Как проявляется СДВГ у школьников и что делать для успешного обучения детей с ним
статья
Как проявляется СДВГ у школьников и что делать для успешного обучения детей с ним
Скачать:
Предварительный просмотр:
Как проявляется СДВГ у школьников и что делать для успешного обучения детей с ним
Что такое синдром дефицита внимания с гиперактивностью?
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — это один из наиболее часто диагностируемых психических расстройств среди детей. Дети с СДВГ могут быть гиперактивными, непоседами и не уметь контролировать свои импульсы. С другой стороны, у них могут возникать проблемы с концентрацией внимания. В любом случае такие проявления мешают учебе, бытовой жизни и общению со сверстниками.
Ученым точно не известно, что вызывает синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Исследователи склоняются к тому, что у появления СДВГ генетические причины, однако какие именно и как их избежать, до сих пор никому не известно. Точно известно следующее: СДВГ не вызывается пользованием гаджетами, плохим воспитанием или пищей, в которой много сахара.
Как понять, что у ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью?
Всем детям порой трудно концентрировать внимание, слушать и выполнять указания, сидеть на месте или ждать своей очереди. Детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью это бывает в разы сложнее, но такие ситуации случаются с ними гораздо чаще.
СДВГ включает в себя дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность. Дети с таким синдромом могут иметь один, два или все три названых проявления одновременно.
Дефицит внимания
Дети с дефицитом внимания легко отвлекаются, им трудно концентрировать внимание, сосредоточиться и продолжать выполнять задание. Они могут невнимательно слушать указания, пропускать важные детали и не заканчивать начатое. Такие дети могут быть задумчивыми и полностью погруженными в свои мысли. Они могут казаться забывчивыми, потому что часто теряют свои вещи.
Гиперактивность
Гиперактивные дети могут казаться непослушными и беспокойными. Они часто скучают и у них могут быть проблемы с усидчивостью или сохранением тишины. Такие дети могут спешить и делать неосторожные ошибки. Они могут вставать, прыгать или бегать, когда для этого не время, а потому отвлекать других, хоть и без такого умысла.
Импульсивность
Дети с импульсивностью действуют быстрее, чем думают о своих действиях. Они часто перебивают при разговоре, могут толкаться или выхватывать что-то у других, потому что им трудно ждать. У ребенка могут возникать эмоциональные реакции, которые кажутся слишком интенсивными и неуместными для ситуации, в которой он находится.
Если возникло подозрение, что у ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью, то прежде всего стоит попасть на прием к врачу, поскольку только специалист может точно установить диагноз. Врач проведет общее обследование, включая проверку зрения и слуха. Если по результатам обследования с физическим состоянием ребенка все в порядке, то врач направит вас к детскому психологу или психиатру.
Чтобы диагностировать синдром дефицита внимания с гиперактивностью, специалисты спросят об общем здоровье и поведении ребенка. Только после диагностики психолог или психиатр дает советы, как справиться с проявлениями СДВГ, а в некоторых случаях — выписывает медицинские препараты.
Поведение ребенка с СДВГ в школе
Иногда родители замечают признаки СДВГ еще когда ребенок маленький, однако могут игнорировать их. Для маленьких детей естественно отвлекаться и быть нетерпеливыми — эти вещи не всегда означают, что у ребенка СДВГ. Если же признаки СДВГ проявляются часто и мешают ребенку учиться, играть или общаться с другими, то на это точно необходимо обратить внимание в как можно более молодом возрасте.
Игнорировать проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью в школе становится почти невозможно, поскольку они напрямую связаны с учебным процессом. Этот процесс обязывает ребенка к определенному уровню ответственности: держать свою парту в порядке или отвечать только в свою очередь. Все это очень трудно для ребенка с СДВГ.
Приведу примеры того поведения, на которое обращают внимание учителя и которое может быть проявлениями СДВГ у школьника:
- Большая потребность в движении, невозможность просидеть весь урок на стуле.
- Невозможность сконцентрироваться на том, что ребенку неинтересно: дома он может складывать конструктор часами, однако в школе внимания почти нет из-за рутинных заданий.
- Ребенок не дослушивает либо не дочитывает задание от начала до конца, поэтому все время делает ошибки, хотя часто обладает высокими интеллектуальными способностями.
- Ребенку трудно откладывать удовольствие, поскольку результат нужен сразу, а потому ему трудно учиться, например, каллиграфии или математике, потому что это работа на долгую перспективу.
- Ребенок живет «здесь и сейчас», а если во время урока «здесь и сейчас» не интересно, то он организовывает себе альтернативное занятие: может встать и куда-то пойти или начать общаться с одноклассником на другом конце класса.
- Ребенок часто привлекает внимание на себя, хочет быть лидером, но не понимает, что своим «некрасивым» поведением он только ухудшает свою ситуацию. Он отвлекается на уроке, не слышит задание и не может выполнить его.
Как учителю правильно работать с ребенком с СДВГ?
Всем учителям в первую очередь необходимо знать, что согласно самой скромной статистике детей со СДВГ — около 5%, а некоторые исследователи говорят и о 8–10%. Другими словами, почти у каждого учителя в классе есть один-два ребенка с СДВГ. В традиционном учебном плане этот момент не был учтен, и для учителей присутствие чрезмерно активного ребенка, который может нарушать дисциплину, становилось неприятным сюрпризом, с которым они не могут справиться.
Все дети разные, а потому невозможно найти двух абсолютно идентичных детей с СДВГ. Комбинация дефицита внимания, гиперактивности и импульсивности может крайне отличаться, поэтому прежде чем подстраивать учебный процесс под ребенка со СДВГ, за ним следует понаблюдать по крайней мере в течение недели.
Чтобы создать соответствующие условия для обучения ребенку с СДВГ, учителю необходимо делать как минимум следующие вещи:
- Выявить сильные стороны ребенка. Каждому ребенку важно слышать похвалу и знать, что его ценят, а дети со СДВГ из-за особенностей поведения реже других получают положительные отзывы. Учителю следует найти те сильные стороны, которые есть у ребенка: желание помогать другим, интерес к творческим предметам или, наоборот, точным наукам и т.п. С помощью сильных сторон можно качественно строить коммуникацию с учеником, потому что дети с СДВГ учатся не на наказании, а на поощрении.
- Создать соответствующее учебное пространство. В классе не должно быть никаких лишних предметов, которые отвлекают ребенка, а также он не должен сидеть лицом к окну, чтоб не унестись мыслями на улицу. Желательно, чтобы ребенок сидел за партой один или хотя бы со спокойным ребенком и как можно ближе к учителю, потому что это помогает лучше концентрировать внимание.
- Разрешать двигательную активность во время урока, а еще лучше ввести ее в план урока для всех детей. Детям с гиперактивностью действительно трудно 40 минут быть за партой, но ни одному ребенку не помешает короткая зарядка во время урока. Так учитель сможет удовлетворить особые потребности ребенка и не выделять его среди других.
- Обращать внимание на состояние ребенка и реагировать на него. Как только учитель замечает, что ребенку трудно усидеть, ему можно дать подвижное задание: вытереть доску, принести что-то из другого класса или библиотеки. Так ребенок удовлетворит свою потребность в движении, получит похвалу и будет более включенным в процесс.
- Структурировать урок и делать его сбалансированным. В начале урока учитель может написать план, что первые десять минут класс будет повторять материал, потом слушать учителя, дальше будет физическая активность и потом самостоятельная работа в тетради. План фокусирует ребенка с СДВГ на заданиях и облегчает переход от одной деятельности к другой, с чем у него часто бывают сложности.
- Не оставлять ребенка наедине с заданием. Контрольные работы вызывают особые трудности у детей с СДВГ, поскольку этим детям трудно самостоятельно контролировать свое время. Учитель должен быть рядом, напоминать возвращаться к заданиям и говорить о том, сколько времени осталось, чтобы облегчить этот процесс для ребенка.
- Поощрять у ребенка желательное поведение. Чтобы нежелательного поведения, например, выкрикиваний с места, было меньше, стоит поощрять то поведение, которое является желательным. Учителю нужно замечать, если ребенок дождался своей очереди или сделал задание от начала до конца, и хвалить его за это. Только таким образом со временем может закрепиться желательное и исчезнуть нежелательное поведение.
Этот список не является исчерпывающим, однако на него можно опираться на первых этапах взаимодействия с учеником с СДВГ, а затем добавлять или убирать определенные пункты. Ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, как и каждого ученика в классе, нужно принять и понять, а на основе этого создавать соответствующую атмосферу и учебный план для него.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи детей на логопедических занятиях как условие успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе - интернате
В статье описаны особенности коррекционной логопедической работы по формировнию связной речи у детей с задержкой психического здоровья. Грамотно построенная речь невозможна без правильного прлизношени...
Условия успешного обучения детей младшего школьного возраста, имеющих различные нарушения речи.
Условия успешного обучения детей младшего школьного возраста,имеющих различные нарушения речи. Морозова Татьяна Игоревна, учитель-логопед ГБОУ гимназия№1573 Серьезные изменения в политическо...
Особенности влияния памяти на успешность обучения детей младшего школьного возраста.
Экспериментальное исследование уровня развития памяти у детей младшего школьного возраста....
Индивидуальный образовательный маршрут логопедического сопровождения как одно из условий успешного обучения детей с нарушением опорно – двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении.
Cовременная школа должна обучать не только обычных школьников, но и дифференцированно подходить к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, учитывать особые образовательные потребности д...
Педагогическая диагностика успешности обучения детей
Педагогическая диагностика успешности обучения детей...
Здоровьесберегающие технологии как один из важных факторов успешности обучения детей
Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии как один из важных факторов успешности обучения детей"...
Статья «Приёмы и формы успешного обучения детей – инофонов в школе-интернат на уроках русского языка в начальной школе»
Статья «Приёмы и формы успешного обучения детей – инофонов в школе-интернат на уроках русского языка в начальной школе»...