"Финансовая грамотность" 2-3 класс
рабочая программа (2, 3 класс)

Лебедева Евгения Александровна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая гамотность" 2-3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_finansovoy_gramotnosti_2-3_klass.docx39.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Покровская средняя общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ

Приказом МОУ

«Покровская СОШ»

от_________пр.№______

Директор школы

О.А.Малышева_________

Рабочая программа

По внеурочной деятельности

 «Финансовая грамотность»

ФГОС НОО

2-3 классы

На 2022-2023 учебный год

Воспитателя ГПД

Лебедевой Евгении Александровны

д. Покровское.

2022 г.

Пояснительная записка.

        Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»  разработана на основании ряда нормативных документов:

1.Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг.»

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71675558/

Проект «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности 2017-2023 гг.»

План мероприятий («дорожная карта») реализации второго этапа Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы (на период 2021-2023 годов) (утвержден 28.07.2021 Министром финансов Российской Федерации А.Г. Силуановым и Председателем Центрального банка Российской Федерации Э.С. Набиуллиной)

https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=134011-plan_meropriyatii_dorozhnaya_karta_ryealizatsii_vtorogo_etapa_strategii_povysheniya_finansovoi_gramotnosti_v_rossiiskoi_federatsii_na_2017-2023_gody_na_period_2021-2023_godov

2.Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по уровням образования

https://fgos.ru/

3.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ ((с изменениями на 30 декабря 2021 года), (редакция, действующая с 1 марта 2022 года)) «Об образовании в Российской Федерации»

4.Проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» реализует ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/

5.Финансовая грамотность http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/finansovaya-gramotnost.php

6.Информационно-образовательная среда «Российская электронная школа», раздел функциональная грамотность https://fg.resh.edu.ru/

Актуальность

«Вопрос финансовой грамотности –

это вопрос финансового благополучия наших семей,

наших граждан, и это должно рассматриваться

как один из важнейших приоритетов

нашей социальной политики»

Антон Силуанов, министр финансов РФ

Президент РФ в послании Федеральному собранию выделил одну из важных задач, это повышение уровня жизни населения страны, борьба с бедностью. Одной из ключевых звеньев в решении этих задач являются образовательные и просветительские программы по повышению финансовой грамотности. В современном обществе большое внимание уделяется вопросу формирования у учащихся не просто знаний, как набора сведений о мире, а способности действовать в этом мире на благо общества, и самого себя.

Включение элементов финансовой грамотности в обязательную школьную программу является одной из задач реализации национальной стратегии по повышению финансовой грамотности в России.

Цели и задачи.

Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают:

  • воспитание ответственности в сфере потребления семейных ресурсов, ресурсов школы и общества;
  • развитие интереса в области экономических отношений в семье;
  • формирование опыта применения элементарных финансовых знаний и умений для решения простых вопросов в области экономики семьи, выполнении учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:

  • деньги, их история, виды, функции;
  • семейный бюджет.

Задачи:

  1. Сформировать у детей первичные представления о финансах, об истории возникновении денег.
  2. Научить младших школьников пользоваться финансовыми инструментами, понятиями.
  3. Развивать у детей логическое мышление, элементарные математические операции.
  4. Расширить образовательный кругозор школьников.
  5. Воспитать финансово-грамотного гражданина.

Психологические условия, создание которых необходимо для эффективного обучения финансовой грамотности

Важнейшим психологическим условием организации эффективного обучения на занятиях по финансовой грамотности является учет психологических особенностей обучающихся. Они определяются следующими факторами:

− возрастом и соответствующими особенностями восприятия мира, потребностями в его познании и коммуникации;

− особенностями семьи (состав, уровень образования родителей, характер взаимоотношений в семье);

− особенностями региона проживания.

Планируемые результаты

Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность» 

У обучающегося должны быть сформированы:

  • осознание себя как члена семьи и общества;
  • овладение начальными навыками адаптации в сфере финансовых отношений;
  • познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;
  •  осознание личной ответственности за свои поступки в финансовой сфере;
  •  ориентирование в нравственном содержании как собственных действий в области финансов, так и действий окружающих;
  • понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
  • понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости, между расходами на дополнительные нужды и «лишними» расходами;
  •  навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных финансовых ситуациях.

Ученик младших классов также получит возможность для формирования:

  •  понимания необходимости освоения основ финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
  •  положительной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;
  •  эмпатии как осознанного понимания чувств другого человека и сопереживания его эмоциональному состоянию, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия. 8

Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность» 

Познавательные:

  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления простой финансовой информации;
  •  использование логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
  •  построение рассуждений на финансовые темы, отнесение явления или объекта к изученным финансовым понятиям;
  •  использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем, для решения финансовых задач;
  •  владение элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера.

Ученик младших классов также получит возможность научиться:

  •  представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
  •  осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: формулировать проблему, разрабатывать замысел, находить пути его реализации, демонстрировать готовый продукт;
  •  осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные:

  • определение личных целей по изучению финансовой грамотности;
  •  постановка финансовых целей, умение составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;
  •  проявление познавательной и творческой инициативы в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
  •  выполнение пошагового контроля своих учебных действий, итоговый контроль и оценка результата;
  •  оценка правильности выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;  
  •  корректирование учебных действий после их выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;
  •  корректирование своих действий с учетом рекомендаций одноклассников, учителей, родителей;
  •  использование цифровой формы записи хода и результатов решения финансовой задачи.

Ученик младших классов также получит возможность научиться:

  •  преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
  •  проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;
  •  самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  •  самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.

Коммуникативные:

  • умение осознанно и произвольно создавать сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;
  •  умение слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  •  умение признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь своё мнение;
  •  умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку финансовых действий и решений;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
  •  умение осуществлять контроль и самоконтроль, адекватно оценивать собственное финансовое поведение и поведение окружающих.

Ученик младших классов также получит возможность научиться:

  •  учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;
  •  формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  •  оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.

 Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»: 

  • правильно использовать изученные предметные понятия (обмен, товар, деньги, покупка, продажа, сдача, бумажные и металлические деньги, валюта, виды денег, банк, банковская карта, доходы и расходы семьи, пособия, сбережения, семейный бюджет, банковский вклад);
  •  понимание причин обмена товарами и умение приводить примеры обмена;
  •  понимание проблем, возникающих при обмене товарами, и умение их объяснить;
  •  умение приводить примеры товарных денег;
  •  умение объяснять на простых примерах, что деньги – средство обмена, а не благо;
  •  понимание того, что деньги зарабатываются трудом;
  •  умение описывать виды и функции денег, объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;
  •  умение называть основные источники доходов семьи, приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
  •  умение называть основные направления расходов семьи, приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи, а также различать планируемые и непредвиденные расходы;
  •  умение считать доходы и расходы семьи, составлять семейный бюджет на условных примерах;
  •  умение объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
  •  понимание роли банков; умение объяснять, для чего делают вклады и берут кредиты;
  •  знание ситуаций, при которых государство выплачивает пособия, и умение приводить примеры пособий;
  •  умение объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.

Ученик младших классов также получит возможность научиться:

  •  распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);
  •  объяснять финансовую информацию, сравнивать и обобщать данные, полученные при проведении элементарного учебного исследования, делать выводы.

Учебно-тематический план

№ занятия

Тема занятия

Тип занятия

Кол-во

часов

1 часть

8

1

Что такое деньги.

Постановка проектной задачи

1

2

Откуда взялись деньги

Решение проектной задачи

1

3

Рассмотрим деньги поближе

Мини-исследование

1

4

Защита денег от подделок

Решение проектной задачи

1

5

Какие деньги были раньше в России

Решение проектной задачи

1

6

Современные деньги России и других стран

Решение проектной задачи

1

7

Учимся обращаться с деньгами

Занятие-игра

1

8

Что мы узнали о деньгах

Решение проектной задачи/Итоговое оценивание

1

2 часть

8

9

Откуда в семье берутся деньги

Постановка проектной задачи

1

10

На что тратятся деньги

Решение проектной задачи

1

11

Как с умом управлять своими деньгами

Решение проектной задачи

1

12

Как считать доходы и расходы семьи

Решение проектной задачи

1

13

Как делать сбережения

Решение проектной задачи, практическое занятие

1

14

Учимся делать сбережения

Занятие-игра

1

15

Учимся считать доходы и расходы семьи

Занятие-игра, практическое занятие

1

16

Что мы узнали о доходах и расходах семьи

Решение проектной задачи/итоговое оценивание

1

Итого:

16

Содержание курса.

Часть 1 (занятия 1–8) 

Содержание занятий 1–8 раскрывает тему «Что такое деньги и для чего они нужны».

Базовые понятия: обмен, товар, покупка, продажа, деньги, сдача, монеты, купюры (банкноты), виды денег, банк, банковская карта.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты: 

• понимать, что деньги – средство обмена, а не благо;

• осознавать ответственность за расходование денег.

Метапредметные результаты: 

• использовать различные способы поиска, сбора и представления информации об истории возникновения денег и их назначении в современной жизни людей;

• использовать логические действия сравнения различных видов денег;

• работать в малой группе (распределять обязанности, представлять результаты работы группы).

Предметные результаты

 Базовый уровень

Обучающийся научится:

• объяснять с помощью примеров значения предметных понятий (обмен, товар, покупка, продажа, деньги, сдача, бумажные и металлические деньги, валюта, наличные деньги, безналичные деньги, электронные деньги, банк, банкомат, банковская карта);

 • называть признаки денег;

• описывать ситуации, в которых используются деньги;

• приводить примеры обмена;

• приводить примеры товарных денег;

• называть отличия между монетами и бумажными деньгами;

• объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением;

• считать деньги;

• правильно считать сдачу;

• называть отличия между наличными и безналичными деньгами;

• решать задачи с элементарными денежными расчётами;

• составлять задачи с элементарными денежными расчётами.

Повышенный уровень

Обучающийся получит возможность научиться:

 • характеризовать товарные деньги;

• объяснять, для чего нужны деньги.

Часть 2 (занятия 9–16)

Содержание занятий 9–16 раскрывает тему «Что такое семейный бюджет».

Базовые понятия: доходы, регулярные и нерегулярные доходы, заработная плата, пособия, банковский вклад, кредит; расходы, обязательные и необязательные расходы, непредвиденные расходы, сбережения, виды сбережений.

Планируемые результаты обучения 

Личностные результаты: 

• понимать, что деньги зарабатываются трудом человека;

• понимать безграничность потребностей людей и ограниченность ресурсов (денег);

• понимать разницу между базовыми потребностями людей и их желаниями.

Метапредметные результаты: • использовать различные способы поиска, сбора и представления информации о доходах и расходах семейного бюджета, правилах его составления;

• использовать логические действия сравнения основных источников доходов семьи, основных направлений расходов семьи, сопоставления величины доходов и расходов в бюджете семьи;

• работать в малых группах (согласовывать общую цель, распределять обязанности, составлять план действий, оформлять и представлять результаты работы группы).

Предметные результаты: 

Базовый уровень

Обучающийся научится:

 • объяснять с помощью примеров значения предметных понятий (доходы, регулярные и нерегулярные доходы, заработная плата, пособия, пенсия, аренда, банковский вклад, кредит, расходы, обязательные и необязательные расходы, планируемые расходы, непредвиденные расходы, сбережения, виды сбережений, экономия);

• называть и приводить примеры основных источников доходов семьи;

 • приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов;

• называть и приводить примеры основных направлений расходов семьи;

 • приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;

• приводить примеры планируемых и непредвиденных расходов семьи;

• сравнивать покупки по степени необходимости (обязательные, необязательные, лишние);

• объяснять, как появляются долги и чем они опасны;

• считать доходы и расходы семьи;

• называть способы сокращения расходов и экономии;

 • называть способы увеличения доходов семьи;

• приводить примеры различных видов сбережений;

• объяснять, для чего делают вклады и берут кредиты в банке;

 • составлять бюджет семьи на простых условных примерах.

Повышенный уровень

Обучающийся получит возможность научиться обосновывать целесообразность приобретения желаемого блага в условиях ограниченности семейного бюджета.

Список литературы.

  1. Электронные учебно-методические комплекты по финансовой грамотности, разработанные в рамках проекта Минфина России. // https://vashifinancy.ru/books
  2. Минпросвещения России

https://edu.gov.ru/

http://government.ru/department/390/events/

  1. Минфин России

https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=134011-plan_meropriyatii_dorozhnaya_karta_ryealizatsii_vtorogo_etapa_strategii_povysheniya_finansovoi_gramotnosti_v_rossiiskoi_federatsii_na_2017-2023_gody_na_period_2021-2023_godov

  1. Корлюгова Ю. Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: 2-3 классы учебная программа. 2020 г. Издательство «ВАКО».
  2.  Корлюгова Ю. Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: 2-3 классы методические рекомендации для учителя. 2020 г. Издательство «ВАКО».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности

Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Финансовая грамотность» Направление: разумное финансовое поведение Уровень образования (класс):4 класс начальной школы (базовый)

Личностными результатами изучения данного курса являются:• осознание себя как члена семьи, общества и государства;• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений...

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток (на примере решения финансовых задач). Урок математики по формированию финансовой грамотности в 1 классе.

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток (на примере решения финансовых задач). Урок математики по формированию финансовой грамотности в 1 классе....

Конспект занятия по финансовой грамотности «Деловая игра “Финансовый театр”» (2 класс)

Цель урока: обобщение знаний обучающихся о понимании природы и происхождения денег, их роли в жизни человека и их разновидностей.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1....

Технологическая карта урока по финансовой грамотности "Как разумно делать покупки?" (УМК "Введение в финансовую грамотность", 1 класс)

Цель урока: формирование представления о финансовом поведении при совершении покупок у обучающихся.Задачи урока:Дидактические:сформировать знания о том, как разумно делать покупки в магазине;дать опре...

Технологическая карта урока по финансовой грамотности «Как разумно делать покупки?» (УМК «‎Введение в финансовую грамотность», 1 класс)

Цель урока: формирование представления о финансовом поведении при совершении покупок у обучающихся.  Задачи урока:Дидактические:1. Сформировать знания о том, как разумно делать покупки ...

Конспект урока по финансовой грамотности «Планируем расходы семьи» (2 класс, С.Н.Федин «Финансовая грамотность».)

Тип урока: «Открытия» новых знаний.Цель урока: формирование представлений о расходах семьи. Дидактические:1.Познакомить обучающихся с расходами и доходами, экономией;2.  Научить ...