Формирование познавательных УУД
статья

Формирование познавательных УУД на уроках литературного чтения в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование познавательных УУД на уроках литературного чтения в начальной школе

ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»

 

Одной из важнейших проблем, на которых сосредоточены современные педагоги и методисты-предметники, является поиск методов и приемов эффективного формирования универсальных учебных действий  учащихся начальной школы. Эта задача непосредственно связана с формированием личностных, регулятивных (включая саморегуляцию), познавательных (включая логические, познавательные и знаково-символические), коммуникативных УУД.

Задачу формирования универсальных учебных действий учащихся ставит перед учителями начальной школы и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). В разделе «Литературное чтение» образовательной области «Филология» в качестве предметных результатов освоения основной образовательной программы названы следующие: «формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных задач; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов».

Современная методика обучения русскому языку и литературному чтению учащихся начальной школы базируется на исследованиях в таких научных областях, как методы изучения и технологии анализа художественного текста (В.М. Жирмунский, Ю.М. Лотман, Б.О. Корман, А.Б. Есин), теория и история фольклора (В.Я. Пропп, Дж. Родари, Н.М. Ведерникова, Е.А. Костюхин, Е.М. Мелетинский, С.Ю. Неклюдов, Ю.И. Юдин), история детской литературы и круга детского чтения (И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева, Е.Г. Милюгина, С.А. Карайченцева), методика обучения младших школьников умению работать с художественным текстом (Н.С. Бибко, Л.Е. Стрельцова, Н.Д. Тамарченко). 

Исследованиями в области определения УУД, а также проектированиями педагогического процесса с целью их формирования занимались: А.Г. Асмолов, И.Д. Лушников, Е.Ю. Ногтева. Но, к сожалению, в ходе изучения данных исследований можно выделить противоречие в необходимости формирования познавательных универсальных учебных действий и недостаточностью методических рекомендаций и разработанных программ на формирование ПУУД на уроках литературного чтения, присутствует лишь методическая основа. 

УУД определяются как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [1].

Существует несколько трактовок понятия познавательного универсального учебного действия, которые представлены в научных работах педагогов. Безрукова Е.И. раскрыла определение следующим образом: «… это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации». 

Формирование ПУУД младших школьников осуществлялось с помощью специально подобранных игр, методов и приёмов, включеные в уроки. Задания подбирались те, для которых готовый результат не найти в учебнике в готовом виде, выполнение которых осуществлялось с помощью текста и иллюстраций в учебника, а так же подсказки в справочной литературе, позволяющие выполнить задание. 

Включением в эфектиынй процесс обучения на уроке была игровая деятельность. Цель игр и приёмов - активизация внимание учащихся на уроках, вовлечение в интересный процесс учения, развитие с их помощью ПУУД [2]. 

Эмпирическое исследование состояло из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный. Цель эмпирического исследования — разработать систему заданий, ориентированных на формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников, и апробировать ее на практике. Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ "СОШ № 34" г. Твери в ноябре-декабре 2018 года в 3 классе. В результате работы было исследовано 26 человек в возрасте 9 лет.

Цель констатирующего этапа: определить исходный уровень развития познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 3 класса и сформировать экспериментальную группу.

На данном этапе нами были следующие диагностики:

1. Задание на диагностику деятельностного компонента.

Цель: выявить у учащихся умения найти информацию в тексте, определить главную мысль произведения, умение проанализировать текст.

В задании представлено 7 заданий со свободными ответами. 

Исходя из полученных данных, мы установили, что высокий уровень выявлен у 2 (8%) обучающихся, средний у 19 (76%), а низкий уровень показали 4 (16%) учащихся. В 3 классе преобладает средний уровень развития данного компонента.

2. Задание на диагностику когнитивного компонента

Цель: выявить сформированность у учащихся развитого уровня знаний, умения высказывать свои мысли, передать прочитанный материал.

Задание состоит в том, чтобы ученики ответили  развернуто на предложенные ими вопросы.

Результат исследования показал, что у обучающихся 3 «Г» класса преобладает средний уровень развития когнитивного компонента – 15 (60%) обучающихся, у 5 (20%) учащихся выявлен высокий и низкий уровни.

3. Анкета « Читательская активность обучающихся»

Цель: выявить сформированность у учащихся интереса и любви к чтению.

Задания представлены в виде теста из 10 вопросов. Анкета предполагает ответы на вопросы « да» или «нет». 

Проанализировав результаты исследования, мы выявили, что у данного класса преобладает средний уровень развития мотивационного компонента – 13 (52%), высокий уровень показали 5 (20%) обучающихся, а низкий уровень – 7 (28%).

4. Задание на диагностику ценностного компонента

Цель: выявить уровень развития понимания ценности чтения. 

Учащимся предлагается задание в виде анкеты с предложенными и открытыми ответами.

В ходе исследования мы выявили, что среди учащихся 3 класса у 3 (12%) обучающихся высокий уровень развития ценностного компонента, у 4 (16%) – низкий уровень. А у 18 (72%) учащихся показали средний уровень. 

Проанализировав результаты диагностики, мы сделали вывод, что в данном классе преобладает средний уровень развития познавательных универсальных учебных действий. Но есть дети, у которых уровень низкий. Поэтому на формирующем этапе исследования нами разработана и апробирована система заданий по формированию познавательных универсальных учебных действий. 

Следующим был формирующий этап, целю которого былона основе научной и методической литературы разработать систему заданий, ориентированных на формирование ПУУД у младших школьников, и апробировать ее на уроках литературного чтения в начальной школе. Нами была составлена система заданий, содержащая в себе методические приёмы развития ПУУД у обучающихся 3 класса. Апробация системы заданий проводилась в соответствии с учебной программой данного класса («Перспективная начальная школа») на уроках  литературного чтения.

В процессе игры учащиеся незаметно для себя учились, формировали учебные действия. Игры, приемы и методы, проведённые во время формирующего этапа, делали процесс учения интересным и занимательным, создавали у учащихся бодрое рабочее настроение, облегчали преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Программа формирующего этапа включала в себя следующие приемы и методики: приём «Чтение «разведка, приём «Антипации», пересказ небольшой части произведения, прием «Бесконечный рассказ», выразительное чтение, чтение по ролям, прием «Закончи рассказ сам», подбор пословиц к литературному произведению, приём «Словесное иллюстрирование», прием « Создай задание», пересказ по плану, графическое иллюстрирование, нахождение отрывка в тексте, для ответа на заданный вопрос, прием моделирования, прием «Хорошо-плохо», приём поиска в тексте заданных слов.

Целью констатирующего этапа стало определить итоговый уровень развития сформированностипоказателей ПУУД обучающихся 3 класса, сравнить результаты с констатирующим этапом. На контрольном этапе эмпирического исследования проводились задания аналогичные тем, что и на констатирующем. 

1. Задание на диагностику деятельностногокомпонента.

В результате мы выявили, что преобладает средний уровень развития деятельностного компонента 18 (72%). Высокий уровень повысился у 3 обучающихся и составил 20%, а низким уровнем на контрольном этапе исследования обладают 2 (8%) обучающихся. 

2. Задание на диагностику когнитивного компонента

Мы выявили, что увеличился высокий уровень развития когнитивного компонента у обучающихся данного класса у 1 человека и составил 24%, у обучающихся данного класса преобладает средний уровень развития когнитивного компонента – 16 (64%) обучающихся. Уменьшилось количество обучающихся с низким уровнем развития когнитивного компонента на 2 и составил 12%.

3. Анкета «Читательская активность обучающихся»

Проанализировав результаты, мы выяснили, у данного класса преобладает средний уровень развития мотивационного компонента – 13 (56%) – увеличилось на 4%; высокий уровень увеличился у 1 учащегося и составил 24%, уменьшилось количество учащихся с низким уровнем мотивационного компонента на 8%. 

4. Задание на диагностику ценностного компонента.

В результате реализации программы формирующего этапа показатели среднего уровня остались прежними – 18 (72%) учащихся. Высокий уровень увеличился на 8% и составил 20%. А низкий уровень выявлен только у 2 обучающихся, результат понизился на 8%. 

Проанализировав результаты и сравнив их с результатами контрольного этапа эмпирического исследования, можно сделать вывод, что после апробации системы заданий по формированию ПУУД у обучающихся 3 класса повысился уровень деятельностного, когнитивного, мотивационного и ценностного компонентов. 

 

Список литературы:

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.: ил.

2. Медяник Г.А. Игровые технологии в образовательном процессе вуза // Г.А. Медяник // Проблемы университетского образования. Компетентностный подход в образовании Сборник статей V Всероссийской научно-методической конференции. - 2011. - С. 147-151.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Использование проектной технологии в формировании познавательной самостоятельности учащихся"

За 2008 – 2009 учебный год мною были разработаны и реализованы следующие проекты:1.«Моя семья»;2. «Зимующие птицы»;3. «Жердевка – родина моя»;4. «Я и моё здоровье»       ...

Роль игровой деятельности в формировании познавательной активности младших школьников сельской школы

Презентация к проекту исследовательской работы по теме "Активизация познавательной активности младших школьников сельской школы"...

Семинар-практикум "Роль развивающих упражнений в формировании познавательной активности учащихся"

РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, ...

Методы формирования познавательного интереса

Выступление на районном семинаре...

Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках литературного чтения.

В статье раскрываются приемы работы по формированию  познавательного интереса на уроках литературного чтения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказат...

Статья " Формирование познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения"

В статье говорится об актуальности данной темы. Предлагаются дидактические игры для младших школьников....