Статья на тему " Младший школьный возраст"
статья

Статья "Младший школьный возраст"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mladshiy_shkolnyy_vozrast.docx58.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Младший школьный возраст.

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 7 до 11 лет. Это, тот период, когда проходит обучение в начальной школе, и определяется важнейшим моментом  в жизни ребенка - его поступлением в школу. Этот возраст считается самым ответственным и сложным для детей.

Главное данной темы заключается в том, что этот период - самый необыкновенный в их жизни, который выделился из истории совсем недавно. С ребенком, который  поступает в школу, начинает происходить перестройка всей системы отношений его с реальностью. У него появляются всё новые, связанные со школой обязанности. Вступление в школьный коллектив имеет огромнейшее значение для формирования личности.

Меняется естественно и социальная ситуация развития, теперь она называется «ребенок - учитель», под этим подразумевается «ребенок - общество». В школе существует закон, одинаковый для всех,  воплощением этого закона является учитель, которого все должны понимать и слушаться.

Качество учебной деятельности  школьника и всё его поведение оценивается школой. Эта оценка оказывает влияние на характер его отношений с окружающими. Отношения «ребенок - учитель» проникает во все этапы жизни ребенка. Оно определяет и отношения «ребенок - родители» и «ребенок - сверстники».

Каждый ученик – оригинальная личность, однако психологами делаются попытки выделить и общие правила межличностного взаимодействия. Данная проблема приобретает особую важность в связи с личностно - ориентированной направленностью педагогического процесса в современной начальной школе, что предполагает более пристальное отношение к психологическому состоянию детей.

В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта. Мышление приводит к качественной перестройке памяти, восприятия, превращая их в регулируемые, произвольные процессы. Дети 7-8 лет обычно мыслят конкретными категориями. К концу данного возраста они должны научиться самостоятельно, делать выводы, сопоставлять, обобщать, находить отличия и общее, устанавливать простые закономерности.

Принимая во внимание важность школьного возраста для становления личности ребенка, для формирования его познавательной и коммуникативной сферы, как для успешности обучения, так и для развития его личности, эта работа направлена на рассмотрение психологических и естественно возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.

Цель работы заключается в изучении и рассмотрении особенностей развития детей этого возраста.

Объектом данной работы выступает младший школьный возраст.

Предметом исследования - возрастные и психологические особенности развития детей.

Достижение цели исследования буду осуществлять путем решения следующих задач: 

1) изучение психологических особенностей у детей младшего школьного возраста:

а) индивидуальные особенности развития младшего школьника;

б) ведущую деятельность данного возрастного этапа;

в) мотивы учебной деятельности в этом возрасте;

г) биологические особенности младшего школьника;

д) новообразования в данном возрастном периоде;

2) анализировать особенности развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте: восприятие, внимания, памяти, воображения и мышления;

Для проведения исследования использовался комплекс методов:

1.Теоретические: анализ, обобщение, синтез и систематизация психологических данных по проблеме исследования.

2. Эмпирические: тестовый, опросный.

Теоретической базой выступили работы Л.И. Божович, М.И. Лисиной, В.С. представления Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина о ведущей деятельности в младшем школьном возрасте и др.

Методологическим основанием исследуемой задачи является принцип развития. Психические явления и личностные образования являются следствием различных биологических, социальных, психологических условий. Этот принцип предполагает, что любое психическое явление или личностное образование является процессом и непрерывно развивается.

Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребенка изменяется эмоциональное состояние, повышается психическая напряженность, что отражается как на физическом здоровье, так и на поведении.

Характер адаптации ребенка к другим условиям жизни и отношение к нему со стороны родных способствуют развитию чувства личности. Таким образом, младший школьный возраст характеризуется тем, что у ребенка появляется совершенно новый статус: он ученик и ответственный человек.

Тема курсовой довольно актуальна, она мне настолько близка и знакома. Мне приходиться сталкиваться с ней из года в год, так уже на протяжении многих лет работаю учителем начальных классов. Дети этого возраста такие разные. Надеюсь, изучив как можно больше литературы, я смогу раскрыть для себя еще много нового и возьму на заметку в дальнейшей своей работе.

Основная часть

1.Психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Когда мы говорим об индивидуальных особенностях детей, то в первую очередь нужно обязательно помнить, о явлении акселерации, ведь уже в дошкольном возрасте около 8 % детей имеют «разброс» физиологического развития по показателям биологического возраста в 2-3 года! Учителю особенно тяжко будет работать в коллективе, где выявится подобный феномен.

Другой аспект: когда один из учеников приходит в школу ухоженный, чистый, дома всегда интересуются его успехами,  помогают преодолеть трудности и неудачи  - все это создает у ребенка состояние внутренней уверенности и конечно защищенности, с ним и учителю гораздо будет легче найти контакт. А у сидящего рядом ребенка может быть совсем иная среда обитания в семье: неустроенность быта, постоянные скандалы между родителями - все это оказывает влияние на усвоение моральных и нравственных ценностей, от этого и зависит его реакция на школьные события[1]. В своей практике я не раз с этим сталкивалась.

Работая в школе, приходиться постоянно не выпускать из вида не одной семьи, чтобы оказать нужную помощь всем детям, как из благополучных семей, так и из неблагополучных. За последние годы институт семьи утерян. На смену нравственным понятиям пришли алчность, жестокость, насилие, алкоголизм, наркомания. Нередко на замечания учителя в адрес ученика мы слышим такие слова от родителей: «Мой ребенок большую часть времени проводит в школе, вот вы его и воспитывайте…»

Однако давно известно, что эффективность воспитания значительно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Поэтому необходимо напоминать родителям, чтобы они оказывали своим деткам посильную помощь. И это действительно так. От помощи и внимания со стороны семьи зависит многое, как и со стороны школы конечно. Школу обвиняют во всем. Каждый учитель должен быть готов ко всему. Современные родители они вообще сейчас мало уделяют внимания своим детям. Чаще откупаются от них всякими дорогостоящими подарками. Это неправильно. Необходимо напоминать родителям, чтобы они оказывали своим деткам посильную помощь. Учителю надо стремиться настроить работу с родителями так, чтобы со стороны родителей, школы и детей было полное взаимопонимание. Нужно проводить регулярные встречи, беседы. Познакомиться с каждым из родителей, изучить каждого ребенка (см. Приложение А).

Помимо проблем, связанных с условиями развития ребенка в полной семье, существуют проблемы воспитания в неполноценной семье или усыновленного ребенка.

Период от дошкольного детства к школьной жизни - один из переломных моментов в психическом развитии человека. Ведущая деятельность дошкольника - это игра, а придя в школу, ребенок должен перейти уже к учебной деятельности. Включение ребенка в учебную деятельность связано с новым типом отношений ребенка в школе,  в семье. К нему предъявляются строгие требования. В школе для ребенка главное лицо - учитель.

Младший школьник характеризуется степенью пригодности, готовности и включенности в учебную деятельность. В этом возрасте ребенок быстро утомляется и нуждается в соответствующем режиме работы.

 Ученики данного возраста характеризуются непоседливостью, повышенной активностью. В физиологическом плане надо отметить, что созревание крупных мышц опережает развитие мелких, поэтому детям, гораздо легче выполнять сильные движения. В связи с этим дети быстро устают при выполнении мелких движений. В связи с этим дети быстро устают при выполнении мелких движений. Конечно большинство детишек устают от школьных нагрузок.

Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Физическое развитие школьника требует не только пристального внимания учителя, но и постоянного наблюдения врача. У ребенка возникает целый ряд серьезных трудностей. У него устанавливается новый режим дня. Более адекватный подход к установлению готовности ребенка к школе состоит в проверке степени развития основных психических функций: восприятия, внимания, памяти и т.д.

Придя в школу, ребенок должен уметь устанавливать идентичность предметов и их свойств тому или иному эталону. Если речь идет о цвете, то он должен уметь дифференцировать цвета. Аналогично - видеть форму, размер предмета. Однако у большинства детей еще отсутствует умение анализировать воспринимаемые свойства предметов. Так, детям первого класса давали цветную картинку с изображением фруктов и просили нарисовать их. Дети называли предмет, а также цвет и форму. Но в процессе рисования не обращались к нему.

В результате все картинки получились разных размеров, разной формы, разного цвета. Это значит, что дети еще не умеют целенаправленно анализировать и дифференцировать воспринимаемые предметы. В процессе учебной деятельности у них необходимо это постоянно формировать, учить их наблюдать.[2].

Таким образом, младший школьный возраст - это период позитивных изменений, происходящих с личностью ребенка. В этот период очень важны все уровни достижения, постигаемые ребенком на данном этапе. Чем больше позитивных эмоций будет у ребенка, тем легче он справится с предстоящими трудностями подросткового периода[3].

Школа - эта та первая среда, которую ребенок встречает за пределами своей семьи. Важно, чтобы учитель осознавал свою роль. Дальнейшее развитие ребенка во многом будет зависеть от того, как учитель будет влиять на него своей личностью, поведением.

Школа есть первый встречающийся ребенку фрагмент настоящего огромного мира, и поэтому она обязана помочь ребенку выстроить в коллективе межличностные отношения. В школе происходит глубокая перестройка всей структуры взаимоотношений между детьми (по сравнению с дошкольным возрастом).

Ребенок, поступивший в школу, автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Ведь учеба дается не каждому легко. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с обыкновенным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство учиться, как все дети в его возрасте[4].

Дети в этом возрасте всегда активно включены в разные виды деятельности - игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Однако, особое значение в этом приобретает учение. Об этом не раз говорилось. Учебная деятельность не сводится к посещению учебного заведения или приобретению знаний как таковых. Знания могут быть побочным продуктом игры, отдыха или труда. Учебная деятельность - это деятельность, которая направлена на усвоение знаний, умений, навыков, выработанных человечеством. Только тогда, когда ставится сознательная цель научиться чему-то новому, постигнуть что-то неизвестное, чего раньше не знал, не понимал и не умел, можно говорить об особом виде деятельности - учении[5].

Ведущая роль учебы выражается в том, что она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом (она общественна по смыслу, по содержанию и по форме организации), в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность ученика начальных классов в целом[6].

Итак, можно сделать следующий вывод, что учебная деятельность сложна по своей структуре и к началу школьного обучения только начинает складываться. При традиционной системе обучения вопросам становления деятельности учения, как правило, не уделяется достаточно внимания. Формирование учения - процесс длительный, сложный, требующий усилий и руководства со стороны взрослых - педагогов и родителей.

Для осуществления деятельности необходима развитость мотивационной сферы; как правило, это система разнообразных потребностей, мотивов, целей, интересов.

Дети часто приходят в школу с мотивом «стать школьниками», получить новый, более взрослый статус. Все дети быстрее хотят стать взрослыми. И на первых порах мотивирующая сила этой тенденции может быть поразительно сильна.

Ребенок, семи лет, эмоциональный, подвижный, активный, непоседливый. Предвидя трудности с освоением письма, с мелкой моторикой, его мать в течение летних месяцев всеми способами пытается привлечь его к рисованию, раскрашиванию, лепке. Однако продолжительность занятий оказывается, очень невелика, десять- пятнадцать минут, и ребенок находит для себя другое, более интересное для себя дело. «Как же он сможет работать на уроке», - сокрушенно думает мать. И вот приходит сентябрь. Первый день - три урока, а уже со следующего - четыре или пять. Ежедневно домашнее задание - еще на два-три часа[7].

И поразительно у школьника появляется терпение, стремление выполнить все, что задано. (А в короткие перерывы между домашними заданиями он буквально бросается к своим игрушкам, солдатикам и машинкам, ранее уже заброшенным.) В этом году я набрала первый класс. Поначалу я замечала, что дети быстро устают и начинают отвлекаться. Но в своей педагогической деятельности я  стремлюсь создавать ситуацию успеха, сразу у детей появляется интерес к учебе. Я думаю, что у меня это хорошо получается. Все дети моего класса очень работоспособные, на уроках активные, ни у кого нет страха перед ответами.

Позиция школьника через некоторое время становится привычной; указанный мотив постепенно теряет побуждающее значение. О чем я и рассказывала.

К категории так называемых внешних мотивов (лежащих за пределами учебного процесса и связанных лишь с его результатом) относятся социальные мотивы. Социальные мотивы отвечают потребностям ребенка в общении с другими людьми, в их одобрении, в занятии определенного места в обществе.

Различают широкие социальные мотивы (учиться, чтобы быть культурным, умным; занять достойное место после окончания школы, найти хорошую престижную работу; мотивы долга и ответственности) и узколичные, в том числе позиционные (избежать двойки, соответствовать ожиданиям родителей, снизить тревожность, быть лучшим учеником в классе).

Широкие социальные мотивы в младшем школьном возрасте чаще относятся к категории важных[8].

Для осуществления успешной организации обучения важно, чтобы мотив имел внутренний характер, т.е. чтобы содержание деятельности и мотив соответствовали друг другу. Такова, например, учебно-познавательная мотивация, отвечающая познавательной потребности, потребности в интеллектуальной активности («хочу все знать», «люблю узнавать новое»).

По мнению В.В. Давыдова[9], учеба имеет специфическое содержание - это развитые формы человеческого сознания (научного, художественного, нравственного). Предметы культуры и науки - теоретические, абстрактные и требуют пристального к себе отношения. Именно теоретическое отношение к действительности - проникновение во внутреннюю сущность вещей и адекватные этому способы ориентации (направленность на овладение новыми способами действий, новыми способами преобразования изучаемого объекта) - важнейшая, специфическая потребность и мотив учебной деятельности.

В биологическом отношении ученики начальных классов переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста. У детей в этом возрасте развиваются высшие чувства: эстетические, социальные. Важную роль играет формирование социальных чувств: чувства товарищества, ответственности, сочувствие к горю окружающих. Младший школьник он понимает о своей принадлежности к тому или иному полу. Каждый стремиться утвердить себя как мальчик или девочка.

Мальчик знает, что он должен быть храбрым, не плакать, уступать дорогу всем взрослым и девочкам. Он знает, что такое мужская работа. Сам пытается что-то отрубить, что-то забить.

Он очень доволен, когда эти его старания одобрены. Мальчики стараются вести себя, как подобает мужчинам.

Девочка знает, что она должна быть приветливой, доброй, женственной, не драться, не лазать по заборам. Она приобщается к домашней работе. Когда ее хвалят за то, что она хозяюшка, она радуется от удовольствия. Девочки стремятся уподобиться женщинам.

В классе девочки и мальчики при общении друг с другом не забывают о том, что они противоположны: когда учитель сажает мальчика и девочку за одну парту, дети смущаются, особенно если окружающие сверстники реагируют на это обстоятельство. Однако младший школьный возраст является относительно спокойным в плане выраженной фиксации на полоролевых отношениях.

В этом возрасте совершенствуется нервная система, глубоко развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в данном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 граммов. Быстро развивается психика детей. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и  торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения и младшие школьники в высокой степени возбудимы. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45 %, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные - на 80 %[10].

Несмотря на вышесказанное, никогда нельзя забывать, что еще не прошло время бурного роста, когда дети тянутся вверх. Остается и диссонанс в физическом развитии, оно явно опережает нервно-психическое развитие ребенка. Сказывается это и во временном ослаблении их нервной системы, что проявляется в повышенной утомляемости, беспокойстве, повышенной потребности в резких движениях.

При любом обучении дети, заканчивающие начальную школу, существенно будут отличаться от вновь пришедших детей в первый класс. Сейчас у нас в школе дети ходят на подготовку, а мои ученики первого класса уже отличаются от них. Мои детки серьезнее, ведут себя сдержанней, спокойней.  Они выглядят более самостоятельными, чем дошколята.

Требования учебной деятельности неизбежно ведут учеников к формированию произвольности как характеристики всех их психических процессов. Произвольность формируется в результате того, что ребенок систематически выполняет то, что требует его позиция ученика: слушает объяснения, решает задачи и т.д.

Таким образом, учащиеся научаться обязательно, справляться со своим поведением, преодолевать любые трудности, двигаться к поставленной цели, находить лучшие пути ее преодоления.

Второе важное новообразование - рефлексия. Сейчас по новым учебным стандартам, без рефлексии просто учебный процесс нельзя себе представить. Мы постоянно добиваемся от учеников, чтобы они сами могли поставить задачу урока. Учитель требует от ребенка не только решения задачи, но и обоснования его правильности. Это постепенно формирует способность у ребенка понимать, отдавать себе отчет в том, что он делает. Больше того - оценить, а правильно ли он сделал и почему он считает, что это правильно.

Таким образом, ученик постепенно сможет смотреть на себя как бы глазами другого человека - со стороны - и оценивать свою деятельность.

Умение человека понимать то, что он делает, и обосновывать свою деятельность и называется рефлексией[11].

 К окончанию начальной школы учащиеся научаться выполнять действия про себя - в умственном плане. Все это означает, что их интеллектуальное развитие поднялось на новую ступеньку, у них сформировался внутренний план действий.

Итак, психическая деятельность ученика, закончившего начальную школу, должна характеризоваться тремя новообразованиями: произвольностью, рефлексией, внутренним планом действий[12].

Новообразования, с которыми ребенок поступил в школу, развились в процессе его игровой деятельности и позволили ему приступить к учебе, познанию нового и интересного. Участие в учебной деятельности, систематическое учение сформировали новые особенности психической деятельности младшего школьника. Развитие всех указанных особенностей психики школьников идет в неразрывной связи с освоением ими различными видами познавательной деятельности.

Поступив в школу, дети не умеют провести анализ различных свойств воспринимаемых объектов. Они обычно ограничиваются называнием цвета и формы. В процессе обучения дети научаются целенаправленному восприятию предметов. Вначале учитель дает внешний образец движения взора по воспринимаемому объекту, используя указку. Затем дети научаться составлять схему, словесный план наблюдения, исходя из его цели. Таким образом, формируется произвольное, целенаправленное наблюдение - один из важных видов познавательной деятельности.

Существенно изменяется и деятельность, связанная с запоминанием и воспроизведением того материала, что осталось в памяти. Первоклассники легко запоминают  все красочное, эмоционально впечатляющее. Они склонны к буквальному запоминанию.

Постепенное формирование внутреннего плана действий приводит к существенным изменениям во всех интеллектуальных процессах. Все ученики вначале склонны делать обобщения по внешним, как правило, несущественным признакам. Но потом в процессе обучения учитель фиксирует их внимание на связях, отношениях, на том, что непосредственно не воспринимается, поэтому учащиеся переходят на более высокий уровень обобщений, оказываются способными запомнить научные понятия, не опираясь на наглядный материал.

В начальной школе происходит развитие всех познавательных процессов, но Д.Б. Эльконин[13], вслед за Л.С. Выготским, считает, что изменения в восприятии, в памяти являются производными от мышления. Именно мышление становится в центр развития в этот период детства. В силу этого развитие восприятия и памяти идет по пути интеллектуализации.

Учащиеся используют мыслительные действия при решении различных задач на восприятие, запоминание и воспроизведение. «Благодаря переходу мышления на новую ступень, постепенно происходит перестройка всех остальных психических процессов. Постепенно дети начинают лучше воспринимать, больше запоминать».

Следует отметить при этом, что, согласно современным психологическим данным, умственное развитие младших школьников имеет большие резервы. В массовой школе эти резервы фактически не используются. Многолетние исследования, проведенные под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, показали, что у современных детей, в силу принципиально новых социальных условий их развития, можно сформировать более широкие и более богатые умственные способности, чем это делалось до сих пор[14].

Ведущая деятельность - переходит смена с игровой деятельности на учебную. Основным фактором развития, помимо учебной деятельности, является общение с учителем, со сверстниками, с родителями. Структура учебной деятельности по Д.Б. Эльконину.

Социальная ситуация развития коренным образом меняется. Ребенок становится учеником. Появляется внутренняя позиция. Утрата интереса к игре. Появление учебных мотивов. Мотивация достижения проявляется в игровой деятельности. Действия ради знаний и умений, оценок и признания со стороны взрослых.

2. Особенности развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте.

Развитие некоторых психических процессов осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста. Я считаю, что хоть дети и приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия, но их восприятие в учебной деятельности сводится лишь к узнаванию и называнию формы и цвета. У многих  первоклассников отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств предметов. Это обстоятельство отчетливо выступало в специальных опытах.  Можно привести один из примеров.

Так, учащиеся I класса получали для рисования фрукты. Дети быстро осматривали их, затем сразу же стремились нарисовать, не обращаясь больше к ним. На их рисунках фрукты были разных размеров и форм, так как у детей отсутствовали средства анализа самой формы. Аналогичные данные были получены тогда, когда учащиеся должны были передать цвет фруктов. Они, естественно, узнавали и называли этот цвет, но затем совсем не интересовались его конкретными особенностями[15].

Возможности ребенка анализировать воспринимаемые предметы, связаны с формированием у него более сложного вида деятельности, чем ощущение и различение отдельных непосредственных свойств вещей. Этот вид деятельности, называемый наблюдением, особенно интенсивно складывается в процессе школьного учения.

На занятиях ученик получает, а затем и сам развернуто формулирует задачи восприятия тех или иных примеров и пособий. Благодаря этому восприятие становится целенаправленным. Учитель регулярно показывает детям приемы осмотра или прослушивания вещей и явлений. Средства записи установленных свойств (рисунок, таблица, слово).

Восприятие, которое синтезируясь с другими видами познавательной деятельности (вниманием, мышлением), начинает приобретать форму целенаправленного и произвольного наблюдения. При достаточно развитом наблюдении можно говорить о наблюдательности ребенка как особом качестве его личности. Все эти исследования показывают, что в начальном обучении можно значительно развить это важное качество у всех младших школьников.

Дети, поступившие в школу, еще не имеют целенаправленного внимания. Они обращают свое внимание в основном на то, что им интересно, очень яркое и красивое. Условия школьной работы с первых дней требуют от ребенка следить за такими предметами и запоминать такие сведения, которые в данный момент его вовсе не интересуют.

В дальнейшем ребенок научится устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах. Во 2-3 классах учащиеся уже обладают произвольным вниманием, концентрируя его на любом материале, объясняемом учителем или имеющемся в книге[16].

У первоклассников произвольное внимание неустойчиво, так как они еще не имеют внутренних средств саморегуляции. У учащихся 1-2 классов внимание более устойчиво при выполнении внешних, чем собственно умственных действий. При выполнении простых, но однообразных занятий младшие школьники отвлекаются чаще, чем при решении более сложных заданий, требующих применения различных  способов и приемов работы[17].

Школьная жизнь такова, что с самого начала требует от детей произвольного запоминания материала. Продуктивность памяти младших школьников зависит от понимания ими характера самой задачи и от овладения соответствующими приемами и способами запоминания и воспроизведения[18].

Вначале дети применяют самые простые способы - многократное повторение материала при расчленении его на части, как правило, не совпадающие со смысловыми единицами. Самоконтроль за результатами запоминания происходит лишь на уровне узнавания (см.Приложение В).

Работа по составлению развернутого и свернутого плана занимает важное место во втором полугодии 1 класса, когда дети уже умеют читать и писать. Во 2-3 классах эта работа продолжается на материале значительных по объему арифметических и грамматических текстов. Теперь от учащихся требуется не только выделение единиц, а смысловая группировка материала - объединение и соподчинение его основных компонентов, расчленение посылок и выводов, сведение тех или иных отдельных данных в таблицу и т.д.

Специальная работа необходима для формирования у младших школьников приемов воспроизведения. Прежде всего, учитель показывает возможность вслух или мысленно воспроизвести отдельные смысловые единицы материала до того, как он усваивается целиком. Воспроизведение отдельных частей большого или сложного текста может быть распределено во времени.

Соотношение непроизвольной и произвольной памяти в процессе их развития внутри учебной деятельности различно. В 1 классе эффективность непроизвольного запоминания гораздо выше, чем произвольного, так как у детей еще не сформированы важные приемы осмысленной обработки материала и самоанализа. По мере формирования приемов осмысленного запоминания и самоанализа произвольная память у второклассников и третьеклассников оказывается во многих случаях продуктивнее непроизвольной. 

Обе формы памяти - произвольная и непроизвольная - выдерживают в младшем школьном возрасте такие качественные изменения, благодаря которым устанавливается их тесная взаимосвязь. Важно, чтобы каждая из форм памяти применялась детьми в соответствующих условиях. Не следует думать, что лишь произвольное запоминание приводит к полноценному запоминанию учебного материала.

Систематическая учебная деятельность помогает развить у детей такую важную психическую способность, как воображение. Большинство сведений, сообщаемых младшим детям учителем и учебником, имеет форму словесных описаний, картин и схем. Школьники каждый раз должны стремиться создать себе образ действительности[19].

Развитие способности к этому проходит две главные стадии. Сначала создаваемые образы приблизительно характеризуют реальный объект. Эти образы статичны, поскольку в них не представлены изменения и действия объектов, их взаимосвязи. Построение таких образов требует словесного описания. Потом они приобретают полноту и конкретность, что происходит за счет воссоздания в них элементов действий и взаимосвязей самих объектов.

Первоклассники чаще всего представляют себе лишь начальное и конечное состояние какого-либо движущегося объекта[20]. Ученики 3 класса с успехом могут представить и воспроизвести многие промежуточные состояния объекта, как прямо указанные в тексте, так и подразумеваемые по характеру самого движения. Дети могут воссоздать образы действительности без непосредственного их описания или без особой конкретизации, руководствуясь памятью или общей схемой-графиком. Так, они могут писать большое изложение по рассказу, услышанному в самом начале урока, или решать математические задачи, условия которых приведены в виде абстрактной графической схемы.

Воссоздающее (репродуктивное) воображение в младшем возрасте развивается на всех уроках путем формирования у детей, во-первых, умения определять и воспроизводить подразумеваемые состояния объектов, прямо не указанные в их описании, но закономерно из них следующие, во-вторых, умения понимать условность некоторых объектов, их свойств и состояний.

Уже воссоздающее воображение перерабатывает образы действительности. Дети меняют сюжетную линию рассказов, представляют события во времени, изображают ряд объектов в обобщенном, сжатом виде. Нередко такие изменения и комбинации образов носят случайный характер с точки зрения цели учебного процесса, хотя и удовлетворяют потребности ребенка в фантазировании, в проявлении эмоционального отношения к вещам. В этих случаях дети четко и отчетливо осознают чистую условность своих выдумок[21].

В развитии мышления детей этого возраста также наблюдаются две основные стадии. На первой стадии их мыслительная деятельность еще во многом напоминает мышление как у дошкольника. Анализ учебного материала производится здесь по преимуществу в наглядно-действенном плане. Дети опираются при этом на реальные предметы или их прямые заместители, изображения.

Учащиеся 1-2 классов начинают судить о ситуациях весьма односторонне, схватывая какой-либо единичный внешний признак. Умозаключения опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии. Обоснование вывода осуществляется не на основе логических аргументов, а путем прямого соотнесения суждения с воспринимаемыми сведениями[22].

Обобщения, выполняемые детьми на этой стадии, происходят под сильным «давлением» броских признаков предметов. Большинство обобщений, которые возникают на этой стадии, фиксирует конкретно воспринимаемые признаки и свойства, лежащие на поверхности предметов и явлений.

Элементы природоведения, географии и истории запоминаются младшему школьнику таким образом, чтобы производимые им обобщения как можно шире опирались на наблюдения конкретных ситуаций, на знакомство с их детальными словесными описаниями. При сопоставлении такого материала дети начинают выделять сходные внешние черты и обозначать их соответствующими словами (город, горы, война и т.п.)[23]. 

Основным критерием полноценного обобщения знаний является умение ребенка привести конкретный пример, который соответствует полученным знаниями. Все эти особенности мышления младших школьников служат основой широкого применения принципа наглядности в начальном обучении.

На основе систематической учебной деятельности к 3 классу изменяется характер мышления младших школьников. С этими переменами связана вторая стадия в его развитии. Уже в 1-2 классах особая забота учителя состоит в том, чтобы показать детям связи, существующие между отдельными элементами усваиваемых сведений. Ежегодно увеличивается объем заданий, требующих указания таких связей или соотношений между понятиями. Учащиеся постоянно отчитываются перед учителем в форме развернутых суждений о том, как они усвоили ту или иную классификацию[24]. 

Для формирования у детей понятия «хлебные растения» в учебнике приводятся рисунки колосьев, а учителя показывают эти растения в натуре. Принося колоски в школу. Так детям гораздо проще рассмотреть и запомнить. Рассматривая и анализируя их особенности по определенному плану, дети учатся по внешнему виду находить отличия этих растений друг от друга, запоминают их назначение, время сева, иными словами, приобретают знания о злаках. Ученики познают, например, понятия  о поле, о саде, о лесе, о климате.

В основе суждений школьников о признаках и свойствах предметов и явлений лежат наглядные изображения и описания. Но вместе с тем эти суждения являются результатом анализа текста, мысленного сопоставления его отдельных частей, мысленного выделения в этих частях главных моментов, их объединения в целостную картину, наконец, обобщения частностей в некотором новом суждении[25].

Формирование классификации некоторых предметов и явлений развивает у младших школьников новые формы собственно умственной деятельности.

К концу второй стадии большинство учащихся воспроизводят материал в плане ранее накопившихся представлений, посредством их умственного анализа и синтеза. Развернутые объяснения учителя и рассказы из учебников во многих случаях доступны для того, чтобы осознанно запомнить эти понятия без непосредственного оперирования предметным материалом. Увеличивается количество суждений, в которых наглядные моменты сведены до минимума и объекты характеризуются по более или менее существенным связям[26].

Таким образом, у младших школьников, сохраняется в известной мере стиль мышления старших дошкольников. В учебной деятельности межличностные контакты учащихся опосредованы влиянием учителя.

Для младших школьников, как и для дошкольников, взрослый, а именно в школе это учитель всегда будет продолжать оставаться самым авторитетным лицом. В оценках, которые они дают сверстникам, дети ссылаются важным образом на мнение учителя. В связи с этим отношения детей в младшем возрасте строятся в основном при прямом или косвенном участии педагога. Предпочтение в выборе товарищей определяется в наибольшей степени успехами или неудачами, сверстников в учебе, т.е каждый выбирает себе товарища согласно своим достижениям.

С поступлением в школу ребенка происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими. Большую часть дня ребята проводят в контактах с окружающими людьми. Изменяется содержание общения, в него входят темы, не связанные с игрой, т.е. выделяется как особое деловое общение с взрослыми.

На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее четко выражаемый словосочетанием «внутренняя позиция». Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям и делам - такое отношение, которое он отчетливо может выразить делами и словами. Возникновение внутренней позиции становится переломным моментом в дальнейшей судьбе ребенка, которая определяет собой начало его индивидуального, относительно самостоятельного личностного развития.

Межличностные отношения в младшем школьном возрасте, интересовали многих исследователей. Однако большинство психологов рассматривали младший школьный возраст с точки зрения развития рефлексии, произвольности, моральной и нравственной сфер в контексте совместной учебной деятельности. Тем не менее, можно предположить, что реальные межличностные отношения со сверстниками не исчерпываются совместной учебной деятельностью. Социометрию среди учащихся начальных классов можно провести с помощью следующего теста, который называется «Два домика». Основной целью этого теста является диагностика эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий между членами группы (см Приложение С)

Формирование личности детей происходит в условиях взаимодействия их с окружающей средой, которая оказывает на них воспитывающее воздействие. В процессе жизни и деятельности в коллективе происходит регулярное взаимовлияние учащихся друг на друга, в ходе которого формируются их оценка и самооценка, взгляды на события окружающей жизни.

Изучение этих отношений тяжелейшая задача. Особенно сложно она реализуема в детских коллективах. В своей работе я попыталась решить одну достаточно важную задачу - процесс влияния взаимоотношений между детьми, в его повседневной, обыденной форме, а именно, те его аспекты, которые раскрываются в непосредственном общении между подростками, в совместной деятельности разнопланового характера, на формирование уровня самооценки школьника, а соответственно и на формирования уровня его притязаний.

Можно сделать следующий вывод по этой главе, преобладающим видом внимания в начале обучения является непроизвольное внимание, физиологической основой которого служит ориентировочный рефлекс павловского типа - «что такое?». Ребенок еще не может управлять своим вниманием; реакция на новое, необычное настолько сильна, что он отвлекается, оказываясь во власти непосредственных впечатлений. Даже при сосредоточении внимания младшие школьники часто не замечают главного и существенного, отвлекаясь на отдельные, броские, заметные признаки в вещах и явлениях. Кроме того, внимание детей тесно связано с мышлением, и поэтому им бывает трудно сосредоточить внимание на неясном, непонятном, неосмысленном материале.

Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте. Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия: у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются на многие формы и цвета.

Восприятие пространства и времени в младшем школьном возрасте сопряжено со значительными трудностями, хотя от класса к классу становится более правильным. Большинство детей, например, преувеличивают длительность минуты, а при восприятии больших промежутков времени (5, 10, 15 минут) преувеличивают действительную длительность времени. Это связано с отсутствием рефлекса на время и с тем, чем заполнено время ребенка.

Память тоже характеризуется непроизвольностью. Легче всего ребенку запомнить то, что включено в его активную деятельность, то, с чем он непосредственно действовал, а также то, с чем непосредственно связаны его интересы и потребности.

Изменения в развитии памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую мнемическую задачу. Он отделяет эту задачу от всякой другой (а в дошкольном возрасте либо вообще не выделял ее, либо выделял с трудом).

Во-вторых, в младшем школьном возрасте ребенок овладевает приемами запоминания. Первоначально школьники пользуются самыми простыми способами - длительным рассматриванием материала, многократным повторением материала при расчленении его на части, как правило, не совпадающие со смысловыми единицами. Самоконтроль за результатами запоминания осуществляется на уровне узнавания: первоклассник, например, смотрит в текст и полагает, что заучил его, поскольку испытывает чувство того, что данный материал ему знаком.

В процессе развития мыслительной деятельности ребенка происходит переход от оперирования практическими действиями в решении наглядно данной конкретной  задачи к умственным внутренним, свернутым, действиям. При этом практическое действие не исчезает, не отменяется, а продолжает оставаться в резерве и выступает у школьников 2-3 классов при решении новых, трудных для них задач. С переходом мышления во «внутренний план» изменяются и выполняемые ребенком практические действия, они теряют поисковый, проблемный характер, превращаясь в действия исполнительные.

Воображение в своем развитии проходит также две стадии. На первой стадии создаваемые образы приблизительно характеризуют объект, бедны деталями, малоподвижны - это воссоздающее (репродуктивное) воображение. Вторая стадия характеризуется значительной переработкой образного материала и созданием новых образов - это продуктивное воображение.

Все эти проведенные исследования дают материал для дальнейшего, более глубокого изучения межличностных взаимоотношений, как в данном возрасте - младшего периода, так и в других возрастах, а также во время всех этих исследований я познакомилась с некоторыми особенностями развития познавательных процессов у детей в младшем возрасте.

Заключение

Младший школьный возраст - один из критических возрастов в жизни любого человека. Дети, поступившие в первый класс, очень сильно отличаются друг от друга по успехам в учении - сосредоточенные и отвлекающиеся. Они собираются из самых разных семей - более развитые и менее развитые, воспитанные и невоспитанные. При этом всех их объединяет один возраст, некоторые общие особенности реагирования на окружающее.

В тоже время этот возраст - это период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу.

Повышенная впечатлительность, внушаемость младших школьников, направленность их умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять, создают по-своему благоприятные условия для обогащения и развития психики.

Ученикам младшего возраста предстоит очень важный момент в их жизни - переход в среднее звено школы. Этот переход заслуживает самого серьёзнейшего внимания. Это связано с тем, что коренным образом меняются условия учения. Новые условия предъявляют довольно высокие и четкие требования к развитию мышления, восприятия, памяти и внимания детей, к их личностному развитию, а также к уровню развития произвольности.

Однако уровень развития значительного числа учащихся едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы школьников уровень развития явно недостаточен для перехода в среднее звено.

Самая главная задача учителя начальных классов и родителей заключается в знании и учете психологических особенностей детей младшего школьного возраста в обучении и воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя разные игры, задания, упражнения.

Младший школьный возраст - возраст довольно заметного формирования личности. В этом возрасте характерны новые отношения с окружающими, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учение, которое представляет ряд серьёзных требований к ученику. В младшем возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Характер младших учеников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны - склонны сразу действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина - потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Часто наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их - недостатки семейного воспитания.

 Ребёнок, естественно привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Упрямство и капризность - своеобразная форма протеста ребёнка против тех жёстких требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что нужно.

Младшие школьники очень подвижны, эмоциональны. Все это сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена яркими эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём размышляют, делают, вызывает у них эмоционально яркие впечатления.

Во-вторых, школьники этого возраста не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия.

 В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Ученики начальных классов очень хорошо запоминают школьный материал. Успешному запоминанию способствуют характерные особенности детей этого возраста: дружеское отношение к авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. 

Таким образом, вступив в школьную жизнь, у ребенка как бы открывается новая эпоха. Л.С. Выготский говорил, что расставание с дошкольным возрастом - это расставание с детской непосредственностью. Ребенок, попадая в школьное детство, оказывается в менее снисходительном и более жестком мире. И от того, как он к этим условиям приспособится, зависит очень многое.

Самая главная задача учителя начальных классов и родителей заключается в знании и учете психологических особенностей детей младшего школьного возраста в обучении и воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя различные игры, задания, упражнения.

Большие возможности предоставляет этот возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет ученик начальных классов накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности - деятельности в коллективе и для коллектива.

Работать над этой темой мне доставило огромное удовольствие. Изучив огромное количество литературы, можно много еще рассказать по данной теме и взять на заметку в дальнейшей работе.

Список использованных источников

1.

Блонский П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский. - М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. -359 с.

2.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М. : Просвещение, 1968. -272 с.

3.

Венгер Л.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М. : Просвещение, 1988. - С. 145-236

4.

Возрастная и педагогическая психология : Учеб. пособие для студентов / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина / [под ред.М.В. Гамезо]. - М. : Просвещение, 1984. - С. 151-154..

5.

Выготский Л.С. Кризис семи лет / Л.С. Выготский // собр. соч.: В 6 т. - М. : Просвещение, 1984. - Т. 1. - 485 с

6.

Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина. - М. : Изд-во МГУ, 1968.

7.

Детская практическая психология / [под ред. Т.Д. Марцинковской]. - М. : Гайдарики, 2004. - С. 147-161.

8.

Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. - М. : Просвещение, 1999. - С. 69-101

9.

Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. - 1981. - № 6.

10.

Добрынин Н.Ф. О новых исследованиях внимания // Вопросы психологии. 1973. - № 3 - С. 121-128.

11.

Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан / Под ред. И. В. Дубровиной. - М. : Просвещение, 1999. - 464 с.

12.

Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М. : Просвещение, 1988г.

13.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - М. : Издательство УРАО, 1999. -358 с

14.

Очерки психологии детей / (под ред. А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович) - М. : Издательство Академии пед-х наук РСФСР, 1950г.

15.

Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - М. : Просвещение, 1985. - С. 123-130

16.

Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития / Б.Д. Эльконин. - М. : Феникс, 1994г.


[1] Блонский П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский. - М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. - 359 с.

[2] Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - М. : Издательство УРАО, 1999. -358 с.

[3] Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан / Под ред. И. В. Дубровиной. - М. : Просвещение, 1999. - 464 с.

[4] Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития / Б.Д. Эльконин. - М. : Феникс, 1994. - 587 с.

[5] Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - М. : Издательство УРАО, 1999. - 358 с.

[6] Очерки психологии детей / (под ред. А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович) - М. : Издательство Академии пед-х наук РСФСР, 1950. - 134 с.

[7] Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М. : Просвещение, 1988. - С. 107-112.

[8] Очерки психологии детей / (под ред. А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович). - М. : Издательство Академии пед-х наук РСФСР, 1950. -134 с.

[9] Давыдов В.В. Концепция учебной деятельности школьников / В.В. Давыдов, А.К. Маркова // Вопросы психологии. - 1981. - № 6.

[10] Очерки психологии детей / (под ред. А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович) - М. : Издательство Академии пед-х наук РСФСР, 1950. - 134 с.

[11] Блонский П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. - 359 с.

[12] Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. - М. : Просвещение, 1999. - С. 69-101

[13] Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития / Б.Д. Эльконин. - М. : Феникс, 1994. - 587 с.

[14] Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития / Б.Д. Эльконин. - М. : Феникс, 1994. - 587 с.

[15] Блонский П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский. – М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. - 359 с.

[16] Добрынин Н. Ф.О новых исследованиях внимания // Вопросы психологии. 1973. - №3 - С. 121 - 128.

[17] Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб. : Питер, 2000. - 681 с.

[18] Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М.: Просвещение: Владос, 1994. - 320 с.

[19] Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения / Е.И. Игнатьев. - М. : Просвещение, 1956. – 438 с.

[20] Дьяченко О.М. Развитие воображения у школьников / О.М. Дьяченко. - М. : Феникс, 1991. - 360 с.

[21] Ермолаева М.В. Психология развития / М.В. Ермолаева. - М., Воронеж, 2003. -376 с.

[22] Тихомиров О.К. Психология мышления / О.К. Тихомиров. - М. : Знание, 1994. - 287 с.

[23] Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина. - М. : Изд-во МГУ, 1968.

[24] Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н.Ф. Талызина. - М. : Олимп, 1983. - 453 с.

[25] Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб. : Питер, 2000. - 681 с.

[26] Тихомиров О.К. Психология мышления / О.К. Тихомиров. - М. : Знание, 1994. - 287 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Психологические особенности младшего школьного возраста"

Статья для родителей "Психологические особенности младшего школьного возраста"...

Статья: "Психологические особенности младшего школьного возраста"

Статья: "Психологические особенности младшего школьного возраста"...

статья "Закаливание детей младшего школьного возраста"

Представлена методика закаливания детей младшего школьного возраста...

Статья "ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Советы и рекомендации о закаливании детей...

Презентация на тему "Младший школьный возраст"

Описание младшего школьного возраста....

Статья «Психология детей младшего школьного возраста»

Поступление в школу – трудный и волнительный период для первоклассника и его родителей. Меняется социальная ситуация, круг общения ребенка. Возрастают требования к нему, расширяется круг обязанн...

Статья на тему "Гендерные особенности школьной адаптации в младшем школьном возрасте".

В статье рассматриваются вопросы школьной адаптации младших школьников, выдвигается гипотеза о проявлении некоторых гендерных различий в школьной адаптации первоклассников, описываются причины, ...