Система оценивания образовательных достижений
статья
Оценочную деятельность учителя строю на следующих принципах:
- оценивание является постоянным процессом
- оценивание может быть только критериальным; основными критериями оценивания выступают планируемые результаты
- критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и обучающимся; они могут вырабатываться ими совместно.
- оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности обучающегося и процесс их формирования, но не личные качества ребёнка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_otsenivaniya_obrazovatelnyh_dostizheniy_iz_opyta_raboty.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценивания образовательных достижений (из опыта работы)
С введением стандартов второго поколения меняется и подход к анализу и оценке результативности образовательного процесса.
Изучив соответствующую литературу, я для себя выделила следующее:
- к основным результатам начального образования стандарт относит:
формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний;
воспитание основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования)
- особенность – уровневый подход к представлению планируемых результатов, т.е. за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки формируется сегодня оценка, а необходимый для продолжения образования и реально достижимый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений.
Оценочную деятельность учителя строю на следующих принципах:
- оценивание является постоянным процессом
- оценивание может быть только критериальным; основными критериями оценивания выступают планируемые результаты
- критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и обучающимся; они могут вырабатываться ими совместно.
- оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности обучающегося и процесс их формирования, но не личные качества ребёнка
- система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно – оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке
В систему оценки включаются:
- внешняя оценка
- внутренняя оценка
- самооценка обучающихся
Оценить – значит выделить результат деятельности, представить предстоящий ход или восстановить ход законченной деятельности, соотнести с целью.
В качестве объекта оценивания выступают образовательные достижения обучающихся, определенные в требованиях к освоению образовательных программ.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий, включаемых в три следующих основных блока:
самоопределение
смыслообразование
морально – этическая ориентация
Основное содержание оценки личностных результатов строю вокруг оценки:
сформированности внутренней позиции школьника, которая находит отражение в эмоционально – положительном отношении ученика к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности - уроки. познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, в характере учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
сформированности основ гражданской идентичности - чувство гордости за свою Родину, знание знаменательных для своего Отечества исторических событий, любовь к родному краю и малой родине, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и способности к пониманию чувств других людей и сопереживанию им;
сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
знания моральных норм и сформированности морально – этических суждений - способности к решению моральных проблем, способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения, нарушения моральной нормы
Личностные результаты выпускников начальной школы в полном соответствии с требованиями стандартов не подлежат итоговой оценке.
В своей работе использую следующие типовые задачи для оценки сформированности личностных УУД:
Типовые задачи для оценки сформированности УУД
Оцениваемые УУД | Форма (ситуация оценивания) | Метод оценивания | Методика |
- действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения | Фронтальный письменный опрос | Учащимся предлагается инструкция | «Кто я?» (модификация методики Куна) |
- личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности | Фронтальный письменный опрос | Учащимся предлагается в свободной форме письменно ответить на вопросы опросника | Рефлексивная самооценка учебной деятельности |
- действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся | Опросник для учителя | Учителю предъявляется шкала с инструкцией | «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» |
- действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося | Опросник | Учащимся предлагается инструкция | Опросник мотивации |
- личностное действие самооценивания (самоопределения), регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности | Фронтальный письменный опрос | Учащимся предлагается в свободной форме письменно ответить на вопросы опросника | Методика выявления характера атрибуции успеха/ неуспеха. |
- действия нравственно-этического оценивания, уровень моральной децентрации как координации нескольких норм | Индивидуальное обследование ребенка | Беседа | Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж.Пиаже) |
- действия нравственно-этического оценивания | Индивидуальное обследование ребенка | Беседа | Моральная дилемма ( норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами) |
- выделение морального содержания действий и ситуаций | Фронтальное анкетирование | Ученикам предъявляется шкала с инструкцией | Анкета «Оцени поступок» |
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, относящихся к содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью и составляют основу для продолжения обучения. Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться, т.е. той совокупности способов действий, которая и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Использую следующие методики оценивания:
комплексные контрольные работы на основе работы с текстом
практические работы
анализирующее наблюдение
самооценку и взаимооценку
портфолио
проектные задачи (авторские Воронцова А.Б. и разработанные МО учителей начальных классов нашей гимназии)
Для проведения диагностики использую следующие инструменты:
специально сконструированные диагностические задачи
стандартизированные итоговые работы
проверочные задания по предметам
итоговые комплексные работы (авторы Логинова О.Б., Яковлева С.Г.)
листы самооценивания
Примеры заданий:
Планируемый результат: классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные / побудительные / вопросительные предложения. Задание базового уровня: найди побудительное предложение. Обведи номер ответа.
Какая сегодня прекрасная погода! 3) Попробуй записать свои впечатления.
Как ты можешь читать в такой темноте? 4) До чего же красивы наши берёзовые рощи!
Образец правильного ответа: 3) Попробуй записать свои впечатления.
Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ.
Задание повышенного уровня: Придумай и запиши вопросительное предложение.
Ответ: ____________________________________________
Образец правильного ответа: записано вопросительное предложение.
Критерий достижения планируемого результата: записанное предложение является вопросительным.
В своей работе использую контрольно-измерительные материалы с готовыми для работы пособиями для начальной школы, включающими в себя такие работы, как: комбинированные, творческие задания для дифференцированного тематического контроля знаний, умений и навыков учащихся, проверочные и итоговые тесты, контрольно-тренировочные задания, тесты и контрольные работы по основным темам курса учебных предметов в школе.
Анализ педагогической деятельности помог мне определить методическую проблему: «Как диагностировать процесс обучения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии? Как своевременно корректировать?»
Я пришла к выводу, что одним из путей решения этой проблемы является формирующее оценивание. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении обучающимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
Цель формирующей оценки – способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого ученика.
Принципы формирующего оценивания:
разработка критериев оценивания на основе поставленных учебных целей
отсутствие открытого и скрытого сравнения результатов разных учащихся
участие самих обучающихся в оценивании
процессный характер оценивания: оцениваются не только продукты учебной деятельности, но и процесс обучения
использование электронных инструментов для оценивания
документирование достижений учащихся.
Возможная архитектура применения «формирующего оценивания» в начальной школе:
•Стартовая диагностика - определение уровня каждого учащегося.
• Наблюдения, консультации с родителями о прогрессе ребёнка через 2 недели.
• Диагностическое обследование с целью выявления пробелов в знаниях, с последующей корректировкой (через 4 недели).
• Заключительное оценивание через 8 недель.
Формирующая оценка – «обратная связь» для обучающихся, позволяющая им уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов.
Поэтому наиболее эффективное время для оценивания и налаживания обратной связи – это период до начала тестовых проверок. Например, как можно получить представление об уровне усвоения нового учебного материала? Можно воспользоваться инструментом «Билет на выход». В конце урока дети прикрепляют к доске стикеры, на которых написано: «Что я понял?», «Что я не понял?» И: «Какой вопрос мне хотелось бы задать?» Если учитель осмыслит эти тексты, то, придя завтра на урок, он будет знать, какая проблема есть у конкретного ученика, какие вопросы еще не поняты никем, а на чем уже не стоит задерживаться. В качестве инструментов оценивания использую оценочных листов, формы самооценки и взаимооценки.
Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):
1 . Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате? (Учимся вспоминать цель)
2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? (Учимся сравнивать результат с целью)
3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём? Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо получить эталон правильного решения задачи и сравнить с ним своё решение; либо руководствоваться реакцией учителя и класса на собственное решение – исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ. (Учимся находить и признавать ошибки)
4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)? (Учимся оценивать процесс)
В дальнейшем к алгоритму добавляются новые вопросы: «Как мы различаем отметки и оценки?», «Какую себе поставишь отметку?» и т.д.
Где найти время для развития умения самооценки?
1-й шаг. Выбрать урок, на котором будет использован только МИНИМУМ содержания учебного материала. Время, отводимое на весь материал, использовать на выработку у учеников умения самооценки.
2-й шаг. Проектируя данный урок, выбрать этап (проверка изученного или изучение нового) для использования алгоритма самооценки.
3-й шаг. Выбрать простое задание, после выполнения которого одному из учеников будет предложено публично оценить свой результат по алгоритму самооценки (опорный сигнал).
Как обучить детей порядку самооценки?
1-й шаг. Выбрать для публичной самооценки результатов своей работы наиболее подготовленного ученика (чтобы первое применение алгоритма осуществлялось на успешном результате).
2-й шаг: После предъявления решения (устный ответ, запись на доске и т.п.) предложить ученику самому оценить результат своей работы. Предупредить, что в начале в этом будет помогать учитель: задавать ученику вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал): «Задание?», «Результат?», «Правильно?», «Сам?». Ученик даёт ответы, учитель поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки. Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценивание. Необходимо активизировать их внимание вопросами: «Какой шаг по оценке работы мы уже сделали?» и т.п.
3-й шаг. На следующих уроках самооценка по алгоритму проводится по очереди всеми учениками класса (достаточно 1-2 эпизодов на один урок, главное, чтобы они происходили на каждом уроке).
4-й шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорный сигнал, задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Помимо диалога, самооценка может проводиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает своё решение.
5-й шаг. Когда ученики начинают проводить оценивание, не глядя на опорный сигнал, учитель может убрать его и использовать, только если у кого-то возникают затруднения.
Типичная оценочная методика при формирующем оценивании:
• Проверка уровня знания – даётся задание на простое применение изученного правила.
• Проверка уровня понимания – даётся задание, для которого требуется применение анализа и глубокое понимание материала.
• Проверка умения практического применения полученных знаний – учащимся предлагается задание, в котором требуется практическое применение изученного материала в знакомой жизненной ситуации.
Формирующее оценивание позволяет учителю:
- четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
- сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности;
- может помогать учиться на ошибках;
- может помогать понять, что важно;
- может помогать понять, что у них получается;
- может помогать обнаруживать, что они не знают;
- может помогать обнаруживать, что они не умеют делать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система оценивания образовательных достижений обучающихся. Итоговая оценка за ступень начальной школы.
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:1. ...
Новые подходы к системе оценивания образовательных достижений обучающихся на начальной ступени обучения в рамках перехода на ФГОС НОО
Статья посвящена подходам в системе оценивания учащихся....
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Система оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов "Отметка"."
Презентация была создана для выступления на педагогическом совете в ноябре 2014г. Данный материал объясняет систему оценивания устных и письменных работ учащихся начальных классов, утвержденную на мет...
Система оценивания образовательных достижений
Система оценивания образовательных достижений: оценка достижений и критерии оценки планируемых результатов в начальной школе...
Система оценивания образовательных достижений
Система оценивания образовательных достижений....
Система оценивания образовательных достижений
Система оценивания образовательных достиженийСтруктура системы оценкиОценивание духовно-нравственного развития и воспитания – личностных результатов Оценивание формирования учебных универса...
Система оценивания образовательных достижений
Оценивание является постоянным процессом в образовании детей.В зависимости от этапа обучения я использую диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, ...