Использование интерактивных игр, упражнений, электронных презентаций в коррекционной работе с детьми с ОНР с учётом ФГОС
статья по логопедии
Чтобы дети с нарушениями речи научились не только связно, но и творчески излагать свои мысли, необходимо совершенствование методов и приемов, направленных на преодоление и предупреждение речевых недостатков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование интерактивных игр, упражнений,
электронных презентаций в коррекционной работе
с детьми с ОНР с учётом ФГОС
Денисова Лариса Геннадьевна
Выготский Л.С. отмечал, что первоначальной функцией речи ребёнка является установление контакта с окружающим миром, т.е. функция общения.
Отсутствие умения общаться или низкий его уровень отрицательно сказывается на характере участия в совместной деятельности, успешности взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, что обуславливает непрочность отношений, конфликтность контактов между детьми. Особенно остро эта проблема назрела в отношении детей с общим недоразвитием речи (ОНР), так как, по данным диагностических исследований, процесс полноценного общения с окружающими этих детей затруднен. Поэтому развитие коммуникативных навыков детей с ОНР является одной из приоритетных задач специальных образовательных учреждений по коррекционной работе с ними.
Чтобы дети с нарушениями речи научились не только связно, но и творчески излагать свои мысли, необходимо совершенствование методов и приемов, направленных на преодоление и предупреждение речевых недостатков.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике, которые, без всякого сомнения, можно применять и к детям с нарушениями речевого развития.
Далее будут приведены примеры заданий, где учтены требования ФГОС, которые ориентируют нас на реализацию программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры.
Использование ЭОР - это одна из новых форм работы с детьми с речевыми нарушениями в логопункте. ЭОР использую, в основном, авторские, разрабатываю с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей с нарушениями речи. Темы электронных презентаций, интерактивных упражнений указываю в индивидуальных программах в тематическом планировании (лексико - грамматические в соответствии с возрастом).
Условия реализации: наличие кабинета, оснащенного современным оборудованием: (интерактивная доска, мультимедийный проектор, локальная сеть, Интернет). Пополнение собственных знаний и навыков в области ИКТ, самообразование и саморазвитие.
В логопедической практике очень часто встречаются дети, внимание которых очень трудно удержать на протяжении всего занятия. Подобраны интересные упражнения, красочные картинки, убраны лишние предметы, а ребенок всё равно не включается в занятие. И вот удивительно: таких детей просто «завораживают» аналогичные упражнения на компьютере.
Использование в практической деятельности электронных образовательных ресурсов, мультимедийного оборудования, с целью повышения эффективности и динамичности всего коррекционно – образовательного процесса, мною были выделены следующие задачи:
- формировать сотрудничество и новые формы общения между детьми и логопедом;
- развивать речевую и познавательную активность;
- развивать сенсомоторные способности.
- развивать эмоционально - волевую сферу ребенка: воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость;
Занятия с использованием компьютера провожу фрагментарно, считаю обязательным соблюдение СанПиНов (для сбережения здоровья ребёнка):
- работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста воспитанника, особенностей его нервной системы);
- проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд воспитанника с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд. Включение игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.
В процессе коррекционных занятий использую различные виды авторских электронных презентаций, которые включают анимированный наглядный материал, схемы слов и предложений, тексты для прочтения, карточки с заданиями, анимированные кроссворды и ребусы, анаграммы и многое другое.
Очень удобно в облачных технологиях Google создавать и затем использовать электронные презентации (материал для методического объединения учителей – логопедов), викторины, анкеты, рисунки, которые позволяют педагогу, родителям и ребёнку, пройдя по ссылке в презентациях, используя гиперссылки в заданиях, работать в режиме онлайн, например:
https://docs.google.com/presentation/d/1b0Es4gb10xQRBzoIiw6UtkBeyRR_s-H3S4XN03vpbJQ/edit?usp=sharing,
https://docs.google.com/forms/d/1tBIkP_oGiab6oZPjZdHIS15g0AVJZj70v3JIqY65tn0/viewform, а так же способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда, родителей, педагогов, т.к. выполненные домашние интерактивные задания с ответами ребёнка автоматически пересылаются в личный кабинет логопеда.
Создание оригинальных интерактивных заданий для детей с речевыми нарушениями в специальных программных продуктах (Hot Potatoes, ПервоЛого 3.0, Learning Apps.org и др.), а затем их использование в логопедической работе, поможет детям в сотрудничестве друг с другом, слушать и слышать окружающих, воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию, говорить самому.
Так же расширить их познавательные способности и доступ к специальным программным продуктам, повысить мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, речевую и познавательную активности, поможет ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме и, наконец, способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – рисунки со сказочными героями и др.).
Применение интерактивной доски на коррекционно - развивающих логопедических занятиях улучшает эффективность подачи материала, повышает наглядность.
Примерная структура подгруппового занятия для детей с ОНР с использованием интерактивной доски:
1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация или ставится проблемный вопрос, стимулирующие активность детей к поиску их решения.
Мнения детей.
2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов программы с основой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
3. Заключительная часть. Детям предлагается практическая работа (рисование) на закрепление полученной информации.
Использование сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Таким образом, для формирования коммуникативных навыков у детей с ОНР в коррекционно – развивающей работе использую игровые интерактивные задания и упражнения, направленные на развитие мотивационной сферы общения, обогащение словаря, как стимулятора речевого общения, создание положительного эмоционального отношения детей к процессу коммуникации.
Материал, представленный в описании работы, направлен на развитие творческой деятельности и роста профессионального мастерства педагогов, развитие и поддержку новых технологий в организации образовательного процесса, обмен инновационным педагогическим опытом.
Предложенные ресурсы могут быть использованы логопедами, учителями начальных классов, воспитателями, родителями.
Литература
1. Информационные технологии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8
2. Использование информационных технологий в образовании. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/426448/
3. Использование информационных технологий в коррекционной работе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logoportal.ru/ispolzovanie-ikt-v-korrektsionnoy-rabote-uchitelya-logopeda/.html
4. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / [Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М.: Просвещение, 2013. – 42 с. – (Стандарты второго поколения).
5. Кукушкина, О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. Поиски. Подходы / О.И. Кукушкина // Дефектология. – 1994. – № 5. – С. 3–9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии личностно-ориентированного обучения для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках с учётом ФГОС
Важно сделать школьника активным участником планирования, организации и проведения урока....
Использование интерактивных технологий в начальной школе как условие активизации учебного процесса в рамках реализации ФГОС
Об актуальности использования интерактивных технологий на уроках в начальной школе, об организации учебного процесса и способах активизации познавательной деятельности младших школьников....
Презентация .«Работа с одаренными детьми в начальной школе по ФГОС»
Презентация .«Работа с одаренными детьми в начальной школе по ФГОС»...
Использование элементов методики Н.А.Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями.
Использование элементов методики Н.А.Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями....
Организация коррекционной работы с детьми с ОВЗ с учётом требований ФГОС
Организация коррекционной работы с детьми с ОВЗс учётом требований ФГОС...
Использование интерактивных тренажёров в формате презентаций для подготовки к олимпиадам учащихся с ОВЗ начальных классов
Сообщениена практико – ориентированном семинаре «Современные технологии подготовки обучающихся с ОВЗ к олимпиадам и конкурсам»....
Презентация " Работа с одаренными детьми в начальной школе по ФГОС
Обмен опытом с коллегами на районном семинаре. Представление технологий и их результативности в работе сс одаренными детьми в начальной школе....