Использование интерактивных тренажёров в формате презентаций для подготовки к олимпиадам учащихся с ОВЗ начальных классов
статья

Морозова Лариса Анатольевна

Сообщение

на практико – ориентированном семинаре «Современные технологии подготовки обучающихся с ОВЗ к олимпиадам и конкурсам».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gbou_shkola_no4_morozova_l.a.1.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа – интернат № 4 г. о. Самара

Сообщение

на практико – ориентированном семинаре «Современные технологии подготовки обучающихся с ОВЗ к олимпиадам и конкурсам».

Тема: «Использование интерактивных тренажёров в формате презентаций для подготовки к олимпиадам учащихся с ОВЗ начальных классов»

Подготовила педагог: Л. А. Морозова

Самара, 2022 год.

«Не ограничивайте себя. Многие люди ограничивают себя только тем, что, как они считают, они умеют делать. Вы можете достичь намного больше. Нужно только верить в то, что вы делаете». Мэри Кей Эш.

     Важнейшей задачей образования во все времена была задача «научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения не только в средней школе, но и за ее пределами.

     В связи с этим появляется необходимость создания условий для взаимодействия обучающихся с ограниченными возможностями посредством различных конкурсов, фестивалей, олимпиад, для их полноценного участия в интеллектуально-творческой жизни.

     Основной задачей коррекционной школы является подготовка учащихся с ограниченными возможностями здоровья к социализации и социально-трудовой адаптации. организация процесса познания, мотивация к обучению, социализация школьников с ограниченными возможностями здоровья являются наиболее важными задачами, стоящими перед учителями школы. По сути, самоопределение детей с ограниченными возможностями здоровья в нашем обществе и их социальная адаптация зависят от того, как организована познавательная деятельность.

      Основная цель, которая стоит перед учителем, - это максимальное развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формирование у них теоретического и конструктивного мышления.

     Важную роль в формировании учебно-познавательной и информационной компетентности школьников играет их участие в различных интеллектуальных мероприятиях. Определенное место в этом занимают предметные олимпиады. Цель любой олимпиады для детей с ОВЗ заключается в предоставлении возможности школьникам  осознать, что возможно совершенствовать свой ум, расширять свои знания. С одной стороны – это форма обучения школьников, с другой – средство выявления наиболее подготовленных учащихся и активизации познавательного интереса посредством выполнения олимпиадных заданий. Сегодня ограниченные возможности здоровья не должны быть препятствием для участия ребят в олимпиадах. Нужно создавать условия, в которых он сможет участвовать в олимпиадах со всеми на равных, способствует раскрытию интересов и способностей детей; развитию творческой и поисковой активности обучающихся; социальному развитию учеников, имеющих ограничения в здоровье.

     У детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно в начальных классах, практически отсутствует или очень низкая мотивация к обучению. Сегодня решать эту проблему помогают информационные технологии и мультимедийные средства. Цвет, движение, звук – это те факторы, которые достаточно долго удерживают внимание ребенка, делают процесс обучения более осознанным, помогает педагогам делать работу привлекательной для детей, наполнять ее новым содержанием, делать процесс обучения более эффективным и практически направленным. Осознание ребенком с ОВЗ того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры дает ему веру в свои силы.

      И, конечно, немаловажным аспектом для успешного участия таких детей в предметных олимпиадах является сама подготовка к ним. Подготовка к олимпиадным мероприятиям, интеллектуальным конкурсам требует от педагога наработки особенных навыков и умений, способствующих развитию творческой компетенции обучающихся. 

     Требования к профессиональной подготовке педагога: 

  знать сильные и слабые стороны подготовки учащихся (строить обучение в

соответствии с результатами диагностики); 

  уметь консультировать учащихся и координировать их деятельность; 

  разбираться в концептуальных моделях обучения и развития одаренных детей. 

Условия эффективной подготовки учащихся к творческим конкурсам и олимпиадам: 

1.  поддержание устойчивого интереса к предмету; 

2.  разумное сочетание урочной и внеурочной деятельности; 

3.  умение координировать деятельность учащихся; 

4.  поиск новых форм и методов работы. 

   В подготовке к олимпиадам каждый педагог пользуется своими выбранными средствами, формами и методами подготовки к олимпиадам.

    В своей работе с учащимися начальной школы для подготовки к олимпиадам я часто использую интерактивные тестовые тренажёры.  Основной задачей педагогического использования тестов является определение объема и качества знаний, а также уровня умений и навыков. Типы тестовых заданий определяются способами однозначного распознавания ответных действий тестируемого. Легко догадаться, что подготовить тест с наглядными объектами можно и в среде PowerPoint. 

      Однако без соответствующего программирования производить подсчет баллов, фиксировать данные в электронном портфолио ученика не представляется возможным. Это может позволить программирование в программе Visual Basic, однако начинающему пользователю ее освоение доставит большие трудности.

    Я пытаюсь создавать сама (и у меня это неплохо получается), но быстрее и   легче воспользоваться готовыми шаблонами, конструкторами тестов. К примеру, несколько  тестов разработанных участниками образовательного портала  «Сеть творческих учителей» А. Баженовым, А. Комаровским, Д. Ивановым.

      Используя такие шаблоны, учителю, имеющему даже небольшой опыт работы с Power Point, окажется под силу подготовить тесты. При создании тестов, используя конструкторы тестов, знаний программирования не требуется. Достаточно лишь заполнить слайды необходимыми вопросами, вариантами ответов, соответствующей наглядностью. Остальное программа всё сама: подсчитает количество правильных и неправильных ответов, время выполнения теста.

С помощью конструктора теста А. Баженова можно создавать тесты с одним правильным ответом. Учитель добавляет вопросы теста на слайды, устанавливает время прохождения теста. После прохождения теста, ученик может узнать на последнем слайде количество правильных ответов, количество ошибочных ответов, процент правильных ответов, оценку.

         С помощью конструктора А. Комаровского можно создать тесты различной сложности. Тест может содержать информационный слайд, слайд с результатами тестирования, слайды с заданиями на:

•        установление типа соответствий;

•        установление правильной последовательности;

•        выбор единственного ответа;

•        выбор множественного ответа;

•        ввод текстового ответа.

После прохождения теста, ученик может узнать на последнем слайде количество правильных ответов, оценку. 

   Конструктор тестов Д. Иванова помогает создавать одноуровневые и многоуровневые тесты. Шаблон теста Иванова предполагают и такую функцию, как сохранение результатов прохождения теста учениками в виде Excel таблицы. Учитель может просмотреть не только результат тестирования ученика, но и темы, слайды, в которых были допущены ошибки.

Вопросы могут появляться с гиперссылками на правильные и неправильные ответы.

Эти тесты можно использовать без подключения к Интернету. Тесты интерактивные, и учителю не надо проверять результат, программа сама за Вас проверит и выдаст процент правильно решенных заданий. Данные ресурсы я использую не только для проверки знаний учащихся, но и как тренажёры.

Тесты по шаблонам Комаровского и Иванова предполагают работу над ошибками, есть возможность исправить неверные ответы.

Положительные стороны использования интерактивных тестов, созданных на основе конструкторов:

- учитель может приготовить тест как по определённой теме, теме одного урока, для использования в подготовке к олимпиадам.

- количество вопросов теста может быть различным (от 5 и более);

-быстрая оценка знаний учащихся (автоматическая оценка после прохождения теста);

       - разнообразные виды заданий (выбор одного ответа, несколько правильных ответов, записать правильный ответ и т.д.);

- интерактивные тесты понятны и просты в выполнении ученикам, повышают интерес к учебному предмету;

- минимальное количество времени учителя для создания интерактивного ресурса;

Отрицательные стороны в применении электронных тестов:

- использование интерактивных тестов затрудняет развитие письменной и устной речи учащихся;

-учащийся может угадать правильный ответ, учителю невозможно проследить логику рассуждений учащихся.

   Таким образом, использование интерактивных тестов повышает интерес учащихся к учебному предмету, повышаются навыки использования информационных технологий, создаётся больше возможности для качества проверки знаний. Учащиеся могут наглядно могут результат своей работы и сделать выводы об усвоении пройденных тем.

    Работа над подготовкой к олимпиадам с помощью тестов в PowerPoint делает этот процесс интересным и увлекательным как для учащихся, так и для учителя.

     И почаще хвалите детей за полученные результаты, ведь на начальной ступени обучения (1-4 классы) ребенок еще не полностью осознает свою значимость, ему приятно одобрение учителя и коллектива. В обучении детей с ОВЗ учителю важно понимать то, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития и главное - не являются ущербными по сравнению с другими.

Список используемых ресурсов:

1. Г. Аствацатуров: Медиадидактика и современный урок: технологические приемы.-Волгоград: Учитель, 2015

2. Готовимся к олимпиаде: Учебно-методическое пособие. Ч. П. / авт.-сост. Т.А. Фральцова, Л.А. Богданова. – Кемерово: Изд-во облИУУ, 2002.

3. Е.И. Чирва. Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе. 2005 г.

4. http://didaktor.ru/testirovanie-na-multimedijnom-uroke/

5. https://pedsovet.su/load/

6.https://nsportal.ru/npo-spo/informatika-i-vychislitelnaya-tekhnika/library/

7.https://multiurok.ru/files/ispolzovanie-interaktivnykh-servisov-dlia-obucheni.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение нестандартных задач для подготовки к олимпиаде по математике в начальной школе

Решение нестандартных задач на развитие логики и мышления помогут справиться младшим школьникам с олимпиадными заданиями....

Использование интерактивного метода развития мышления "Шесть шляп де Боно" на уроках математики в начальной школе

Данная технология позволяет рассмотреть определённую тему с разных точек зрения:·       выявить преимущества и недостатки;·       выдвинуть ...

Использование интерактивных методов обучения и информационных компьютерных технологий на уроках русского языка в начальных классах.

Использование интерактивных методов обучения и информационных компьютерных технологий на уроках русского языка в начальных классах....

Методическая разработка "Подготовка к олимпиаде по математике в начальной школе"

В методической разработке раскрыты задачи подготовки   к олимпиаде в начальной школе  по математике.  Даны рекомендации по решению самых разных олимпиадных задач, доступных д...

Использование интерактивных игр, упражнений, электронных презентаций в коррекционной работе с детьми с ОНР с учётом ФГОС

Чтобы дети с нарушениями речи научились не только связно, но и творчески излагать свои мысли, необходимо совершенствование методов и приемов, направленных на преодоление и предупреждение речевых недос...

Интерактивный тест в формате презентации к произведению Э. Успенского «Чебурашка» 2 класс, литературное чтение

Данный тест позволит провести проверку первичного восприятия произведения Э. Успенккого "Чебурашка" в интерактивной форме во фронтальном режиме....