Воспитание экологической культуры во внеклассной работе
методическая разработка

Даутова Альбина Фериниловна

Воспитание экологической культуры младших школьников средствами  учебной деятельности (дисциплина «Окружающий мир»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание экологической культуры младших школьников средствами  учебной деятельности (дисциплина «Окружающий мир»)

Современное общество, динамично развиваясь, постоянно ставит перед школой задачи формирования нового человека. Педагогическая теория и практика, пытаясь соответствовать требованиям общества, вынуждена искать все новые и новые пути реализации предложенных ей целей обучения и воспитания подрастающего поколения. Ребенок младшего возраста  деятельный субъект воспитания, это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов, активно участвующий в сознательной деятельности.

Детям младших классов, как правило, свойственно достаточно своеобразное единство познаний и переживаний, которые разрешают говорить о реальной возможности создания у них принципов ответственного отношения к окружающей природе. Все учебные материалы начальных классов предназначены сегодня для внесения собственного вклада в процесс формирования у младших школьников ответственности перед экологией и самой природой. Уже с первых дней обучения в начальной школе необходимо формировать экологическое сознание, так как экологически образованный человек понимает, какой вред могут приносить те или иные действия, и вместе с этим формирует уже свое отношение к этим действиям в соответствии с нормами и правилами экологического поведения.

Урок, в особенности урок окружающего мира,  дает большие возможности для воспитания у младших школьников нового отношения к природе, основанного на гуманизме. Этому могут способствовать и те все предметы, которые предлагаются к изучению в школьных заведениях в обязательном порядке, которые включали бы в себя освещение проблем, связанных с современной экологической ситуацией.

В программе начальной школы находят отражение материалы из различных разделов экологии. Наибольшие возможности для этого имеет раздел биоэкологии, который состоит из экологий естественных биологических систем. Материал, который показывает отношения живых организмов с окружающей его средой, или средой обитания, вызывает особый интерес у младших школьников. Поэтому содержание этого раздела близко и понятно детям. В данном разделе дается представление о многообразии обитателей природы, о приспособлении их к условиям жизни, а также, какое влияние оказывает на них человек и его деятельность, и как уменьшить вредное воздействие этой деятельности на сохранение многообразия видов растений и животных. Также в содержании находят отражение знания о местах обитания живых организмов: об их домах - природных сообществах, в которых протекает их жизнедеятельность и которые тысячами нитей связаны с жизнью человека. При этом необходимо подвести младших школьников к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека. Заботится о здоровье человека, о его нормальной жизнедеятельности – это значит оберегать  окружающую среду.

В первом классе при изучении разнообразия мира животных формируются умения описывать предметы и явления окружающего мира, выделяя их отличительные признаки. Учащиеся выполняют задания, где необходимо по существенным признакам, угадать, например, какое-либо насекомое. Или, наоборот, задания, в которых нужно назвать отличительные признаки определенного животного.Данные задания позволяют познакомить учеников с разнообразием мира животных, активизировать сенсорное восприятие, проверить способности учащихся мысленно представлять и описывать животных, развивать произвольное внимание, воображение, речь, мышление, эмоции.

Для развития творческих способностей можно предложить учащимся отгадать загадки,  перечислить отличительные признаки, рассказать об удивительных способностях данного животного, о среде обитания, отметить взаимосвязи с растениями, с человеком. Или самим сочинить загадку или сказку, в которых необходимо отразить особенности определенного животного.

Особая роль в ознакомлении детей с природой принадлежит экскурсиям. Они дают возможность в естественной обстановке познакомить детей с природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды. Во время экскурсий школьники начинают познавать мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечать взаимосвязь явлений. Экскурсии помогают детям задуматься о ранимости природы, о необходимости ее охраны.

Пониманию о необходимости не нарушения человеком связи между природой и самим человеком способствует и обсуждение произведений не только научной, но и художественной направленности.

Бережное отношение к природе зависит от способности эстетически воспринимать её, т.е. уметь видеть и переживать красоту природы. Наблюдение красоты природных явлений - неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и пробуждение у детей эмоционального отношения к природе. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, вызывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений. Этому способствует выполнение заданий с подбором и оформлением фотосюжетов, например, «Красота неба», «Красота воды» и т.д.

Особую роль в воспитании экологической культуры младших школьников принято считать изучение природы родного края. Этому способствует работа по составлению коллективного сборника растений и животных Татарстана, помещенных в Красную книгу. Красная книга стала своеобразным мерилом экологии нашей планеты. Она заставляет людей по-другому посмотреть на собственную деятельность задуматься и о сохранении мира. Младшие школьники приходят к выводу, что любой живой организм нуждается в защите; видах растений и животных родного края, которые становятся редкими; исчезающих, находящихся под угрозой исчезновения виды растений и животных.

Изучение природы родного края, города, села и оформление их в предлагаемые проекты, например, «Родной город», где изучаются не только достопримечательности города, но парки, реки и озера местности, также прививают такие человеческие чувства как любовь и бережное отношение к природе и привносят понимание важности изучения современной экологической ситуации. Участие школьников в изготовлении скворечников, кормушек для птиц, вывешивании их на территории школы и своего двора, понимание необходимости помощи птицам зимой, экологически грамотного подкармливания зимующих птиц, участие в акциях помощи бездомным животным, формирует эмоционально-доброжелательное отношение к живым существам.

Несмотря на то, что младшие школьники не имеют глубоких познаний При изучении природных сообществ можно раскрыть влияние на них деятельности людей, при изучении водоемов - влияние деятельности человека на чистоту вод и меры по их защите. Большую роль играют и задания по умению читать и составлять экологические знаки. Решение заданий, приближенных к реалиям жизни, помогает выработать привычку поступать и совершать поступки положительного характера.

Получая определенную систему знаний на уроках «Окружающий мир», ученики усваивают нормы и правила экологического поведения в природе. Но нормы и правила поведения будут недостаточно усвоены, если не будут учитываться условия экологического воспитания. Одно из первых и важнейших условий  - экологическое воспитание учащихся должно проводиться в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 4 классу. Второе непременное условие – вовлечение младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов.



Предварительный просмотр:

Пчела и муха.

  Вот какую притчу рассказал однажды старец Паисий Святогорец.

На лугу росло множество цветов. Здесь были и белые благоухающие лилии, и гиацинты, и высокие синие ирисы. И маленьким цветочкам тоже нашлось место в траве. Ветер наклонял их, весело колыхал траву и листья, и аромат разносился далеко-далеко!

Над поляной, над цветами трудились пчёлки. Они собирали сладкий нектар, чтобы подкормить молодняк в улье и запастись едой на долгую холодную зиму.

Сюда-то и прилетела муха. Она недовольно жужжала и оглядывалась.

Одна маленькая пчёлка, оказавшаяся здесь в первый раз, вежливо спросила муху:

– Не знаете ли вы, где здесь белые лилии?

Муха насупилась:

– Не видела я здесь никаких лилий!

– Как? – воскликнула пчёлка. – Но мне говорили, что на этом лугу должны быть лилии!

– Цветов я тут не видела, – пробурчала муха. – А вот недалеко, за лугом, есть одна канава. Вода там восхитительно грязная, а рядом столько пустых консервных банок!

Тут к ним подлетела пчёлка постарше, державшая в лапках собранный нектар. Узнав, в чём дело, она сказала:

– Правда, я никогда не замечала, что за лугом есть канава, но я столько могу рассказать о здешних цветах!

– Вот видишь, – сказал отец Паисий. – Бедняжка муха только и думает о грязных канавах, а пчёлка знает, где растёт лилия, где – ирис, а где – гиацинт.

И люди так же. Одни похожи на пчёлку и во всём любят находить что-то хорошее, другие – на муху и во всём стремятся увидеть только дурное. А ты на кого хочешь быть похожим?

(235 слов)                                                                                     (М. Алёшин)

Пчела и муха.

  Вот какую притчу рассказал однажды старец Паисий Святогорец.

На лугу росло множество цветов. Здесь были и белые благоухающие лилии, и гиацинты, и высокие синие ирисы. И маленьким цветочкам тоже нашлось место в траве. Ветер наклонял их, весело колыхал траву и листья, и аромат разносился далеко-далеко!

Над поляной, над цветами трудились пчёлки. Они собирали сладкий нектар, чтобы подкормить молодняк в улье и запастись едой на долгую холодную зиму.

Сюда-то и прилетела муха. Она недовольно жужжала и оглядывалась.

Одна маленькая пчёлка, оказавшаяся здесь в первый раз, вежливо спросила муху:

– Не знаете ли вы, где здесь белые лилии?

Муха насупилась:

– Не видела я здесь никаких лилий!

– Как? – воскликнула пчёлка. – Но мне говорили, что на этом лугу должны быть лилии!

– Цветов я тут не видела, – пробурчала муха. – А вот недалеко, за лугом, есть одна канава. Вода там восхитительно грязная, а рядом столько пустых консервных банок!

Тут к ним подлетела пчёлка постарше, державшая в лапках собранный нектар. Узнав, в чём дело, она сказала:

– Правда, я никогда не замечала, что за лугом есть канава, но я столько могу рассказать о здешних цветах!

– Вот видишь, – сказал отец Паисий. – Бедняжка муха только и думает о грязных канавах, а пчёлка знает, где растёт лилия, где – ирис, а где – гиацинт.

И люди так же. Одни похожи на пчёлку и во всём любят находить что-то хорошее, другие – на муху и во всём стремятся увидеть только дурное. А ты на кого хочешь быть похожим?

(235 слов)                                                                                     (М. Алёшин)

ФИ____________________________

Прочитай текст «Пчела и муха» М. Алёшина. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. В какое время года происходят события, описанные в тексте? (Возможны два верных ответа.)

а) Зима;                    б) весна;                         в) лето;                       г) осень.

2. Множество каких цветов росло на лугу?

a) Лилии, гиацинты, ирисы;

б) лилии, гиацинты, ирисы, тюльпаны;

в) лилии, гиацинты, ирисы, маленькие цветочки.

3. Определи персонажей произведения.

Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Что делали на поляне пчёлки?

Ответ: _____________________________________________________________________________

5. Каким словом характеризует действия пчёл автор?

а) Трудились;                      б) весело летали;                    в) грелись на солнце.

6. Почему маленькая пчёлка не знала, где растут белые лилии?

Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Почему муха не видела на лугу лилий? (Возможны два ответа.)

а) Она оказалась на лугу в первый раз;

б) лилии её не интересовали;

в) её интересовала только грязная канава.

8. Восстанови деформированный план прочитанного произведения.

а) «А ты на кого хочешь быть похожим?»

б) Ароматная поляна.

в) Диалог маленькой пчёлки с мухой.

г) Сбор нектара.

д) Каждый видит только то, что его интересует.

Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Составь план текста из трех пунктов.

Ответ: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Охарактеризуй пчёлок. (Какие они?)

Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Охарактеризуй муху. (Какая она?)

Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Ответь на вопрос автора: «А ты на кого хочешь быть похожим?» Почему?

Ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правильные ответы к заданиям  по литературному чтению.

(для учителя)   3 класс

А

Б

В

Г

 Д

1

+

+

2

+

3

Пчёлки, муха, отец Паисий

4

Собирали сладкий нектар

5

+

6

7

+

+

8

5        

1        

3        

2        

4

Схема анализа проверки читательских умений работать с текстом художественного произведения  уч-ся 3  классов

Дата проверки: ________________

Класс___________   УМК ____________________________

Кол-во проверенных учащихся

Выполнили работу без ошибок

Допустили ошибки в заданиях

____ чел. ______%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Отметка  «5»_______________________________________  чел _____%

Отметка «4»  _______________________________________ чел. _____%

Отметка  «3»________________________________________чел._____%

Отметка  «2»________________________________________чел. ____%

Процент успеваемости                                                                   ______%

Процент качества знаний                                                               ______%

Учитель:   ____________________                                 Ассистент: _________________________

     

Оценка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий

Оценка "4" ставится за 80% правильно выполненных заданий

Оценка "3" ставится за 60% правильно выполненных заданий

Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 60% заданий



Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС«Мы знаем о войне лишь по наслышке»

(с презентацией)

Цельдать представление о лишениях людей блокадного Ленинграда, о мужестве советского народа

Задачи: - познакомить учащихся с понятием «блокада»;

-дать представление о лишениях людей блокадного Ленинграда;

- расширять кругозор детей, обогащать словарный запас;

- воспитывать чувство гордости за свою страну и мужество  народа.

Рассказывают учитель и дети.

Звучит песня «Мы знаем о войне лишь по наслышке»

Слайд 1. В этом году наша страна отмечает важную историческую дату. 27 января 1944 года была снята немецко-фашистская блокада с Ленинграда. Жители осаждённого города вместе с воинами Ленинградского фронта и моряками Балтийского Флота в тяжелейших, нечеловеческих условиях отстояли свой город и не сдали его врагу.

Слайд 2. Сегодня мы познакомим вас с судьбами нескольких ваших сверстников-ленинградцев, чьё детство пришлось на годы Великой отечественной войны. Конечно, их было больше, намного больше. Но и рассказ только о некоторых их тех, кого мы зовём теперь юными героями, поможет вам понять, какой великой ценой была достигнута Победа. Сегодня мы учимся у них верности, любви к Родине, смелости и достоинству, мужеству и стойкости. И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы поступить так?» - и подумает, как сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих ровесников.

Ученик- Июнь! Клонился к вечеру закат,

И в белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь! Тогда ещё не знали мы

Со школьных вечеров к Неве шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

                                Звучит «Священная война»

Слайд 3. - Вероломное нападение фашистов оборвало мирную жизнь нашей страны. Гитлеровцы планировали захватить наши земли, частично истребить наш народ, а остальных превратить в своих рабов.

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержки из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Петербурга» от 22 сентября 1941 года: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли… Предложено блокировать город путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха, сравнять его с землёй…»

Слайд 4. Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы – более 40 отборных дивизий, свыше 1000 танков и 1500 самолётов. Немцев поддерживали 200-тысячная финская армия, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии. Вражеские войска значительно превосходили наши силы. На помощь воинам Ленинграда пришло народное ополчение. Вместе со взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки – сыновья полков и юнги.

Ученик - Горнили: «К бою!» трубы полковые,

Военный гром катился над страной,

Вставали в строй мальчишки боевые,

На левый фланг в солдатский строй.

Великоваты были им шинели,

Во всём полку сапог не подобрать,

Но всё равно в боях они умели –

Не отступать и побеждать.

Жила в сердцах их взрослая отвага,

В двенадцать лет по-взрослому сильны,

Они дошли с победой до рейхстага, сыны полков своей страны.

- Ученик ленинградской школы Володя Бабрищев- Пушкин, которому было 13 лет, сражался с врагом в 43-й гвардейской дивизии. Однажды, во время наступления нашей пехоты, путь ей перекрыл вражеский пулемёт, находящийся в здании бани. Под сильным огнём Володя подполз к дверям бани, швырнул в глубь гранату. Пулемёт умолк. На чёрном мундире одного из убитых эсесовцев зловеще сверкал фашистский крест. За свой подвиг сын полка Володя Бобрищев-Пушкин получил орден Отечественной войны II степени.

Слайд 5. Ленинградца Олега Ольховского взял на свой бронекатер отец, и он стал юнгой-пулемётчиком. Однажды флотилия катеров обеспечивала высадку морского десанта в расположение врага. Опомнившись, фашисты перешли в наступление. Моряки отбили 12 атак противника, значительно превосходящего их по численности, у них кончались боеприпасы. В этот момент на помощь десантникам устремился катер. Немецкие танки ударили по нему прямой наводкой. Один за другим погибли члены его экипажа. В живых остались только двое – отец и сын Ольховские. Вскоре тяжело был ранен старший лейтенант Ольховский. Потеряв управление, объятый пламенем, катер медленно скользил по течению вдоль берега. А с его палубы длинными очередями по траншеям врага всё бил и бил пулемёт. Не выдержав огня, фашисты залегли и сосредоточили весь огонь на маленьком разбитом судёнышке. Когда моряки-десантники под огнём добрались до уткнувшегося в берег катера, Олег лежал на пулемёте. В его кармане они нашли листок, на котором детским почерком было написано: «Клянусь Родине сражаться с её врагами до последней капли крови…»

Слайд 6. - Чтобы помочь городу на Неве в его героической обороне, в оккупированных районах Ленинградской области создавались партизанские   и подпольные группы. В них воевали сотни подростков. Они вместе со взрослыми партизанами ходили в разведку, подрывали воинские эшелоны врага, устраивали засады на его коммуникациях. Многие юные патриоты погибли в боях за Родину.

Ученик Слайд 7 Жил мальчик на хуторе Мшинском,

За дальним кордоном лесным,

когда появились фашисты,

Он стал партизанским связным.

Ходил он, как нищий, по сёлам

С холщовой сумой на плече,

В отцовских ботинках тяжёлых

И мамином рваном плаще.

То в окна стучался немые,

То брёл к старикам на покос.

 И танк подрывался на мине,

И поезд летел под откос…

Забылось негромкое имя,

Осталась лишь кличка  - Связной.

Он пережил осень и зиму.

Его расстреляли весной…

Слайд 8. После оккупации города Любани фашистами в его районе стал действовать партизанский отряд. В нём сражались и три школьника из окрестных деревень – Маркс Кротов, Альберт Купша и Коля Рыжов. Юные партизаны получили задание показывать нашим самолётам дислокацию вражеских войск. С их помощью были уничтожены десятки автомашин с боеприпасами, склады с оружием. В конце 1942 года ребята пробрались ночью к немецкому аэродрому и ракетой указали цель нашим бомбардировщикам. Слайд 9 Вражеские самолёты, ангары, бензохранилище были сожжены. По доносу провокатора фашисты схватили смельчаков и казнили их.

Слайд 10. Лида Матвеева летом 1942 года приехала из Ленинграда в Подмосковье, к бабушке. Деревню заняли фашисты. Лиза сидела у чердачного окна и вдруг увидела, как в деревню вошли два танка. Сначала она подумала, что это фашистские танки, потом поняла – наши. Гитлеровцы заметили танки и устроили засаду в овраге. Девочка побежала и предупредила танкистов о засаде. Танкисты её поблагодарили и ринулись вниз, расстреляя фашистов. Танки благополучно покинули деревню. А Лиду фашисты заметили, допрашивали её, но Лида молчала. И её повел вешать. Она умерла как герой, не показав вида врагу, как не хочется, как страшно умирать…

Слайд 11.  Среди четырёх юных патриотов, удостоенных за героизм при защите Родины звания Героя Советского Союза – ленинградка Зина Портнова. Летом 1941 года она с младшей сестрой гостила у бабушки в деревне недалеко от Витебска. Когда туда пришли фашисты, Зина вступила в подпольную организацию «Юные мстители». По заданию партизан ребята расклеивали по деревням листовки, узнавали, сколько там солдат, где расположены пулемёты, учились метко стрелять. Поступив на работу в офицерскую столовую, Зина передавала партизанам через сестру ценные сведения. Мстя за расстрелянных и замученных товарищей, она отравила большую группу фашистских карателей. Её переправили в партизанский отряд, и Зина снова начала ходить в разведку. Однажды фашисты схватили юную разведчицу. Во время допроса в гестапо она сумела застрелить следователя и дежурного офицера. Но убежать ей не удалось. Зину пытали, заставляя признаться в диверсии в столовой. Выкололи глаза, отрезали уши. Загоняли под ногти иголки, выкручивали руки и ноги...  Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. 13 января 1944 года Зину Портнову расстреляли.

Слайд 12.  Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла – уничтожению города и его населения. Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбёжки. Днём фашисты обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолётов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, дома, больницы, заводы, музеи, гибли старики, женщины, дети. Слайд 13. - В перерывах между обстрелами, бомбёжками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, чёткий, как приказ, стук метронома. Жители не выключали радио круглые сутки. Ведь стук метронома напоминал им ритмичные удары гигантского сердца великого города, он успокаивал и внушал уверенность – если звучит радио, значит, город живёт и борется.

- На защиту родного города поднялись все его жители. В короткий срок он был превращён в город-крепость. В нём построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22000 огневых точек. Из гражданского населения были сформированы отряды местной противовоздушной обороны, на заводах и фабриках – отряды по их охране; в жилконторах оборудованы медпункты, организованы дежурства.

Слайд 14. 21 октября 1941 года молодёжная газета «Смена» опубликовала такой приказ: «Юные участники обороны Ленинграда! Будьте достойны своих дедов и отцов, сестёр и братьев, ушедших на фронт, и всем, чем только можно, помогайте своему народу в уничтожении фашистских варваров!»

Ученик Делами ответили юные ленинградцы на этот призыв. Они вместе со взрослыми рыли окопы, делали светомаскировку, собирали цветной и чёрный металлолом. Ленинградские учёные придумали горючую смесь для поджога вражеских танков. Бутылка с такой смесью при ударе загоралась. Школьники за одну неделю собрали более миллиона бутылок. За короткий срок были изготовлены «стеклянные гранаты» и отправлены в воинские части. Надвигались холода. Ленинградцы приступили к сбору тёплых вещей для воинов. Им помогали школьники. А девочки постарше вязали из шерсти варежки, носки и свитера для фронтовиков.

Слайд 15. Многие школы были переоборудованы в госпитали. Ребята дежурили в госпиталях, выполняли разные просьбы раненых, читали им газеты и книги, писали письма домой, делали небольшие покупки, помогали врачам и медсёстрам.

Чтобы поднять настроение раненых бойцов и развлечь их юные ленинградцы выступали перед ними с концертами.

Слайд 16. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налётах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли «часовыми ленинградских крыш»

- Стремясь сравнять город с землёй, фашисты обрушили на него за время осады 150 тысяч тяжёлых снарядов, 5 тысяч фугасных и более 100 тысяч зажигательных бомб. Жители лишились третьей части жилья.

В жестоких кровопролитных боях врагам удалось овладеть станцией Мга и перерезать последнюю железнодорожную линию, связывающую осаждённый город со страной. 8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург, фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокированным с суши.

Ученик: На Ленинград обхватом с трёх сторон

Шёл Гитлер силой сорока дивизий.

Бомбил. Он артиллерию приблизил,

Но не поколебал ни на микрон,

Не приостановил ни на мгновенье

Он сердца ленинградского биенье.

 И, видя это, разъярённый враг,

Предполагавший город взять с разбега,

Казалось, испытанных стратегов

Призвал на помощь: Мороз и Мрак,

И те пришли, готовые к победам,

А третий, Голод, шёл за ними следом.

Песня «Ленинградцы»

Слайд 17. С каждым днём в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены его нормы. Рабочие и инженерно-технические работники получали в день всего по 250 граммов хлеба, а служащие, иждивенцы и дети – по 125 грамм. (вот кусочек хлеба весом в 125 грамм – нашего хлеба, которого мы едим каждый день.)

Слайд 18. А в том ленинградском хлебе муки почти не было, его выпекали из отрубей, мякины, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. Зимой 1941-42 годов в городе не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, измученные непрерывными бомбёжками и обстрелами ленинградцы жили в не отапливаемых домах. В квартирах тускло чадили коптилки.

Слайд 19. Замёрзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, спускаться на лёд и делать проруби, потом под обстрелом доставлять воду домой.

Слайд 20. В городе остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. На работу нужно было ходить пешком по занесённым снегом улицам. Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

- Все эти нечеловеческие тяготы и лишения наравне со взрослыми переносили дети и подростки.

Слайд 21. Девчонка с ведёрком пустым

Чуть движется… А за Невою

Клубится пожарища дым.

А там, меж сугробов горбатых,

Где трудно и взрослым шагать,

На саночках узких ребята

Везут свою мёртвую мать…

Слайд 22.  На развороченном пути

Стоит мальчишка лет пяти.

В глазах расширенных истома

И щёки белые, как мел.

- Где твоя мама, мальчик?

- Дома.

- А где твой дом, сынок?

- Сгорел.

Он сел. Его снежком заносит

В его глазах мутится свет.

Он даже хлеба не попросит.

Он тоже знает: хлеба нет!

 Слайд 23. Многие знают печальную историю 11 летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей:

Слайд 24. «Женя умерла 28 дек. В 12.00 ч. утра 1941 г.

Слайд 25. Бабушка умерла 25 янв. В 3 ч. дня 1942 г.

Слайд 26. Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 г.

Слайд 27. Дядя Вася умер в 2 ч ночи 14 апр.1942 г

Слайд 28. Дядя Лёша умер 10 мая в 4 ч дня 1942 г.

Слайд 29. Мама умерла 13 мая в 7.30 ч утра 1942 г.

Слайд 30. Савичевы умерли.

                Умерли все.

                Осталась одна Таня».

Слайд 31. Этот дневник на процессе Нюрнбергском

Был документом, страшным и веским,

Плакали люди, строчки читая.

Плакали люди, фашизм проклиная.

Слайд 32. Танин дневник – это боль Ленинграда,

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница:

«Вновь не должно это всё повториться!»

Слайд 33.  При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани Савичевой был поставлен памятник. Если бы Таня была жива, ей 23 января исполнилось бы 85 лет.

Ученик - Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, заглушат в них всё человеческое. Они думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его.

Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

Слайд 34. В осаждённом городе работали 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Да, трудно поверить, но это факт – даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, тёплой одежды, многие ленинградские дети учились. Опасен и тяжёл был путь в школу. Ведь на улицах, как на передовой, часто рвались снаряды и идти приходилось, преодолевая снежные заносы.

В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.

Слайд 35. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней ещё прибавилась и цинга. Кровоточили дёсны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

Ученица- Девчонка руки протянула

И головой –

На край стола.

Сначала думали – уснула,

А оказалось – умерла…

Никто не обронил ни слова,

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Уроки – после похорон.

«Всё для фронта, всё для Победы!» - это был боевой девиз рабочих Ленинграда. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолётов, 150 тяжёлых орудий, 4500 полевых орудий, 12000 миномётов и пулемётов, 10 млн. снарядов и мин.

Слайд 36. Но в городе с каждым днём всё более ощущалась нужда в рабочих руках, ведь многие рабочие ушли в народное ополчение. На заводы и фабрики пришли мальчики и девочки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки-рабочие вместе со взрослыми работали на военных заводах. Голодные, измождённые, они по 12-14 часов не выходили из промёрзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага. За доблестный труд многие ленинградские мальчишки и девчонки были награждены орденами и медалями.

Слайд 37. Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в город доставляли продукты и топливо. Не перерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замёрзла и эта единственная ниточка, связывающая город со страной, оборвалась. И тогда по Ладожскому льду проложили автомобильную трассу. От неё зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года по ещё неокрепшему льду прошли первые грузовики с мукой. Слайд 38.Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие жизненно важные грузы, а из города на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощённых и ослабевших людей. Слайд 39. Скольких людей спасла от неминуемой смерти эта фронтовая дорога! Народ очень точно назвал её «Дорога жизни».

 Слайд 40. Наконец наступила весна 1942 года, которую с таким нетерпением ждали ленинградцы. Но вместе с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные, измученные за зиму, они приводили в порядок улицы, дворы. Взрослым активно помогал школьники. В это лето в Ленинграде была вскопана и засеяна каждая полоска земли. Школьники собирали дикорастущие съедобные травы, ягоды и грибы. Чтобы не повторились ужасы первой блокадной зимы, нужно было подготовиться к следующей. Прежде всего обеспечить город топливом. Дрова для школ заготавливали учителя и ученики.

Слайд 41. Школьники заготавливали топливо для инвалидов, семей фронтовиков. Старшие ученики вступали в бытовые отряды. Они помогали одиноким больным людям, старикам и детям – пилили и кололи дрова, носили воду, топили печь-времянку, выкупали хлеб по карточкам, обходили квартиры, доставляя на санках тяжелобольных людей в больницы, а осиротевших детей в детские дома.

Слайд 42. Час окончательного освобождения пробил через год,  14 января 1944 года началась операция по ликвидации вражеской группировки. За 2 недели были освобождены более 800 городов и населённых пунктов. Город был полностью освобождён от вражеской блокады.

Слайд 43. В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные традиции и их роль в воспитании экологической культуры младших школьников

В статье раскрывается роль семейных традиций в экологическом воспитании младших школьников....

Воспитание экологической культуры младших школьников, как общей культуры личности.

В статье раскрыты основные методы и приёмы формирования экологической культуры младших школьников....

Воспитание экологической культуры младших школьников в процессе внеклассной работы

Экологическая ситуация во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты настоятельно требуют скорейшей перестройки мышления человечества, о...

Воспитание экологической культуры младших школьников

Проблема воспитания бережного отношения к природе...

Воспитание экологической культуры младших школьников в процессе внеклассной работы

Воспитание экологической культуры младших школьников в процессе внеклассной работы...

Воспитание экологической культуры в условиях совместной деятельности учителя и учащихся через повышение уровня экологических знаний.

Экологическая ситуация, сложившаяся в России и во всём мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты требуют перестройки мышления человечества, ...

Воспитание интереса к народным традициям и обычаям .Воспитание экологической культуры.

Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям;Воспитание экологической культуры....