Легко ли сохранить здоровье в школе?
статья

Бунина Ирина Александровна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Легко ли сохранить здоровье в школе?

Организация здоровьесберегающей среды

в учебно-воспитательном процессе.

(из опыта работы учителя начальных классов Почекаевой И.А.)

Здоровье – драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становиться нестерпимой и унизительной.

М. Монтень

В нашем современном обществе школа представляет собой социальный институт, обязательный для каждого ребёнка по достижению 7-ми лет. Большую часть дня дети проводят в стенах образовательного учреждения. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся становится одной из важнейших задач школы. Давно известно, что состояние здоровья детей значительно зависит от условий, в которых находятся дети.

Она из основных целей общеобразовательной школы является сохранения здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребёнка, полноценное физическое и психическое развитие обучающихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей среды.

Под понятием «здоровьесберегающая среда» я подразумеваю следующее:

  • соблюдение санитарно гигиенических требований в организации учебного процесса;
  • содействие медицинской и психологической служб школы.

На основании исследования гигиенической грамотности обучающихся начальной школы, получены следующие результаты:

  • около 60 % младших школьников предъявляют жалобы на здоровье, большинство которых связано с учебным процессом и проявляются частыми головными болями, болями в спине, висках, ногах, усталостью глаз.
  • 20% школьников обращаются к родителям за помощью в случае заболевания не сразу, а лишь тогда когда становиться очень плохо, или плохое самочувствие. Это может быть не только свидетельством недостаточной медицинской активности ребёнка, но и индикатором имеющегося во внутрисемейных отношениях неблагополучия.
  • 20% школьников не говорят о своих проблемах, так как растут в неблагополучной семье.

При наблюдении за состоянием осанки обучающихся можно заметить следующее: за партой стараются правильно сидеть 15%, а остальные не следят за осанкой, что свидетельствует о высокой степени риска искривления позвоночника.

Каждый пятый ученик начальных классов не всегда с удовольствием посещает уроки физической культуры по причине плохих условий, неумения выполнять определённые упражнения и задания, 5% обучающихся вообще не занимаются на уроках физической культуры по состоянию здоровья.

Состояние зрения также вызывает тревогу. Книгу на расстоянии 35-40 см держат 45% школьников. Около 6% детей видят плохо, что пишет учитель на доске.

Интересные наблюдения в режиме дня обучающихся. На вопрос «Что ты делаешь, когда встаёшь утром?», многие отвечают, что смотрят телевизор, завтракают, 70% говорят, что умываются, 12% - делают утреннюю зарядку.

В отношении следующего важнейшего компонента режима дня – питания тоже есть проблемы. 50% детей на горячем питании, остальные на бутербродном. В нашей школе ведётся большая работа по организации питания, так как от организации гигиенических условий обучения, личной гигиены, гигиены быта, правильности представлений о гигиенических нормах и правилах во многом зависит состояние здоровья.

Ухудшение состояния здоровья детей прослеживается от начала обучения в школе к концу, то есть процесс обучения в школе к его концу является фактором риска для здоровья обучающихся. Стремительно увеличивается число функциональных нарушений и хронических заболеваний. Более 70% детей имеют хронические заболевания. Растёт число отклонений  в нервно-психическом здоровье. По официальным данным, только около 15% школьников можно считать здоровыми. Сложившаяся ситуация продиктовала необходимость принятия неотложных мер. В связи с этим актуально значимым и востребованным сегодня стало на занятиях создание условий для сохранения здоровья детей.

Создание здоровьесберегающей среды для обучения и развития школьников стало необходимо. В связи с этим были поставлены следующие задачи:

  • организация режима труда и отдыха с учётом результатов мониторинга здоровья детей и соответствующего требованиям САНПиНа, позволяющего сохранить высокую работоспособность обучающихся, замедлить утомление и исключить переутомление.
  • формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностях и резервных возможностях организма обучающихся.
  • воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание важности и ценности поддержания организма в здоровом состоянии, пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни.
  • обучение детей нормам здорового образа жизни, приёмам и методам его реализации (включая основы саморегуляции), развитие нравственно эстетических и волевых качеств личности. Профилактика простудных заболеваний и заболеваний опорно-двигательного аппарата; выработка активной позиции непринятия «взрослых» вредных привычек.

Свою работу осуществляю по следующему плану:

  1. Учитываю результаты диагностики в урочной и неурочной деятельности.
  2. Обязательное включение двигательной активности.
  3. Организация внеклассной воспитательной работы направленной на формирование потребности в здоровом образе жизни и вовлечение в здоровый образ жизни.
  4. Формирование валеологической грамотности родителей. На своих занятиях стараюсь учесть данные диагностики и детей с высокой повышенной тревожностью опрашиваю не первыми, хвалю за ответ, даже если он не очень точный. На каждом уроке я провожу физкультминутки. Длительность физкультминуток от 1 до 5 минут. Каждая физкультминутка включает комплекс из 3-4 правильно подобранных упражнений. За такое короткое время удаётся снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей. Комплексы подбираются в зависимости от темы урока и его содержания.

Негативно на здоровье ребёнка влияет и малоподвижность на уроке, и малое разнообразие видов деятельности. Поэтому физкультминутки проводятся в то время, когда у детей появляются первые признаки утомления: нарушается внимание, появляется беспокойство. Они позволяют снять усталость, ослабить психологическую напряжённость, а также дать возможность ребёнку подвигаться. В первом классе рекомендуется проводить две и более физкультминутки.

Большое влияние на функциональное состояние организма школьников и, как следствие, на их работоспособность оказывает структура урока. Важное значение имеет правильное построение урока, подразумевающее оптимальное чередование различных видов деятельности, не одинаковых по продолжительности, трудности и утомляемости.

Упражнения, которые целесообразно проводить на разных этапах занятия:

В начале урока выполняются следующие упражнения:

  • растирание ушных раковин и пальцев рук – активизирует все системы организма
  • стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал (хлопки ладонями, кулачками)
  • перекрёстные движения – активизируют оба полушария головного мозга
  • качание головой – улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение
  • ленивые восьмёрки – активизируют структуры, обеспечивающие запоминание симметричные рисунки, улучшают зрительно-моторную координацию

         Снять напряжение во время занятия помогут следующие упражнения:

  • лобно-затылочная коррекция, улучшает мозговое кровообращение
  • медвежьи покачивания, расслабляют позвоночник, мозг, мышцы  шеи и глаз
  • поза дерева, снимает статическое напряжение
  • поза скручивания, улучшает кровообращение в позвоночнике
  • пальчиковая гимнастика

Развитие речи тесно связано с мелкой моторикой пальцев. Учёные Японии считают, что развитие мелкой моторики пальцев стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений.

  • Гимнастика для глаз, снимает напряжение с глаз.

«Моргание» - быстро сжимать и разжимать веки в течении 15-20 секунд. Затем закрыть глаза, расслабить мышцы глазного яблока на 30-40 секунд. «Движение глазными яблоками» - плавными движениями вращать сначала по кругу, по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. Повторяется 3 раза. Расслабление в течении 30-40 секунд. Очень важно. Чтобы во время выполнения упражнений ребёнок научил себя контролировать, выполнял упражнения правильно. Гимнастику для глаз можно делать под спокойную музыку сидя в массажном кресле.

Провожу упражнения, корректирующие осанку.

Профилактика нарушений осанки осуществляется в двух направлениях – это создание оптимальных гигиенических условий и в то же время проведение упражнений корректирующих осанку.

Провожу дыхательные упражнения. Они способствуют углублению дыхания, развитию и регуляции газообмена на более высоком уровне. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятии. Все упражнения проводятся в хорошо проветриваемом помещении или при открытой фрамуге, форточке, окне.

В конце занятия проводятся упражнения для снятия психофизического напряжения.

  • «Медуза» - сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде. Слушая спокойную музыку для релакса.
  • «Игра с песком» - сидя за столом «набираем» в руки невидимый песок и задерживаем дыхание. Разжимая руки, выдыхаем воздух.

Включение двигательной активности продолжается на переменах. Я провожу игровые двигательные переменки. Главная цель игровой двигательной переменки – дать возможность каждому ребёнку побыть в движении, почувствовать своё тело, показать ему значение двигательной активности в жизни человека. Двигательные переменки дают возможность «выпустить пар», разрядиться, снять с себя негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело – учение.

Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию детей. Внедрение в работу данных технологий позволяет:

  • Создать благоприятный эмоциональный и психологический микроклимат в группе, обеспечить устойчивое усвоение знаний обучающихся;
  • Обеспечить положительную динамику в сохранении и развитии здоровья детей;
  • Сформировать устойчивую мотивацию и ценностное отношение обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих.

Автор статьи:

Учитель начальных классов

Почекаева Ирина Александровна

МБОУ «СОШ№1» г.Курска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для учащихся 3 классов Игровая программа "Сохрани здоровье"

Иванова     Автор - учитель начальных классов Иванова Елена Александровна МОУ ООШ №78 г. Саратов Внеклассное мероприятие для учащихся 3 классов Игровая программа "Сохрани здоровье"...

"Как сохранить здоровье школьника".

Материал для родителей....

Беседа по ЗОЖ "Сберечь зрение - сохранить здоровье".

Беседа с использование здоровьесберегающих технологий. В доступной форме рассказывается о значении зрения, о строении глаза, о необходимости беречь зрение....

Презентация "Сохраним здоровье на Севере"

Формировать представление  о здоровье, как одной из главных ценностях  человеческой жизни.Познакомить детей с правилами,помогающими сохранить здоровье....

Педагогический проект «Помоги сохранить здоровье» Предмет во внеурочной деятельности «Если хочешь быть здоров-правильно питайся» в 1 классе .

С введением в 1 классе новых стандартов второго поколения, наша школа тоже перешла в 2011 учебном году на новые стандарты (ФГОСы)  в 1 классе. Работаю по программе «Школа России». Одним из ...

Как сохранить здоровье школьника?

По статистике в период обучения здоровье школьников заметно ухудшается. Если в школу отправляют 70 процентов относительно здоровых детей, то уже к 11 классу их остается всего 30 процентов. Врачи...

Протокол родительского собрания № 4 от «26» декабря 2018г. «Сохранить здоровье – сохранить жизнь».

Протокол родительского собрания  № 4 от «26» декабря 2018г. «Сохранить здоровье – сохранить жизнь»....