Статья на тему «Развитие познавательного интереса младших школьников»
статья (1 класс)

Блинова Ольга Николаевна

В статье рассматриваются вопросы развития познавательного интереса младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему «Развитие познавательного интереса младших школьников»

Возрастные психологические особенности учеников начальной школы, их естественное любопытство, чувствительность, особое отношение к овладению новым, готовность воспринимать все, что дает учитель, создают благоприятные условия для формирования  их познавательного интереса. Школа занимает особое место в жизни ребенка и играет важную роль в судьбе каждого человека. Основная  работа, возлагающаяся на школу, заключается в том, чтобы подготовить школьников к независимости в постоянно изменяющемся обществе и дать им необходимые знания о нём и правильном отношении к жизни.  Задача современного обучения и воспитания - появление нового человека, готового к непредвиденным ситуациям, которые он сможет преодолеть.                                                                                                                                                      Формирование познавательного интереса – это усовершенствование приемов и методов, которые обеспечивают активную, самостоятельную теоретическую и практическую деятельность учеников на всех ступенях образовательного процесса. Действенность какого-либо метода определяется успешностью приобретения учащимися знаний, умений и навыков, а также формированием их познавательных способностей. Для формирования познавательного интереса учащихся целесообразно использовать разнообразные способы организации процесса обучения и воспитания. Прежде всего, это нестандартные формы организации урока. Основными переживаниями младшего школьника на уроках должны быть радость и интерес. Познавательный интерес определяют как необходимое и ключевое средство в обучении учащихся начальной школы. Без развития познавательного интереса у учащихся достижение цели обучения не только трудно в достижении, но и практически невозможно. Активное развитие интернет-технологий, медиа, игровой индустрии в значительной степени влияют на уровень развития познавательного интереса у младших школьников. Проблема развития и формирования познавательного интереса учащихся является одной из актуальных проблем современной педагогики. Познавательный интерес, теоретический интерес, познавательная активность являются достаточно сложными понятиями. В науке на сегодняшний день существует несколько подходов к их определению, что позволяет рассмотреть данные процессы с различных точек зрения. Интерес, как и познавательный интерес – не являются отдельными психическими процессами (в отличие от памяти, внимания или мышления), а сочетают в себе интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы.

Большой вклад в развитие исследуемой тематики внесли отечественные учёные (В.Б. Бондаревский, Ш.И. Ганелин, Э.А. Красновский, Г.И. Щукина и др.), которые обосновали влияние познавательного интереса на развитие самой личности, на познавательную активность и на результаты учебной деятельности, а также рассмотрели познавательный интерес как устойчивую черту личности школьника.

Познавательный интерес детей 7- 9 лет отличается непрочностью и слабой дифференцированностью. В данный период достаточно редко встречается глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета. К особенностям интересов младших школьников исследователи относят: подражательность (случайность возникновения); непостоянство, кратковременность; поверхностность (интересны только внешние факты, особенно яркие, необычайные, углубляться в суть – непривлекательно); близость к собственному жизненному опыту; разбросанность (ученик интересуется многими совершенно разными областями знаний, без всякой их связи); направленность на ближайший результат .

Познавательный интерес в процессе развития детей младшего школьного возраста выполняет различные функции: он выступает как средство активного и увлекающего ребенка обучения, как весомый мотив к интеллектуальному и длительному по времени протекания познавательной деятельности, как предпосылка успешного формирования готовности личности к дальнейшему обучению.

Развитие познавательного интереса происходит поэтапно: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Развитие познавательного интереса может происходить по двум направлениям: через содержание учебных предметов и через определённую организацию самой познавательной деятельности.

Среди наиболее распространённых методов и приёмов развития познавательного интереса выделяют следующие: создание ситуаций успеха, проектный метод, использование ИКТ, игровой метод, метод создания эмоционально-нравственной ситуации и др. Обобщая методы, изучаемые различными учёными-практиками, стоит отметить, что для развития познавательного интереса необходимо организовать следующие условия: самостоятельное выполнение задачи ребёнком, организация поиска решения задачи, проходящего через преодолимые трудности и приводящего к положительному результату; поощрение учителем промежуточных действий и создание ситуаций успеха.

Мы рассмотрели ведущие компоненты учебно-познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста, приводящие к развитию у них познавательной активности.

Первым компонентом являются мотивы учебно-познавательной деятельности. Они подразделяются на:

- познавательные мотивы выражают прямое отношение к познанию;

- социальные мотивы;

- моральные мотивы.

Вторым компонентом учебно-познавательной деятельности младших школьников в обозначенном направлении является учебная задача. В младшем школьном возрасте постановка учебной задачи имеет ярко выраженный учебно-познавательный характер, при этом используются задачи, как на усвоение знаний, так и задачи творческого, проблемного характера.

Следующим, третьим компонентом учебно-познавательной деятельности младших школьников является контроль за процессом и результатом усвоения. Контроль за собственными действиями вызывает существенные изменения в психике ребенка. Обучающиеся должны не только «слушать» указания, но и «слышать», то есть руководствоваться ими в своей деятельности.

Четвертым компонентом как одним из ведущих учебно-познавательной деятельности младших школьников является действие оценки и самооценки степени усвоения. Учащихся интересует не только процесс выполнения работы, но и результат. Сначала ребенка удовлетворяет факт получения результата, потом результат начинает сравниваться с требованиями .

В ходе изучения и анализа теоретического и методического материала, а также проведения экспериментальной работы в обозначенном направлении, мы пришли к заключению, что внедрение новых образовательных технологий, соответствующее обновление форм и методов работы на уроках окружающего мира является актуально и значимо на современном этапе образования. Педагогическая наука и образовательная практика доказали, что они являются важным фактором продуктивного изучения окружающего мира, лучшего восприятия естественнонаучного материала и создают предпосылки для повышения мотивации к его изучению. В школах должен осуществляться постоянный поиск, цель которого – найти новые формы и приемы, позволяющие объединить в цельный процесс работу по обучению, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах изучения окружающего мира.

Выбор методов, средств, технологий обучения окружающему миру в начальной школе должен опираться на требования к качеству современного образования, направленного на освоение предметных знаний; умение применять эти знания на практике (в контексте учебной дисциплины и в реальной жизненной ситуации); овладение междисциплинарными и коммуникативными умениями; овладение умениями работать с информацией, представленной в различном виде; сотрудничать и работать в группах, учиться и самосовершенствоваться, решать проблемы и др.; овладение информационными технологиями и их использование при решении различных задач.

Познавательная активность – сложное образование личности, которое формируется под воздействием самых различных факторов – субъективных (мотивация, любознательность, воля, усидчивость, прилежание и т.д.) и объективных (условия окружения, личность учителя, способы и приемы преподавания). Активизация познавательной деятельности предполагает некую стимуляцию, увеличение процесса познания.

В ходе экспериментальной работы мы пришли к выводу, что значительное место в системе развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира занимают педагогические условия, максимально использующие объективные возможности развития познавательной активности учащихся на основе ориентации на различные виды деятельности учащихся; преобладание в учебно-воспитательном процессе активных форм, методов и приемов; максимальное включение ученика в учебный диалог, предоставление ему возможности выбора своего «места» в совместной деятельности.

Все предметы в начальной школе по своему сложны и задача учителя развивать на уроке, во время внеклассной работы смекалку, сообразительность, познавательный интерес, любовь к предмету. Учебные занятия с использованием методик развития познавательного интереса и применения современных компьютерных технологий по сравнению с традиционной формой обучения имеет ряд преимуществ:

- повышается учебная мотивация, достигаются высокие результаты;

- ученики с интересом и творческой активностью относятся к учебным предметам;

- у школьников формируется активная позиция по отношению к себе и своему образованию .

Младший школьный возраст является периодом впитывания, накопления знаний об окружающем мире и отношении к нему человека. Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины мира. Именно в младшем школьном возрасте происходит становление познавательных интересов. Важно не упустить возможность развить познавательный интерес.

Психологами установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникает и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте. Далее темпы умственного развития учащихся замедляются, а интерес к учебе падает вследствие недостаточного внимания к развивающей стороне обучения.

Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Современный мир характеризуется быстрыми, сравнительно резкими изменениями в общественной жизни. Одной из ключевых ценностей становится творческое, нешаблонное поведение, характеризующееся оригинальным решением поставленных задач, быстрой адаптацией к условиям постоянно изменяющегося мира и появлению новых технологий, орудий труда.

Предложенные и апробированные в ходе экспериментальной работы формы, методы и приемы работы с учащимися базировались на том, что учебная деятельность идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности.

При организации работы по развитию познавательной активности младших школьников мы использовали различные формы и методы работы: активные и интерактивные методы и приемы, дидактические игры, творческо-поисковые упражнения, проблемные задания. Полученные на контрольном этапе результаты, указывающие на повышение в целом уровня сформированности познавательной активности учащихся по сравнению с результатами констатирующего этапа, свидетельствуют о продуктивности предложенных нами методических подходов в обозначенном направлении.

В педагогическом процессе следует применять такие методические приемы, которые бы активизировали как произвольное, так и непроизвольное внимание и способствовали лучшему запечатлению и усвоению школьных знаний.

- способы формирования самоконтроля и предварительное формирование интереса к предлагаемому заданию (проблемное обучение в дидактики) и др.
Выбор адекватных педагогических приемов для коррекции недостатков произвольного внимания младших школьников требует от учителя знания индивидуально-психологических особенностей ребенка и учета этих особенностей в педагогическом процессе .

Проблема активизации познавательного интереса всегда интересовала, интересует и будет интересовать педагогов и психологов, учителей, так как человек увлекающийся ориентирован на качественную работу, на достижение высоких результатов в труде. Также это отражается на здоровьесбережении: ребёнок совмещает полезное с приятным, учится достигать целей, которые поставил себе сам. В результате он избегает утомления, ощущает прилив энергии и удовлетворения от проделанной работы, что положительно сказывается на его физическом и психическом здоровье. Русская пословица гласит: «Здоров будешь – всё добудешь!» Здоровье, успехи, достижения, радость познания и созидательного труда помогают человеку ощущать себя счастливым!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта «Дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики»

Дидактические игры хорошо уживаются  с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным, создает у учащихся раб...

Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям.Воспитание экологической культуры и развитие познавательных интересов младших школьников.

Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям;Воспитание экологической культуры и развитие познавательных интересов младших школьников....

Статья "Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников"

Игра является основным видом деятельности ребенка, начиная практически от рождения. Именно она играет большую роль в формировании и развитии умственных, эмоциональных, физических и творческих способно...

Обобщение опыта работы по теме "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников"

Обобщение опыта работы по теме "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников"...

Выступление на ШМО по теме: «Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики».

Современные образовательные стандарты в начальной школе требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувст...

Статья "Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников"

Игра является основным видом деятельности ребенка, начиная практически от рождения. Именно она играет большую роль в формировании и развитии умственных, эмоциональных, физических и творческих способно...

Статья "Игра как средство развития познавательного интереса младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики"

Данная статья опубликована в сборнике материалов регионального круглого стола  "Эффективные практики коррекционно-развивающей помощи обучающихся с ОВЗ в системе общего и специального образов...