Пояснительная записка к программе 6.1
рабочая программа (1 класс)
Адаптированная образовательная программа для учащихся с НОДА составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ), а именно – детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата (вариант 6.1)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Лист согласования программы
Ф.И.О. учащегося _____________________________________ Дата рождения _______________________ Заключение ТПМК/ЦПМПК №________ от ________ г | СОГЛАСОВАНО Родители (законные представители) _____________/_________________ _____________/_________________ «___» ______________20____г. |
Ф.И.О. учащегося _____________________________________ Дата рождения _______________________ Заключение ТПМК/ЦПМПК №________ от ________ г | СОГЛАСОВАНО Родители (законные представители) _____________/_________________ _____________/_________________ «___» ______________20____г. |
Ф.И.О. учащегося _____________________________________ Дата рождения _______________________ Заключение ТПМК/ЦПМПК №________ от ________ г | СОГЛАСОВАНО Родители (законные представители) _____________/_________________ _____________/_________________ «___» ______________20____г. |
Ф.И.О. учащегося _____________________________________ Дата рождения _______________________ Заключение ТПМК/ЦПМПК №________ от ________ г | СОГЛАСОВАНО Родители (законные представители) _____________/_________________ _____________/_________________ «___» ______________20____г. |
Ф.И.О. учащегося _____________________________________ Дата рождения _______________________ Заключение ТПМК/ЦПМПК №________ от ________ г | СОГЛАСОВАНО Родители (законные представители) _____________/_________________ _____________/_________________ «___» ______________20____г. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная образовательная программа для учащихся с НОДА составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ), а именно – детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата (вариант 6.1) на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с НОДА КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа», УМК «Школа России» 1-4, издательство «Просвещение», в соответствии с требованиями ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373).
Вариант программы 6.1, АОП в соответствии с ФГОС для ОВЗ, предполагает, что учащиеся с НОДА получают образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки обучения.
Обучающиеся с НОДА полностью включены в общий образовательный процесс в классе.
Нормативно-правовая база
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23. 07.2013 N 203-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
- Постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.12. 2013 года № 543-п «Об организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья вХанты-Мансийском автономном округе – Югре»;
- Письмо Департамента образования и молодежной политикиХанты-Мансийского автономного округа – Югры от 10 августа 2015 г. № 8193 «О формировании учебных планов образовательными организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и реализующими адаптированные основные образовательные программы общего образования в 2015-2016 учебном году».
Адаптированная образовательная программа ориентирована на получение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с использованием специальных методов обучения и воспитания, направленных на реализацию комплексной помощи учащимся с НОДА.
АОП начального общего образования предоставляет возможность учащимся с ограниченными возможностями здоровья, имеющим отклонения в двигательном развитии (детский церебральный паралич) с сохранным интеллектом в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности, а также в сохранении и укреплении психоэмоционального и физического здоровья и обеспечивает их гармоничное развитие.
Адаптированная образовательная программа начального общего образования (АОП НОО) разработана на основе УМК «Школа России» 1-4, издательство «Просвещение», в соответствии с требованиями ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373).
Актуальность адаптированной программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося с НОДА означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.
Целью адаптированной образовательной программы является создание условий для формирования у учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
- формирование основ учебной деятельности;
- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) на основе усвоения государственного образовательного стандарта;
- адаптация и социализация учащихся к жизни в обществе;
- сохранение и укрепление здоровья;
- предоставление учащимся возможности накопления социального опыта, сформированных в процессе изучения учебных предметов и знаний, умений и способов деятельности;
- обеспечение планируемых результатов по освоению целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, особыми образовательными потребностями;
- развитие личности учащихся с НОДА в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости.
Форма образования: полное включение в массовый образовательный класс.
СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для учащихся с НОДА:
Доступная среда | -обустроена территория, с подъездными путями; - наличие специализированного транспорта; - установлен пандус у входа в здание; - наличие противоскользящего покрытия; - двери здания открываются в противоположную сторону от пандуса, как и предусмотрено нормами САНПина; - вдоль коридоров сделаны поручни по всему периметру, чтобы обучающийся с двигательной патологией, который плохо ходит, мог, держась за них, передвигаться по зданию; - ширина дверных проемов в учреждении не менее 80 см; - пространство класса зонированно, т.е. разделено на зоны для отдыха, занятий; - на партах отсутствуют острые углы, обеспечен свободный проход к партам; - наличие адаптированного санузла; - наличие кнопки вызова персонала; - в столовой наличие столов необходимых габаритов; -оборудование класса мультимедийным - наличие тьютора не требуется | |
Специальное оборудование | Не требуется | |
Специальные учебники и учебные пособия; | Не требуются. | |
Развивающая среда | - Зона для релаксации; - тренажеры для развития манипулятивных функций рук; - зал для занятий ЛФК (с дополнительным оборудованием для развития общей подвижности, тренажеры, маты и т.д.) - кабинет психолога; - кабинет логопеда; - библиотека. В соответствии с рекомендациями медиков необходимо предусмотреть Коррекцию двигательных нарушений. 1.Уроки ЛФК, физиотерапевтическое, ортопедическое и медикаментозное лечение, психотерапевтическое воздействие. 2.Уроки адаптивной физкультуры, физкультминутки на общеобразовательных уроках, час двигательной активности (в свободной, либо специально организованной форме проведения). 3.Уроки труда (развитие элементарных трудовых умений и навыков трудового самообслуживания). 4.Коррекционные занятия с логопедом (артикуляционная гимнастика, дыхательные, голосовые упражнения). 6.Соблюдение охранительного двигательного режима На уроках ЛФК необходимо обучать различным движениям и действиям с предметами, при формировании каждой новой схемы движения инструктор должен добиваться от ребенка четкости выполнения, свободы движения, плавности переключения с одного действия на другое и увеличения или уменьшения амплитуды движений. Использование различных способов удержания предметов (в соответствии с их размером, формой, качеством), манипуляции с различными материалами для развития мелкой моторики кистей рук. Двигательный режим в течение дня Утреннюю гимнастику продолжительностью (8-10 минут), можно проводить с использованием музыкально-релаксационных композиций. Подвижные игры, игры малой активности (до 60 минут в день). Упражнения проводятся по мере необходимости, которая зависит от общего состояния ребенка, утомленности, особенностей поведения. Стимулирующие упражнения (2 раза в день по 10 минут): хлопки, самомассаж головы, ушных раковин, стоп, пальцев рук и т.д. организуются в течение дня несколько раз. Упражнения по развитию мелкой моторики (2-4 раза вдень по 5-10 минут) - это работа в тетрадях, с пластилином, бумагой, ножницами и плетение бисером. | |
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. | Комплекс наглядных методов обучения и воспитания детей с НОДА Наглядные методы могут применяться как при изучении нового материала, так и при его закреплении. При изучении нового материала они являются способом формирования новых знаний, а при его закреплении – способом практикования знаний. Использование наглядных методов особенно важно для детей с НОДА в связи с тем, что они находятся в условиях социальной, а иногда и сенсорной депривации. Использование этого метода позволяет преодолеть негативное влияние деривационного фактора. -обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное); - наблюдение; - иллюстрация; - демонстрация. Комплекс практических методов обучения и воспитания детей с НОДА К практическим методам относят те, при использовании которых учащиеся усваивают знания, вырабатывают умения и навыки, выполняя практические действия, воздействуя на изучаемый объект и изменяя его: - постановка практических и познавательных задач; - целенаправленные действия с дидактическими материалами; - многократное повторение практических и умственных действий; - наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения); - подражательные упражнения; - дидактические игры; - упражнения; - лабораторная работа; - практическая работа. Источником нового знания и умения для учеников в этом случае являются выполняемые ими практические действия. Этим методам должно быть отдано предпочтение, т.к. качество и прочность знаний у детей с НОДА прямо зависит от предметно-практической деятельности в их формировании. Комплекс словесных методов обучения и воспитания детей с НОДА - речевая инструкция, беседа, описание предмета; - указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания; - метод аудирования (записанный на аудиокассету голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком); - вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие); - рассказ; - работа с книгой; - педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата. Чтение для детей с НОДА представляет значительную трудность. В связи с этим большое значение имеет подбор методов и приемов, способствующих формированию сознательного чтения. Это может быть знакомство с натуральными объектами, наблюдения и практические работы, объяснения учителя, экскурсии, словарная работа и т.д. Сознательному восприятию текста способствуют также разные виды чтения: объяснительное, выборочное, повторное и др. Основное внимание должно быть уделено формированию у учащихся умения анализировать текст учебника, выделять существенное из прочитанного материала. | |
Формы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. | -Индивидуальная работа. - Парное взаимообучение (стабильные пары или пары сменного состава) — объясняют друг другу какой либо вопрос, защищают свою тему, оценивают результаты работы товарища. - Групповая работа по общей теме — обучение внутри группы: объяснение материала, обсуждение, оценка работы, выступление. - Взаимообучение групп — группы с разными темами обмениваются участниками или объединяются для обмена информацией. - Ученик вместо учителя - Подготовка учениками выступлений Способы образования групп: 1. На основе размещения в классе (4 человека, ряд; формальная основа, оптимальная по времени); 2. Состав определяет учитель (для оперативного решения задач учителя); 3. Самостоятельное распределение учащихся на группы до начала урока. Включение ребенка с НОДА в групповую работу носит постепенный и последовательный характер. Основным критерием эффективности групповой работы на уроке в инклюзивном классе становится не ориентация на успех «кто больше и лучше», а ориентация на согласованность, взаимовыручку, поддержку, совместное принятие решений, выработка компромиссных решений по выходу из ситуаций. На первых порах при организации работы в группах можно использовать работу с распределением функций. Необходимо учитывать желание ребенка с НОДА «быть как все», выполнять задание вместе с одноклассниками. Ребенок с НОДА будет чувствовать себя увереннее, если получит возможность отвечать у доски, участвовать во фронтальной работе. |
Результаты освоения АОП НОО учащегося оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования. Освоение адаптированной образовательной программы начального общего образования обеспечивает достижение обучающимся с НОДА трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения АОП НОО соответствуют ФГОС НОО
Метапредметные результаты освоения АОП НОО соответствуют ФГОС НОО
Предметные результаты освоения АОП НОО соответствуют ФГОС НОО
Календарно-тематическое планирование соответствует ООП НОО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к программе дополнительного образования детей «Музыкальная гостиная»
В основу положена авторская программа учителя-педагога дополнительного образования – Довбенко О.И. Модифицированной её делают мои изменения, которые я вношу в исходную программу с учётом особенносте...
Пояснительная записка к программе по русскому языку
Пояснительная записка к программе по русскому языку...
Пояснительная записка к программе по математике
Пояснительная записка к программе по математике...
Пояснительная записка к программе технологии
Пояснительная записка к программе ИЗО...
Пояснительная записка к программе по ИЗО
Пояснительная записка к программе по ИЗО...
Пояснительная записка к программе литературному чтению
Пояснительная записка к программе литературному чтению...
Пояснительная записка к программе по окружающему миру
Пояснительная записка к программе по окружающему миру...