Рабочая программа курса "Проектная деятельность"
рабочая программа (3 класс)

Красноперова Людмила Николаевна

Программа курса "Проектная деятельноять" разработана для обучающихся 3 класса. Количество часов: 1 час в неделю, всего - 34 часа. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, включает планируемые результаты, содержание курса, тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_3_kl.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ярцевская средняя школа №10

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

 «Проектная деятельность»

Красноперова Л.Н.- высшая категория

1. Планируемые результаты освоения предмета.

Личностные

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том,»какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Метапредметные

Регулятивные:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • умение структурировать знания;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Предметные

Учащиеся будут:

Уметь извлекать пользу из опыта;

• организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;

• организовывать свои собственные приемы изучения;

• уметь решать проблемы;

• самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать:

• запрашивать различные базы данных;

• опрашивать окружение;

• консультироваться у эксперта;

• получать информацию;

• уметь работать с документами и классифицировать их.

Думать:

• организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;

• критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;

• уметь противостоять неуверенности и сложности;

• занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;

• видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;

• оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;

• уметь оценивать произведения искусства и литературы.

Сотрудничать:

• уметь сотрудничать и работать в группе;

• принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;

• уметь договариваться;

• уметь разрабатывать и выполнять контракты.

Приниматься за дело:

• включаться в проект;

• нести ответственность;

• входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;

• доказывать солидарность;

• уметь организовывать свою работу;

• уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Адаптироваться:

• уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;

• доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;

• показывать стойкость перед трудностями;

• уметь находить новые решения.

2. Содержание программы

Тема 1: «Введение»  (2ч)

Что такое технология проектного обучения? Значимость проектной технологии. Источники, из которых берется материал: книга, Интернет, информаторы, телевидение  и другие источники.  Требования к проекту. Выбор предполагаемых участников проекта.

Виды проектов. Этапы работы над проектом.

По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект.

По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

По содержанию: монопредметный, межпредметный, над предметный.

Классификация проектов по ведущим видам деятельности: учебные исследования (очень популярный); информационный (сбор и обработка информации); игровые (занятия в форме игры); творческие проекты, практико - ориентированные (практические).  Некоторые отличия проектной деятельности от традиционной учебной деятельности. 

 

Тема 2:   Проект «Правильное питание»” (7 ч)

Дети - это будущее России, их здоровье во многом зависит от правильного питания.

Показать на примере рассказов, сказок, стихов значимость правильного питания.

Провести анкету среди детей: «Как надо правильно питаться?». (Выдвинуть на обсуждение детей такие вопросы:  - какие фрукты и овощи необходимы человеку каждый день?- как правильно составить рацион полноценного завтрака, обеда, ужина? – какие витамины присутствуют в той или иной пище? – нужно ли в рацион человеческого питания включать супы, борщ, рыбу, мясо, молоко, творог, сыр, всевозможные каши (перловая, гречневая, ячневая, манная, геркулесовая)? – чем богат хлеб, из каких сортов пшеницы его делают? – что еще добавляют в хлеб?)

Провести конкурс поделок, газет, викторин, фотоконкурс о правильном питании.

Составить рацион недельного питания твоей семьи.

Создать стенд о правильном питании.

Украсить зал для презентации поделками, газетами,  фотографиями.

Провести презентацию проекта.

 

Тема 3: Проект  «Новогодняя елка»  (8 ч)

Провести беседу - путешествие: «Новогоднее дерево – елка».

Дать задание о сборе материала на тему: «Новогоднее дерево – елка» по следующим вопросам: - Откуда к нам пришла эта традиция – ставить хвойное  дерево и украшать его на новогодний праздник? (воспользоваться литературой, Интернетом, журналами и газетными публикациями  для расширения знаний и представлений детей в ходе подготовки  проекта.)  

Просмотр сказки: «Новогодние приключения Маши и Вити».

Провести тест: «Что я знаю о елке?» (вопросы, предложенные учителем: - почему мы, наряжаем елку?)

- какие украшения, вешали люди в далекой старине на елку?,

- какие новогодние традиции остались у нас, от далекой старины?,

- кто приходит к нам в гости на новогодний праздник?,

- как называют Деда Мороза,  в других странах? (Франции, Англии, Японии).

Найти наиболее популярные песни  и стихи о новогоднем празднике и выучить их наизусть. 

Устроить мастерскую по изготовлению новогодней открытки.

Устроить мастерскую по изготовлению «Эко Ёлочки».

Завершить проект защитой в виде новогоднего представления в классе своих работ и участием в школьном конкурсе. 

Тема 4:    Проект  “Природа в опасности” (8 ч)

        

    Провести беседы:

Вода  - источник жизни. Неживая природа. Вода и ее охрана. Значение воды. Загрязнение. Источники загрязнения. Вода, её признаки и свойства. Схема: исток, русло, устье.

Воздух и его охрана. Неживая природа. Воздух – условие жизни. Составляющие воздуха. Атмосфера, смог, «парниковый эффект». Охрана воздуха.

Растения - живые организмы. Растения лекари, хищники. Многообразие растений, их экологические особенности. Выращивание и уход за комнатными растениями. Охрана растений.

Мир животных. Исчезающие виды животных, причины. Знакомство с Чёрной книгой. Редкие животные. Знакомство с Красной книгой. Охрана животных.

Организм и среда обитания. Выявление на доступных примерах зависимости особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни.

Провести презентацию проекта "Жалобная книга Природы"

Написание письма от имени растения, животного, капельки, реки, пузырика, воздуха.

Тема5: Проект  “Памятники нашего города” (9 ч)

Провести экскурсию: “Памятники нашего города”

Провести заседание участников на тему: «Памятники нашего города» и организовать работу по сбору материала в библиотеках (школьной и городской), школьном музее, Интернете, газетных публикациях о героях нашего города, которым поставлены памятники.

Написать небольшое сообщение на тему: «Что я знаю об этом памятнике?»

Оформить фотоальбом (в альбом включить фотографии памятников нашего города, их описание, дать информацию, в каком году поставлен тот или иной памятник).

Оформить зал к защите проекта: “Памятники нашего города”

Провести презентацию проекта.

3. Тематическое планирование

п/п

Темы учебных занятий

Всего часов

Дата проведения

план

факт

Введение (2ч)

1

Значимость проектной деятельности. Источники, из которых берется материал. требования к проекту.

1

2

Выбор предполагаемых участников проекта. Виды проектов. Этапы работы над проектом.

1

Проект «Правильное питание»” (7 ч)

3

Чтение рассказов, сказок, стихов. Значимость правильного питания.

1

4

Анкетирование: «Как надо правильно питаться?».

1

5

Конкурс поделок, газет, викторин. Фотоконкурс о правильном питании.

1

6

Составление рациона недельного питания твоей семьи.

1

7

Создание стенда о правильном питании.

1

8

Украшение зала для презентации поделками, газетами,  фотографиями.

1

9

Презентация проекта.

1

Проект  «Новогодняя елка»  (8 ч)

10

Беседа - путешествие: «Новогоднее дерево – ёлка».

Сбор материала на тему: «Новогоднее дерево – ёлка»

1

11

Просмотр сказки: «Новогодние приключения Маши и Вити».

1

12

Анкетирование: «Что я знаю о елке?»

1

13

Песни  и стихи о новогоднем празднике.

1

14

Мастерская по изготовлению новогодней открытки.

1

15-16

Мастерская по изготовлению Эко Ёлочки

2

17

Презентация проекта.

1

Проект  «Природа в опасности »  (8 ч)

18

Вода  - источник жизни.

1

19

Воздух - условие жизни.

1

20

Растения - живые организмы.

1

21

Мир животных.

1

22

Организм и среда обитания.

1

23-25

Работа над проектом. Презентация проекта "Жалобная книга Природы"

3

Проект  “Памятники нашего города” (9 ч)

26-28

Экскурсия: “Памятники нашего города”

3

29-30

Заседание участников на тему: «Памятники нашего города» и организация работы по сбору материала в библиотеках (школьной и городской), школьном музее, Интернете, газетных публикациях о героях нашего города, которым поставлены памятники.

2

31

Выступления с небольшим сообщением на тему: «Что я знаю об этом памятнике?»

1

32

Оформление фотоальбома (в альбом включить фотографии памятников нашего города, их описание, дать информацию, в каком году поставлен тот или иной памятник).

1

33

Оформление стенда к защите проекта: “Памятники нашего города”

1

34

Презентация проекта.

1

Всего  часов:

34

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Проектная деятельность" в рамках ФГОС. Реализация компонента внеурочной деятельности.

Программа  " Работа над проектами" предназначена для реализации компонента внеурочной деятельности Федеральных государственных стандартов в школе 1 ступени.  Программа проектной деятельности...

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...