План работы по выявлению и развитию одарённости детей 1-4 классов
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Одаренные дети - это наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.
Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности.
Одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_odarennye_deti.docx | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чекулинская основная школа Смоленского района Смоленской области
ПРИНЯТА решением на заседании педагогического совета Протокол № 1 « 31» августа 2021 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Чекулинской ОШ ______________/О.И. Трушина/ Приказ от «31» августа 2021 г № 116 - ОД |
План работы
по выявлению и развитию одарённости детей
1-4 классов
Учитель
Федорова Елена Викторовна
Цель: создание условий для развития обучающихся, одаренных в умственном отношении, творческом отношении;
повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей;
улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель – одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель, исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по - своему.
Задачи:
- развитие личности одарённых обучающихся;
- развитие творческой самостоятельности;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие рефлексивных умений.
Одаренные дети - это наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.
Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инциированным им самим формам деятельности.
Одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.
Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека).
1) Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.
2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д. может происходить «угасание признаков детской одаренности.
3) Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим – как отстающий в психическом развитии.
4) Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.
Необходимо учитывать то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.
Задачи развития:
- развитие личности одаренных обучающихся;
- развитие творческой самостоятельности;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие рефлексивных умений.
Формы работы с одарёнными детьми:
- кружки по интересам; внеурочная деятельность;
- конкурсы;
- участие в олимпиадах;
- исследовательская деятельность.
Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:
- с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);
- в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;
- какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; результативность деятельности с одаренными детьми.
Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инциированным им самим формам деятельности. Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.
На основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и по итогам диагностик были выявлены следующие категории одарённых детей:
- Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;
- Дети с признаками умственной одарённости в определённой области наук и конкретными способностями;
- Дети с высокими творческими (художественными) способностями;
- Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
План работы
№ | Содержание работы | Форма проведения | Срок |
1 | Изучение нормативных документов по организации работы с одарёнными детьми Планирование работы | Заседание МО школы | Сентябрь |
2. | Изучение интересов и наклонностей детей. Уточнение критериев одаренности по способностям детей, индивидуальные беседы. Составление банка данных одаренных детей. Мониторинг. | Анкетирование. Собеседование. Составление банка данных | Сентябрь - октябрь |
3 | Подбор материала для занятий (с усложнением), для индивидуальной работы и конкурсов. | В течение года | |
4 | Сбор и систематизация материалов. | Создание фонда теоретических и практических материалов и рекомендаций по работе с одарёнными детьми. | в течение года |
5 | Участие в конкурсах творческих работ разного уровня (школьных, районных, региональных, всероссийских) | В течение года | |
6 | Занятия во внеурочной деятельности, разных кружках по интересам. | В течение года | |
7 | Исследовательская деятельность. | В течение года | |
8 | Дополнительные занятия с одарёнными детьми, подготовка к презентации, интеллектуальным играм, конкурсам, консультации по возникшим проблемам | В течение года | |
9 | Проведение мероприятий по различным направлениям с одаренными детьми. | В течение года | |
10 | Регистрация детей и работа на образовательной платформе Учи.ру | В течение года | |
11 | Работа с родителями | В течение года | |
11 | Подведение итогов, мониторинг, планирование работы на следующий год | Анализ работы | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы выявления одарённых детей в начальных классах (из опыта работы)
В данной статье я описываю о способах выявления одарённых детей....
Выявление и развитие одарённости детей как фактор повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС.
Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё, чтобы...
Выявление и развитие одарённых детей
Сообщение по теме " Выявление и развитие одарённых детей"...
"Выявление и развитие одарённых детей"
Презентация на тему "Выявление и развитие одарённых детей"...
Организация работы по выявлению и развитию одарённых детей на этапе начального образования.
Статья-выступление на городском семинаре по теме "Организация работы по выявлению и развитию одарённых детей на этапе начального образования....
Предметная неделя в школе как форма работы по выявлению и развитию одарённых детей
Главной особенностью предметной недели является то, что она объединяет разные возрастные группы учащихся и создает условия для их совместной познавательной и творческой деятельности....
План работы по выявлению и развитию одарённости детей 1-4 классов
Цель: создание условий для развития обучающихся, одаренных в умственном отношении, творческом отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных спос...