Статья "Организации внеклассной деятельности с детьми с умеренной умственной отсталостью"
статья

Тормышева Светлана Николаевна

В педагогике существуют разные внеклассные формы работы с  учащимися умеренной умственной отсталостью:  экскурсии, праздники, спортивные соревнования, конкурсы и т.д. Одной из постоянных форм в работе нашего педагогического коллектива стала такая форма, как “Тематические недели”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsii_vneklassnoy_deyatelnosti.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организации внеклассной деятельности

с детьми с умеренной умственной отсталостью

Лебедева Наталья Владимировна

Тормышева Светлана Николаевна

ГБОУ школа №565 Кировского района СПб

Одной из значимых целей обучения по «Программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» является максимальное включение обучающих в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой); вовлечение учащихся, независимо от особенностей их развития, в общие праздники, игры и развлечения в  школе: дни рождения, праздники, тематические недели [1].

В педагогике существуют разные внеклассные формы работы с  учащимися умеренной умственной отсталостью:  экскурсии, праздники, спортивные соревнования, конкурсы и т.д. Одной из постоянных форм в работе нашего педагогического коллектива стала такая форма, как “Тематические недели”.

Основная цель проведения тематических недель с учащимися умеренной умственной отсталостью –  это углубление и обобщение знаний детей по определенной теме, расширение границ общения и социального взаимодействия.

При проведении тематических недель решаются следующие задачи. Во-первых, решается познавательная задача: в зависимости от темы недели, мероприятия включают в себя новый материал, который рассматривается несколько в другом аспекте, чем на занятиях, что способствует наилучшему усвоению материала.

Во-вторых, раскрывается социальный аспект педагогического процесса: происходит взаимодействие детей разных возрастов, что способствует развитию коммуникативных навыков и эмоционально-мотивационной сфер учащихся, а также формированию положительной самооценки.

Преимущество тематических недель  перед другими формами работы заключается в том, что дети данной категории могут проявлять большую активность, самостоятельность, инициативу, что создаёт благоприятные условия для развития индивидуальности и позитивных качеств личности детей с умеренной умственной отсталостью.

В основе данной формы работы лежит приём погружения в тему, но даже одна тема не ограничивает возможности планирования разных видов деятельности, она позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными и максимально полезными. Тематические недели способствуют активному сотрудничеству педагогов и учащихся, объединив их вокруг одной общей цели.  Игровая и познавательная мотивации - ведущие в тематических  неделях,  помогают активизировать их общение. Тематические  недели  выступают  как условие для формирования сотрудничества в разных видах деятельности, в том числе и в обучении. Их ценность заключается в том, что являясь необычными по форме, они особенно увлекают детей, побуждая их активно осваивать способы коммуникации, социальной компетентности [2].

Таким образом, проведение тематических недель  является наиболее продуктивной формой работы по развитию познавательного интереса к процессу обучения, по формированию коммуникативной сферы учащихся с умеренной умственной отсталостью.  

Рассмотрим для примера содержание тематической недели «Русские народные сказки».

Тематическая неделя «Русские народные сказки».

Первый день. Понедельник. «Путешествие по русским народным сказкам».

Оборудование: клубок, фонограмма с песенкой колобка, изображение, терема,  колобка, репки, иллюстрации  из сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят,  изображение  героев сказок «Репка»: бабка дедка, внучка, Жучка, кошка, колобок, курочка Ряба, волк на цифровом носителе: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Ход мероприятия: В зал входит Василиса Прекрасная (под музыкальное сопровождение).

Василиса Прекрасная: Здравствуйте, дорогие ребятушки и гости! Я Василиса Прекрасная, пришла  к вам в гости. Слышала я, что вы любите русские народные сказки, а сегодня у вас начинается тематическая неделя русских народных сказок. Можно мне погостить у вас, да посмотреть чему вы научились? За правильные ответы вы будете получать волшебные звездочки. Звучит аудиозапись сказки «Колобок».

Василиса Прекрасная: Ребята вы слышите, кто-то сказку рассказывает. 

А какая это сказка? (Колобок)

Заходит  Василиса Премудрая.

Василиса Премудрая: Здравствуйте, ребятушки.

Я - Василиса Премудрая. Люблю сказки сказывать и ребят забавлять. Я хочу с вами познакомиться. У меня есть волшебный клубочек. Он сегодня будет нам помогать.

Звучит спокойная музыка, дети стоят в кругу. Василиса Премудрая передаёт волшебный клубочек и называет своё имя, затем ребёнок передаёт дальше клубочек и называет своё имя и т. д., пока волшебный клубочек не вернётся к Василисе Премудрой.

Василиса  Премудрая: Вот мы с вами и познакомились. Кто помог нам познакомиться? (волшебный клубочек). Мой волшебный клубочек нам покажет дорогу к русским народным сказкам. Эти сказки сочинил русский народ. Послушайте загадку.

Формой он похож на мяч.

Был когда-то он горяч.

Спрыгнул со стола на пол

И от бабушки ушел.

У него румяный бок…

Вы узнали?  (Колобок)

Василиса Прекрасная: Давайте вместе споем песенку колобка. (Включается фонограмма с песенкой колобка,  дети вместе с  педагогами поют песню).

Игра  «Узнай сказку по иллюстрации». Посмотрите, наш клубочек прикатился в страну, где живут русские народные сказки. Давайте отгадаем, какие это сказки. (На  проекторе иллюстрации  из сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят»).

Василиса Премудрая: А давай, сестрица, поиграем с ребятами в веселую игру.

Подвижная игра «Козочка».

Козочка, козочка              (ходьба по кругу, дети с ДЦП изображают ходьбу  

По двору гуляет,             пальцами руки по ладони)

Песни распевает:            (прячут руки за спину)

 – Ме-ме-ме!

Козочка, козочка,           (разжимают кулаки, поднимают руки вверх)

 Нас поймай,

 Если сможешь,

 За-бо-дай!                                         (хлопают в ладоши)

Поиграли, отдохнули и снова в путь.

Василиса Прекрасная: Слушайте мою загадку.

Ее тянут бабка с внучкой,

Кошка, дед и мышка с Жучкой. (Репка)

На проекторе  демонстрируется  изображение  героев сказок «Репка» и «Курочка Ряба»: бабка, дедка, внучка,  Жучка, кошка, мышка, курочка Ряба.

Ребята, помогите мне разобраться. Назовите героев сказки «Репка» (бабка, дедка, внучка, Жучка, кошка, мышка).  А кто не из этой сказки? (курочка Ряба)

Василиса Премудрая: Курочка Ряба приглашает вас  поиграть  с яичками.

Пальчиковая игра «Покатай яичко».

Ты яичко покатай, (катаем мячик между ладонями)

Но из рук не выпускай:

Очень хрупкое оно-

Так у кур заведено.

Вы ребята молодцы,

Озорные удальцы.

Отличились вы на славу

Ждет  за это  вас награда.

Василиса  Прекрасная: С вами мы не прощаемся, дарим вам мультфильмы и волшебный клубочек, он познакомит вас с новыми сказками.

Второй день. Вторник.

Просмотр мультфильмов «Колобок», «Машины сказки - Волк и семеро козлят» и инсценировка сказок «Курочка Ряба» и «Колобок».

Оборудование:  мультимедийный проектор, компьютер, экран,  мультфильм «Колобок», «Машины сказки – Волк и семеро козлят», маски-шапочки героев сказок «Репка» и «Курочка Ряба».

Ход мероприятия:

Ведущая:  Дорогие ребята, чтобы больше узнать про русские народные сказки, мы с вами будем смотреть мультфильмы, которые вам подарила Василиса  Премудрая.

Ведущая: Мы с вами посмотрели мультфильм. Чем отличается мультфильм от сказки, которую мы читали на уроках?

Ведущая: Сейчас мы с вами посмотрим сказку « Курочка Ряба», которую приготовили нам ученики.

Инсценировка  сказки «Курочка Ряба».   

Ведущая: А сейчас  ребята покажут нам сказку  «Репка».

Инсценировка сказки «Репка».  

Ведущая: Давайте похлопаем нашим артистам.

Ведущая: Какой совет нам дала сказка «Репка»? (сказка учит помогать друг другу, в сказке даже маленькая помощь (мышка) помогла вытянуть репку).

Ведущая: Ребята, сегодня мы много с вами узнали, каждая сказка дала нам свой совет, как нам поступать в жизни. А завтра у нас будет проходить конкурс «Герои русских народных сказок» и мы увидим, какие костюмы вы подготовили со своими учителями.

Третий день. Среда.

Подготовка к выставке рисунков и поделок по теме «Сказка в гости к нам пришла» и конкурсу костюмов «Герои русских народных сказок».

Ход мероприятия: Учащиеся  вместе со своими классными руководителями в  классах готовятся к выставке рисунков «Сказка в гости к нам пришла» и конкурсу костюмов «Герои русских народных сказок».

Четвёртый день. Четверг.

Викторина «В гостях у русской народной сказки».

Оборудование:  корзинка, в которой находятся предметы (пакет с мукой, баночка сметаны, «золотое» яичко, репка, бутылочка воды, пучок травы   и др. предметы), коробка с мячами, балалайка. Маски: зайца, волка, медведя, лисы, колобка,  русские  народные  костюмы ведущих. Музыкальное сопровождение: CD (Отрывки из сказок «Курочка ряба», «Семеро козлят», «Репка», «Колобок»). Песни: «В гостях у сказки», «В мире много сказок».

Василиса  Прекрасная:  Добрый день, уважаемые педагоги и гости! Здравствуйте, ребята! Мы вместе с моей сестрой Василисой Премудрой приглашаем вас поучаствовать в викторине «В гостях у русской народной сказки».

Все люди на свете любят сказки. А вы любите сказки?

Ребята, а почему вам нравится сказки?

И так наша викторина начинается! Будьте внимательны, слушайте вопросы. За каждый правильный ответ вы получите по звездочке. В конце недели мы посчитаем, какой класс наберет больше звездочек, тот и будет победителем.

Василиса  Премудрая: Чтобы узнать, хорошо ли вы знаете сказки, я вам сейчас загадаю загадки.  Слушайте внимательно и попробуйте ответить.

Конкурс загадок.  

Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла.

(Мышка из русской народной сказки "Репка ").

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети?

(Семеро козлят из русской народной сказки "Волк и семеро козлят").

Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

Был он весел, был он смел

И в пути он песню пел.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису,

От нее уйти не смог.

Что за сказка?

(Колобок)

Рябая хохлатка —

Зернышки клюет,

Квохчет, хлопочет,

"Ко-ко-ко, ко-ко-ко»

Кто это?

(Курочка ряба).

Наша витрина продолжается!

Конкурс «Разложи картинки по порядку». Работа с серией последовательных картинок по сказкам «Колобок» и «Репка». Задание выполняется под музыку. Ведущие выставляют на фланелеграф  героев сказок «Репка» и «Колобок».

Василиса  Прекрасная: Приглашаются  двое  учащихся, одному нужно  расположить героев сказки «Репка», а другому расположить героев сказки «Колобок», в той последовательности, как они появляются в сказках. Задание выполняется в виде эстафеты, под музыку.  

Конкурс  «Выбери нужный предмет». Выносится корзинка, в которой находятся предметы: пакет с мукой, баночка сметаны, «золотое» яичко, репка, бутылочка воды, пучок травы  и другие  предметы.

Василиса  Премудрая: Выполняя это задание, вы покажите, как хорошо вы знаете сказки.

Послушайте внимательно задание. Однажды старик попросил бабушку испечь колобок. Из чего бабушка испекла колобок? (из муки) Она  намела, наскребла две горсти муки и замесила тесто. На чем бабушка  замесила тесто? (на  сметане)

Василиса  Премудрая: Предлагает детям выбрать муку и сметану из предметов, которые находятся на столе. Найди и покажи муку. Найди и покажи сметану.

Слушайте дальше. Жили себе дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко. Какое яичко снесла курочка?  Курочка снесла яичко не простое, а золотое.

Покажите «золотое» яичко .Дети выбирают из предметов, которые находятся на столе «золотое» яичко.

Василиса Прекрасная: Какой овощ посадил дед и не мог его вытянуть?

Дети выбирают из  предметов, которые находятся на столе репку и называют ее.

Послушайте песенку, которую поет коза.

Козлятушки, дитятушки!

Отопритеся, отворитеся.

А я, коза, в лесу была,

Ела траву шелковую,

Пила воду студеную.

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка в копытечко,

Из копытечка во сыру землю!

Вот какую песенку пела коза своим детушкам.

Что делала коза в лесу? (Ела траву, пила воду.)  

(Дети выбирают из предметов, которые  находятся на столе воду и пучок «травы»).

Конкурс «Собери  колобки».

Василиса  Премудрая: Как только зазвучит музыка, можно собирать «колобки». А потом мы  посмотрим, кто больше «колобков» собрал.

Василиса  Прекрасная: Сейчас вы послушаете записи с отрывками из разных сказок. Вы должны  слушать внимательно и угадать сказку.

Конкурс «Узнай сказку». (Дети прослушивают отрывки из сказок: «Курочка Ряба», «Колобок», «Волк и семеро козлят» и называют их).

Василиса Премудрая: Давайте мы с вами поиграем в игру «Было или нет».

Конкурс «Было или нет». Я расскажу отрывки из сказок, а вы слушайте внимательно и если заметите ошибки, исправьте их. Однажды курочка снесла яичко. Яичко не простое, а золотое. Дед бил, бил не разбил. Баба била, била, не разбила. Лисичка прибежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

(Мышка  прибежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.)

Катится колобок по дороге, а навстречу ему слон:

Колобок, колобок! Я тебя съем! (Колобок не встречал слона.)

Каких животных встречал колобок? (Зайца, волка, медведя, лису.)

Козлятки закрыли дверь крепко – накрепко.

А медведь выждал время, и только коза ушла в лес искать корм, медведь подошел к избушке и закричал своим толстым голосом. (К козлятам приходил не медведь, а волк.)

Посадил дед свеклу, выросла свекла большая – пребольшая. (Дед посадил репку)

Василиса  Прекрасная: Я слышу, что звучит музыка, давайте потанцуем и немножко отдохнем.

Хоровод «Колобок». (Дети в костюмах или в масках выходят и изображают сказочных животных). Музыка звучит тихо, дети повторяют слова и движения.

Колобок, колобок,         

(Идут по кругу, поставив руки на пояс).

Колобок — румяный бок.          

По дорожке покатился         

(Бегут на носочках, держа руки на поясе).

И назад не воротился.          

Встретил мишку, волка, зайку,        

(Встав лицом в круг, изображают медведя, волка, зайца).

Всем играл на балалайке.        

(Изображают игру на балалайке).

У лисы спел на носу,

(Выполняют повороты кистями рук).

Больше нет его в лесу.        

(Разводят руками).

Василиса Премудрая:  Сестрица, я тоже хочу поиграть с ребятами.

Музыкальная игра «Передай колобок». (Дети под музыку, сидя на своих местах, передают колобки друг другу, повторяют движения  и поют песню).

Василиса Прекрасная: О каких сказках мы сегодня говорили? («Колобок», «Репка», «Семеро козлят», «Курочка ряба».) А почему эти сказки называются народными?

(У них нет автора, их написал народ.)

Наша викторина закончилась. Вам понравилось? Завтра ждем вас на выставке «Сказка в гости к нам пришла» и конкурсе костюмов «Герои русских народных  сказок».  

Пятый  день. Пятница. Выставка рисунков по теме: «Сказка в гости к нам пришла»  и  конкурс костюмов «Герои русских народных сказок».

Оборудование: костюмы героев сказок «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Репка» СD c записью песен из сказок, колобок из солёного теста, соленое тесто, репка и другие овощи, иллюстрация с изображением семерых козлят из шести частей.

Ход мероприятия: (Зал оформлен рисунками и поделками детей).

Василиса Премудрая: Сегодня мы открываем выставку рисунков «Сказка в гости к нам пришла», а также у нас пройдет конкурс костюмов «Герои русских народных сказок».  Василиса Премудрая по очереди приглашает на сцену героев сказок: «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба». Проводится  демонстрация костюмов (под музыкальное сопровождение) и их представление, которое учащиеся приготовили со своими классными руководителями. Учащиеся вместе с классным руководителем    представляют костюмы.

Василиса  Прекрасная:

Много разных есть затей:         

Песни, пляски и загадки,

Но ничего интересней нет,

Чем наши русские народные сказки.

Мне из тридевятого царства прислали  телеграммы, только я не могу понять, кто их отправил.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Скоро буду у вас. (Колобок)

Приходил волк и съел шестерых братцев. Спасите их  (Козленок из сказки «Волк и семеро козлят»)

Посадил репку, жду, когда вырастет. (Дед)

Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко. (Мышка из сказки «Курочка ряба»).

Игра «Слепи колобок» (из солёного теста).

Василиса  Премудрая: Спасибо, ребятки, помогли разобраться. Но не только мне нужна ваша помощь. Бабушка из сказки «Колобок» замесила тесто и просит вас помочь слепить колобку друзей (приглашаются несколько желающих из разных классов).

Василиса  Премудрая: Ребята, Колобок очень рад, что вы слепили ему друзей. Молодцы ребята, какие хорошие колобки у вас получились.

Василиса Прекрасная: Давайте поможем внучке из сказки «Репка» найти среди других овощей репку. На подносе лежат разные овощи, вам нужно найти репку (приглашаются  несколько  желающих из разных классов).

Игра «Собери фотографию козлят».

Василиса  Премудрая: Ребята, злой волк из сказки «Волк и семеро козлят» разорвал фотографию козлят, помогите маме Козе собрать правильно все части.

(Предлагается собрать иллюстрацию из 4 частей, на которой изображены  семь козлят, для участия в этом конкурсе приглашаются двое детей из разных классов).

Игра «Не разбей яичко».

Василиса  Прекрасная: Мышка очень переживает, что разбила яичко и расстроила дедушку и бабушку, а у вас получится перенести яичко и не разбить?

Дети с яйцом в ложке под музыку быстрым шагом идут до отметки, обходят ее, возвращаются, предают ложку следующему.

Василиса  Премудрая: Молодцы, ребята, всем помогли, я вижу, что вы не только хорошо знаете сказки, но и всегда придете на помощь. Вы умные, добрые, а еще и  умелые. Сколько рисунков вы нарисовали и поделок по сказкам  сделали вместе с педагогами!

Василиса Прекрасная:

Вы ребята молодцы,

Удалые  удальцы

Сказки с радостью читайте,

Обо мне  вы вспоминайте.

А теперь пора прощаться,

До свиданья! Не грустите,

В гости снова сказку ждите!

Василиса Премудрая: Вы на славу потрудились, хорошо видать учились. Сейчас мы посчитаем, какой класс занял 1 место, 2 и 3 место и за ваши труды наградим вас.

Василиса Прекрасная:

Мы прощаемся с вами, но русские народные сказки, которые учат нас быть добрыми, дружными, осторожными, учат любить близких нам людей, остаются с вами.

Спасибо за участие! Знакомитесь с новыми сказками! До свидания!

Литература:

  1. Алябьева Е.А. Тематические дни недели в детском саду: планирование и конспекты.- М.: Т.Ц.Сфера, 2005.
  2. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация мыслительной деятельности у детей с умеренной умственной отсталостью на уроках математики

средства активизации познавательной деятельности на уроках математики...

Рабочая программа по изобразительной деятельности для детей с умеренной умственной отсталостью

Эта программа разработана для детей с умеренной умственной отсталостью....

Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий (кинезиологических упражнений) в учебной деятельности с детьми с умеренной умственной отсталостью»

В методической разработке представлены кинезиологические упражнения для начала, середины и конца урока, которые способствуют синхронизации работы полушарий головного мозга....

Статья Применение картинно-символьной коммуникации в трудовой деятельности с детьми с умеренной умственной отсталостью

Сообщение будет интересно воспитателям, дифектологам коррекционных учереждений....

Применение АМО на уроках с детьми с умеренной умственной отсталостью

Данная презентация представляет применение АМО на уроках с детьми с умеренной умственной отсталостью....