Внеурочная деятельность 2 класс
рабочая программа

Анастасия Анатольевна Бутусова

Внеурочная деятельность 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki.docx35.68 КБ
Файл shkola_bezopasnosti.docx47.29 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Истоки» для 2 класса разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта НОО;
  •  программы «Истоки»,    являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской  Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук;
  • учебного плана МБОУ «Варьеганская ОСШ» на 2021-2022учебный год

Цель:  воспитание грамотного, творчески активного читателя, ориентированного на духовное и нравственное развитие.

Задачи:

  • - подвести обучающихся к пониманию сути Истоков;
  • - развивать целостное восприятие мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного);
  • - развивать образное и логическое мышление;
  • - формировать навыки продуктивного диалога и сотрудничества.
  • - ввести ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, целостное восприятие русского языка как языка великого народа и великой литературы.

II. Планируемые результаты освоения курса

Личностные УУД

·  формирование чувства сопричастности своей Родине, народу и истории, гордость за них;

·  осознание «Я» как гражданина России;

·  формирование умения соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами и правилами поведения;

·  развитие нравственно-этических качеств (доброжелательность, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству, сопереживание).

Регулятивные УУД

·  определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата (тренинга); составление плана и последовательности действий;

·  умение контролировать процесс и результаты своей деятельности во время работы над тренингом;

·  умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

·  формирование готовности к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (разногласий при работе в паре);

·  умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Познавательные УУД

Общеучебные:

·  развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

·  структурирование знаний;

·  развитие умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации;

·  рефлексия способов и условий действия (осмысление значимости проделанной работы, возможность использовать полученные знания в жизни; оценивание степени сложности задания для себя, объяснение причин затруднения).

Логические:

·  формирование умения анализировать нравственные категории с целью выделения существенных признаков;

·  умение устанавливать логические причинно-следственные связи событий и действий;

·  умение строить доказательство;

·  структурирование знаний прошлого, настоящего и будущего в социокультурном развитии.

Коммуникативные УУД

·  формирование умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (в паре, тройке, четвёрке);

·  развитие умения достаточно полно и точно выражать свои мысли через работу в ресурном круге;

·  развитие способности присоединяться к партнёру по общению, умение видеть, слышать, чувствовать каждого;

·  формирование умения разрешать конфликты в ходе обсуждения в паре, четвёрке;

·  приобретение умений управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, лидера группы; давать оценку и корректировать действия лидера.

III. Содержание программы

Родной очаг (8 часов)

ИМЯ – Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?

СЕМЬЯ – мир самых близких людей. Любовь. Забота. Согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?

РОД – люди, происходящие от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Честь рода

ДОМ – территория семьи. Мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.

ДЕРЕВНЯ-земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?

ГОРОД – в чем его отличие от дерени. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.

Родные просторы (8 часов)

НИВА И ПОЛЕ труд земледельца. Золотая нива. Нива – творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяется сила и дух человека? Поле и воля.

ЛЕС – как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса7 тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.

РЕКА – о чем говорят названия рек?  Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов7 течение9ч реки и ход времени. Вода живая. Мертвая и святая.

МОРЕ-ОКЕАН – как море служит человеку7 в чем красота моря? Море – конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.

ПУТЬ – ДОРОГА- путь к счастью. Путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.

Труд земной (8 часов)

СЕВ И ЖАТВА – народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.

БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ – какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и и дети? Какие праздники связаны с животными?

ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ – прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?

МАСТЕРА-УМЕЛЬЦЫ – что строили из дерева? Как рубили дома? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе..

ЯРМАРКА – купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка – народны праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.

Труд души (10 часов)

СЛОВО – слова умные, добрые. Меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово библии.

СКАЗКА – как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.

ПЕСНЯ - песня рождается. Когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушки. Гимн. Песня задушевная.

ПРАЗДНИК – смысл праздника. Почему праздник называют труд души? Главные праздники года.

КНИГА – библия – Книга книг. Книга  рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?

ИКОНА – образ иного. Преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный уголок. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?

ХРАМ – почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.

IV.   Тематический  план с указанием видов контроля

п\п

Наименование

 разделов и тем

Количество

учебных

часов

Диагностическая работа

1

Родной очаг

8

2

Родные просторы

8

3

Труд земной

8

4

Труд души

10

1

Всего

34

1

Календарно-тематическое планирование 2  класс

№ п\п

Тема занятия

Кол-во часов

Вид контроля, измерители

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Дата

план

факт

РОДНОЙ ОЧАГ (8 ч)

Вводный урок «Истоки»

1

Ресурсный круг

Личностные УУД

·  развитие нравственно-этических качеств (доброжелательность, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству, сопереживание).

Регулятивные УУД

·  составление плана и последовательности действий;

·  формирование готовности к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (разногласий при работе в паре);

·  умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Познавательные УУД

Общеучебные:

·  развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

Логические:

·  формирование умения анализировать нравственные категории с целью выделения существенных признаков;

·  умение устанавливать логические причинно-следственные связи событий и действий.

·  Коммуникативные УУД

·  развитие способности присоединяться к партнёру по общению, умение видеть, слышать, чувствовать каждого.

6.09

Имя

1

Ресурсный круг

13.09

Семья

1

Ресурсный круг,  ролевая игра

20.09

Семья

1

Ресурсный круг,

работа в паре

27.09

Род

1

Работа в паре

4.10

Дом

1

Ресурсный круг,

работа в паре

11.10

Деревня

1

Работа в паре

18.10

Город

1

Ресурсный круг

25.10

Родные просторы (8 ч)

Нива и поле

1

Ресурсный круг

Личностные УУД

·  формирование чувства сопричастности своей Родине, народу и истории, гордость за них;

·  осознание «Я» как гражданина России.

Регулятивные УУД

·  умение контролировать процесс и результаты своей деятельности во время работы над тренингом;

·  умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

·  формирование готовности к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (разногласий при работе в паре);

·  умение взаимодействовать с взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Познавательные УУД

Общеучебные:

·  развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

·  развитие умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации;

Логические:

·  умение устанавливать логические причинно-следственные связи событий и действий;

·  структурирование знаний прошлого, настоящего и будущего в социокультурном развитии.

Коммуникативные УУД

·  формирование умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (в паре, тройке, четвёрке);

·  развитие умения достаточно полно и точно выражать свои мысли через работу в ресурсном круге;

·  формирование умения разрешать конфликты в ходе обсуждения в паре, четвёрке.

8.11

Лес

1

Ресурсный круг.

Работа в группе.

15.11

Река

1

Ресурсный круг

22.11

Море – океан

1

Работа в паре,

ресурсный круг

29.11

Море – океан

1

Работа в паре ,

ресурсный круг

6.12

Путь – дорога.

1

Работа в паре ,

ресурсный круг

13.12

Дорога жизни.

1

Работа в паре,

ресурсный круг

20.12

Путь – дорога. Обобщение по теме «Родные просторы»

1

Работа в паре ,

ресурсный круг

27.12

ТРУД ЗЕМНОЙ (8 ч)

Сев и жатва

1

Работа в паре

Личностные УУД

·  формирование чувства сопричастности своей Родине, народу и истории, гордость за них;

·  развитие нравственно-этических качеств (доброжелательность, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству, сопереживание).

Регулятивные УУД

·  определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата (тренинга); составление плана и последовательности действий;

·  умение контролировать процесс и результаты своей деятельности во время работы над тренингом;

·  умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

Познавательные УУД

Общеучебные:

·  развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

·  развитие умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации;

Логические:

·  умение устанавливать логические причинно-следственные связи событий и действий;

·  умение строить доказательство;

·  структурирование знаний прошлого, настоящего и будущего в социокультурном развитии.

Коммуникативные УУД

·  формирование умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (в паре, тройке, четвёрке);

·  приобретение умений управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, лидера группы; давать оценку и корректировать действия лидера.

10.01

Братья меньшие

1

Работа в паре,

ресурсный круг

17.01

Ткачихи-рукодельницы

1

Работа в группе,

ресурсный круг

24.01

Ткачихи-рукодельницы

1

Работа в группе,

ресурсный круг

31.01

Мастера – плотники

1

Ресурсный круг

7.02

Кузнецы – умельцы

1

Ресурсный круг

14.02

Ярмарка

1

Ресурсный круг

21.02

Обобщение по теме «Труд земной»

1

Ресурсный круг, работа в группе

28.02

ТРУД ДУШИ (10 ч)

Слово

1

Работа в группе,

ресурсный круг

Личностные УУД

·  формирование чувства сопричастности своей Родине, народу и истории, гордость за них;

·  осознание «Я» как гражданина России;

Регулятивные УУД

·  формирование готовности к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (разногласий при работе в паре);

·  умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Познавательные УУД

Общеучебные:

·  развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

·  структурирование знаний;

·  развитие умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации;

·  рефлексия способов и условий действия (осмысление значимости проделанной работы, возможность использовать полученные знания в жизни; оценивание степени сложности задания для себя, объяснение причин затруднения).

Логические:

·  умение устанавливать логические причинно-следственные связи событий и действий;

·  структурирование знаний прошлого, настоящего и будущего в социокультурном развитии.

Коммуникативные УУД

·  формирование умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (в паре, тройке, четвёрке);

·  развитие умения достаточно полно и точно выражать свои мысли через работу в ресурном круге.

5.03

Сказка

1

Работа в группе,

ресурсный круг

14.03

Сказка

1

Работа в группе

21.03

Песня

1

Ресурсный круг,

работа в группе

4.04

Праздник

1

Ресурсный круг

11.04

Книга

1

Ресурсный круг,  работа в группе

18.04

Книга

1

Работа в группе, ресурсный круг

25.04

Икона

1

Ресурсный круг

16.05

Храм

1

Ресурсный круг

23.05

Обобщающий урок по разделам.

Диагностика уровня воспитанности

1

Ресурсный круг

Диагностическая работа

30.05



Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по  внеурочной деятельности «Школа безопасности» составлена на  основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 года);
  • примерной программы, рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.;
  • учебного плана МБОУ «Варьёганская ОСШ» на 2021-2022 учебный год.

Цель: формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Задачи:

  • развитие у детей чувства ответственности за своё поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • стимулирование у ребёнка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.)

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные:

  • выраженная устойчивая познавательная мотивация;
  • положительная, адекватная, дифференцированная самооценка;
  • компетентность в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • моральное сознания на конвенциональном уровне, способность к решению моральных дилемм на основе учета позиции партнеров в общении, устойчивое следование в поведении моральным нормам;
  • установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном поведении и поступках;
  • эмпатия, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающиеся в поступках, направленных на помощь.

   Метапредметные.

Познавательные:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
  • последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Регулятивные:

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять инициативу в сотрудничестве;
  • самостоятельно, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

III.Содержание учебного предмета

1. Дорожная безопасность (8 ч)

Безопасность пешеходов при движении по улицам и дорогам.

Викторина по ПДД

Правила езды на велосипеде.

Правила поведения в общественном транспорте.

Ж/д  транспорт и его особенности.

Правила поведения вблизи ж/д путей.

Встреча с инспектором ГИБДД.

Конкурс рисунков по ПДД.

особенности, безопасное поведение при следовании ж/д транспортом.

2. Пожарная безопасность (7 ч)

Причины возникновения пожара.

Действия в случае пожара дома.

Противопожарный режим в школе.

Противопожарное оборудование.

Экскурсия в пожарную часть.

Викторина по ППБ

Конкурс рисунков «Осторожно, огонь!»

3. Опасные ситуации вокруг нас (15 ч)

Безопасное поведение дома.

Викторина «Если ты один дома и на улице»

С кем дружат болезни?

Вредные привычки, их влияние на здоровье (курение, алкоголь).

Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни»

Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера: детское воровство, хулиганство, террористическая угроза, если ты оказался в заложниках.

Безопасность в любую погоду: мороз, гололёд, оттепель, жара, гроза.

Конкурс рисунков о правилах поведения в природе.

Викторина «Опасные грибы и растения».

 Правила поведения с домашними питомцами.

Не трогай их! Беседа об опасных животных.

Викторина о правилах поведения на воде.

4. Чрезвычайные ситуации (3 ч)

Какие ситуации называются чрезвычайными? Наводнения. Землетрясения. Ураганы, смерчи.

IV. Тематическое планирование с указанием видов контроля

Наименование раздела, темы

Кол - во

часов

Тесты

1

Дорожная безопасность

8

1

2

Пожарная безопасность

7

3

Опасные ситуации вокруг нас

15

4

Чрезвычайные ситуации

3

1

Итого

33

2

V. Календарно – тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Вид контроля,

измерители

Планируемые

результаты освоения учебного предмета

Дата

План

Факт

Дорожная безопасность – 8ч

1

Безопасность пешеходов при движении по улицам и дорогам.

1

Текущий

Беседа - презентация

Личностные:

-установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном поведении и поступках.

Метапредметные

Познавательные: -осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Регулятивные:

-проявлять инициативу в сотрудничестве;

Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

02.09

2

Викторина по ПДД

1

Текущий

Презентация

09.09

3

Правила езды на велосипеде.

1

Текущий

Практическая работа

16.09

4

Правила поведения в общественном транспорте.

1

Текущий. Беседа

Инсценировка ситуаций

23.09

5

Ж/д  транспорт и его особенности.

1

Текущий

Беседа - презентация

30.09

6

Правила поведения вблизи ж/д путей.

1

Текущий

Беседа

07.10

7

Встреча с инспектором ГИБДД.

1

Текущий

Встреча с инспектором

14.10

8

Конкурс рисунков по ПДД.

1

Тематический.

Конкурс

 

21.10

Пожарная безопасность – 7ч

9

Причины возникновения пожара.

1

Текущий

Презентация

Личностные:

-установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном поведении и поступках;

Метапредметные

Познавательные:

 -осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Регулятивные:

-проявлять инициативу в сотрудничестве;

Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

28.10

10

Действия в случае пожара дома.

1

Текущий

Практическая работа

11.11

11

Противопожарный режим в школе.

1

Текущий. Беседа

18.11

12

Противопожарное оборудование.

1

Текущий

Беседа - презентация

25.11

13

Экскурсия в пожарную часть.

1

Текущий

Экскурсия

2.12

14

Викторина по ППБ

1

Текущий

Викторина

09.12

15

Конкурс рисунков «Осторожно, огонь!»

1

Тематический.

Конкурс

Тест

16.12

Опасные ситуации – 15ч

16

Безопасное поведение дома.

1

Текущий

Презентация

Личностные:

-выраженная устойчивая познавательная мотивация;

-положительная, адекватная, дифференцированная самооценка;

-компетентность в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

   Метапредметные.

Познавательные:

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Регулятивные:

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-проявлять инициативу в сотрудничестве;

-самостоятельно, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

23.12

17

Викторина «Если ты один дома и на улице»

1

Текущий

Викторина

13.01

18

С кем дружат болезни?

1

Текущий. Беседа

20.01

19

20

Вредные привычки, их влияние на здоровье (курение, алкоголь).

2

Текущий

Беседа- презентация

27.01

03.02

21

Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни»

1

Текущий

Конкурс рисунков

10.02

22

Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера: детское воровство, хулиганство.

1

Текущий

Показ ситуаций

17.02

23

Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера: террористическая угроза.

1

Текущий

Показ ситуаций.

24.02

24

Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера: если ты оказался в заложниках.

1

Текущий

Беседа

03.03

25

Безопасность в любую погоду: мороз, гололёд, оттепель, жара, гроза.

1

Текущий

Беседа

10.03

26

Конкурс рисунков о правилах поведения в природе.

1

Текущий

Конкурс рисунков

17.03

27

Викторина «Опасные грибы и растения».

1

Текущий

Викторина

24.03

28

 Правила поведения с домашними питомцами.

1

Текущий

Беседа. Рисунки

07.04

29

Не трогай их! Беседа об опасных животных.

1

Текущий. Плакат.

Групповая работа.

14.04

30

Викторина о правилах поведения на воде.

1

Тематический

Викторина

21.04

Чрезвычайные ситуации – 3ч

31

Какие ситуации называются чрезвычайными?

1

Текущий

Беседа

Личностные:

-установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном поведении и поступках.

Метапредметные

Познавательные:

 -осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Регулятивные:

-проявлять инициативу в сотрудничестве.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

28.04

32

Чрезвычайные ситуации: наводнения

1

Текущий

Беседа

05.05

33

Чрезвычайные ситуации: землетрясения

1

Текущий

Беседа. Тест

12.05

Итого

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Роль музея в урочной и внеурочной деятельности класса

Использование различных форм музейной работы в урочное и внеурочное время помогает воспитать высоконравственного  члена общества, патриота своей страны....

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 3А, 2014-2015 гг.

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 3А, 2014-2015 гг....

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 4А, 2015-2016 гг.

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 4А, 2015-2016 гг....