Педагогический проект Оекская СОШ
методическая разработка
Педагогический проект Оекская СОШ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_oekskaya_sosh.docx | 29.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОЕКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Лучший педагогический проект в предметной направленности:
русский язык»
Тема:
«Групповая работа на уроках русского языка,
как один из путей реализации требований ФГОС»
Над проектом работали:
учителя начальных классов
МОУ ИРМО «Оекская СОШ»
Богданова Анна Владимировна, 1 категория, пед.стаж 27 лет.
Ерошенко Светлана Николаевна, 1 категория, пед.стаж 27 лет.
Кондратьева Светлана Владимировна,1 категория, пед.стаж 20лет.
Курегова Светлана Николаевна,1 категория, пед.стаж 23 года.
Наумова Виктория Анатольевна,1 категория, пед.стаж 33 года.
Недосекина Анастасия Михайловна,1 категория, пед.стаж 18 лет.
\
2020 г.
1. Обоснование актуальности педагогического проекта
В рамках современной системы образования большое внимание уделяется рассмотрению методов, приемов и форм организации взаимодействия учащихся, а также учащихся и учителя, что определено и положениями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), в основе которого лежит системно-деятельностный подход. Его аспекты предусматривают не только учёт индивидуальных способностей, личных достижений ребенка в учебной деятельности, но и развитие учащегося при работе в различных детских объединениях на уроках. Некоторыми из таких объединений является работа в парах и группах.
Именно начальная школа – новый этап для ребенка, который очень сложен и важен для становления его как личности. Здесь ребенок не только получает предметные знания, но учится учиться в коллективе своих сверстников, налаживать контакт с ними и другими людьми. Этого ребенок достичь самостоятельно не сможет, ему нужна будет помощь учителя. В таких случаях необходимо учить ребенка взаимодействовать в группе в учебной и не учебной деятельности. В процессе такой работы у учащихся формируются такие умения, как: сообща выполняют задания, договариваться между собой, слышать и слушать друг друга. Дети учатся прислушиваться к чужому мнению, анализировать, обобщать, совместно делать выводы, приходить к общему решению и обосновывать свой выбор.
Такая работа очень сложна в организации, требует готовности, как от учащихся, так и самого учителя. Но результативность работы в группе также велика на уроках, ведь ребенок, взаимодействуя со сверстниками, учится мыслить, добывать знания и применять их; обдумывать свои решения, обосновывать их, сотрудничая с другими участниками образовательного процесса. Ведь самим добытое знание запоминается намного лучше и может применяться ребенком после долгое время.
Обучение в современной начальной школе направлено не только на усвоение предметных знаний, умений и навыков, но и на развитие творческих способностей, приобретение навыков эффективного межличностного общения, умения работать в команде. Именно эти аспекты поможет реализовать применение работы в группах на уроках.
2. Цели и задачи проекта
Цель: доказать правомерность и эффективность использования парной и групповой работы в обучении русскому языку для формирования навыков познавательной деятельности, обеспечения субъектной позиции школьника, повышения уровня овладения предметными знаниями и умениями.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1) изучение методов и методик особенностей парной и групповой работ как ведущих форм интерактивного обучения;
2) анализ механизмов реализации использования парной и групповой работы в
обучении русскому языку в начальных классах;
3) составление календарного плана приёмов включения парной и групповой работы в урочную деятельность учащихся;
4) выявление планируемых результатов, получаемых при освоении парной и групповой работы;
5) перспективы развития парной и групповой работы как средства повышения эффективности обучения;
6) составление финансирования внедрения парной и групповой работы в
обучении русскому языку в начальных классах.
3. Методы и методики исследования
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу создают групповые формы работы. При организации работы в парах или группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействия детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей). Ученики учатся обсуждать задачу, намечать путь её решения, реализовать их на практике и представлять найденный совместно результат.
Чему учит групповая работа?
Сотрудничать, ставить вопросы, решать проблемы, договариваться, распределять роли и ответственность, слушать других, убеждать других, отвечать за себя.
Практические методы исследования:
- Методы сбора эмпирических данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование);
- Методы контроля и измерения (срезы, тесты, шкалирование);
- Методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные);
- Методы оценивания (самооценка, экспертная оценка, рейтинг);
- Методы внедрения результатов (педагогический эксперимент, опытное обучение, массовое обучение).
- Эмпирически определить состояние сформированности и готовности учащихся к работе в группе;
- Провести диагностику для определения уровня сформированности умения работать в группах;
- Обработать полученные результаты и установить состояние сформированности умения работать в группах;
- Разработать методические рекомендации по организации и проведению групповой работы на уроках русского языка.
Теоретические методы исследования:
- Анализ;
- Синтез;
- Сравнение;
- Абстрагирование;
- Конкретизация;
- Обобщение;
Процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
- Использование плаката с правилами как напоминание ученикам об условиях работы
- Убедись, что в разговоре участвует каждый;
- Моя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к лучшему решению;
- Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен;
- Объединение в группы
- Делить класс на группы по 4 человека;
- Желательно поместить в группы разнополых детей;
- Учитывать, не только успеваемость, но и взаимоотношения учащихся, их симпатии или антипатии, готовность к сотрудничеству;
- Распределение ролей
- Надо дать детям почувствовать личную ответственность за то, как работает группа и распределить роли;
- Лидер, в каждой группе должен быть лидер, его задача выслушать мнение всех членов группы;
- Секретарь, должен записывать все главные высказывания лиц группы;
- Докладчик, тот, кто выскажет мнение всей группы, сможет ответить на вопросы, после выступления;
- Групповая работа
- Знакомство с материалом, планирование работы в группе;
- Распределение заданий внутри группы;
- Индивидуальное выполнение задания;
- Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
- Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
- Подведение итогов группового задания.
- Заключительная часть
- Сообщение о результатах работы в группах;
- Анализ познавательной задачи, рефлексия;
- Общий вывод групповой работе и достижении поставленной задачи.
4. Механизмы реализации.
№ | Этапы проекта. | Задачи этапов проекта. |
1. | Подготовительный. | Изучить методическую литературу, с целью выявления интересующих вопросов. Проанализировать материально – технические ресурсы. Спрогнозировать результаты проекта. Составить план по реализации проекта. |
2. | Практической деятельности. | Обеспечить начало работы по проекту. Разработать рекомендации при работе над проектом. |
3. | Обобщения. | Подготовить презентацию обобщения результатов работы над проектом. Определить степень достижения результатов проекта. Определить развитие проекта. |
В рамках реализации проекта применяются следующие средства:
- Использование ресурсов сети Интернет;
- Цифровые средства (проектор, ПК);
- Раздаточный наглядный материал.
5. Календарный план проекта
Поэтапная работа над проектом:
I этап. Диагностический (Поисково-аналитический)
(сентябрь – октябрь 2020 г.)
Понятие проектной деятельности. Классификация проектов. Понятие «учебный проект». Поиск и анализ проблемы исследования. Постановка целей и определение задач проекта.
На первом этапе – этапе планирования проекта необходимо:
- Изучить литературу нормативно-правовых документов по проблеме проекта;
- Определить собственную компетентность в данном вопросе;
- Определить цель и задачи, основные направлений деятельности по реализации проекта;
- Выбрать формы и методы работы по данному проекту, подобрать необходимый инструментарий и литературу для организации работы по проекту.
II этап. Практический
(ноябрь –февраль 2021 г.)
Принятие, уточнение, конкретизация целей и задач. Сбор и анализ информации по теме. Построение алгоритма деятельности и распределение ролей в группе. Изготовление «продукта» проектной деятельности.
Работая на данном этапе, обучающиеся научатся:
- Самостоятельно и охотно приобретать недостающие знания из разных источников;
- Приобретут коммуникативные умения, работая в группах;
- Научатся пользоваться приобретенными знаниями и умениями;
- Приобретут исследовательские умения (умение выявлять проблему, собирать необходимую информацию, проводить эксперименты и наблюдения, анализировать, строить гипотезы, обобщать информацию);
- Разовьют системное мышление.
III этап. Обобщающий (Презентационный)
(март-апрель 2021 г.)
Подготовка материалов для презентации проекта. Создания портфолио. Презентация проекта.
Оценка качества выполнения проекта и анализ деятельности каждого участника в ходе всех этапов проекта.
Каждый выполненный проект оценивается на основании критериев. Проектная работа нацелена на:
- формирование поисковых или исследовательских умений;
- умения и навыки работы в сотрудничестве;
- коммуникативные умения;
- презентационные навыки;
- рефлексивные умения.
6. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
- воспитание чувства справедливости, ответственности.
Метапредметные результаты:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Предметные результаты:
- овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;
- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи имён собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое и сложное предложение;
- способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Групповая работа даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, анализировать ее на основе системы теоретических знаний, применять эти знания в нестандартных условиях на основе проведенного анализа. Они смогут корректировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями, провести самоанализ выполняемой деятельности и адекватно себя оценить.
На уроках русского языка групповая работа позволяет учителю системно включать учащихся в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции способов действий, реализации нормы и рефлексии, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия и др.
Проведение занятий в групповой форме – это один из мощных педагогических инструментов, которыми должен пользоваться учитель.
7. Перспективы развития проекта
1) Создание учебно-методического пакета со систематизированными средствами обучения, включающий:
- Методическую литературу для учителя;
- Дидактический и раздаточный материал для учащихся;
- Набор мультимедийных и информационных средств, обеспечивающих информационное пространство для учащихся.
- Размещение методических материалов на информационном сайте МОУ ИРМО «Оекская СОШ».
- Публикация методических материалов.
- Участие педагогов в мероприятиях различного уровня.
- Разнообразие форм проведения занятий и мероприятий.
- Разработка циклов занятий.
8. Финансирование проекта
Обеспечение проекта денежными средствами - это неотъемлемый элемент его реализации. Наш проект не требует больших финансовых затрат, поэтому производится за счёт собственных средств. На приобретение канцелярских товаров понадобится сумма в размере 300 рублей в расчёте на один месяц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».
Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...
Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"
Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...
Педагогический проект на тему "Использование метода проектов для повышения познавательной и коммуникативной активности учащихся"
В педагогическом проекте описаны этапы работы при введении метода проектов, приведены примеры из личного опыта работы....
Конкурс «Шагни за горизонт» Педагогический проект на тему: «Развитие инновационного педагогического потенциала»
Муниципальное общеобразовательное учреждениегорода Джанкоя Республики Крым«Средняя школа № 8» Педагогический проектна тему:«Развитие инновационного педагогического потенциала»Разработала:Ипанова ...
Мастер-класс "Изготовление абажура" на Республиканском Фестивале педагогического мастерства «1001 идея педагогических проектов».
Учитель начальных классов Дазырбан Ч.В. по итогам участия в Фестивале удостоена Дипломом 3 степени...
Педагогический проект: Организация педагогического взаимодействия с учащимися, направленного на реализацию дидактического принципа Л.В. Занкова «Работа над развитием всех детей, в том числе и слабых»
Сегодняшние требования времени таковы, что от учеников требуется не простое усвоение определенной суммы знаний, а умение мыслить самостоятельно, грамотно излагать собственные мысли, адекватно выражать...
Педагогический проект в номинации " педагогический дебют"
педагогический проект " У меня это хорошо получается"...