своё здоровье». «Сезонные изменения в природе и их влияние на здоровье» (игра-соревнование «Кто больше покажет»). «Труд и отдых»(беседа «Почему человеку необходимо отдыхать», тренинг «Как я отдыхаю». «Здоровье – богатство на все времена»(инсценировка сказки «В трёх соснах заблудились»).
- Сам себе я помогу и здоровье сберегу
«Как организм защищает себя» (экскурсия в медкабинат). «Первая помощь при ушибах и порезах» (практическое занятие). «Опасность в нашем доме» (практическое занятие «Если кто-то постучался…»). «Правила безопасного поведения на улице, в транспорте» (викторина «Как вести себя на улице. В транспорте», экскурсия по городу).
- Движение – это жизнь
Спортивная эстафета «Спорт любить – здоровым быть». Народные игры на спортплощадке. Игра-эстафета «Быстрее, выше, сильнее». Спортивное соревнование «Эстафета Здоровячков» в спортзале.
Список литературы
- Багрова, Н. Г. Губительная сигарета [Текст] : классный час / Н. Г. Багрова // ПедСовет. – 2006. - № 4. – С. 12-13.
- Багрова, Н. Г. Режим дня [Текст] : классный час / Н. Г. Багрова // ПедСовет. – 2007. - № 4. – С. 3-5.
- Дорофеева, Н. Путешествие в зелёную аптеку [Текст] : занятие по экологии / Н. Дорофеева // Воспитание школьников. – 2004. - № 5. – С. 67-71.
- Дереклеева, Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья (1-5 классы) [Текст] / Н. И. Дереклеева. – М. : ВАКО, 2007. – 152 с.
- Жук, Л. И. Ключи к здоровью [Текст] / Л. И. Жук. – Минск : Красико-Принт, 2007. – 128 с.
- Капецкая, Г. А. Берегите здоровье! [Текст] / Г. А. Капецкая // Последний звонок. – 2007. - № 10. – С. 4-5.
- Ковалько, В. И. Школа физкультминуток (1-4 классы) [Текст] : практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников / В. И. Ковалько. – М. : ВАКО, 2005. – 208 с.
- Криволап, Н.С. Здоровье на тарелке [Текст] / Н.С. Криволап, О.А. Хаткевич. – Минск : Красико-Принт, 2005. – 128 с.
- Кривош, Е. Н. Игра –путешествие «Откуда берутся грязнули?» [Текст] / Е. Н. Кривош // ПедСовет. – 2006. - № 10. – С. 12-14.
- Крылова, И. Н. Береги здоровье смолоду! [Текст] : устный журнал / И. Н. Крылова // Педсовет. – 2006. - № 10. – С. 8-10.
- Кузьмина, М. В. Увлекательное путешествие в мир здорового образа жизни [Текст] : театрализованное представление для учащихся 2-4 классов / М. В. Кузьмина // ПедСовет. – 2007. - № 4. – С. 14-16.
- Лисина, Н. В. Зубы и уход за ними [Текст] / Н. В. Лисина // Начальная школа. – 2004. - № 8. – С. 56-58.
- Милейко, В. Ф. Игры и упражнения для укрепления здоровья детей [Текст] \ В. Ф. Милейко // ПедСовет. – 2006. - № 4. – С. 3-5.
- Обухова, Л. А. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы) [Текст] / Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина, О. Е. Жиренко. – М. : ВАКО, 2007. – 288 с.
- Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов; под. общ. ред. Л. И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М. : Оникс 21 век, 2003. – 896 с.
- Ротенберг, Р. Расти здоровым [Текст] : детская энциклопедия здоровья / Р. Ротенберг. – М. : Физкультура и спорт, 1992. – 592 с.
- Сергеева, Т. В. Ослепительная улыбка на всю жизнь [Текст] : внеклассное занятие для учащихся 2 класса / Т. В. Сергеева // ПедСовет. – 2006. - № 4. – С. 14-15.
- Ситник, И. А. Вредным привычкам – нет! [Текст] / И. А. Ситник // Последний звонок. – 2007. - № 10. – С. 14-15.
- Стрменьова, И. Я – человек, ты – человек [Текст] : научно-художественная литература / И. Стрменьова. – М. : Детская литература, 1991. – 47 с.
- Татабарина, Т. И. И учёба, и игра: природоведение [Текст] : популярное пособие для родителей и педагогов / Т. И. Татарбарина, Е. И. Соколова. – Ярославль : Академия развития, 2006. – 240 с.
- Титов, С. В. День приветствий [Текст] / С. В. Титов // ПедСовет. – 2008. - № 2. – С. 3-7.
- Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] – Режим доступа: http//www.edu.ru.
- Феоктистова, В. Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии [Текст] : опыт работы методического объединения учителей начальных классов / В. Ф. Феоктистова. – Волгоград : Учитель, 2008. – 121 с.
- Яковлева, Е. Н. Дни здоровья [Текст] / Е. Н. Яковлева // Последний звонок. – 2007. - № 10. – С. 13.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир и ОБЖ. (А.А.Плешаков) Класс: 2 Учитель: Мифтахова Э.Г Тема: «Если хочешь быть здоров».
Цель: знать о том, что здоровье включает в себе двигательную активность, правила личной гигиены и гигиены питания, о необходимости закаливания организма....
Если хочешь быть здоров, закаляйся!
Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе, УМК "Начальная школа ХХI века"....
Если хочешь быть здоров
Разговор идет о том, как сохранить свое здоровье, укрепить и улучшить его....
Если хочешь быть здоров
Разговор идет о том, как сохранить свое здоровье, укрепить и улучшить его....
Если хочешь быть здоров...(презентация)
Наши помощники для сохранения и укрепления здоровья...
Памятка-буклет "Если хочешь быть здоров"
Памятка содержит программу здоровья и правила здорового образа жизни. Для сохранения здоровья - пять простых, но действенных правил здоровья для детей и взрослых....
Классный час для начальной школы "Счастлив потому что здоров. Здоров потому что счастлив.
Классный час для начальной школы "Счастлив потому что здоров. Здоров потому что счастлив....