Пояснительная записка к программе 8.1
рабочая программа (1 класс)

Миргалиева Ольга Николаевна

Адаптированная образовательная программа для учащейся с РАС  составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ), а именно – детей с расстройством аутистического спектра (вариант 8.1)  

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НИЖНЕВАРТОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА»

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета (протокол от _________ № ___)

УТВЕРЖДЕНО

приказом КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа» от __________ № ____-од

Приложение

 к адаптированной образовательной программе

начального общего образования

обучающихся с расстройством аутистического спектра

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

Учитель Миргалиева Ольга Николаевна

Учебные предметы: 

русский язык, родной язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, технология 

Обучающийся:

Дата рождения: _______________________   Класс: 1 «А»

Контактные данные родителей (законных представителей):

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Заключение и рекомендации ТПМПК (Протокол № _______ от __________)

обучение в массовом классе по адаптированной программе (вариант 8.1)

2021 – 2022 учебный год

Лист согласования программы

Ф.И.О. учащегося

______________________________________

Дата рождения _______________________

Заключение ТПМК/ЦПМПК __________

СОГЛАСОВАНО

Родители (законные представители)

_____________/_________________

_____________/_________________

«___» ______________20____г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная образовательная программа для учащейся с РАС  составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ), а именно – детей с расстройством аутистического спектра (вариант 8.1)  на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с РАС  КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа»,  УМК «Школа России» 1-4, издательство «Просвещение», в соответствии с требованиями ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373).

Вариант 8.1. предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, находясь в их среде и в те же сроки обучения (1 - 4 классы).

В соответствии с вариантом стандарта 8.1. для детей с ОВЗ при инклюзии обучающийся с РАС осваивает основную образовательную программу, требования к структуре которой установлены действующим ФГОС НОО.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с РАС (общая)

Для детей с РАС произвольная организация очень сложна, но в принципе доступна. Они быстро устают, могут истощаться и перевозбуждаться, имеют выраженные проблемы организации внимания, сосредоточения на речевой инструкции, ее полного понимания. Характерна задержка в психоречевом и социальном развитии. Трудности взаимодействия с людьми и меняющимися обстоятельствами проявляются в том, что, осваивая навыки взаимодействия и социальные правила поведения, дети стереотипно следуют им и теряются при неподготовленном требовании их изменения. В отношениях с людьми проявляют задержку эмоционального развития, социальную незрелость, наивность.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

_______________________________________

Предметные области

Предметы

Количество часов

Учитель

Филология

Русский язык

4

Миргалиева О.Н.

Родной язык (русский)

1

Миргалиева О.Н.

Литературное чтение

4

Миргалиева О.Н.

Математика

Математика

4

Миргалиева О.Н.

Естественно-научные

предметы

Окружающий мир

2

Миргалиева О.Н.

Искусство

Музыка

1

Изобразительное искусство

1

Миргалиева О.Н.

Технология

Технология

1

Миргалиева О.Н.

Адаптивная физическая культура

3

Максимально допустимая учебная нагрузка

21

Внеурочная деятельность

1

Азбука безопасности

1

Миргалиева О.Н.

Коррекционно-развивающая деятельность

8

Ритмика

Создание специальных условий, необходимых для осуществления образовательного процесса

Доступная среда

Индивидуальная психолого-педагогическая помощь, специальное сопровождение, осуществляемое психологом-педагогом школы.

В образовательной организации имеются отдельные специально оборудованные помещения для проведения занятий с педагогом-дефектологом, психологом, учителем-логопедом, отвечающие задачам программы коррекционной работы и задачам психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ЗПР.

Специальная организация пространства, способствующая организации учебного поведения такого ребенка.

Пространство класса зонировано, т.е. разделено на зоны для отдыха, занятий и прочего с закреплением местоположения в каждой зоне определенных объектов и предметов. Прием зонирования делает пространство класса комфортным для обучающихся с ЗПР, настраивает на предлагаемые формы взаимодействия, способствует повышению уровня собственной активности.  Организация рабочего пространства предполагает выбор парты и партнера.

Щадящий режим на уроке:

 - организация временного режима обучения;

-  организации рабочего места ребенка;

- визуальное сопровождение.

Специальное оборудование

Организовано доступное пространство, позволяющее воспринимать максимальное количество сведений через аудио-визуализированные источники:

  • удобно расположенные и доступные стенды с опорными материалами (правила поведения в школе, расписание уроков, режим дня в школе, схемы и др.);
  • компьютерное оборудование.

Наличие комнаты релаксации для детей с РАС, оборудованной световым столом для рисования песком, зеркальным шаром с мотором, набором компакт-дисков с музыкой для релаксации, интерактивной воздушно-пузырьковой трубкой с пультом управления.

Класс оборудован специальными партами, регулируемыми в соответствии с ростом ребенка, ограничивающими зрительное поле обучающегося.

Рабочее место обучающегося организуется таким образом, чтобы ребенок сидел лицом к стене, зрительное поле должно быть максимально организовано: наличие визуального сопровождения (расписание уроков, этапов уроков, календаря, правил поведения на уроке, зрительных опор, схем, таблиц и т. д.), облегчающее включение ребенка в самостоятельную работу.

Специальные учебники и учебные пособия

Базовые учебники.

Дополняются специальными, учитывающими особые образовательные потребности обучающихся, приложениями, дидактическими материалами с готовыми заданиями на печатной основе на бумажных и электронных носителях, , способствующими коррекции недостатков психофизического развития обучающихся и более успешному продвижению в общем развитии.

Планируемые результаты освоения обучающимися с РАС АОП НОО

В соответствии с вариантом стандарта 8.1 для детей с ОВЗ при инклюзии обучающийся с РАС осваивает основную образовательную программу, требования к структуре которой установлены действующим ФГОС НОО.

Результаты освоения АОП НОО учащегося оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования. Освоение адаптированной образовательной программы начального общего образования обеспечивает достижение обучающимся с РАС трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных, которые полностью соответствуют ФГОС НОО.

Планируемые результаты освоения обучающимися с РАС АОП НОО (вариант 8.1.) дополняются результатами освоения программы коррекционной работы. Обязательное направление, составляющее структуру Программы коррекционной работы - требования к результатам развития жизненной компетенции, которые задаются ФГОС для обучающихся с РАС.

Требования к результатам развития жизненной компетенции включают:

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми и учащимися по вопросам создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • овладение навыками коммуникации;
  • дифференциация и осмысление картины мира и её временнопространственной организации;
  • осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

По каждому направлению коррекционной работы определяются требования к результатам развития жизненной компетенции.

Начальное образование обучающегося с РАС может считаться качественным только при условии его продвижения по обоим направлениям – освоения общей программы ФГОС и продвижения в области жизненной компетенции.

Оценивать результаты начального образования ребенка с РАС, обучающегося в условиях инклюзии предлагается по его завершении. Стандартизация планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени нецелесообразна, поскольку обучающийся с РАС может иметь свой – индивидуальный – темп освоения содержания образования.

Личностные результаты освоения АОП НОО включают:

индивидуально-личностные качества

социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с РАС в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельности; овладением доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия.

Личностные результаты освоения АОП НОО должны отражать динамику:

понимания причин и мотивов эмоциональных проявлений, поступков, поведения других людей;

принятия и освоения своей социальной роли;

формирования и развития мотивов учебной деятельности;

потребности в общении, владения навыками коммуникации и адекватными ритуалами социального взаимодействия;

развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях взаимодействия;

способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем;

принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющейся среде;

овладения социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; владение речевыми средствами для включения в повседневные школьные и бытовые дела, навыками коммуникации, в том числе устной, в различных видах учебной и внеурочной деятельности).

Метапредметные результаты освоения АОП ООО, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи.

Метапредметные результаты освоения АОП НОО соответствуют ФГОС НОО за исключением:

  • готовности слушать собеседника и вести диалог;
  • готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определения общей цели и путей ее достижения;
  • умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Предметные результаты освоения АОП НОО с учетом специфики содержания образовательных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:

Филология.

Русский язык. Литературное чтение.

  • понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
  • практическое овладение языком как средством общения (в условиях предметно практической, учебной и различных внеурочных видов деятельности), включая владение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения; использование словесной речи (в устной и письменной формах) для решения жизненных и образовательных задач;
  • умения выбрать адекватные средства вербальной и невербальной коммуникации в зависимости от собеседника;
  • сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи,
  • стремления к улучшению качества собственной речи;
  • овладение орфографическими знаниями и умениями, каллиграфическими навыками;
  • сформированность интереса к чтению доступных литературных произведений, наличие положительного читательского опыта и личных читательских предпочтений;
  • овладение техникой чтения вслух (реализуя возможности воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи) и про себя; владение элементарными приемами анализа и интерпретации текста, понимание смысла прочитанного, участие в обсуждении текста, оценивание поступков героев;
  • овладение различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое).

Математика и информатика

  • использование начальных математических знаний для познания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений в процессе организованной предметно-практической деятельности;
  • овладение простыми логическими операциями, пространственными представлениями, необходимыми вычислительными навыками, математической терминологией, необходимой для освоения содержания курса;
  • приобретение начального опыта применения математических знаний в повседневных ситуациях;
  • умение выполнять арифметические действия с числами; накопление опыта решения доступных обучающемуся по смыслу и речевому оформлению текстовых задач; умение распознавать и изображать геометрические фигуры, составлять и использовать таблицы для решения математических задач, владение простыми навыками работы с диаграммами, умение объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы (используя доступные вербальные и невербальные средства);
  • приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Обществознание и естествознание

Окружающий мир: 

  • сформированность чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, еѐ современной жизни;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества в условиях интересных и доступных для обучающегося видов деятельности; развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире (с учетом индивидуальных возможностей обучающегося).

Искусство

Изобразительное искусство:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;
  • развитие интереса к изобразительному искусству и изобразительной деятельности, потребности в художественном творчестве;
  • владение практическими умениями и навыками в восприятии произведений искусства;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

Технология

Технология (труд):

  • получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о профессиях;
  • формирование представлений о свойствах материалов;
  • приобретение навыков самообслуживания; овладение доступными трудовыми умениями и навыками использования инструментов и обработки различных материалов; усвоение правил техники безопасности;
  • развитие интереса и способностей к предметно-преобразующей деятельности, воспитание творческого подхода к решению доступных технологических задач;
  • приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.

В образовании детей с РАС особое значение придаётся развитию их жизненной компетенции. Компонент «жизненной компетенции» рассматривается в структуре образования данной категории детей как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни.

Формированию компонента «жизненная компетентность» способствует реализация программы коррекционной работы школы, которая направлена на создание благоприятных условий для развития личности каждого ребёнка и достижения планируемых результатов основной образовательной программы учащимися.

Обязательными направлениями коррекционной работы, определяющими структуру программы коррекционной работы и результаты обучения детей при завершении начальной ступени общего образования, являются:

  • развитие внимания и представлений об окружающих людях, установление эмоционального контакта со сверстниками и близкими взрослыми, желания и возможности вступать в разнообразную коммуникацию, получать и давать информацию, делиться переживаниями, впечатлениями и оценками, приобретение опыта осмысленного использования адекватных форм коммуникации;
  • развитие жизненного опыта ребенка, совместное со взрослым осмысление повседневных ситуаций, проработка значимых воспоминаний и намерений, достижение возможности совершать собственный осмысленный выбор и совместно выстраивать порядок и план действий;
  • развитие позитивного отношения к новизне, уменьшение тревоги и напряженности при неожиданных изменениях в привычном ходе событий и большей адекватности в реакции на них;
  • помощь в формировании реальных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности обращаться за помощью к взрослым, в том числе по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе;
  • продвижение в овладении социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;
  • продвижение в овладении навыками коммуникации и принятыми формами социального взаимодействия (приветствия, извинения, вежливая просьба или отказ);
  • помощь в осмыслении и дифференциация картины мира в ее целостной временнопространственной организации (продвижение в преодолении фрагментарности ее восприятия);
  • помощь в осмыслении социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

По каждому направлению коррекционной работы определяются требования к результатам развития жизненной компетенции.

Календарно-тематическое планирование соответствует ООП НОО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к программе дополнительного образования детей «Музыкальная гостиная»

В основу положена авторская программа учителя-педагога дополнительного образования – Довбенко О.И. Модифицированной её делают мои изменения, которые я вношу в исходную программу с учётом особенносте...

Пояснительная записка к программе по русскому языку

Пояснительная записка к программе по русскому языку...

Пояснительная записка к программе по математике

Пояснительная записка к программе по математике...

Пояснительная записка к программе технологии

Пояснительная записка к программе ИЗО...

Пояснительная записка к программе по ИЗО

Пояснительная записка к программе по ИЗО...

Пояснительная записка к программе литературному чтению

Пояснительная записка к программе литературному чтению...

Пояснительная записка к программе по окружающему миру

Пояснительная записка к программе по окружающему миру...