РП и КТП история Осетии 4 кл
рабочая программа (4 класс)
Предназначается для обучающихся 4 класса по предмету История Осетии. Региональный компонент.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_i_ktp_istoriya_osetii_4_kl_yulv.docx | 33.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение-
основная общеобразовательная школа ст. Ново - Осетинской
Моздокского района
РСО-Алания
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании ШМО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ ООШ
Руководитель МО МБОУ ООШ ст. Ново - Осетинской ст. Ново - Осетинской
_________ /Юсупова Л.В./ _________ /Мозговая Е.П./ _________ /Бузарова Э.Г./
Протокол № 1 Приказ № 7 от
от «28» августа 2020 г. «_29___» августа 2020 г. «__31__» августа_2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории Осетии
4 класс
учителя начальных классов Юсуповой Людмилы Викторовны
2020 – 2021 учебный год
Содержание
1.Планируемые результаты.
2. Содержание программы
3. Календарно-тематическое планирование.
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется формированию человека как целостной личности, как личности новой гуманистической эпохи, личности, адекватной мотивам творческого самовыражения, способной преодолеть узость специализированного профессионального развития. В обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности. В образовательном процессе личность адаптируется, входя в национальную и мировую культуру, осваивая ее, творя новые ценности культуры. Реализация этой цели требует разрешения целого ряда задач, среди которых – последовательное воспитание у школьников активной позиции не только хранителя, но и созидателя отечественной и мировой культуры, знающего и любящего свой край, свою Родину, болеющего душой за их процветание. Успех преобразований в области воспитания в настоящее время зависит от того, с какого возраста произойдет обращение ребенка к культуре родного края. Начальная школа представляет собой фундамент, на котором базируется обучение и воспитание в школе. На этой ступени образования закладываются основы нравственного, патриотического, духовного развития личности, формируется мир чувств, эмоций, воображения, мировосприятие ребёнка. Важно, чтобы каждый ребёнок испытывал чувство ответственности за место, где он родился и живёт, за каждый уголок своей малой родины и Отечества.
Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, осетинской и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость преподавания курса по материальной и духовной культуре осетин. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России.
Цели курса:
1. Познакомить учащихся с материальным и духовным наследием осетинского народа; формировать черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры.
1. Овладение практическими способами работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, ее использование в учебной деятельности и повседневной жизни; библиографическими навыками – указывать в соответствии с требованиями, источник информации;
2. Воспитание эмоционально-ценностных отношений к человеческой взаимопомощи, развитие:
восприятия проблем, встающих перед человеком, как задачи для решения,
воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения: анализировать, сравнивать, обобщать факты в различных знаковых кодах: слово, рисунок, схема, диаграмма; понимать историю как причину, следствие и результат действия конкретных личностей, выявлять степень достоверности и вариативные оценки одних и тех же событий в разных исторических источниках, речи: чтение исторического текста разного типа: учебного, исследовательского, периодической печати, вслух и про себя и выделение главной его мысли, умение ставить вопрос, строить ответ, искать доказательства (объяснять). Умение строить монологическое высказывание (по предложенной теме, по заданному вопросу).
1. Формирование желания и умение участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме; сохранение и укрепление своего физического и психического здоровья, умение работать в группе (договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать свой вклад); правила и культура взаимодействия.
Задачи программы:
1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры осетинского народа.
2. Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.
3. Приобретение знаний основ осетинской культуры и искусства.
4. Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.
5. Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
6. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
Принципы построения программы: научность, доступность, дифференцированность, практическая направленность.
Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:
• Истории
• Краеведения
• Музыки
• Изобразительного искусства
• Трудового обучения
Организация обучения направлена на приобретение ребятами опыта деятельности: исследовательско – поисковой и социальной. Педагогическая технология, применяемая при освоении содержания курса: обучение в сотрудничестве и метод проекта. Методические приёмы: малая дискуссионная группа, организационно - деятельностные игры, театрализация, работа с документом, экскурсии, возможность показа учащимся реального объекта изучения - рек, озер, лесов, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников, беседа, интервью.
Описание места предмета в учебном плане.
Программа рассчитана для проведения уроков «История Осетии» в школе для 4 класса в объеме 17 часов в год, 0,5 часа в неделю.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Республика Северная Осетия-Алания( природоведение, экология, охрана природы) учебник-тетрадь. Автор: Л.А.Бобылёва Владикавказ, 2014г.
Формы проведения уроков:
1. Интегрированное занятие.
2. Инсценированное представление.
3. Экскурсия.
4. Комбинированное уроки.
5. Краеведческая викторина.
Режим занятий:
Уроки проводятся 1 раз в две недели. Это позволяет полно изучить тему занятия, выполнить творческое задание, закрепить полученные знания.
Механизм реализации программы:
1. Организация экскурсий в краеведческий музей
2. Посещение концертов, фольклорных коллективов
3. Сбор материала.
4. Создание и оформление этнографического уголка.
5. Проведение тематических недель и праздников народного календаря.
1. Планируемые результаты:
Программа предусматривает проведение итоговых занятий, которые представляют собой инсценированные представления, праздники народного календаря. Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России.
Предметные, метапредметные, личностные результаты освоения учебного предмета.
Предметные результаты
Знать:
- географическое положение республики Северная Осетия –Алания,
- государственные символы республики,
- историю происхождения и названия осетинской народности,
- традиции и обычаи осетинского народа,
- отличительные особенности национальной одежды, кухни, ремёсел осетинского народа,
- растения и животные Северной Осетии-Алания.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Личностные результаты.
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
2. Содержание учебного предмета.
Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некоей целостности, представленной во всем многообразии составляющих ее процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю. Следовательно, курс, проектируемый нами интегративный, вбирающий в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, исторические, культурологические компоненты. Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов: окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство, музыку краеведение при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов. Имея свой объект изучения: жизнь своего района, города, села, микрорайона, улицы, дома, выступая средством рассмотрения края (региона) как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов.
Краеведческий компонент включает в себя следующие содержательные линии:
Образовательная - содержит идеи, теории, законы, закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности Северной Осетии.
Ценностная - предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности региональной культуры, на ее изучение, сохранение.
Деятельностная - способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей Северной Осетии в единстве разнообразных видов деятельности.
Творческая - предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.
Исходя из обозначенных содержательных линий, выделяются принципы изучения краеведческого компонента: культуросообразность, прикладная направленность, интегративность, взаимосвязь урочной, внеклассной и внешкольной работы, региональность.
3. Тематическое планирование.
№ урока тия |
Тема урока | Кол – во часов | Дата проведения по плану | Дата проведения пофакту | Корректи-ровка |
1 | Предания об истории заселения и освоения края. | 1 | 07.09 | ||
2 | Осетинские роды и племена в древности. | 1 | 21.09 | ||
5 | Образование Республики Северная Осетия. Владикавказ - столица Осетии. | 1 | 05.10 | ||
6 | Мой Моздок.в прошлом и настоящем. | 1 | 19.10 | ||
7 | Наш город во время ВОВ. | 1 | |||
8 | Знакомство с культурной средой города (посещение театров). Природа моего города (посещение парков, дендрария). | 1 | |||
2 четверть | |||||
9 | Символы РСО – Алания. Мой край на карте Родины. | 1 | |||
10 | Танцы и игры осетин. | 1 | |||
11 | Символика осетинских орнаментов. | 1 | |||
12 | Устное народное творчество осетин. | 1 | |||
13 | Осетинский национальный костюм. | 1 | |||
14 | Жилище осетин. Пища как часть культуры народа. | 1 | |||
15 | Осетинская свадьба. Предметы быта осетин.Проект | 1 | |||
16 | Знакомство с культурой семейных отношений. Родословная семьи. | 1 | |||
17 | Традиции осетинского народа. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Темæ: «Мæ Ирыстон» Урок осетинского языка в русской группе о родном крае, об Осетии.
Урочы нысан: 1. Скъоладзаутимæ равзарын цы у Фыдыбæстæ, цæмæй рæсугъд у Ирыстон, цæмæн æй уарзæм?2. Уарзондзинад хъомыл кæнын Райгуырæн бæстæм.3....
рабочая программа во внеурочной деятельности в 1 классе по краеведению "Осетия- мой край родной"
рабочая программа по краеведению "Осетия-мой край родной" 1 кл....
Минутка чистописания,основанная на основе знаний истории Северной Осетии
Минутка чистописания...
Презентация "Северная Осетия -Алания"
В презентации дана символика РСО-Алания, пейзажи Куртатинского ущелья....
Символика Северной Осетии
Конспект урока окружающего мира с разработанными карточками для индивидуального опроса. Материал для повторения - Древняя Русь, первые русские князья....
Конспект мероприятия посвященного памяти о погибших при захвате школы в г.Беслане Северной Осетии
День памяти погибших при захвате школы в г.Беслане Северной Осетии - мероприятие на башкирском языке...
внеурочное занятие кружка "Осетия -мой край родной" на тему "Мой город. Исторические места- Проспект Мира".
Данное занятие можно использовать в 3-4 классах. здесь ребята знакомятся с историей города Владикавказ. Совершают "виртуальную" прогулку по Проспекту Мира, знакомятся с историческими местами проспекта...