Пояснительная записка к программе 8.1
рабочая программа (1 класс)
Адаптированная образовательная программа для учащейся с РАС составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ), а именно – детей с расстройством аутистического спектра (вариант 8.1)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка к программе 8.1 | 33.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Лист согласования программы
Ф.И.О. учащегося ______________________________________ Дата рождения _______________________ Заключение ТПМК/ЦПМПК № __________ | СОГЛАСОВАНО Родители (законные представители) _____________/_________________ _____________/_________________ «___» ______________20____г. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная образовательная программа для учащейся с РАС составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ), а именно – детей с расстройством аутистического спектра (вариант 8.1) на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с РАС КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа», УМК «Школа России» 1-4, издательство «Просвещение», в соответствии с требованиями ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373).
Вариант 8.1. предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, находясь в их среде и в те же сроки обучения (1 - 4 классы).
В соответствии с вариантом стандарта 8.1. для детей с ОВЗ при инклюзии обучающийся с РАС осваивает основную образовательную программу, требования к структуре которой установлены действующим ФГОС НОО.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с РАС (общая)
Для детей с РАС произвольная организация очень сложна, но в принципе доступна. Они быстро устают, могут истощаться и перевозбуждаться, имеют выраженные проблемы организации внимания, сосредоточения на речевой инструкции, ее полного понимания. Характерна задержка в психоречевом и социальном развитии. Трудности взаимодействия с людьми и меняющимися обстоятельствами проявляются в том, что, осваивая навыки взаимодействия и социальные правила поведения, дети стереотипно следуют им и теряются при неподготовленном требовании их изменения. В отношениях с людьми проявляют задержку эмоционального развития, социальную незрелость, наивность.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
_______________________________________
Предметные области | Предметы | Количество часов | Учитель |
Филология | Русский язык | 4 | Миргалиева О.Н. |
Родной язык (русский) | 1 | Миргалиева О.Н. | |
Литературное чтение | 4 | Миргалиева О.Н. | |
Математика | Математика | 4 | Миргалиева О.Н. |
Естественно-научные предметы | Окружающий мир | 2 | Миргалиева О.Н. |
Искусство | Музыка | 1 | |
Изобразительное искусство | 1 | Миргалиева О.Н. | |
Технология | Технология | 1 | Миргалиева О.Н. |
Адаптивная физическая культура | 3 | ||
Максимально допустимая учебная нагрузка | 21 | ||
Внеурочная деятельность | 1 | ||
Азбука безопасности | 1 | Миргалиева О.Н. | |
Коррекционно-развивающая деятельность | 8 | ||
Ритмика | |||
Создание специальных условий, необходимых для осуществления образовательного процесса
Доступная среда | Индивидуальная психолого-педагогическая помощь, специальное сопровождение, осуществляемое психологом-педагогом школы. В образовательной организации имеются отдельные специально оборудованные помещения для проведения занятий с педагогом-дефектологом, психологом, учителем-логопедом, отвечающие задачам программы коррекционной работы и задачам психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ЗПР. Специальная организация пространства, способствующая организации учебного поведения такого ребенка. Пространство класса зонировано, т.е. разделено на зоны для отдыха, занятий и прочего с закреплением местоположения в каждой зоне определенных объектов и предметов. Прием зонирования делает пространство класса комфортным для обучающихся с ЗПР, настраивает на предлагаемые формы взаимодействия, способствует повышению уровня собственной активности. Организация рабочего пространства предполагает выбор парты и партнера. Щадящий режим на уроке: - организация временного режима обучения; - организации рабочего места ребенка; - визуальное сопровождение. |
Специальное оборудование | Организовано доступное пространство, позволяющее воспринимать максимальное количество сведений через аудио-визуализированные источники:
Наличие комнаты релаксации для детей с РАС, оборудованной световым столом для рисования песком, зеркальным шаром с мотором, набором компакт-дисков с музыкой для релаксации, интерактивной воздушно-пузырьковой трубкой с пультом управления. Класс оборудован специальными партами, регулируемыми в соответствии с ростом ребенка, ограничивающими зрительное поле обучающегося. Рабочее место обучающегося организуется таким образом, чтобы ребенок сидел лицом к стене, зрительное поле должно быть максимально организовано: наличие визуального сопровождения (расписание уроков, этапов уроков, календаря, правил поведения на уроке, зрительных опор, схем, таблиц и т. д.), облегчающее включение ребенка в самостоятельную работу. |
Специальные учебники и учебные пособия | Базовые учебники. Дополняются специальными, учитывающими особые образовательные потребности обучающихся, приложениями, дидактическими материалами с готовыми заданиями на печатной основе на бумажных и электронных носителях, , способствующими коррекции недостатков психофизического развития обучающихся и более успешному продвижению в общем развитии. |
Планируемые результаты освоения обучающимися с РАС АОП НОО
В соответствии с вариантом стандарта 8.1 для детей с ОВЗ при инклюзии обучающийся с РАС осваивает основную образовательную программу, требования к структуре которой установлены действующим ФГОС НОО.
Результаты освоения АОП НОО учащегося оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования. Освоение адаптированной образовательной программы начального общего образования обеспечивает достижение обучающимся с РАС трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных, которые полностью соответствуют ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения обучающимися с РАС АОП НОО (вариант 8.1.) дополняются результатами освоения программы коррекционной работы. Обязательное направление, составляющее структуру Программы коррекционной работы - требования к результатам развития жизненной компетенции, которые задаются ФГОС для обучающихся с РАС.
Требования к результатам развития жизненной компетенции включают:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми и учащимися по вопросам создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- овладение навыками коммуникации;
- дифференциация и осмысление картины мира и её временнопространственной организации;
- осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
По каждому направлению коррекционной работы определяются требования к результатам развития жизненной компетенции.
Начальное образование обучающегося с РАС может считаться качественным только при условии его продвижения по обоим направлениям – освоения общей программы ФГОС и продвижения в области жизненной компетенции.
Оценивать результаты начального образования ребенка с РАС, обучающегося в условиях инклюзии предлагается по его завершении. Стандартизация планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени нецелесообразна, поскольку обучающийся с РАС может иметь свой – индивидуальный – темп освоения содержания образования.
Личностные результаты освоения АОП НОО включают:
индивидуально-личностные качества
социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с РАС в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельности; овладением доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия.
Личностные результаты освоения АОП НОО должны отражать динамику:
понимания причин и мотивов эмоциональных проявлений, поступков, поведения других людей;
принятия и освоения своей социальной роли;
формирования и развития мотивов учебной деятельности;
потребности в общении, владения навыками коммуникации и адекватными ритуалами социального взаимодействия;
развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях взаимодействия;
способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющейся среде;
овладения социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; владение речевыми средствами для включения в повседневные школьные и бытовые дела, навыками коммуникации, в том числе устной, в различных видах учебной и внеурочной деятельности).
Метапредметные результаты освоения АОП ООО, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи.
Метапредметные результаты освоения АОП НОО соответствуют ФГОС НОО за исключением:
- готовности слушать собеседника и вести диалог;
- готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определения общей цели и путей ее достижения;
- умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Предметные результаты освоения АОП НОО с учетом специфики содержания образовательных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
Филология.
Русский язык. Литературное чтение.
- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
- практическое овладение языком как средством общения (в условиях предметно практической, учебной и различных внеурочных видов деятельности), включая владение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения; использование словесной речи (в устной и письменной формах) для решения жизненных и образовательных задач;
- умения выбрать адекватные средства вербальной и невербальной коммуникации в зависимости от собеседника;
- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи,
- стремления к улучшению качества собственной речи;
- овладение орфографическими знаниями и умениями, каллиграфическими навыками;
- сформированность интереса к чтению доступных литературных произведений, наличие положительного читательского опыта и личных читательских предпочтений;
- овладение техникой чтения вслух (реализуя возможности воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи) и про себя; владение элементарными приемами анализа и интерпретации текста, понимание смысла прочитанного, участие в обсуждении текста, оценивание поступков героев;
- овладение различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое).
Математика и информатика
- использование начальных математических знаний для познания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений в процессе организованной предметно-практической деятельности;
- овладение простыми логическими операциями, пространственными представлениями, необходимыми вычислительными навыками, математической терминологией, необходимой для освоения содержания курса;
- приобретение начального опыта применения математических знаний в повседневных ситуациях;
- умение выполнять арифметические действия с числами; накопление опыта решения доступных обучающемуся по смыслу и речевому оформлению текстовых задач; умение распознавать и изображать геометрические фигуры, составлять и использовать таблицы для решения математических задач, владение простыми навыками работы с диаграммами, умение объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы (используя доступные вербальные и невербальные средства);
- приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Обществознание и естествознание
Окружающий мир:
- сформированность чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, еѐ современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества в условиях интересных и доступных для обучающегося видов деятельности; развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире (с учетом индивидуальных возможностей обучающегося).
Искусство
Изобразительное искусство:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;
- развитие интереса к изобразительному искусству и изобразительной деятельности, потребности в художественном творчестве;
- владение практическими умениями и навыками в восприятии произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Технология
Технология (труд):
- получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о профессиях;
- формирование представлений о свойствах материалов;
- приобретение навыков самообслуживания; овладение доступными трудовыми умениями и навыками использования инструментов и обработки различных материалов; усвоение правил техники безопасности;
- развитие интереса и способностей к предметно-преобразующей деятельности, воспитание творческого подхода к решению доступных технологических задач;
- приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
В образовании детей с РАС особое значение придаётся развитию их жизненной компетенции. Компонент «жизненной компетенции» рассматривается в структуре образования данной категории детей как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни.
Формированию компонента «жизненная компетентность» способствует реализация программы коррекционной работы школы, которая направлена на создание благоприятных условий для развития личности каждого ребёнка и достижения планируемых результатов основной образовательной программы учащимися.
Обязательными направлениями коррекционной работы, определяющими структуру программы коррекционной работы и результаты обучения детей при завершении начальной ступени общего образования, являются:
- развитие внимания и представлений об окружающих людях, установление эмоционального контакта со сверстниками и близкими взрослыми, желания и возможности вступать в разнообразную коммуникацию, получать и давать информацию, делиться переживаниями, впечатлениями и оценками, приобретение опыта осмысленного использования адекватных форм коммуникации;
- развитие жизненного опыта ребенка, совместное со взрослым осмысление повседневных ситуаций, проработка значимых воспоминаний и намерений, достижение возможности совершать собственный осмысленный выбор и совместно выстраивать порядок и план действий;
- развитие позитивного отношения к новизне, уменьшение тревоги и напряженности при неожиданных изменениях в привычном ходе событий и большей адекватности в реакции на них;
- помощь в формировании реальных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности обращаться за помощью к взрослым, в том числе по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе;
- продвижение в овладении социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;
- продвижение в овладении навыками коммуникации и принятыми формами социального взаимодействия (приветствия, извинения, вежливая просьба или отказ);
- помощь в осмыслении и дифференциация картины мира в ее целостной временнопространственной организации (продвижение в преодолении фрагментарности ее восприятия);
- помощь в осмыслении социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
По каждому направлению коррекционной работы определяются требования к результатам развития жизненной компетенции.
Календарно-тематическое планирование соответствует ООП НОО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к программе дополнительного образования детей «Музыкальная гостиная»
В основу положена авторская программа учителя-педагога дополнительного образования – Довбенко О.И. Модифицированной её делают мои изменения, которые я вношу в исходную программу с учётом особенносте...
Пояснительная записка к программе по русскому языку
Пояснительная записка к программе по русскому языку...
Пояснительная записка к программе по математике
Пояснительная записка к программе по математике...
Пояснительная записка к программе технологии
Пояснительная записка к программе ИЗО...
Пояснительная записка к программе по ИЗО
Пояснительная записка к программе по ИЗО...
Пояснительная записка к программе литературному чтению
Пояснительная записка к программе литературному чтению...
Пояснительная записка к программе по окружающему миру
Пояснительная записка к программе по окружающему миру...