Пояснительная записка к программе 6.1
рабочая программа (1 класс)

Миргалиева Ольга Николаевна

Адаптированная образовательная программа для учащихся с НОДА    составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ), а именно – детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата (вариант 6.1)  

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НИЖНЕВАРТОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА»

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета (протокол от _________ № ___)

УТВЕРЖДЕНО

приказом КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа» от __________ № ____-од

Приложение

 к адаптированной образовательной программе

начального общего образования

обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

Учитель Миргалиева Ольга Николаевна

Учебные предметы: 

русский язык, родной язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, технология 

Обучающийся:

Дата рождения: _____________    Класс: 1 «А»

Контактные данные родителей (законных представителей):

______________________________________________________

Заключение и рекомендации ТПМПК (Протокол № __________от ___________ г)

обучение в массовом классе по адаптированной программе (вариант 6.1)

Обучающийся: Белокрылова Александра

Дата рождения: _____________    Класс: 1 «А»

Контактные данные родителей (законных представителей):

______________________________________________________

2021 – 2022 учебный год


Лист согласования программы

Ф.И.О. учащегося

_____________________________________

Дата рождения _______________________    

Заключение ТПМК/ЦПМПК №________

от ________ г

СОГЛАСОВАНО

Родители (законные представители)

_____________/_________________

_____________/_________________

«___» ______________20____г.

Ф.И.О. учащегося

_____________________________________

Дата рождения _______________________    

Заключение ТПМК/ЦПМПК №________

от ________ г

СОГЛАСОВАНО

Родители (законные представители)

_____________/_________________

_____________/_________________

«___» ______________20____г.

Ф.И.О. учащегося

_____________________________________

Дата рождения _______________________    

Заключение ТПМК/ЦПМПК №________

от ________ г

СОГЛАСОВАНО

Родители (законные представители)

_____________/_________________

_____________/_________________

«___» ______________20____г.

Ф.И.О. учащегося

_____________________________________

Дата рождения _______________________    

Заключение ТПМК/ЦПМПК №________

от ________ г

СОГЛАСОВАНО

Родители (законные представители)

_____________/_________________

_____________/_________________

«___» ______________20____г.

Ф.И.О. учащегося

_____________________________________

Дата рождения _______________________    

Заключение ТПМК/ЦПМПК №________

от ________ г

СОГЛАСОВАНО

Родители (законные представители)

_____________/_________________

_____________/_________________

«___» ______________20____г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная образовательная программа для учащихся с НОДА    составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ), а именно – детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата (вариант 6.1)  на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с НОДА  КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа»,  УМК «Школа России» 1-4, издательство «Просвещение», в соответствии с требованиями ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373).

Вариант программы 6.1, АОП в соответствии с ФГОС для ОВЗ, предполагает, что учащиеся с НОДА получают образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки обучения.

Обучающиеся с НОДА полностью включены в общий образовательный процесс в классе.

Нормативно-правовая база

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23. 07.2013 N 203-ФЗ);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  • СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
  • Постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.12. 2013 года № 543-п «Об организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья вХанты-Мансийском автономном округе – Югре»;
  • Письмо  Департамента образования и молодежной политикиХанты-Мансийского автономного округа – Югры от 10  августа  2015 г. № 8193 «О формировании учебных планов образовательными организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и реализующими адаптированные основные  образовательные программы общего образования в 2015-2016 учебном году».

Адаптированная образовательная программа ориентирована на получение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с использованием специальных методов обучения и воспитания, направленных на реализацию комплексной помощи учащимся с НОДА.

АОП начального общего образования предоставляет возможность учащимся с ограниченными возможностями здоровья, имеющим отклонения в двигательном развитии (детский церебральный паралич) с сохранным интеллектом в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности, а также в сохранении и укреплении психоэмоционального и физического здоровья и обеспечивает их гармоничное развитие.

Адаптированная образовательная программа начального общего образования (АОП НОО) разработана на основе УМК «Школа России» 1-4, издательство «Просвещение», в соответствии с требованиями ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373).

Актуальность адаптированной программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося с НОДА означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

Целью адаптированной образовательной программы является создание условий для формирования у учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

  • формирование основ учебной деятельности;
  • формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся (нравственно-эстетическое, социально-личностное,  интеллектуальное, физическое) на основе усвоения  государственного образовательного стандарта;
  • адаптация и социализация учащихся к жизни в обществе;
  • сохранение и укрепление здоровья;
  • предоставление учащимся возможности накопления социального опыта, сформированных в процессе изучения учебных предметов и знаний, умений и способов деятельности;
  • обеспечение планируемых результатов по освоению целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, особыми образовательными потребностями;
  • развитие личности учащихся с НОДА в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости.

Форма образования: полное включение в массовый образовательный класс.

СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ, НЕОБХОДИМЫХ  ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Для учащихся с НОДА:

Доступная  среда

-обустроена территория, с  подъездными путями;

- наличие специализированного транспорта;

- установлен пандус у входа в здание;

- наличие противоскользящего покрытия;

- двери здания  открываются в противоположную сторону от пандуса, как и предусмотрено нормами САНПина;

- вдоль коридоров сделаны поручни по всему периметру, чтобы обучающийся с двигательной патологией, который плохо ходит, мог, держась за них, передвигаться по зданию;

- ширина дверных проемов в учреждении не менее 80 см;

- пространство класса зонированно, т.е. разделено на зоны для отдыха, занятий;

- на партах отсутствуют острые углы, обеспечен свободный проход к партам;

- наличие адаптированного санузла;

- наличие кнопки вызова персонала;

- в столовой наличие столов необходимых габаритов;

-оборудование класса мультимедийным
проектором;

- наличие тьютора не требуется

Специальное оборудование

Не требуется

Специальные учебники и учебные  пособия;

Не требуются.

Развивающая среда

- Зона  для релаксации;

-  тренажеры для развития манипулятивных функций рук;

- зал для занятий ЛФК (с дополнительным оборудованием для развития общей подвижности, тренажеры, маты и т.д.)

- кабинет психолога;

- кабинет логопеда;

- библиотека.

В соответствии с рекомендациями медиков необходимо предусмотреть

Коррекцию двигательных нарушений.

1.Уроки ЛФК, физиотерапевтическое, ортопедическое и медикаментозное лечение, психотерапевтическое воздействие.

2.Уроки адаптивной физкультуры, физкультминутки на общеобразовательных уроках, час двигательной активности (в свободной, либо специально организованной форме проведения).

3.Уроки труда (развитие элементарных трудовых умений и навыков трудового самообслуживания).

4.Коррекционные занятия с логопедом (артикуляционная гимнастика, дыхательные, голосовые упражнения).

6.Соблюдение охранительного двигательного режима

На уроках ЛФК необходимо обучать различным движениям и действиям с предметами, при формировании каждой новой схемы движения инструктор должен добиваться от ребенка четкости выполнения, свободы движения, плавности переключения с одного действия на другое и увеличения или уменьшения амплитуды движений.

Использование различных способов удержания предметов (в соответствии с их размером, формой, качеством), манипуляции с различными материалами для развития мелкой моторики кистей рук.

Двигательный режим в течение дня

Утреннюю гимнастику продолжительностью (8-10 минут), можно проводить с использованием музыкально-релаксационных композиций.

Подвижные игры, игры малой активности (до 60 минут в день). Упражнения проводятся по мере необходимости, которая зависит от общего состояния ребенка, утомленности, особенностей поведения.

Стимулирующие упражнения (2 раза в день по 10 минут): хлопки, самомассаж головы, ушных раковин, стоп, пальцев рук и т.д. организуются в течение дня несколько раз.

Упражнения по развитию мелкой моторики (2-4 раза вдень по 5-10 минут) - это работа в тетрадях, с пластилином, бумагой, ножницами и плетение бисером.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

Комплекс наглядных методов обучения и воспитания детей с НОДА

Наглядные методы могут применяться как при изучении нового материала, так и при его закреплении. При изучении нового материала они являются способом формирования новых знаний, а при его закреплении – способом практикования знаний. Использование наглядных методов особенно важно для детей с НОДА в связи с тем, что они находятся в условиях социальной, а иногда и сенсорной депривации. Использование этого метода позволяет преодолеть негативное влияние деривационного фактора.

-обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);

- наблюдение;

- иллюстрация;

- демонстрация.

Комплекс практических методов обучения и воспитания детей с НОДА

К практическим методам относят те, при использовании которых учащиеся усваивают знания, вырабатывают умения и навыки, выполняя практические действия, воздействуя на изучаемый объект и изменяя его:

- постановка практических и познавательных задач;

- целенаправленные действия с дидактическими материалами; - многократное повторение практических и умственных действий;

- наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения);

- подражательные упражнения;

- дидактические игры;

- упражнения;

- лабораторная работа;

-  практическая работа.

 Источником нового знания и умения для учеников в этом случае являются выполняемые ими практические действия.

 Этим методам должно быть отдано предпочтение, т.к. качество и прочность знаний у детей с НОДА прямо зависит от предметно-практической деятельности в их формировании.

Комплекс словесных методов обучения и воспитания детей с НОДА

- речевая инструкция, беседа, описание предмета;

- указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания;

- метод аудирования (записанный на аудиокассету голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком);

- вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);

- рассказ;

- работа с книгой;

- педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата.

Чтение для детей с НОДА представляет значительную трудность. В связи с этим большое значение имеет подбор методов и приемов, способствующих формированию сознательного чтения. Это может быть знакомство с натуральными объектами, наблюдения и практические работы, объяснения учителя, экскурсии, словарная работа и т.д. Сознательному восприятию текста способствуют также разные виды чтения: объяснительное, выборочное, повторное и др. Основное внимание должно быть уделено формированию у учащихся умения анализировать текст учебника, выделять существенное из прочитанного материала.

Формы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

-Индивидуальная работа.

- Парное взаимообучение (стабильные пары или пары сменного состава) — объясняют друг другу какой либо вопрос, защищают свою тему, оценивают результаты работы товарища.

- Групповая работа по общей теме — обучение внутри группы: объяснение материала, обсуждение, оценка работы, выступление.

- Взаимообучение групп — группы с разными темами обмениваются участниками или объединяются для обмена информацией.

- Ученик вместо учителя

- Подготовка учениками выступлений

Способы образования групп:

1. На основе размещения в классе (4 человека, ряд; формальная основа, оптимальная по времени);

2. Состав определяет учитель (для оперативного решения задач учителя);

3. Самостоятельное распределение учащихся на группы до начала урока.

Включение ребенка с НОДА в групповую работу носит постепенный и последовательный характер. Основным критерием эффективности групповой работы на уроке в инклюзивном классе становится не ориентация на успех «кто больше и лучше», а ориентация на согласованность, взаимовыручку, поддержку, совместное принятие решений, выработка компромиссных решений по выходу из ситуаций. На первых порах при организации работы в группах можно использовать работу с распределением функций.

Необходимо учитывать желание ребенка с НОДА «быть как все», выполнять задание вместе с одноклассниками. Ребенок с НОДА будет чувствовать себя увереннее, если получит возможность отвечать у доски, участвовать во фронтальной работе.

      Результаты освоения АОП НОО учащегося оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования. Освоение адаптированной образовательной программы начального общего образования обеспечивает достижение обучающимся с НОДА трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты освоения АОП НОО соответствуют ФГОС НОО

Метапредметные результаты освоения АОП НОО соответствуют ФГОС НОО

Предметные результаты освоения АОП НОО соответствуют ФГОС НОО

Календарно-тематическое планирование соответствует ООП НОО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к программе дополнительного образования детей «Музыкальная гостиная»

В основу положена авторская программа учителя-педагога дополнительного образования – Довбенко О.И. Модифицированной её делают мои изменения, которые я вношу в исходную программу с учётом особенносте...

Пояснительная записка к программе по русскому языку

Пояснительная записка к программе по русскому языку...

Пояснительная записка к программе по математике

Пояснительная записка к программе по математике...

Пояснительная записка к программе технологии

Пояснительная записка к программе ИЗО...

Пояснительная записка к программе по ИЗО

Пояснительная записка к программе по ИЗО...

Пояснительная записка к программе литературному чтению

Пояснительная записка к программе литературному чтению...

Пояснительная записка к программе по окружающему миру

Пояснительная записка к программе по окружающему миру...