ТЕХНОЛОГИЯ «ПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ»
статья
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ «ПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ»
Разработала : Очирова Цырен-Дыжид Сосоржаповна, учитель начальных классов
Технология продуктивного чтения - это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Технология продуктивного чтения предполагает три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
- Учащиеся читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают
- иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
Если дети читают текст дома самостоятельно, этап антиципации сохраняется. Работу в классе начинаю с вопросов: «Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что вы обратили внимание перед чтением и почему?» и т.п.
2. Затем предлагается прочитать текст, проверить возникшие предположения.
II. Работа с текстом во время чтения.
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации
Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.
Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.
Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение.
По ходу чтения проводится словарная работа (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне него. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.
III. Работа с текстом после чтения.
Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.
Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.
Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.
Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано.
Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа
о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д.
Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)?
Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?»
Данная образовательная технология способствует формированию правильной читательской деятельности учащихся и обеспечивает полноценное восприятие и понимание текста.
Использование таких стратегий как «Отношение между вопросом и ответом», «Верите ли вы…», «Социальная реклама», «Ориентиры предвосхищения» и другие позволяет активизировать деятельность учащихся. Применение данной технологии украшает уроки по анализу текста и способствует повышению качества обученности.
(презентация «Научить ловить рыбу»)
ТЕХНОЛОГИЯ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО».
Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.
Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: "Вызов - осмысление - размышление".
На этапе вызова из памяти "вызываются", актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.
На стадии осмысления (или реализации смысла) обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация.
Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит "присвоение" нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа.
Данная технология направлена на формирование навыков качественной обработки текста. Одна из идей технологии – это творческий подход к обучению, поэтому урок насыщен заданиями творческого характера. Благодаря данной технологии учащиеся не просто усваивают чужие знания. Например, использование табличной формы работы с текстом «Двухчастный дневник» («Двойной дневник») позволяет содержимое текста связать с личным опытом, а использование «Эссе» на стадии «Рефлексии» развивает творческие способности и помогает при подготовке к ГИА.
Тема урока: «И. А. Бунин «Красавица»
Цель (для учителя):
- развивать критическое мышление учащихся;
- продолжить формирование навыков работы с художественным текстом.
Приемы:
- чтение с остановками;
- обращение к личному опыту;
- прогнозирование по названию;
- «дерево предсказаний»;
- «фишбоун»;
Ход урока:
Актуализация внимания.
Деятельность учащихся: сформулировать задачи, которые будут решаться на уроке, т.е. определить проблему, которую затрагивает автор.
Слово учителя: Приветствую, племя молодое, беззаботное. Приятно видеть красивые лица. Смею надеяться, что внешняя красота живет в дружном союзе с вашей внутренней красотой. Рассказ не прочитан вами. Позволю первой поделиться впечатлениями от прочитанного на эмоциональном уровне. Рассказ И.А. Бунина «Красавица» меня НАПУГАЛ, ЗАСТАВИЛ ЗАДУМАТЬСЯ И НЕГОДОВАТЬ.
Парадокс: Такое милое название и такие эмоции.
Деятельность учащихся: сформулировать задачи, которые сегодня будем решать на уроке.
Примерные ответы учащихся: выяснить, почему рассказ с таким милым названием пугает, заставляет негодовать, над чем заставляет задуматься.
Стадия вызова.
Деятельность учащихся.
Примечание: прием «Обращение к личному опыту».
- Бывали в вашей жизни моменты, когда вы с отвращением смотрели на внешне красивого человека? Почему это происходило? (примеры могут быть из художественной литературы)
- Какое состояние (отношение) в семье для вас страшнее всего?
Задание: продолжите строчку «Мне жутко, страшно, если меня (я)… (появляется слово «одиночество»)
Слово учителя: Предлагаю запустить механизм творческого потенциала. Творческое задание «Слагаем метафору» по формуле А словно, подобно, как Б. Почему?
А) (КРАСОТА, ОДИНОЧЕСТВО)
Б) (ЗВЕРЬ, НОЖ, ЧАШКА, ЛИМОН, ХИЩНИК, КОЛОКОЛ т.д.)
Ответы учащихся удивляют: Одиночество словно хищник. Оно пожирает тебя.
Слово учителя: Сами того не подозревая, мы начинаем решать наши задачи.
Стадия осмысления.
Деятельность учащихся: Работа по рубрикам.
Рубрика «Разным читателям разную информацию»
- Спрогнозировать по названию, о чем произведение (прием «Прогнозирование»).
- Предположить авторскую позицию.
- Начало работы над схемой «ФИШБОУН». Заполняется учащимися часть «голова», в которой обозначаются проблемы, поднимаемые автор в произведении».
Рубрика «Станем соавторами» (прием «Чтение с остановками» предполагает чтение по частям и анализ художественного произведения).
Первая часть до слов «…за что и почему шли за него такие?»
Деятельность учащихся: Работа с схемой «ФИШБОУН». Заполняется учащимися часть «голова», в которой обозначаются проблемы, поднимаемые автор в произведении» (добавляем, убираем, предполагаем).
Вторая часть до слов «Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридорчике» читается учителем.
Слово учителя после прочтения: Принято считать, что словесное искусство Бунина свободно от побрякушек. Каждое слово Бунина – не пустой звук. Каждое слово несет в себе глубокий смысл, значимую информацию. Какие словосочетания вас удивили, заставили негодовать, дали почву для размышления?
Деятельность учащихся:
«СПОКОЙНО ВОЗНЕНАВИДЕЛА» (оксюморон)
- Изменилось отношение к красавице? Почему?
- Кто из героев превратился просто в уродца? Почему?
«СИНЯЯ БАРХАТНАЯ МЕБЕЛЬ» (эпитеты)
Творческое задание «Ассоциации».
- Есть ли уверенность в счастливой развязке?
Творческое задание «Дерево предсказаний» (прием «Технологии критического мышления…»
Слово учителя: Бунинские эпитеты, оксюмороны иногда поражают своей неожиданностью, но нет в них франтовства и щеголеватости. Они не надуманы. Их цель – достичь в изображении явлений предельной ощутимости.
Чтение третьей части рассказа.
Работа со словом.
1.Какой эпитет заставляет обратить на себя внимание? Эпитет-информатор. «КРУГЛОЕ ОДИНОЧЕСТВО».
2. Творческое задание «Ассоциации».
Привычно слышать «полное одиночество, совершенное одиночество», но у Бунина «круглое».
3.Творческое задание «Замените слово «одиночество» на другое слово, чтобы можно было ответить на вопрос «Кем стал мальчик в такой семье?»
КРУГЛОЕ ОДИНОЧЕСТВО
КРУГЛЫЙ СИРОТА
4.Рассмотрим цитату «Спит он на полу МЕЖДУ диваном и кадкой с пальмой». Предлог, несущий негативную информацию. Почему? Предлог, который помогает увидеть проблему, поднимаемую автором.
Назовите фразеологизму с предлогом МЕЖДУ.
МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ,
МЕЖДУ ЖИЗНЬЮ И СМЕРТЬЮ.
5. «КАДКА С ПАЛЬМОЮ». Слово-символ. Пальма – это растение южное, растет там, где много тепла, вокруг мальчика много холода. Пальма – это напоминание о том, что где-то есть тепло, где-то растут удивительные растения и цветут цветы, т.е. жизнь идет естественным путем. А в этой семье нарушена естественность.
- Что естественно для семьи вообще? (любовь, забота, уважение и т.д.)
- О чем забыла красавица?
Рефлексия.
- Почему это произведение пугает, заставляет негодовать?
- Какую проблему поднимает автор в данном произведении?
Творческая работа. Заполнить «ФИШБОУН».
Примечание: «ФИШБОУН» - это схема- «скелет рыбы», где
«ГОЛОВА» - проблема произведения (одиночество детей)
«ВЕРХНИЕ КОСТИ» - причины (отсутствие внутренней красоты взрослых).
«НИЖНИЕ КОСТИ» - факты (зажил одинокой самостоятельной жизнью…)
«ХВОСТ» - выводы, пути решения проблемы (будьте в ответе за тех, кого приручили…)
Домашнее задание.
- Современные психологи используют специальное задание, помогающее в подобных ситуациях. Это составление двух списков: негатив и позитив. Задание: Помоги герою рассказа «Красавица». Предложи извлечь из данной ситуации, как можно больше позитива (например, мальчик рано научиться быть самостоятельным и т.п.).
- Письмо-предупреждение (родителям) о возможном возмездии.
Фрагмент урока по русскому языку, 3 класс, УМК «Школа России», «Имя существительное как часть речи»
Коллективный способ обучения
Этап: «открытие новых знаний»
«- Ребята, сегодня у нас необычный урок! Каждый из вас побывает в роли учителя. Сейчас вам нужно разделится на команды по 5 человек (учащиеся делятся на команды по 3 человека). – Хорошо, теперь послушайте внимательно задание. Я вам раздам карточки, на которых написана вся информация об имени существительном как части речи.
Сначала, вы, в команде внимательно изучаете представленную информацию, а затем делитесь этой информацией со своими одноклассниками. Задание понятно? (да). Тогда вы можете начинать изучать материал, представленный на карточке, по моему сигналу каждая команда выходит к доске и самостоятельно представляет то, что они запомнили больше всего».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа (из опыта работы)
Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта. В докладе...
Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...
Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа.
Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания, образования и развития личности. Чтение влияет на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащает личный опы...
Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа.
Технология продуктивного чтения - это образовательная технология, обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста, читателем, активную читательскую п...
Выступление на заседании методического объединения учителей на тему «Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа»
«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело".К. Д. Ушинский.Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников...
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА.
Данное сообщение было представлено на методическом объединении учителей начальных классов....
Презентация "ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА"
К моему сообщению по теме "Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа" я создала презентацию, которая была показана на районном методическом объединение учите...