Развитие одаренности в начальной школе
статья
Одарённость – это общие способности, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности. [1, 258] Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Никому точно не известно, где проходит граница между одарённым и неодарённым ребёнком. Сложно определить, кто в будущем достигнет высот гения, а кому уготована более скромная роль. Одно бесспорно, в специальном развитии нуждается интеллектуально – творческий потенциал и одарённых детей, и тех, кто к этому разряду не относится.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sutormina_n.i._konferentsiya.docx | 25.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие одаренности в начальной школе
Сутормина Н.И. ,МБОУ Староюрьевскач СОШ, natalisut.77@mail.ru
Дети – прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей его свежести и первозданности, каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом. П. Вайнцвайг
Одарённость – это общие способности, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности. [1, 258] Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Никому точно не известно, где проходит граница между одарённым и неодарённым ребёнком. Сложно определить, кто в будущем достигнет высот гения, а кому уготована более скромная роль. Одно бесспорно, в специальном развитии нуждается интеллектуально – творческий потенциал и одарённых детей, и тех, кто к этому разряду не относится.
При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивую «познавательную потребность». Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным, - одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека. Одно из ведущих качеств, свойственных одаренному ребенку,- сверхчувствительность к проблемам. [4, с.19]
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. [2, с.57]
В начальной школе работа с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению строится в двух направлениях: через учебный процесс и внеурочную деятельность по определенной схеме: диагностика индивидуальных особенностей обучающихся → планирование и организация работы → анализ результатов, коррекция проводимой работы.
Урок – это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Целесообразно использовать групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Каждый учебный предмет определяет специфику применяемых форм, методов и приемов работы. На уроках литературного чтения - диалог с учащимися, открывает для них тайны человеческой души, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста. Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта, высказывают свои мысли о прочитанном произведении. Все детские версии должны обсуждаться в равноправном диалоге. Тогда ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей. Таким образом, ученики осваивают программный материал в интересной для них форме. Нравится ученикам и инсценировать произведения. Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей. Все же основная задача литературного чтения – формирование читательских умений и привитие интереса к чтению. Ведение читательских дневников, в которые записывают дополнительно прочитанные произведения, направлено на решение этой задачи. С 3 класса в дневнике появляется запись в колонке «Что я думаю». В ней дети записывают свои впечатления о прочитанном произведении. Систематичность такой работы приносит свои плоды. Во-первых, дети учатся самостоятельно анализировать содержание литературных произведений. Во-вторых, просматриваются личные предпочтения учащихся к отдельным жанрам литературы, то есть учителю есть на что опереться в развитии их способностей. Задача учителя в том, чтобы координировать их стремления в выборе хорошей литературы. Таким образом, осуществляется дифференциация обучения.
На уроках русского языка можно использовать задания творческого характера, задания, на обогащение словарного запаса детей, развития речи, орфографической зоркости и воспитания любви к родному языку. Такой разнообразный, доступный, занимательный материал помогает сделать занятия по русскому языку не только полезными, но и интересными, служит для реализации личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению младших школьников. Детям предоставлена возможность самостоятельно делать «открытия» в результате специально организованных опытов и наблюдений над речью. Помогать в этом им может вымышленный герой Почемучка, так как он все время задает вопросы по материалу урока. Когда герой появляется, дети оживляются и увлеченно ищут ответы на его вопросы. Такие ситуации привносят разнообразие в традиционную форму общения на уроке «учитель-ученик» и помогают детям повысить собственную самооценку, «научив» Почемучку. В организации такой работы проявляется коммуникативно–деятельностная направленность обучения.
На уроках математики ведется целенаправленная и систематическая работа по формированию у детей приемов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания. Такая направленность позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами. Работа по дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться. Очень любят ученики решать задачи творческого уровня, которые содержат элементы неизвестности, противоречия, требуют рассмотрения вопросов с разных точек зрения. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднения, для преодоления которого требуется активизация мыслительной деятельности. Решая такие задачи, ученики испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие науки. А любое детское открытие, пусть самое маленькое, сродни открытию маститого ученого.
На уроках окружающего мира ученики стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. Для успешного познания окружающего мира учащимся нужно предоставлять возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. Большую роль в реализации такого подхода играют практические работы, экскурсии и организованные наблюдения. По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы дети выступают с сообщениями, рисуют рисунки, делают проекты. Нужно побуждать учащихся к творческому поиску вариантов решения учебных задач, к высказыванию умозаключений, выдвижению предположений и их проверки.
Развитию творческой индивидуальности учащихся способствуют уроки технологии, которые должны проходить в атмосфере свободного общения. Дети увлеченно работают над созданием поделок, применяют свои творческие способности на практике, помогают товарищам справиться с трудностями. Начиная с 3 класса, каждый ребенок может побыть учителем – консультантом на уроке технологии, обучая весь класс. Следует подчеркнуть, что работа с индивидуальностью каждого ученика ставит учителя в новую позицию – быть одновременно и учителем, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального возрастного развития и личностного становления.
Эффективным будет использование на уроках в начальной школе следующих приемов и методов работы:
Прием «Пресс-конференция» основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера.
Прием «Привлекательная цель» или «Удивляй» основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель находит такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным.
Прием «Диалог с текстом» используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом, выполняя задание. Например, заполнение кластера при чтении сказки.
«Мозговой штурм» позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.
Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе.
Литература
1.Большая психологическая энциклопедия. – Москва: Эксмо, 2007. – 544 с.
2. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971. – 279 с.
3.Одаренные дети: сборник методик по выявлению способностей и одаренности детей / ГОУ ДОД Дом детского творчества «На реке Сестре»; составители: Л. Ф. Васильченко, Я. П. Атласова. – Санкт-Петербург: ДДТ «На реке Сестре», 2014. – 2-е изд. – 39 с. –
4.Панютина Н. И. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми : пособие для руководителей учреждений, педагогам дополнительного образования / Н. И. Панютина, В. Н. Рагинская, Е. Б. Кислякова, З. Г. Дубровина, Н. А. Коляда, Н. В. Криушина, Е. В. Бобиченко. – Волгоград: Учитель, 2007.
5.Савенков А. И. Развитие детской одаренности в условиях образования : дис. д-ра психол. наук / А. И. Савенков. – Москва, 2002. – URL: http://rl-online.ru/info/authors/149.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки для учителя по методике проведения уроков чтения, обучения грамоте, русского языка, развития речи в начальной школе.
Памятки для учителя по методике проведения уроков чтения, обучения грамоте, русского языка, развития речи в начальной школе....
Групповая работа как один из способов развития УУД учеников начальной школы.
Обобщение опыта по теме....
"ЖИВАЯ СТЕНА" Наглядное пособие, отражающее межпредметные связи и способствующее формированию и развитию УУД учащихся начальной школы.
Автор предлагает практический материал по созданию и организации работы с пособием на уроках и на внеурочных мероприятиях, успешно апробируемый в течение пяти лет. Данное пособие позволяет...
Методика организации исследовательской работы с одаренными детьми начальной школы
Основной формой организации учебно-познавательной деятельности в предлагаемой системе работы для одаренных учащихся выступает исследовательская деятельность....
Методика организации исследовательской работы с одаренными детьми начальной школы.
О проблеме формирования и развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста много говорят и пишут. И мы, учителя, работающие по программе "Начальная школа 21 века" (система Н. Ф. ...
Программа работы с одаренными детьми. Начальная школа.
Программа работы с одаренными детьми...
Нетрадиционные упражнения на развитие речевого дыхания для обучающихся с ОВЗ на уроках развития речи в начальной школе.
Подобран материал на формирование плавной речи. Нетрадиционные игры и упражнения развитие дыхания....