Рабочая программа по внеурочной деятельности "Арт-чудо"
рабочая программа
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Арт-чудо"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_n.m.kuzinoy.docx | 852.46 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
общекультурной направленности
«Арт-чудо»
для обучающихся с задержкой психического развития
5-7 классов
на 2023-2024 учебный год
Разработчик:
Кузина Наталия Михайловна,
педагог дополнительного образования,
учитель-дефектолог
г.Урай, 2023г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………….……3
Общая характеристика внеурочной деятельности…....…….5
Планируемые результаты освоения программы…………………………………….………….…..10
Тематическое планирование…………………………….…..24
Содержание программы внеурочной деятельности…...…..34
Учебно-методическое обеспечение…………………...........40
Список литературы………………………………………….41
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности общекультурной направленности «Арт-Чудо», для обучающихся с задержкой психического развития 5-7 классов, составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с дополнениями;
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 287);
-Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденная приказом Министерства Просвещения Российской Федерации № 1025 от года;
-СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-СанПиН «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
-Устав КОУ «Урайская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
-Календарный учебный график КОУ «Урайская школа-интернат для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья» на 2023-2024 учебный год.
-План воспитательной работы КОУ «Урайская школа-интернат для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья» на 2023-2024 учебный год.
-План внеурочной деятельности КОУ «Урайская школ-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Цель курса:
- развитие личности ребенка с задержкой психического развития и раскрытие его творческого потенциала в процессе обучения теории и практики художественно-эстетической деятельности на основе педагогической поддержки его индивидуальности.
Задачи курса:
Обучающие:
- закреплять, расширять и систематизировать знания, полученные на уроках технологии, ИЗО и т. д;
- развивать сенсорное восприятие и моторику рук, пространственное воображение, логическое мышление, глазомер;
- продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью дополнительных средств, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при работе с разнообразными материалами;
- приобретать и закреплять навыки учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;
- формирование творческих способностей,
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
Воспитательные:
- осуществлять трудовое, культурное и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
- обеспечение духовно-нравственного и трудового воспитания;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
Общая характеристика внеурочной деятельности:
Актуальность программы. Адаптированная программа внеурочной деятельности «Арт-Чудо» отвечает потребностям современных подростков и их родителей, соответствует государственной политике в области дополнительного образования и социальному заказу общества. Актуальность программы базируется на анализе детского и родительского спроса и возможности поддержки старших детей с потребностями в художественном творчестве независимо от уровня подготовки. Программа «Арт-Класс» приобщит учащихся к творческой профессии художника, декоратора, дизайнера, заложит основы и навыки, необходимые для успешной реализации творческих проектов, поможет в дальнейшем в профессиональной ориентации и выбору своего пути
Взаимосвязь с планом воспитательной работы образовательной организации. Адаптированная программа внеурочной деятельности для обучающихся с задержкой психического развития разработана с учётом рекомендаций плана воспитательной работы образовательной организации. Это проявляется:
- в особой значимости личностных результатов реализации адаптированной программы внеурочной деятельности для обучающихся с задержкой психического развития, направленной на понимание обучающимися ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества, их ориентации на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве;
- в возможности включения обучающихся с задержкой психического развития в деятельность, организуемую образовательной организацией и направленной, например, на знакомство обучающихся с разными видами творческих профессий в рамках курса внеурочной деятельности и получение знаний о профессиях;
- в возможности комплектования разновозрастных групп и в формах организации занятий в данных группах, например, мастер-класс, экскурсии в тематические музеи, художественные галереи, представление опыта старшеклассников, игры и др., для реализации воспитательного потенциала профориентационной работы;
- в интерактивных формах занятий для обучающихся с задержкой психического развития, обеспечивающих большую их вовлеченность в совместную с педагогом и другими участниками деятельность (создание художественных выставочных проектных работ, проведение творческих конкурсов и др.), а также в возможности образования разных по устремлениям детско-взрослых общностей (сетевое взаимодействие, творческий союз и др.).
Материал данной адаптированной программы внеурочной деятельности для обучающихся с задержкой психического развития распределён и структурно представлен тремя модулями (тематическими линиями).
Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство»
Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура»
Модуль № 3 «Архитектура и дизайн»
Модульный принцип построения учебного материала допускает вариативный подход к очерёдности выбора тем и принципам компоновки учебных тем. Тематическое наполнение модулей предоставляет возможность объединять, перекомпоновывать темы в зависимости от учебного плана и возможностей образовательной организации, а также с учетом особенностей обучающихся с задержкой психического развития.
Модульный принцип позволяет учителю моделировать программу внеурочной деятельности, выбирать из соответствующих модулей изучаемые по календарно-тематическому плану темы и вносить их в программу внеурочной деятельности, словно конструктор. При этом педагог вправе изменить порядок изучения модулей, использовать возможность перераспределения учебного времени между ними, выбрать раздел и тему для организации внеурочной деятельности. Модульный принцип также даёт возможность использовать содержание отдельных модулей в качестве самостоятельной программы по внеурочной деятельности.
Для реализации данной адаптированной программы внеурочной деятельности для обучающихся с задержкой психического развития учитель может применять сетевую, электронную форму обучения, дистанционные образовательные технологии.
Формы внеурочной деятельности (формы проведения занятий) в соответствии с данной программой следующие:
- художественно-творческая практика и проектирование;
- художественно-творческий проект:
- выставка-конкурс;
- WEB-квест;
- пленэр и фотопленэр;
- онлайн-игра;
- мастер-класс;
- экскурсии и др.
Основным видом деятельности на занятиях изобразительным искусством является практическая художественно-творческая деятельность. (индивидуальная, в парах и творческих группах, коллективная), поэтому в программе внеурочной деятельности максимальное количество времени отводится для художественно-творческой практики.
Материал программы предполагает межпредметную связь с такими учебными предметами, как «Литература», «Музыка», «История», «Технология».
Подведение итогов реализации примерной программы осуществляется в следующих формах:
- выставки: внутри параллели, класса, группы, общешкольные (в медийном или реальном формате), городские;
- выставки-конкурсы (от общешкольных до всероссийских и международных);
- защита проектов.
Особенности организации образовательного процесса. Программа отличается тем, что ориентирована на школьников среднего звена с любым уровнем художественной подготовки. Учащиеся могут развивать свои способности с нуля или повышать свой уровень мастерства выполняя одни и те же задания. Для достижения цели программы эффективно используются разнообразные техники и приёмы. Различное комбинирование художественных материалов в творческой работе привлекает сразу своей необычностью, раскрывает креативность учащихся и мотивирует к самостоятельным исследованиям в изобразительной деятельности. Программа насыщена пропедевтическими упражнениями, которые интересны юным художникам с любым уровнем подготовки. Кроме упражнений учащиеся выполняют творческие работы, коллективные и авторские проекты различной направленности. Адресат программы. Программа «Арт-Чудо» рассчитана на учащихся школьного возраста с 12 до 16 лет без гендерных различий, интересующихся современным изобразительным искусством и художественным творчеством. Наличие базовых знаний и специальных способностей в данной предметной области не требуются.
Объем и срок реализации программы. Курс внеурочной деятельности общекультурной направленности «Арт-Чудо» рассчитан на 34 недели. Количество часов за весь курс обучения по всем классам составляет 102 часа со следующим распределением часов по классам:
• 5-е классы – 1 час в неделю (34 часа в год)
• 6-е классы – 1 час в неделю (34 часа в год)
• 7-е классы – 1 час в неделю (34 часа в год)
Занятия проводятся 1 раз в неделю в каждой группе (группа комплектуется из обучающихся одной параллели) во внеурочное время, продолжительность занятия 40 минут. Также, внеурочная деятельность может реализовываться в рамках тематических проектов, экскурсий, встреч в каникулярное время.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АРТ-ЧУДО»
Рабочая программа направлена на достижение планируемых результатов освоения курса внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (5–7 классы)
Личностные результаты
Данная программа внеурочной деятельности будет способствовать достижению обучающимися личностных результатов: формирование основ российской идентичности, ценностных установок и социально значимых качеств личности; духовно-нравственное развитие; мотивация к познанию и обучению; готовность к саморазвитию и активному участию в социально-значимой деятельности.
Патриотическое воспитание
Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций, истории и современного развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящённых различным подходам к изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного пейзажа. Патриотические чувства воспитываются через изучение истории народного искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов. Занятия искусством воспитывают патриотизм в процессе практической художественно-творческой деятельности обучающихся, которые учатся чувственно-эмоциональному восприятию и творческому созиданию — созданию художественного образа.
Гражданское воспитание
Программа курса внеурочной деятельности «Арт-чудо» направлена на активное приобщение обучающихся к ценностям отечественной культуры. При этом реализуются задачи социализации и гражданского воспитания школьника. Формируется чувство личной причастности к жизни общества. Искусство рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения. Коллективные творческие работы, а также участие в общих художественных проектах создают условия для разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание
В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого составляет суть школьного предмета «Изобразительное искусство» и внеурочной деятельности. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира школьника и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества. Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях способствует освоению базовых ценностей — формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни.
Эстетическое воспитание
Эстетическое воспитание — воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, высокое и низменное. Искусство понимается как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития социально значимых отношений школьников, способствует формированию ценностных ориентиров в отношении к окружающим людям, стремлению к их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной личности, способной к позитивному действию, к труду. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности
В процессе художественной деятельности на занятиях внеурочной деятельности ставятся задачи воспитания наблюдательности — умений активно, т. е. в соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир, воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в процессе выполнения различных заданий (в том числе культурно-исторической направленности), проектов на занятиях изобразительным искусством.
Экологическое воспитание
Экологическая культура, осознание глобального характера экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, воспитываются в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, а также её образа в произведениях искусства и личной художественно-творческой практике.
Трудовое воспитание
Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в процессе личной художественно-творческой деятельности, освоения художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками, умение преобразовать реальное жизненное пространство, меняя его оформление, создание реального творческого продукта в разных видах искусства. Воспитываются качества упорства, стремление к результату, понимание эстетики трудовой деятельности. Обучающиеся учатся сотрудничать, участвовать в коллективной трудовой деятельности, работать в команде.
Воспитывающая предметно-эстетическая среда
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация пространственной среды школы. При этом школьники должны быть активными участниками (а не только потребителями) её создания, оформления пространства в соответствии с задачами образовательной организации, среды, календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам образ предметно-пространственной среды школы, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентиров и восприятие жизни.
Метапредметные результаты
В результате обучения на курсе внеурочной деятельности формируются следующие метапредметные результаты.
Овладение универсальными познавательными действиями
Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей:
- сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям;
- характеризовать форму предмета, конструкции;
- выявлять положение предметной формы в пространстве;
- обобщать форму составной конструкции;
- анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа;
Базовые логические и исследовательские действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры;
- сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления искусства и действительности;
- классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;
- ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по выбранной теме;
- самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования, аргументированно защищать свои позиции.
Работа с информацией:
- использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора информации на основе образовательных задач;
- использовать электронные образовательные ресурсы;
- выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, в текстах;
- самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и уметь по-разному её представлять (в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях)
- Овладение универсальными коммуникативными действиями
- понимать искусство в качестве особого языка общения межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами;
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих;
- вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления, находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов;
- публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;
- взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата.
Овладение универсальными регулятивными дей ствиями
Самоорганизация:
- осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности;
- планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных, художественно-творческих задач;
- уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок и бережно относясь к используемым материалам.
Самоконтроль:
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев.
Эмоциональный интеллект:
- развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций других;
- уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и собственной художественной деятельности;
- развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других;
- признавать своё и чужое право на ошибку;
- работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии.
Предметные результаты
Предметные результаты сгруппированы по учебным модулям, характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности и отражают сформированность умений в зависимости от содержания программы внеурочной деятельности:
Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство»:
- знать о многообразии видов декоративно-прикладного искусства: народного, классического, современного, искусства промыслов;
- распознавать произведения декоративно-прикладного искусства по материалу (дерево, металл, керамика, текстиль, стекло, камень, кость и др.);
- уметь характеризовать неразрывную связь декора и материала;
- распознавать и называть техники исполнения произведений декоративно-прикладного искусства в разных материалах: резьба, роспись, вышивка, ткачество, плетение, ковка и др.;
- знать специфику образного языка декоративного искусства — его знаковую природу, орнаментальность, стилизацию изображения;
- различать разные виды орнамента по сюжетной основе: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный;
- владеть практическими навыками самостоятельного творческого создания орнаментов ленточных, сетчатых, центрических;
- знать о значении ритма, раппорта, различных видов симметрии в построении орнамента и уметь применять эти знания в собственных творческих декоративных работах;
- владеть практическими навыками стилизованного — орнаментального лаконичного изображения деталей природы, стилизованного обобщённого изображения представителей животного мира, сказочных и мифологических персонажей с опорой на традиционные образы мирового искусства;
- уметь объяснять символическое значение традиционных знаков народного крестьянского искусства (солярные знаки, древо жизни, конь, птица, мать-земля);
- знать и самостоятельно изображать конструкцию традиционного крестьянского дома, его декоративное убранство;
- иметь практический опыт изображения характерных традиционных предметов крестьянского быта;
- осваивать конструкцию народного праздничного костюма, его образный строй и символическое значение его декора;
- уметь изобразить или смоделировать традиционный народный костюм;
- распознавать примеры произведений декоративного искусства (предметы быта, костюм) разных исторических эпох и народов (например, Древний Египет, Древний Китай, античные Греция и Рим, Средневековье);
- характеризовать древние образы народного искусства в произведениях современных народных промыслов;
- уметь перечислять материалы, используемые в народных художественных промыслах: дерево, глина, металл, стекло и др.;
- различать изделия народных художественных промыслов по материалу изготовления и технике декора;
- объяснять связь между материалом, формой и техникой декора в произведениях народных промыслов;
- иметь представление о приёмах и последовательности работы при создании изделий некоторых художественных промыслов;
- уметь изображать фрагменты орнаментов, отдельные сюжеты, детали или общий вид изделий ряда отечественных художественных промыслов;
- уметь определять предметы декоративно-прикладной художественной деятельности в окружающей предметно-пространственной среде, обычной жизненной обстановке и характеризовать их образные особенности;
- владеть навыками коллективной практической творческой работы по оформлению пространства школы и школьных праздников.
Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура»:
- знать основные виды живописи, графики и скульптуры, объяснять их назначение в жизни людей.
- различать и характеризовать традиционные художественные материалы для графики, живописи, скульптуры;
- иметь практические навыки изображения карандашами разной жёсткости, фломастерами, углём, пастелью и мелками, акварелью, гуашью; иметь практические навыки лепки из пластилина; использовать возможности применять другие доступные художественные материалы;
- иметь представление о различных художественных техниках работы разными художественными материалами;
Рисунок:
- понимать роль рисунка как основы изобразительной деятельности;
- знать основы линейной перспективы и уметь изображать объёмные геометрические тела на двухмерной плоскости;
- знать понятия графической грамоты изображения предмета:
«освещённая часть», «блик», «полутень», «собственная тень», «падающая тень» и уметь их применять в практике рисунка;
- понимать содержание понятий «тон», «тональные отношения» и иметь опыт их визуального анализа;
- обладать навыком определения конструкции сложных форм, геометризации плоскостных и объёмных форм, умением соотносить между собой пропорции частей внутри целого;
- иметь опыт линейного рисунка, понимать выразительные возможности линии.
Жанры изобразительного искусства:
- объяснять понятие «жанры в изобразительном искусстве», перечислять жанры;
- знать основные виды живописи, графики и скульптуры.
Натюрморт:
- знать и уметь применять в рисунке правила линейной перспективы и изображения объёмного предмета в двухмерном пространстве листа;
- знать об освещении как средстве выявления объёма предмета;
- иметь опыт построения композиции натюрморта: опыт разнообразного расположения предметов на листе, выделения доминанты и целостного соотношения всех применяемых средств выразительности;
- иметь опыт создания графического натюрморта;
- иметь опыт создания натюрморта средствами живописи
Портрет:
- знать и претворять в рисунке основные позиции конструкции головы человека, пропорции лица, соотношение лицевой и черепной частей головы;
- создавать зарисовки объёмной конструкции головы; понимать термин «ракурс» и определять его на практике;
- иметь начальный опыт лепки головы человека;
- иметь начальный опыт графического портретного изображения как нового для себя видения индивидуальности человека;
- иметь опыт создания живописного портрета, понимать роль цвета в создании портретного образа как средства выражения настроения, характера, индивидуальности героя портрета.
Пейзаж:
- знать правила построения линейной перспективы и уметь применять их в рисунке;
- знать правила воздушной перспективы и уметь их применять на практике;
- иметь представление об особенностях пленэрной живописи и колористической изменчивости состояний природы;
- иметь опыт живописного изображения различных активно выраженных состояний природы;
- иметь опыт пейзажных зарисовок, графического изображения природы по памяти и представлению;
- иметь опыт художественной наблюдательности как способа развития интереса к окружающему миру и его художественно-поэтическому видению;
- иметь опыт изображения городского пейзажа — по памяти или представлению
Бытовой жанр:
- различать тему, сюжет и содержание в жанровой картине; выявлять образ нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине;
- иметь представление о композиции как целостности в организации художественных выразительных средств, взаимосвязи всех компонентов художественного произведения;
- иметь опыт создания композиции на сюжеты из реальной повседневной жизни, обучаясь художественной наблюдательности и образному видению окружающей действительности.
Исторический жанр:
- знать характеристики основных этапов работы художника над тематической картиной: периода эскизов, периода сбора материала и работы над этюдами, уточнения эскизов, этапов работы над основным холстом;
- иметь опыт разработки композиции на выбранную историческую тему (художественный проект): сбор материала, работа над эскизами, работа над композицией.
Модуль № 3 «Архитектура и дизайн»:
- характеризовать архитектуру и дизайн как конструктивные виды искусства, т е искусства художественного построения предметно-пространственной среды жизни людей;
- объяснять роль архитектуры и дизайна в построении предметно-пространственной среды жизнедеятельности человека;
- рассуждать о том, как предметно-пространственная среда организует деятельность человека и представления о самом себе.
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека:
- иметь опыт построения объёмно-пространственной композиции как макета архитектурного пространства в реальной жизни;
- иметь опыт изображения зданий, в которых выражены особенности архитектурно-художественных стилей разных эпох;
- иметь опыт разработки построения городского пространства в виде макетной или графической схемы;
- иметь опыт творческого проектирования пространства интерьера для конкретных задач жизнедеятельности человека;
- иметь представление о конструкции костюма и применении законов композиции в проектировании одежды, ансамбля в костюме;
- иметь опыт выполнения практических творческих эскизов на тему дизайна современной одежды, создавать эскизы молодёжной одежды для разных жизненных задач;
- различать задачи театрального грима и бытового макияжа;
- иметь опыт создания эскизов театрального грима и бытового макияжа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование представлено по модулям, годам обучения. Учитель в праве выбирать и варьировать темы по необходимости.
МОДУЛЬ № 1 «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»
5 класс
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие (общие сведения о декоративно-прикладном искусстве и его видах; темы, материалы, инструменты, техники) | 1 | 1 | |
Раздел «Древние корни народного искусства» | ||||
2 | Образы, символы, знаки в предметах крестьянского быта (исследователь- ский квест «Загадка древнего сосуда»; «Школьный электронный иллю- стрированный альбом-словарь по декоративно-прикладному искусству») | 2 | 2 | |
Всего | 1 | 2 | 3 | |
Раздел «Убранство русской избы» | ||||
3 | Какая она, русская изба: секреты, тайны и загадки (виртуальная экскурсия) | 1 | 1 | |
4 | Предметы русского деревенского быта (коллективная работа) | 2 | 2 |
5 | Это загадочное ДПИ (разработка заданий по декоративно-прикладному искусству для викторины к предметной неделе или итоговому контролю) | 2 | 2 | |
Всего | 1 | 4 | 5 | |
Раздел «Народный праздничный костюм» | ||||
6 | Мотивы народной вышивки (орнаментальное построение вышивки: графика, аппликация, трафарет, компьютерная графика) | 1 | 2 | 3 |
7 | Русский народный костюм — красота покроя (импровизация: создание народного праздничного костюма по мотивам русских сказок в технике по выбору (коллаж, объёмная аппликация, бумажная пластика); выставка) | 3 | 3 | |
8 | Традиции народных праздников и обрядов (проект настольной игры) | 3 | 3 | |
Всего | 1 | 8 | 9 | |
Раздел «Народные художественные промыслы» | ||||
9 | Чудо народной росписи (импровизация по мотивам мезенской, городецкой росписей по дереву; жостовской росписи по металлу; техника папье-маше и роспись изделия; выставка) | 2 | 2 | |
10 | Русская глиняная игрушка (WEB-квест — командная исследовательская, творческая игра, в которой обучающиеся, согласно своей роли, добывают информацию об одной из русских глиняных игрушек через ресурсы интернета, узнают об особен- ностях формы и росписи, затем на основе полученных знаний создают глиняную игрушку одного из промыслов) | 2 | 2 |
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
11 | Это загадочное ДПИ (разработка заданий по декоративно-прикладному искусству для викто- рины к предметной неделе или итоговому контролю) | 2 | 2 | |
Всего | 6 | 6 | ||
Раздел «Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов» | ||||
12 | Эпоха, народ, костюм (создание костюмов и украшений разных эпох и народов: индивидуаль- ная работа, работа в творческих группах) | 3 | 3 | |
13 | Коллекция исторических костюмов и украшений (коллективная работа над многофигурной композицией, выставка-кон- курс) | 3 | 3 | |
Всего | 6 | 6 | ||
Раздел «Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека» | ||||
14 | Декоративные техники: изделие, украшение, сувенир (мастер-класс: текстильные куклы, лепка игрушки-свистульки; плете- ние украшений и др ) | 3 | 3 | |
15 | Современное декоративное и оформительское искусство (художественно-творческая практика по разным видам декоративного и оформительского искусства, выставка) | 3 | 3 |
16 | Как украсить школу и класс (художественно-оформительский проект) | 1 | 4 | 5 |
Всего | 1 | 10 | 11 | |
ВСЕГО | 7 | 27 | 34 |
МОДУЛЬ № 2 «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА»
6 класс
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие (живописные, графические и скульптурные художественные материалы, их особые свойства; художественные техники и приёмы работы в этих техниках; экскурсия (виртуальная) в ГМИИ им А С Пушки на в Москве или художественный музей вашего региона) | 1 | 1 | |
Раздел «Язык изобразительного искусства и его выразительные средства» | ||||
2 | Растительные мотивы в графике, в живописи (формы растительного и животного мира в графической и живописной техниках, работа в материале) | 2 | 2 | |
3 | Мир животных и птиц (графика, живопись, скульптура: наброски фигуры животного (по фотографии); перевод реального образа в декоративный; лепка живот- ных; полевая художественная практика в зоологическом музее или краеведческом музее региона) | 2 | 2 |
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
4 | Коллекция изображений простых предметов (создание рисунков чёрно-белых или в цвете с заданными свойствами: линейный рисунок, штрих, пятно, декорирование поверхности, контраст цвета и формы) | 2 | 2 | |
5 | Фигура человека, рисунок, лепка (упражнения: быстрые наброски фигур одноклассников с натуры, изображение человека из простых геометрических фигур в технике аппликации (поза, движение); рисунок фигуры человека в движении; лепка фигуры человека в движении или покое) | 1 | 1 | |
6 | «Музыкальная палитра», неформальная композиция (создать палитру картины художника (на выбор), использовать эту палитру при создании неформальной цветовой композиции на музыку своего любимого композитора; выставка-конкурс) | 2 | 2 | |
7 | Изобразительный калейдоскоп (по основной цветовой гамме картины художника (на выбор) сделать выкраску цветов и создать изображение, используя эту гамму; выстав- ка-конкурс) | 2 | 2 | |
8 | Композиция-импровизация (по мотивам одного из произведений художника (на выбор) создать композицию-импровизацию, используя свойственную художнику мане- ру, но в иной цветовой гамме; выставка-конкурс) | 2 | 2 | |
Всего | 1 | 13 | 14 |
Раздел «Жанры изобразительного искусства» | ||||
9 | Вводное занятие (жанровая система в изобразительном искусстве; предмет изображения, сюжет и содержание произведения изобразительного искусства; экскур- сия (очная или виртуальная) в ГТГ в Москве или региональный художе- ственный музей) | 1 | 1 | |
10 | Натюрморт (создание декоративного натюрморта в техниках графики, живописи (полная или ограниченная палитра), смешанной технике; конкурс готовых работ) | 4 | 4 | |
11 | Пейзаж (создание пейзажа в графике (смешанная техника), построение компози- ции; пленэр; пейзаж-настроение; городской пейзаж в технике по выбору (линогравюра, гравюра наклейками, граттаж, тиснение, ограниченная палитра) | 4 | 4 | |
12 | Портрет (выполнение портрета с натуры с декоративным элементом (павловопо- садский платок); портрет в среде; портрет литературного героя; историче- ский портрет; автопортрет) | 3 | 3 | |
13 | Бытовой жанр в изобразительном искусстве (изображение сцен обычной жизни людей, детских игр, жанровых сценок, праздников и т д ) | 2 | 2 | |
14 | Исторический жанр в изобразительном искусстве (батальная сцена на основе литературных произведений или кинофиль- мов; сюжетная композиция; выполнение мини-серии (триптиха) на историческую тему; коллективная работа или работа в творческих группах) | 4 | 4 |
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
15 | Сказочно-былинные темы в изобразительном искусстве (создание композиции, изображающей вид былинной Руси (крепости, города) с высоты птичьего полёта, былинных и сказочных героев, вы- мышленные события, сказочные сюжеты, подвиги богатырей) | 2 | 2 | |
16 | Вернисаж «Мир изобразительного искусства» (коллективная работа по организации выставки творческих и конкурс- ных работ) | 2 | 2 | |
Всего | 1 | 19 | 20 | |
ВСЕГО | 2 | 32 | 34 |
МОДУЛЬ № 3 «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»
7 класс
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие (дизайн и архитектура как создатели «второй природы» — предметно-про- странственной среды жизни людей; темы, материалы и инструменты) | 1 | 1 |
Раздел «Графический дизайн» | ||||
2 | Композиция в графическом дизайне (плоскостная композиция фронтальная, глубинная, замкнутая, разом- кнутая из элементов различных геометрических форм; цвет в плоскост- ной композиции; неформальная композиция; ассоциативная компози- ция; художественно-творческая практика; онлайн-игра PLAYMMOMA) | 3 | 3 | |
3 | Плакат, афиша, пригласительный билет (создание афиши в любой из художественных техник; плакат; пригласи- тельный билет; коллаж, скрапбукинг; художественно-творческое проек- тирование) | 2 | 2 | |
Всего | 1 | 5 | 6 | |
Раздел «Макетирование объёмно-пространственных композиций» | ||||
4 | Строительство и архитектура прошлого и настоящего (макетирование из готовых форм зданий (терем, изба, храм, колокольня, современное здание), объёмно-плоскостная архитектурная композиция | 4 | 4 |
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
в технике киригами (мельница, крепостная стена или современные пано- рамные архитектурные ансамбли, например Москва-Сити); групповой художественно-творческий проект; фотографирование готовых проектов) | ||||
5 | Здание и его архитектурные элементы (наружные и внутренние) (создание фотоколлажа с отражением всевозможных наружных (арки, навесы, карнизы, въездные пандусы и пр ) и внутренних (окна, полы, потолки, лестницы и пр ) элементов дома; фантазийный проект; работа в паре) | 4 | 4 | |
Всего | 8 | 8 | ||
Раздел «Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека» | ||||
6 | Арт-пространство города: сквер, бульвар, парк (рельеф местности, архитектурный объект и малые архитектурные формы – единая композиция ландшафта; выполнение макета из пенопла- стовых (потолочных) панелей; групповой художественно-творческий проект; фотографирование проектов) | 3 | 3 | |
7 | Проект оформления интерьера молодёжного кафе (выбор стиля, например, Возрождения, авангарда, импрессионизма, модерна; создание цветного эскиза оформления (фреска, мозаика) в соответствии с выбранным стилем) | 4 | 4 |
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
8 | Предмет и стиль (создание дизайнерского решения любого предмета, например дивана, люстры, буфета, кофеварки, по мотивам конструктивизма и скандинавского стиля; фотографирование получившихся вариантов) | 2 | 2 | |
Всего | 9 | 9 | ||
Раздел «Образ человека и индивидуальное проектирование» | ||||
9 | Дом моей мечты (выполнение рисунка или фотоколлажа внешнего вида дома; чертёж расположения помещений; схема расстановки мебели; зонирование комнаты; художественное проектирование) | 2 | 2 | |
10 | Арт-объект в интерьере (выполнение дизайна элементов декорирования (декор стен: роспись, сграффито, композиция из постеров и т д ); декоративные панно; рамка для фотографии, керамика, изделия из текстиля и нитей; цветочные композиции и пр.) | 3 | 3 |
11 | Дизайн одежды (игра «Модный бренд»; разработка дизайн-проектов одежды: современного молодёжного костюма, костюма в спортивном или фольклорном стиле; конструирование элементов одежды; коллаж; фотографирование проектов) | 3 | 3 | |
12 | Стилист и визажист, или Костюм и образ в стиле «фэнтези», карнавальный костюм (разработка эскиза костюма, эскиза грима в технике аппликации; создание образа в материале (аквагрим, причёска, одежда); показ одежды; фотографирование проектов) | 2 | 2 | |
13 | «Метаморфозы в дизайне одежды и элементах декорирования», выставка (фотовыставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, в группе в соцсети или в реальном формате) | 1 | 1 | |
Всего | 11 | 11 | ||
ВСЕГО | 1 | 33 | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АРТ-ЧУДО»
Содержание программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству структурировано и представлено как система тематических модулей.
МОДУЛЬ № 1 «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО», 5 КЛАСС
Вводное занятие: общие сведения о декоративно-прикладном искусстве и его видах. Темы, материалы, инструменты, техники.
Раздел «Древние корни народного искусства»
Содержание: роль природных материалов в строительстве и изготовлении предметов быта. Образно-символический язык народного прикладного искусства. Знаки-символы традиционного крестьянского прикладного искусства.
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: поиск информации и сбор материала об образно-символических знаках и символах, их изображениях и значении; выполнение рисунков на темы древних узоров деревянной резьбы, росписи по дереву и предметам быта, вышивки.
Форма организации: исследовательский квест «Загадка древнего сосуда», художественно-творческий проект «Школьный электронный иллюстрированный альбом-словарь по декоративно-прикладному искусству»
Раздел «Убранство русской избы»
Содержание: символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома. Декоративные элементы жилой среды.
Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: выполнение рисунков, элементов устройства внутреннего пространства крестьянского дома; выполнение рисунков, предметов народного быта, выявление мудрости их выразительной формы и орнаментально-символического оформления.
Форма организации: экскурсия (виртуальная) во Всероссийский музей декоративного искусства в Москве, краеведческий музей своего региона; художественно-творческая практика, коллективная работа «Предметы русского деревенского быта»; художественно-творческий проект по разработке заданий для викторины к предметной неделе или итоговому контролю.
Раздел «Народный праздничный костюм»
Содержание: образный строй народного праздничного костюма — женского и мужского. Традиционная конструкция русского женского костюма — северорусский (сарафан) и южнорусский (понёва) варианты. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма для различных регионов страны. Вышивка в народных костюмах и обрядах. Символическое изображение женских фигур и образов всадников в орнаментах вышивки. Особенности традиционных орнаментов текстильных промыслов в разных регионах страны.
Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: выполнение изображений традиционных праздничных костюмов; поиск информации о народных праздниках и праздничных обрядах; выполнение рисунков, декоративных изделий на тему традиций народных праздников; орнаментальное построение вышивки (трафарет, компьютерная графика); импровизация по созданию народного праздничного костюма (коллаж, объёмная аппликация, бумажная пластика) .
Форма организации: экскурсия (виртуальная) во Всероссийский музей декоративного искусства в Москве, краеведческий музей своего региона; коллективная работа над панно «Народные праздники», художественно-творческий проект по разработке заданий для викторины к предметной неделе или итоговому контролю.
Раздел «Народные художественные промыслы» Содержание: многообразие видов традиционных художественных промыслов России. Роспись по дереву (Хохлома, Городец, Мезень). Разнообразие композиций и сюжетов. Роспись по металлу (Жостово). Разнообразие форм подносов, цветового и композиционного решения росписей. Искусство лаковой живописи: Палех, Федоскино, Холуй, Мстёра. Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов. Особенности цветового строя, основные орнаментальные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушки.
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: импровизация по мотивам росписи по дереву, по металлу; техника папье-маше и роспись изделия; поиск информации по игрушечному художественному промыслу и создание игрушек по мотивам народных промыслов (дымковской, каргопольской, филимоновской игрушек).
Форма организации: творческая мастерская художника декоративно-прикладного искусства, мастер-класс по работе в технике папье-маше, WEB-квест, художественно-творческий проект по разработке заданий для викторины к предметной неделе или итоговому контролю, выставка.
Раздел «Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов»
Содержание: характерные признаки произведений декоративно-прикладного искусства, основные мотивы и символика орнаментов в культуре разных эпох. Характерные особенности одежды в культурах разных эпох и народов. Выражение образа человека, его положения в обществе, характера деятельности в его костюме и украшениях. Украшение жизненного пространства (построек, интерьеров, предметов быта) в культуре разных эпох.
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: импровизация по созданию костюмов и украшений разных эпох и народов в разных декоративных техниках; коллективная многофигурная композиция в исторических костюмах.
Форма организации: коллективная работа по организации выставки (костюмы, украшения) с мультимедийным сопровождением (история, музыка), конкурс исторического костюма (работа в творческих группах).
Раздел «Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека»
Содержание: многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды). Декоративные украшения предметов нашего быта и одежды. Декор на улицах и декор помещений; декор праздничный и повседневный. Праздничное оформление школы.
Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: создание произведений декоративного искусства в разных материалах и техниках (батик, изонить, макраме, текстильные сувенирные куклы, скрапбукинг, папье-маше (декоративные украшения), квиллинг, лепка (керамика) и т д.).
Форма организации: мастер-классы по работе в разных декоративных техниках, художественно-творческая практика по разным видам декоративного и оформительского искусства, коллективный художественно-творческий проект по организации праздничного оформления школы, выставка.
МОДУЛЬ № 2 «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА»,
6 КЛАСС
Вводное занятие. Общие сведения о видах искусства. Живописные, графические и скульптурные художественные материалы, их особые свойства. Приёмы работы и техники.
Форма организации: экскурсии в городской музей, просмотр иллюстраций с произведениями искусств.
Раздел «Язык изобразительного искусства и его выразительные средства»
Содержание. Рисунок. Виды рисунка: зарисовка, набросок, учебный рисунок и творческий рисунок. Навыки размещения рисунка на листе, выбор формата. Тон и тональные отношения. Ритм и ритмическая организация плоскости листа. Цвет, как выразительное средство в изобразительном искусстве, понятие цветовых отношений, колорит в живописи. Композиция. Графические и живописные техники. Виды скульптуры и характер материала в скульптуре. Статика и движение в скульптуре. Круглая скульптура. Произведения мелкой пластики.
Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: изображение форм растительного и животного мира в графической и живописной техниках, рисунки простых предметов с заданными свойствами, изображение предметов в цвете с заданными свойствами, лепка животных, упражнения по выполнению набросков фигуры человека и лепка фигуры человека, упражнения по композиции и цветоведению.
Форма организации: художественно-творческая практика, полевая художественная практика в музее города.
Раздел «Жанры изобразительного искусства»
Вводное занятие. Жанровая система в изобразительном искусстве. Предмет изображения, сюжет и содержание произведения изобразительного искусства.
Форма организации: экскурсия (виртуальная) в Государственную Третьяковскую галерею в Москве, в региональный художественный музей, в городской музей.
Натюрморт. Творческий натюрморт в графике. Произведения художников-графиков. Особенности графических техник. Смешанная техника. Живописное изображение натюрморта. Декоративный натюрморт.
Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: рисунок натюрморта графическими материалами с натуры или по представлению, создание творческого натюрморта в разных графических техниках, создание живописного и декоративного натюрморта.
Форма организации: художественно-творческая практика; участие в выставке или конкурсе.
Портрет. Разнообразие графических средств в изображении образа человека. Графический портретный рисунок с натуры или по памяти. Портрет в скульптуре. Портрет в живописи. Опыт работы над созданием живописного портрета. Смешанная техника.
Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: выполнение портрета графическими и живописными материалами, создание портретного изображения с помощью разных техник исполнения, работа над скульптурным портретом.
Форма организации: художественно-творческая практика; участие в выставке или конкурсе.
Пейзаж. Правила построения линейной и воздушной перспективы в изображении пространства. Правила построения планов при изображении пейзажа. Особенности изображения разных состояний природы и её освещения. Представления о пленэрной живописи и колористической изменчивости состояний природы. Графический и живописный пейзажи. Городской пейзаж. Многообразие в понимании образа города. Опыт изображения городского пейзажа. Линогравюра и другие техники. Смешанная техника.
Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: создание композиционного живописного пейзажа Родины, живописное изображение различных состояний природы, графическая композиция на темы окружающей природы, изображение городского пейзажа в графической или живописной технике.
Форма организации: художественно-творческая практика, пленэрная практика, участие в выставке или конкурсе, мультимедийная выставка лучших работ на сайте школы.
Бытовой жанр в изобразительном искусстве. Изображение труда и бытовой жизни людей в традициях искусства разных эпох. Жанровая картина как обобщение жизненных впечатлений художника. Тема, сюжет, содержание в жанровой картине. Смешанная техника.
Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: работа над сюжетной композицией (детские игры, жанровые сценки из жизни).
Форма организации: художественно-творческая практика, участие в выставке или конкурсе.
Исторический жанр в изобразительном искусстве. Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных событий в жизни общества. Жанровые разновидности исторической картины в зависимости от сюжета: сказочно-былинная и мифологическая картина, картина на библейские темы, батальная картина и др. Этапы работы художника над исторической картиной: идея и эскизы, сбор материала и работа над этюдами, уточнения композиции в эскизах, картон ком- позиции, работа над холстом.
Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: поиск информации и сбор материала на тему выбранного исторического события; работа над композицией по задуманному сюжету на историческую тему с опорой на собранный материал; создание сказочно-былинной картины в технике, отвечающей идее, замыслу; работа над сюжетной композицией.
Форма организации: художественно-творческий проект, работа в творческих группах, участие в выставке или конкурсе, тематическая мультимедийная выставка на сайте школы.
МОДУЛЬ № 3 «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН», 7 КЛАСС
Вводное занятие. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы» — предметно-пространственной среды жизни людей. Функциональность предметно-пространственной среды. Материалы и инструменты.
Раздел «Графический дизайн»
Содержание Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Элементы композиции в графическом дизайне. Виды композиции (глубинная, фронтальная). Формальная композиция. Основные свойства композиции. Цвет в организации композиционного пространства. Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне. Логотип как графический знак, эмблема или стилизованный графический символ. Шрифтовой логотип. Знаковый логотип. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне (соединение текста и изображения). Искусство плаката. Многообразие форм графического дизайна. Декоративные техники проектирования. Граффити.
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: практические упражнения по созданию формальных и неформальных композиций; аналитическая и практическая работа по теме «Буква — изобразительный элемент композиции»; композиционный монтаж изображения и текста в плакате, поздравительной открытке.
Форма организации: художественно-творческая практика, творческий проект; WEB-квест, онлайн-игра PLAYMMOMA (Московский музей современного искусства); мастер-класс; выставка-конкурс.
Раздел «Макетирование объёмно-пространственных композиций»
Содержание. Композиция плоскостная и пространственная. Композиционная организация пространства. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Макетирование. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Структура зданий различных архитектурных стилей и эпох. Многообразие предметного мира, создаваемого человеком. Функция вещи и её форма. Дизайн предмета как искусство и социальное проектирование. Цвет в архитектуре и дизайне. Техники и приёмы работы с бумагой (бумагопластика, киригами, фото коллаж).
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: выполнение практических работ по созданию объёмно-пространственных композиций; фотоколлаж с отражением элементов зданий (внутренних и наружных); аналитические зарисовки природных объектов, форм бытовых предметов и их творческое проектирование с определением их функций и материала изготовления; конструирование объектов дизайна или архитектурное макетирование с использованием цвета; создание инсталляций; выполнение фотографий проектов.
Форма организации: художественно-творческая практика; творческий проект; выставка-конкурс в медийном или реальном формате.
Раздел «Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека»
Содержание. Индивидуальный образ каждого города. Неповторимость исторических кварталов и значение культурного наследия для современной жизни людей. Дизайн городской среды. Малые архитектурные формы. Интерьер и предметный мир в доме. Дизайн пространственно-предметной среды интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных зданий (театр, кафе, вокзал, офис, школа). Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Город в единстве с ландшафтно-парковой средой.
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: создание образа города (фотоколлаж или коллаж в компьютерной программе); проектирование дизайна пространства городской среды, дизайна объектов городской среды; проектирование дизайна малых архитектурных форм; проектирование предметов интерьера и их стилевое решение; выполнение практической работы по оформлению интерьера молодёжного кафе; выполнение фотографий проектов.
Форма организации: художественно-творческий проект, выставка-конкурс в медийном или реальном формате.
Раздел «Образ человека и индивидуальное проектирование»
Содержание. Организация пространства жилой среды как отражение индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Дизайн предметной среды в интерьере частного дома. Мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды. Искусство грима и прически. Форма лица и причёска. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический.
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: проектные работы по созданию облика частного дома и комнаты; выполнение проекта дизайна интерьера; проектирование дизайна элементов декорирования интерьера; выполнение практических творческих эскизов костюма, грима, причёски и создание дизайн-проекта одежды в материале; выполнение фотографий проектов.
Форма организации: художественно-творческий проект, игра «Бюро дизайна интерьера», игра «Модный бренд», фотовыставка творческих работ в медийном или реальном формате.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Технические средства обучения:
- интерактивная доска;
- мультимедийный проектор;
- экспозиционный экран;
- персональный компьютер для учителя (ноутбук);
- фото- и видеокамера (планшет/мобильный телефон);
- программное обеспечение компьютера (PowerPoint, Photo- shop, Adobe Premiere, анимационная программа, интернет, онлайн-игра PLAYMMOMA на платформе Московского музея современного искусства)
Наглядные пособия:
- коллекция презентаций по темам занятий;
- коллекция презентаций с работами обучающихся;
- изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;
- муляжи для рисования;
- натюрмортный фонд (натура для изображения);
- электронные образовательные ресурсы по темам занятий и др.
Оборудование, материалы, инструменты, необходимые для художественно-творческих занятий:
- графические материалы (простые карандаши разной твёрдости (от ТМ до 4М), цветные карандаши, пастель, восковые мелки, гелевые ручки, фломастеры, уголь, мел, тушь);
- живописные материалы (гуашь, акварель);
- пластические материалы (пластилин, глина);
- декоративные художественные материалы (аквагрим, продукты декоративной косметики, театральный грим);
- кисти круглые (пони или белка, номера от № 2 до № 16), кисти плоские (синтетика, номера № 3, 4, 8), клей, ножницы, линейка, стеки, доска для лепки, резцы и др ;
- нехудожественные материалы (потолочные пенопластовые панели, небольшие кусочки линолеума, нитки, верёвки, тесьма, бисер, бусины, пайетки, лоскутки разноцветных тканей, яичные лотки, готовые картонные формы (упаковка от молочных продуктов) и др ;
- бумага (цветная, картон, для рисования, для акварели, для черчения, салфетки, гофрированная и др );
- материалы для макетирования, коллажа и др ;
- классная доска с набором креплений для таблиц, плакатов, иллюстраций, детских работ и т д.;
- ученические столы и стулья;
- стол для учителя.
Учебно-методический материал:
5класс
Изобразительное искусство. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.А. Горяева, О.В.Островская ; под ред. Б.М. Неменского. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 191 с. : ил.
6 класс
Изобразительное искусство : 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /Л.А. Неменская ; под ред. Б.М. Неменского. – 11-е изд. - М.: Просвещение, с. : ил.
7 класс
Изобразительное искусство : 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /А.С.Питерских,Г.Е. Гуров; под ред. Б.М. Неменского. – 10-е изд. - М.: Просвещение, с. : ил.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература, используемая для составления программы:
Адаптированная программа внеурочной деятельности «Арт-чудо» для обучающихся с задержкой психического развития составлена на основе Примерной рабочей программы курса внеурочной деятельности «Мир визуально-пространственных искусств».
Литература, рекомендованная для педагога:
- Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: Учебное пособие. М.: Владос, 2004.
2. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004.
3. Ватагин В. Изображение животных. М., 1957.
#1042;се о технике: цвет. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2002.
5. Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2004.
6. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 144 с.: ил. - (Изобразительное искусство). - Библиогр.:с. 144.
7. Лушников Б. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства: учеб, пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобраз. искусство»/ Б.
8. Лушников, В. Перцов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
9. Мелик-Пашаев А.А. Художник в каждом ребенке: Цели и методы художественного образования. Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2008. - 176 с. - (Психологическая наука - школе). - Библиогр.6 с. 173-174.
10. Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и секретов/ авт.-сост.В. Надеждина. - Минск: Харвест, 2010.
11. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. - М.: Просвещение, 2006.
12. Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. – Ростов н/д: Феникс, 2007.
Список литература для обучающихся:
1. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004.
2. Ватагин В. Изображение животных. М., 1957.
3. Все о технике: цвет. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2002.
4. Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2004.
#1052;елик-Пашаев А.А. Художник в каждом ребенке: Цели и методы
художественного образования. Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2008. - 176 с. - (Психологическая наука - школе). - Библиогр.6 с. 173-174.
6. Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и секретов/ авт.-сост. В. Надеждина. - Минск: Харвест, 2010.
7. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. - М.: Просвещение, 2006.
8. Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. – Ростов н/д: Феникс, 2007.
#1057;окольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996
#1061;аррисон Х. Энциклопедия акварельных техник. – АСТ, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...