Проектная деятельность
статья (3 класс)
Предварительный просмотр:
ОТЧЕТ О СИСТЕМЕ РАБОТЫ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРОЕКТНЫХ
МЕТОДИК И ТЕХНОЛОГИЙ
Метод проектов – это учебно-познавательные приемы, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся, позволяющих получить продукт с заданными свойствами, с обязательной презентацией этих результатов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая- либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.
В своей работе в начальных классах я использую различные виды проектов. Учащиеся первых и вторых классов еще только усваивают особенности работы над проектами, овладевают элементарными знаниями. Тематику проектов мы всегда определяем с целью углубить знания отдельных ребят по предмету. Например, во втором классе при работе с непроверяемыми орфограммами в корнях слов мы разрабатывали проект «Слово». Цель проекта: запомнить орфографическое написание, лексическое значение словарных слов. Сначала работа идет на уроке, затем продолжается дома. Последовательность работы определяется готовым планом:
- Запиши слово. 2. Поставь ударение. 3. Определи количество звуков, букв и слогов.4. Отметь орфограмму. 5.Найди значение слова в Толковом словаре.5. Составь предложение.6. Подбери родственные слова. 7.Найди пословицы, поговорки и стихотворения со словом. Проект носит индивидуальный характер и предполагает самостоятельное исследование. Темы проектов: «Крылатые слова» и «Тайны корня».
Чаще темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету. В пример можно привести исследовательскую работу по окружающему миру «Как снежинка появляется?» группы учащихся 1 класса, в котором надо наблюдать за течением опытов с водой, делать выводы, придумать и сделать снежинки из бумаги. А вот вырастить кристаллы дети не смогли, поэтому обратились мы к учителю химии. Одним словом, пришлось привлечь данные из разных области знаний. Дети искали материал в дополнительной литературе, проводили опрос в своих семьях и среди учащихся своего класса.
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проекта состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта. Исследование – поиск истины, а проектирование – решение определенной задачи. Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности.
Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:
- наличие проблемы и гипотезы, требующей исследовательского поиска ее подтверждения;
- практическую, теоретическую, познавательную значимость результатов;
- самостоятельную деятельность ученика;
- поэтапного достижения результатов проекта;
- оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.
Таким образом, исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - это творческая деятельность. Причем, проект может быть формой оформления результатов исследования. В итоге, мы используем оба метода, так как они близки по целям, задачам, методам, формам и часто выступают в совокупности.
Проектную деятельность мы проводили, исходя из того, что мои ученики, начиная с первого класса, вместе с мной и с родителями, выполняют собственный проект, решая какую-либо исследовательскую задачу. Включаясь таким образом в активную деятельность, учащиеся овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, работают над различными проектами, учатся взаимодействовать в парах и группах, общаться между собой, договариваться, распределять роли, задания, что необходимо для развития универсальных учебных действий.
В основе и метода проектов и метода исследований лежат:
- развитие познавательных умений и навыков учащихся;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- умение самостоятельно конструировать свои знания;
- умение интегрировать знания из различных областей наук.
В четвертом классе учащиеся приняли участие в коллективной исследовательской работе «Целебные травы». Эта работа предполагала изучение трав своего края и их целебных свойств, а также создание собственного альбома «Сила целебных трав». Работа состояла из пяти этапов:
- подготовительного;
- теоретического;
- технологического;
- анкетирования и анализа;
- заключение и выводы.
Работа началась в мае в конце учебного года, продолжалась в следующем учебном году с сентября по февраль и закончилась защитой проектов в апреле.
Для меня важно развить кругозор и лексический запас детей, познакомить с самыми простыми общеукрепляющими травяными сборами. Здесь применялись методы наблюдения, опроса и общения со взрослыми людьми. А для учащихся было важно узнать, что кроме лекарственных препаратов существуют лечебные травы и сборы. Они щадяще действуют на организм, но применять их нужно только по назначению врача. Работа над проектом сплотила класс, позволила получить удовольствие от общения в процессе опроса и создания рисунков для альбома «Сила целебных трав». А при проведении классного часа дети пили собственноручно заваренный чай с чебрецом, аромат от которого запомнился надолго. Свой проект учащиеся презентовали во время посещения питомника хаски «DogWinter»: рассказали о полезном действии местных трав, а работники питомника расширили знания учащихся и родителей о том, какие уникальные продукты разрабатывают ученые-медики из естественных трав. Дети получили дополнительные знания и эмоциональное удовлетворение, когда их угостили замечательным травяным каюрским чаем.
Необходимо отметить, что данная технология признана многими моими коллегами, как дополнение к другим видам обучения.
Учитель Басова Е.А.
Директор МОУ «СОШ №9» Родионова С.Ф.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании
Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....
Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.
Выступление на семинаре с опорой на презентацию....
Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу
Метод проектов создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности, осознанной, значимой деятельности учащихся и, как следствие, у ребен...
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....
Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....
«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся
laquo;Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...
Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"
Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...