Рабочая программа по внеурочной деятельности "Арт-чудо"
рабочая программа
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Арт-чудо"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 852.46 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
общекультурной направленности
«Арт-чудо»
для обучающихся с задержкой психического развития
5-7 классов
на 2023-2024 учебный год
Разработчик:
Кузина Наталия Михайловна,
педагог дополнительного образования,
учитель-дефектолог
г.Урай, 2023г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………….……3
Общая характеристика внеурочной деятельности…....…….5
Планируемые результаты освоения программы…………………………………….………….…..10
Тематическое планирование…………………………….…..24
Содержание программы внеурочной деятельности…...…..34
Учебно-методическое обеспечение…………………...........40
Список литературы………………………………………….41
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности общекультурной направленности «Арт-Чудо», для обучающихся с задержкой психического развития 5-7 классов, составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с дополнениями;
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 287);
-Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденная приказом Министерства Просвещения Российской Федерации № 1025 от года;
-СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-СанПиН «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
-Устав КОУ «Урайская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
-Календарный учебный график КОУ «Урайская школа-интернат для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья» на 2023-2024 учебный год.
-План воспитательной работы КОУ «Урайская школа-интернат для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья» на 2023-2024 учебный год.
-План внеурочной деятельности КОУ «Урайская школ-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Цель курса:
- развитие личности ребенка с задержкой психического развития и раскрытие его творческого потенциала в процессе обучения теории и практики художественно-эстетической деятельности на основе педагогической поддержки его индивидуальности.
Задачи курса:
Обучающие:
- закреплять, расширять и систематизировать знания, полученные на уроках технологии, ИЗО и т. д;
- развивать сенсорное восприятие и моторику рук, пространственное воображение, логическое мышление, глазомер;
- продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью дополнительных средств, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при работе с разнообразными материалами;
- приобретать и закреплять навыки учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;
- формирование творческих способностей,
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
Воспитательные:
- осуществлять трудовое, культурное и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
- обеспечение духовно-нравственного и трудового воспитания;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
Общая характеристика внеурочной деятельности:
Актуальность программы. Адаптированная программа внеурочной деятельности «Арт-Чудо» отвечает потребностям современных подростков и их родителей, соответствует государственной политике в области дополнительного образования и социальному заказу общества. Актуальность программы базируется на анализе детского и родительского спроса и возможности поддержки старших детей с потребностями в художественном творчестве независимо от уровня подготовки. Программа «Арт-Класс» приобщит учащихся к творческой профессии художника, декоратора, дизайнера, заложит основы и навыки, необходимые для успешной реализации творческих проектов, поможет в дальнейшем в профессиональной ориентации и выбору своего пути
Взаимосвязь с планом воспитательной работы образовательной организации. Адаптированная программа внеурочной деятельности для обучающихся с задержкой психического развития разработана с учётом рекомендаций плана воспитательной работы образовательной организации. Это проявляется:
- в особой значимости личностных результатов реализации адаптированной программы внеурочной деятельности для обучающихся с задержкой психического развития, направленной на понимание обучающимися ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества, их ориентации на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве;
- в возможности включения обучающихся с задержкой психического развития в деятельность, организуемую образовательной организацией и направленной, например, на знакомство обучающихся с разными видами творческих профессий в рамках курса внеурочной деятельности и получение знаний о профессиях;
- в возможности комплектования разновозрастных групп и в формах организации занятий в данных группах, например, мастер-класс, экскурсии в тематические музеи, художественные галереи, представление опыта старшеклассников, игры и др., для реализации воспитательного потенциала профориентационной работы;
- в интерактивных формах занятий для обучающихся с задержкой психического развития, обеспечивающих большую их вовлеченность в совместную с педагогом и другими участниками деятельность (создание художественных выставочных проектных работ, проведение творческих конкурсов и др.), а также в возможности образования разных по устремлениям детско-взрослых общностей (сетевое взаимодействие, творческий союз и др.).
Материал данной адаптированной программы внеурочной деятельности для обучающихся с задержкой психического развития распределён и структурно представлен тремя модулями (тематическими линиями).
Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство»
Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура»
Модуль № 3 «Архитектура и дизайн»
Модульный принцип построения учебного материала допускает вариативный подход к очерёдности выбора тем и принципам компоновки учебных тем. Тематическое наполнение модулей предоставляет возможность объединять, перекомпоновывать темы в зависимости от учебного плана и возможностей образовательной организации, а также с учетом особенностей обучающихся с задержкой психического развития.
Модульный принцип позволяет учителю моделировать программу внеурочной деятельности, выбирать из соответствующих модулей изучаемые по календарно-тематическому плану темы и вносить их в программу внеурочной деятельности, словно конструктор. При этом педагог вправе изменить порядок изучения модулей, использовать возможность перераспределения учебного времени между ними, выбрать раздел и тему для организации внеурочной деятельности. Модульный принцип также даёт возможность использовать содержание отдельных модулей в качестве самостоятельной программы по внеурочной деятельности.
Для реализации данной адаптированной программы внеурочной деятельности для обучающихся с задержкой психического развития учитель может применять сетевую, электронную форму обучения, дистанционные образовательные технологии.
Формы внеурочной деятельности (формы проведения занятий) в соответствии с данной программой следующие:
- художественно-творческая практика и проектирование;
- художественно-творческий проект:
- выставка-конкурс;
- WEB-квест;
- пленэр и фотопленэр;
- онлайн-игра;
- мастер-класс;
- экскурсии и др.
Основным видом деятельности на занятиях изобразительным искусством является практическая художественно-творческая деятельность. (индивидуальная, в парах и творческих группах, коллективная), поэтому в программе внеурочной деятельности максимальное количество времени отводится для художественно-творческой практики.
Материал программы предполагает межпредметную связь с такими учебными предметами, как «Литература», «Музыка», «История», «Технология».
Подведение итогов реализации примерной программы осуществляется в следующих формах:
- выставки: внутри параллели, класса, группы, общешкольные (в медийном или реальном формате), городские;
- выставки-конкурсы (от общешкольных до всероссийских и международных);
- защита проектов.
Особенности организации образовательного процесса. Программа отличается тем, что ориентирована на школьников среднего звена с любым уровнем художественной подготовки. Учащиеся могут развивать свои способности с нуля или повышать свой уровень мастерства выполняя одни и те же задания. Для достижения цели программы эффективно используются разнообразные техники и приёмы. Различное комбинирование художественных материалов в творческой работе привлекает сразу своей необычностью, раскрывает креативность учащихся и мотивирует к самостоятельным исследованиям в изобразительной деятельности. Программа насыщена пропедевтическими упражнениями, которые интересны юным художникам с любым уровнем подготовки. Кроме упражнений учащиеся выполняют творческие работы, коллективные и авторские проекты различной направленности. Адресат программы. Программа «Арт-Чудо» рассчитана на учащихся школьного возраста с 12 до 16 лет без гендерных различий, интересующихся современным изобразительным искусством и художественным творчеством. Наличие базовых знаний и специальных способностей в данной предметной области не требуются.
Объем и срок реализации программы. Курс внеурочной деятельности общекультурной направленности «Арт-Чудо» рассчитан на 34 недели. Количество часов за весь курс обучения по всем классам составляет 102 часа со следующим распределением часов по классам:
• 5-е классы – 1 час в неделю (34 часа в год)
• 6-е классы – 1 час в неделю (34 часа в год)
• 7-е классы – 1 час в неделю (34 часа в год)
Занятия проводятся 1 раз в неделю в каждой группе (группа комплектуется из обучающихся одной параллели) во внеурочное время, продолжительность занятия 40 минут. Также, внеурочная деятельность может реализовываться в рамках тематических проектов, экскурсий, встреч в каникулярное время.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АРТ-ЧУДО»
Рабочая программа направлена на достижение планируемых результатов освоения курса внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (5–7 классы)
Личностные результаты
Данная программа внеурочной деятельности будет способствовать достижению обучающимися личностных результатов: формирование основ российской идентичности, ценностных установок и социально значимых качеств личности; духовно-нравственное развитие; мотивация к познанию и обучению; готовность к саморазвитию и активному участию в социально-значимой деятельности.
Патриотическое воспитание
Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций, истории и современного развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящённых различным подходам к изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного пейзажа. Патриотические чувства воспитываются через изучение истории народного искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов. Занятия искусством воспитывают патриотизм в процессе практической художественно-творческой деятельности обучающихся, которые учатся чувственно-эмоциональному восприятию и творческому созиданию — созданию художественного образа.
Гражданское воспитание
Программа курса внеурочной деятельности «Арт-чудо» направлена на активное приобщение обучающихся к ценностям отечественной культуры. При этом реализуются задачи социализации и гражданского воспитания школьника. Формируется чувство личной причастности к жизни общества. Искусство рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения. Коллективные творческие работы, а также участие в общих художественных проектах создают условия для разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание
В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого составляет суть школьного предмета «Изобразительное искусство» и внеурочной деятельности. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира школьника и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества. Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях способствует освоению базовых ценностей — формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни.
Эстетическое воспитание
Эстетическое воспитание — воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, высокое и низменное. Искусство понимается как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития социально значимых отношений школьников, способствует формированию ценностных ориентиров в отношении к окружающим людям, стремлению к их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной личности, способной к позитивному действию, к труду. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности
В процессе художественной деятельности на занятиях внеурочной деятельности ставятся задачи воспитания наблюдательности — умений активно, т. е. в соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир, воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в процессе выполнения различных заданий (в том числе культурно-исторической направленности), проектов на занятиях изобразительным искусством.
Экологическое воспитание
Экологическая культура, осознание глобального характера экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, воспитываются в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, а также её образа в произведениях искусства и личной художественно-творческой практике.
Трудовое воспитание
Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в процессе личной художественно-творческой деятельности, освоения художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками, умение преобразовать реальное жизненное пространство, меняя его оформление, создание реального творческого продукта в разных видах искусства. Воспитываются качества упорства, стремление к результату, понимание эстетики трудовой деятельности. Обучающиеся учатся сотрудничать, участвовать в коллективной трудовой деятельности, работать в команде.
Воспитывающая предметно-эстетическая среда
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация пространственной среды школы. При этом школьники должны быть активными участниками (а не только потребителями) её создания, оформления пространства в соответствии с задачами образовательной организации, среды, календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам образ предметно-пространственной среды школы, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентиров и восприятие жизни.
Метапредметные результаты
В результате обучения на курсе внеурочной деятельности формируются следующие метапредметные результаты.
Овладение универсальными познавательными действиями
Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей:
- сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям;
- характеризовать форму предмета, конструкции;
- выявлять положение предметной формы в пространстве;
- обобщать форму составной конструкции;
- анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа;
Базовые логические и исследовательские действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры;
- сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления искусства и действительности;
- классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;
- ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по выбранной теме;
- самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования, аргументированно защищать свои позиции.
Работа с информацией:
- использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора информации на основе образовательных задач;
- использовать электронные образовательные ресурсы;
- выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, в текстах;
- самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и уметь по-разному её представлять (в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях)
- Овладение универсальными коммуникативными действиями
- понимать искусство в качестве особого языка общения межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами;
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих;
- вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления, находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов;
- публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;
- взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата.
Овладение универсальными регулятивными дей ствиями
Самоорганизация:
- осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности;
- планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных, художественно-творческих задач;
- уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок и бережно относясь к используемым материалам.
Самоконтроль:
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев.
Эмоциональный интеллект:
- развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций других;
- уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и собственной художественной деятельности;
- развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других;
- признавать своё и чужое право на ошибку;
- работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии.
Предметные результаты
Предметные результаты сгруппированы по учебным модулям, характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности и отражают сформированность умений в зависимости от содержания программы внеурочной деятельности:
Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство»:
- знать о многообразии видов декоративно-прикладного искусства: народного, классического, современного, искусства промыслов;
- распознавать произведения декоративно-прикладного искусства по материалу (дерево, металл, керамика, текстиль, стекло, камень, кость и др.);
- уметь характеризовать неразрывную связь декора и материала;
- распознавать и называть техники исполнения произведений декоративно-прикладного искусства в разных материалах: резьба, роспись, вышивка, ткачество, плетение, ковка и др.;
- знать специфику образного языка декоративного искусства — его знаковую природу, орнаментальность, стилизацию изображения;
- различать разные виды орнамента по сюжетной основе: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный;
- владеть практическими навыками самостоятельного творческого создания орнаментов ленточных, сетчатых, центрических;
- знать о значении ритма, раппорта, различных видов симметрии в построении орнамента и уметь применять эти знания в собственных творческих декоративных работах;
- владеть практическими навыками стилизованного — орнаментального лаконичного изображения деталей природы, стилизованного обобщённого изображения представителей животного мира, сказочных и мифологических персонажей с опорой на традиционные образы мирового искусства;
- уметь объяснять символическое значение традиционных знаков народного крестьянского искусства (солярные знаки, древо жизни, конь, птица, мать-земля);
- знать и самостоятельно изображать конструкцию традиционного крестьянского дома, его декоративное убранство;
- иметь практический опыт изображения характерных традиционных предметов крестьянского быта;
- осваивать конструкцию народного праздничного костюма, его образный строй и символическое значение его декора;
- уметь изобразить или смоделировать традиционный народный костюм;
- распознавать примеры произведений декоративного искусства (предметы быта, костюм) разных исторических эпох и народов (например, Древний Египет, Древний Китай, античные Греция и Рим, Средневековье);
- характеризовать древние образы народного искусства в произведениях современных народных промыслов;
- уметь перечислять материалы, используемые в народных художественных промыслах: дерево, глина, металл, стекло и др.;
- различать изделия народных художественных промыслов по материалу изготовления и технике декора;
- объяснять связь между материалом, формой и техникой декора в произведениях народных промыслов;
- иметь представление о приёмах и последовательности работы при создании изделий некоторых художественных промыслов;
- уметь изображать фрагменты орнаментов, отдельные сюжеты, детали или общий вид изделий ряда отечественных художественных промыслов;
- уметь определять предметы декоративно-прикладной художественной деятельности в окружающей предметно-пространственной среде, обычной жизненной обстановке и характеризовать их образные особенности;
- владеть навыками коллективной практической творческой работы по оформлению пространства школы и школьных праздников.
Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура»:
- знать основные виды живописи, графики и скульптуры, объяснять их назначение в жизни людей.
- различать и характеризовать традиционные художественные материалы для графики, живописи, скульптуры;
- иметь практические навыки изображения карандашами разной жёсткости, фломастерами, углём, пастелью и мелками, акварелью, гуашью; иметь практические навыки лепки из пластилина; использовать возможности применять другие доступные художественные материалы;
- иметь представление о различных художественных техниках работы разными художественными материалами;
Рисунок:
- понимать роль рисунка как основы изобразительной деятельности;
- знать основы линейной перспективы и уметь изображать объёмные геометрические тела на двухмерной плоскости;
- знать понятия графической грамоты изображения предмета:
«освещённая часть», «блик», «полутень», «собственная тень», «падающая тень» и уметь их применять в практике рисунка;
- понимать содержание понятий «тон», «тональные отношения» и иметь опыт их визуального анализа;
- обладать навыком определения конструкции сложных форм, геометризации плоскостных и объёмных форм, умением соотносить между собой пропорции частей внутри целого;
- иметь опыт линейного рисунка, понимать выразительные возможности линии.
Жанры изобразительного искусства:
- объяснять понятие «жанры в изобразительном искусстве», перечислять жанры;
- знать основные виды живописи, графики и скульптуры.
Натюрморт:
- знать и уметь применять в рисунке правила линейной перспективы и изображения объёмного предмета в двухмерном пространстве листа;
- знать об освещении как средстве выявления объёма предмета;
- иметь опыт построения композиции натюрморта: опыт разнообразного расположения предметов на листе, выделения доминанты и целостного соотношения всех применяемых средств выразительности;
- иметь опыт создания графического натюрморта;
- иметь опыт создания натюрморта средствами живописи
Портрет:
- знать и претворять в рисунке основные позиции конструкции головы человека, пропорции лица, соотношение лицевой и черепной частей головы;
- создавать зарисовки объёмной конструкции головы; понимать термин «ракурс» и определять его на практике;
- иметь начальный опыт лепки головы человека;
- иметь начальный опыт графического портретного изображения как нового для себя видения индивидуальности человека;
- иметь опыт создания живописного портрета, понимать роль цвета в создании портретного образа как средства выражения настроения, характера, индивидуальности героя портрета.
Пейзаж:
- знать правила построения линейной перспективы и уметь применять их в рисунке;
- знать правила воздушной перспективы и уметь их применять на практике;
- иметь представление об особенностях пленэрной живописи и колористической изменчивости состояний природы;
- иметь опыт живописного изображения различных активно выраженных состояний природы;
- иметь опыт пейзажных зарисовок, графического изображения природы по памяти и представлению;
- иметь опыт художественной наблюдательности как способа развития интереса к окружающему миру и его художественно-поэтическому видению;
- иметь опыт изображения городского пейзажа — по памяти или представлению
Бытовой жанр:
- различать тему, сюжет и содержание в жанровой картине; выявлять образ нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине;
- иметь представление о композиции как целостности в организации художественных выразительных средств, взаимосвязи всех компонентов художественного произведения;
- иметь опыт создания композиции на сюжеты из реальной повседневной жизни, обучаясь художественной наблюдательности и образному видению окружающей действительности.
Исторический жанр:
- знать характеристики основных этапов работы художника над тематической картиной: периода эскизов, периода сбора материала и работы над этюдами, уточнения эскизов, этапов работы над основным холстом;
- иметь опыт разработки композиции на выбранную историческую тему (художественный проект): сбор материала, работа над эскизами, работа над композицией.
Модуль № 3 «Архитектура и дизайн»:
- характеризовать архитектуру и дизайн как конструктивные виды искусства, т е искусства художественного построения предметно-пространственной среды жизни людей;
- объяснять роль архитектуры и дизайна в построении предметно-пространственной среды жизнедеятельности человека;
- рассуждать о том, как предметно-пространственная среда организует деятельность человека и представления о самом себе.
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека:
- иметь опыт построения объёмно-пространственной композиции как макета архитектурного пространства в реальной жизни;
- иметь опыт изображения зданий, в которых выражены особенности архитектурно-художественных стилей разных эпох;
- иметь опыт разработки построения городского пространства в виде макетной или графической схемы;
- иметь опыт творческого проектирования пространства интерьера для конкретных задач жизнедеятельности человека;
- иметь представление о конструкции костюма и применении законов композиции в проектировании одежды, ансамбля в костюме;
- иметь опыт выполнения практических творческих эскизов на тему дизайна современной одежды, создавать эскизы молодёжной одежды для разных жизненных задач;
- различать задачи театрального грима и бытового макияжа;
- иметь опыт создания эскизов театрального грима и бытового макияжа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование представлено по модулям, годам обучения. Учитель в праве выбирать и варьировать темы по необходимости.
МОДУЛЬ № 1 «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»
5 класс
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие (общие сведения о декоративно-прикладном искусстве и его видах; темы, материалы, инструменты, техники) | 1 | 1 | |
Раздел «Древние корни народного искусства» | ||||
2 | Образы, символы, знаки в предметах крестьянского быта (исследователь- ский квест «Загадка древнего сосуда»; «Школьный электронный иллю- стрированный альбом-словарь по декоративно-прикладному искусству») | 2 | 2 | |
Всего | 1 | 2 | 3 | |
Раздел «Убранство русской избы» | ||||
3 | Какая она, русская изба: секреты, тайны и загадки (виртуальная экскурсия) | 1 | 1 | |
4 | Предметы русского деревенского быта (коллективная работа) | 2 | 2 |
5 | Это загадочное ДПИ (разработка заданий по декоративно-прикладному искусству для викторины к предметной неделе или итоговому контролю) | 2 | 2 | |
Всего | 1 | 4 | 5 | |
Раздел «Народный праздничный костюм» | ||||
6 | Мотивы народной вышивки (орнаментальное построение вышивки: графика, аппликация, трафарет, компьютерная графика) | 1 | 2 | 3 |
7 | Русский народный костюм — красота покроя (импровизация: создание народного праздничного костюма по мотивам русских сказок в технике по выбору (коллаж, объёмная аппликация, бумажная пластика); выставка) | 3 | 3 | |
8 | Традиции народных праздников и обрядов (проект настольной игры) | 3 | 3 | |
Всего | 1 | 8 | 9 | |
Раздел «Народные художественные промыслы» | ||||
9 | Чудо народной росписи (импровизация по мотивам мезенской, городецкой росписей по дереву; жостовской росписи по металлу; техника папье-маше и роспись изделия; выставка) | 2 | 2 | |
10 | Русская глиняная игрушка (WEB-квест — командная исследовательская, творческая игра, в которой обучающиеся, согласно своей роли, добывают информацию об одной из русских глиняных игрушек через ресурсы интернета, узнают об особен- ностях формы и росписи, затем на основе полученных знаний создают глиняную игрушку одного из промыслов) | 2 | 2 |
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
11 | Это загадочное ДПИ (разработка заданий по декоративно-прикладному искусству для викто- рины к предметной неделе или итоговому контролю) | 2 | 2 | |
Всего | 6 | 6 | ||
Раздел «Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов» | ||||
12 | Эпоха, народ, костюм (создание костюмов и украшений разных эпох и народов: индивидуаль- ная работа, работа в творческих группах) | 3 | 3 | |
13 | Коллекция исторических костюмов и украшений (коллективная работа над многофигурной композицией, выставка-кон- курс) | 3 | 3 | |
Всего | 6 | 6 | ||
Раздел «Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека» | ||||
14 | Декоративные техники: изделие, украшение, сувенир (мастер-класс: текстильные куклы, лепка игрушки-свистульки; плете- ние украшений и др ) | 3 | 3 | |
15 | Современное декоративное и оформительское искусство (художественно-творческая практика по разным видам декоративного и оформительского искусства, выставка) | 3 | 3 |
16 | Как украсить школу и класс (художественно-оформительский проект) | 1 | 4 | 5 |
Всего | 1 | 10 | 11 | |
ВСЕГО | 7 | 27 | 34 |
МОДУЛЬ № 2 «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА»
6 класс
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие (живописные, графические и скульптурные художественные материалы, их особые свойства; художественные техники и приёмы работы в этих техниках; экскурсия (виртуальная) в ГМИИ им А С Пушки на в Москве или художественный музей вашего региона) | 1 | 1 | |
Раздел «Язык изобразительного искусства и его выразительные средства» | ||||
2 | Растительные мотивы в графике, в живописи (формы растительного и животного мира в графической и живописной техниках, работа в материале) | 2 | 2 | |
3 | Мир животных и птиц (графика, живопись, скульптура: наброски фигуры животного (по фотографии); перевод реального образа в декоративный; лепка живот- ных; полевая художественная практика в зоологическом музее или краеведческом музее региона) | 2 | 2 |
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
4 | Коллекция изображений простых предметов (создание рисунков чёрно-белых или в цвете с заданными свойствами: линейный рисунок, штрих, пятно, декорирование поверхности, контраст цвета и формы) | 2 | 2 | |
5 | Фигура человека, рисунок, лепка (упражнения: быстрые наброски фигур одноклассников с натуры, изображение человека из простых геометрических фигур в технике аппликации (поза, движение); рисунок фигуры человека в движении; лепка фигуры человека в движении или покое) | 1 | 1 | |
6 | «Музыкальная палитра», неформальная композиция (создать палитру картины художника (на выбор), использовать эту палитру при создании неформальной цветовой композиции на музыку своего любимого композитора; выставка-конкурс) | 2 | 2 | |
7 | Изобразительный калейдоскоп (по основной цветовой гамме картины художника (на выбор) сделать выкраску цветов и создать изображение, используя эту гамму; выстав- ка-конкурс) | 2 | 2 | |
8 | Композиция-импровизация (по мотивам одного из произведений художника (на выбор) создать композицию-импровизацию, используя свойственную художнику мане- ру, но в иной цветовой гамме; выставка-конкурс) | 2 | 2 | |
Всего | 1 | 13 | 14 |
Раздел «Жанры изобразительного искусства» | ||||
9 | Вводное занятие (жанровая система в изобразительном искусстве; предмет изображения, сюжет и содержание произведения изобразительного искусства; экскур- сия (очная или виртуальная) в ГТГ в Москве или региональный художе- ственный музей) | 1 | 1 | |
10 | Натюрморт (создание декоративного натюрморта в техниках графики, живописи (полная или ограниченная палитра), смешанной технике; конкурс готовых работ) | 4 | 4 | |
11 | Пейзаж (создание пейзажа в графике (смешанная техника), построение компози- ции; пленэр; пейзаж-настроение; городской пейзаж в технике по выбору (линогравюра, гравюра наклейками, граттаж, тиснение, ограниченная палитра) | 4 | 4 | |
12 | Портрет (выполнение портрета с натуры с декоративным элементом (павловопо- садский платок); портрет в среде; портрет литературного героя; историче- ский портрет; автопортрет) | 3 | 3 | |
13 | Бытовой жанр в изобразительном искусстве (изображение сцен обычной жизни людей, детских игр, жанровых сценок, праздников и т д ) | 2 | 2 | |
14 | Исторический жанр в изобразительном искусстве (батальная сцена на основе литературных произведений или кинофиль- мов; сюжетная композиция; выполнение мини-серии (триптиха) на историческую тему; коллективная работа или работа в творческих группах) | 4 | 4 |
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
15 | Сказочно-былинные темы в изобразительном искусстве (создание композиции, изображающей вид былинной Руси (крепости, города) с высоты птичьего полёта, былинных и сказочных героев, вы- мышленные события, сказочные сюжеты, подвиги богатырей) | 2 | 2 | |
16 | Вернисаж «Мир изобразительного искусства» (коллективная работа по организации выставки творческих и конкурс- ных работ) | 2 | 2 | |
Всего | 1 | 19 | 20 | |
ВСЕГО | 2 | 32 | 34 |
МОДУЛЬ № 3 «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»
7 класс
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие (дизайн и архитектура как создатели «второй природы» — предметно-про- странственной среды жизни людей; темы, материалы и инструменты) | 1 | 1 |
Раздел «Графический дизайн» | ||||
2 | Композиция в графическом дизайне (плоскостная композиция фронтальная, глубинная, замкнутая, разом- кнутая из элементов различных геометрических форм; цвет в плоскост- ной композиции; неформальная композиция; ассоциативная компози- ция; художественно-творческая практика; онлайн-игра PLAYMMOMA) | 3 | 3 | |
3 | Плакат, афиша, пригласительный билет (создание афиши в любой из художественных техник; плакат; пригласи- тельный билет; коллаж, скрапбукинг; художественно-творческое проек- тирование) | 2 | 2 | |
Всего | 1 | 5 | 6 | |
Раздел «Макетирование объёмно-пространственных композиций» | ||||
4 | Строительство и архитектура прошлого и настоящего (макетирование из готовых форм зданий (терем, изба, храм, колокольня, современное здание), объёмно-плоскостная архитектурная композиция | 4 | 4 |
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
в технике киригами (мельница, крепостная стена или современные пано- рамные архитектурные ансамбли, например Москва-Сити); групповой художественно-творческий проект; фотографирование готовых проектов) | ||||
5 | Здание и его архитектурные элементы (наружные и внутренние) (создание фотоколлажа с отражением всевозможных наружных (арки, навесы, карнизы, въездные пандусы и пр ) и внутренних (окна, полы, потолки, лестницы и пр ) элементов дома; фантазийный проект; работа в паре) | 4 | 4 | |
Всего | 8 | 8 | ||
Раздел «Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека» | ||||
6 | Арт-пространство города: сквер, бульвар, парк (рельеф местности, архитектурный объект и малые архитектурные формы – единая композиция ландшафта; выполнение макета из пенопла- стовых (потолочных) панелей; групповой художественно-творческий проект; фотографирование проектов) | 3 | 3 | |
7 | Проект оформления интерьера молодёжного кафе (выбор стиля, например, Возрождения, авангарда, импрессионизма, модерна; создание цветного эскиза оформления (фреска, мозаика) в соответствии с выбранным стилем) | 4 | 4 |
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
8 | Предмет и стиль (создание дизайнерского решения любого предмета, например дивана, люстры, буфета, кофеварки, по мотивам конструктивизма и скандинавского стиля; фотографирование получившихся вариантов) | 2 | 2 | |
Всего | 9 | 9 | ||
Раздел «Образ человека и индивидуальное проектирование» | ||||
9 | Дом моей мечты (выполнение рисунка или фотоколлажа внешнего вида дома; чертёж расположения помещений; схема расстановки мебели; зонирование комнаты; художественное проектирование) | 2 | 2 | |
10 | Арт-объект в интерьере (выполнение дизайна элементов декорирования (декор стен: роспись, сграффито, композиция из постеров и т д ); декоративные панно; рамка для фотографии, керамика, изделия из текстиля и нитей; цветочные композиции и пр.) | 3 | 3 |
11 | Дизайн одежды (игра «Модный бренд»; разработка дизайн-проектов одежды: современного молодёжного костюма, костюма в спортивном или фольклорном стиле; конструирование элементов одежды; коллаж; фотографирование проектов) | 3 | 3 | |
12 | Стилист и визажист, или Костюм и образ в стиле «фэнтези», карнавальный костюм (разработка эскиза костюма, эскиза грима в технике аппликации; создание образа в материале (аквагрим, причёска, одежда); показ одежды; фотографирование проектов) | 2 | 2 | |
13 | «Метаморфозы в дизайне одежды и элементах декорирования», выставка (фотовыставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, в группе в соцсети или в реальном формате) | 1 | 1 | |
Всего | 11 | 11 | ||
ВСЕГО | 1 | 33 | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АРТ-ЧУДО»
Содержание программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству структурировано и представлено как система тематических модулей.
МОДУЛЬ № 1 «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО», 5 КЛАСС
Вводное занятие: общие сведения о декоративно-прикладном искусстве и его видах. Темы, материалы, инструменты, техники.
Раздел «Древние корни народного искусства»
Содержание: роль природных материалов в строительстве и изготовлении предметов быта. Образно-символический язык народного прикладного искусства. Знаки-символы традиционного крестьянского прикладного искусства.
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: поиск информации и сбор материала об образно-символических знаках и символах, их изображениях и значении; выполнение рисунков на темы древних узоров деревянной резьбы, росписи по дереву и предметам быта, вышивки.
Форма организации: исследовательский квест «Загадка древнего сосуда», художественно-творческий проект «Школьный электронный иллюстрированный альбом-словарь по декоративно-прикладному искусству»
Раздел «Убранство русской избы»
Содержание: символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома. Декоративные элементы жилой среды.
Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: выполнение рисунков, элементов устройства внутреннего пространства крестьянского дома; выполнение рисунков, предметов народного быта, выявление мудрости их выразительной формы и орнаментально-символического оформления.
Форма организации: экскурсия (виртуальная) во Всероссийский музей декоративного искусства в Москве, краеведческий музей своего региона; художественно-творческая практика, коллективная работа «Предметы русского деревенского быта»; художественно-творческий проект по разработке заданий для викторины к предметной неделе или итоговому контролю.
Раздел «Народный праздничный костюм»
Содержание: образный строй народного праздничного костюма — женского и мужского. Традиционная конструкция русского женского костюма — северорусский (сарафан) и южнорусский (понёва) варианты. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма для различных регионов страны. Вышивка в народных костюмах и обрядах. Символическое изображение женских фигур и образов всадников в орнаментах вышивки. Особенности традиционных орнаментов текстильных промыслов в разных регионах страны.
Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: выполнение изображений традиционных праздничных костюмов; поиск информации о народных праздниках и праздничных обрядах; выполнение рисунков, декоративных изделий на тему традиций народных праздников; орнаментальное построение вышивки (трафарет, компьютерная графика); импровизация по созданию народного праздничного костюма (коллаж, объёмная аппликация, бумажная пластика) .
Форма организации: экскурсия (виртуальная) во Всероссийский музей декоративного искусства в Москве, краеведческий музей своего региона; коллективная работа над панно «Народные праздники», художественно-творческий проект по разработке заданий для викторины к предметной неделе или итоговому контролю.
Раздел «Народные художественные промыслы» Содержание: многообразие видов традиционных художественных промыслов России. Роспись по дереву (Хохлома, Городец, Мезень). Разнообразие композиций и сюжетов. Роспись по металлу (Жостово). Разнообразие форм подносов, цветового и композиционного решения росписей. Искусство лаковой живописи: Палех, Федоскино, Холуй, Мстёра. Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов. Особенности цветового строя, основные орнаментальные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушки.
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: импровизация по мотивам росписи по дереву, по металлу; техника папье-маше и роспись изделия; поиск информации по игрушечному художественному промыслу и создание игрушек по мотивам народных промыслов (дымковской, каргопольской, филимоновской игрушек).
Форма организации: творческая мастерская художника декоративно-прикладного искусства, мастер-класс по работе в технике папье-маше, WEB-квест, художественно-творческий проект по разработке заданий для викторины к предметной неделе или итоговому контролю, выставка.
Раздел «Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов»
Содержание: характерные признаки произведений декоративно-прикладного искусства, основные мотивы и символика орнаментов в культуре разных эпох. Характерные особенности одежды в культурах разных эпох и народов. Выражение образа человека, его положения в обществе, характера деятельности в его костюме и украшениях. Украшение жизненного пространства (построек, интерьеров, предметов быта) в культуре разных эпох.
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: импровизация по созданию костюмов и украшений разных эпох и народов в разных декоративных техниках; коллективная многофигурная композиция в исторических костюмах.
Форма организации: коллективная работа по организации выставки (костюмы, украшения) с мультимедийным сопровождением (история, музыка), конкурс исторического костюма (работа в творческих группах).
Раздел «Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека»
Содержание: многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды). Декоративные украшения предметов нашего быта и одежды. Декор на улицах и декор помещений; декор праздничный и повседневный. Праздничное оформление школы.
Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: создание произведений декоративного искусства в разных материалах и техниках (батик, изонить, макраме, текстильные сувенирные куклы, скрапбукинг, папье-маше (декоративные украшения), квиллинг, лепка (керамика) и т д.).
Форма организации: мастер-классы по работе в разных декоративных техниках, художественно-творческая практика по разным видам декоративного и оформительского искусства, коллективный художественно-творческий проект по организации праздничного оформления школы, выставка.
МОДУЛЬ № 2 «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА»,
6 КЛАСС
Вводное занятие. Общие сведения о видах искусства. Живописные, графические и скульптурные художественные материалы, их особые свойства. Приёмы работы и техники.
Форма организации: экскурсии в городской музей, просмотр иллюстраций с произведениями искусств.
Раздел «Язык изобразительного искусства и его выразительные средства»
Содержание. Рисунок. Виды рисунка: зарисовка, набросок, учебный рисунок и творческий рисунок. Навыки размещения рисунка на листе, выбор формата. Тон и тональные отношения. Ритм и ритмическая организация плоскости листа. Цвет, как выразительное средство в изобразительном искусстве, понятие цветовых отношений, колорит в живописи. Композиция. Графические и живописные техники. Виды скульптуры и характер материала в скульптуре. Статика и движение в скульптуре. Круглая скульптура. Произведения мелкой пластики.
Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: изображение форм растительного и животного мира в графической и живописной техниках, рисунки простых предметов с заданными свойствами, изображение предметов в цвете с заданными свойствами, лепка животных, упражнения по выполнению набросков фигуры человека и лепка фигуры человека, упражнения по композиции и цветоведению.
Форма организации: художественно-творческая практика, полевая художественная практика в музее города.
Раздел «Жанры изобразительного искусства»
Вводное занятие. Жанровая система в изобразительном искусстве. Предмет изображения, сюжет и содержание произведения изобразительного искусства.
Форма организации: экскурсия (виртуальная) в Государственную Третьяковскую галерею в Москве, в региональный художественный музей, в городской музей.
Натюрморт. Творческий натюрморт в графике. Произведения художников-графиков. Особенности графических техник. Смешанная техника. Живописное изображение натюрморта. Декоративный натюрморт.
Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: рисунок натюрморта графическими материалами с натуры или по представлению, создание творческого натюрморта в разных графических техниках, создание живописного и декоративного натюрморта.
Форма организации: художественно-творческая практика; участие в выставке или конкурсе.
Портрет. Разнообразие графических средств в изображении образа человека. Графический портретный рисунок с натуры или по памяти. Портрет в скульптуре. Портрет в живописи. Опыт работы над созданием живописного портрета. Смешанная техника.
Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: выполнение портрета графическими и живописными материалами, создание портретного изображения с помощью разных техник исполнения, работа над скульптурным портретом.
Форма организации: художественно-творческая практика; участие в выставке или конкурсе.
Пейзаж. Правила построения линейной и воздушной перспективы в изображении пространства. Правила построения планов при изображении пейзажа. Особенности изображения разных состояний природы и её освещения. Представления о пленэрной живописи и колористической изменчивости состояний природы. Графический и живописный пейзажи. Городской пейзаж. Многообразие в понимании образа города. Опыт изображения городского пейзажа. Линогравюра и другие техники. Смешанная техника.
Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: создание композиционного живописного пейзажа Родины, живописное изображение различных состояний природы, графическая композиция на темы окружающей природы, изображение городского пейзажа в графической или живописной технике.
Форма организации: художественно-творческая практика, пленэрная практика, участие в выставке или конкурсе, мультимедийная выставка лучших работ на сайте школы.
Бытовой жанр в изобразительном искусстве. Изображение труда и бытовой жизни людей в традициях искусства разных эпох. Жанровая картина как обобщение жизненных впечатлений художника. Тема, сюжет, содержание в жанровой картине. Смешанная техника.
Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: работа над сюжетной композицией (детские игры, жанровые сценки из жизни).
Форма организации: художественно-творческая практика, участие в выставке или конкурсе.
Исторический жанр в изобразительном искусстве. Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных событий в жизни общества. Жанровые разновидности исторической картины в зависимости от сюжета: сказочно-былинная и мифологическая картина, картина на библейские темы, батальная картина и др. Этапы работы художника над исторической картиной: идея и эскизы, сбор материала и работа над этюдами, уточнения композиции в эскизах, картон ком- позиции, работа над холстом.
Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: поиск информации и сбор материала на тему выбранного исторического события; работа над композицией по задуманному сюжету на историческую тему с опорой на собранный материал; создание сказочно-былинной картины в технике, отвечающей идее, замыслу; работа над сюжетной композицией.
Форма организации: художественно-творческий проект, работа в творческих группах, участие в выставке или конкурсе, тематическая мультимедийная выставка на сайте школы.
МОДУЛЬ № 3 «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН», 7 КЛАСС
Вводное занятие. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы» — предметно-пространственной среды жизни людей. Функциональность предметно-пространственной среды. Материалы и инструменты.
Раздел «Графический дизайн»
Содержание Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Элементы композиции в графическом дизайне. Виды композиции (глубинная, фронтальная). Формальная композиция. Основные свойства композиции. Цвет в организации композиционного пространства. Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне. Логотип как графический знак, эмблема или стилизованный графический символ. Шрифтовой логотип. Знаковый логотип. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне (соединение текста и изображения). Искусство плаката. Многообразие форм графического дизайна. Декоративные техники проектирования. Граффити.
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: практические упражнения по созданию формальных и неформальных композиций; аналитическая и практическая работа по теме «Буква — изобразительный элемент композиции»; композиционный монтаж изображения и текста в плакате, поздравительной открытке.
Форма организации: художественно-творческая практика, творческий проект; WEB-квест, онлайн-игра PLAYMMOMA (Московский музей современного искусства); мастер-класс; выставка-конкурс.
Раздел «Макетирование объёмно-пространственных композиций»
Содержание. Композиция плоскостная и пространственная. Композиционная организация пространства. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Макетирование. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Структура зданий различных архитектурных стилей и эпох. Многообразие предметного мира, создаваемого человеком. Функция вещи и её форма. Дизайн предмета как искусство и социальное проектирование. Цвет в архитектуре и дизайне. Техники и приёмы работы с бумагой (бумагопластика, киригами, фото коллаж).
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: выполнение практических работ по созданию объёмно-пространственных композиций; фотоколлаж с отражением элементов зданий (внутренних и наружных); аналитические зарисовки природных объектов, форм бытовых предметов и их творческое проектирование с определением их функций и материала изготовления; конструирование объектов дизайна или архитектурное макетирование с использованием цвета; создание инсталляций; выполнение фотографий проектов.
Форма организации: художественно-творческая практика; творческий проект; выставка-конкурс в медийном или реальном формате.
Раздел «Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека»
Содержание. Индивидуальный образ каждого города. Неповторимость исторических кварталов и значение культурного наследия для современной жизни людей. Дизайн городской среды. Малые архитектурные формы. Интерьер и предметный мир в доме. Дизайн пространственно-предметной среды интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных зданий (театр, кафе, вокзал, офис, школа). Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Город в единстве с ландшафтно-парковой средой.
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: создание образа города (фотоколлаж или коллаж в компьютерной программе); проектирование дизайна пространства городской среды, дизайна объектов городской среды; проектирование дизайна малых архитектурных форм; проектирование предметов интерьера и их стилевое решение; выполнение практической работы по оформлению интерьера молодёжного кафе; выполнение фотографий проектов.
Форма организации: художественно-творческий проект, выставка-конкурс в медийном или реальном формате.
Раздел «Образ человека и индивидуальное проектирование»
Содержание. Организация пространства жилой среды как отражение индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Дизайн предметной среды в интерьере частного дома. Мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды. Искусство грима и прически. Форма лица и причёска. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический.
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: проектные работы по созданию облика частного дома и комнаты; выполнение проекта дизайна интерьера; проектирование дизайна элементов декорирования интерьера; выполнение практических творческих эскизов костюма, грима, причёски и создание дизайн-проекта одежды в материале; выполнение фотографий проектов.
Форма организации: художественно-творческий проект, игра «Бюро дизайна интерьера», игра «Модный бренд», фотовыставка творческих работ в медийном или реальном формате.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Технические средства обучения:
- интерактивная доска;
- мультимедийный проектор;
- экспозиционный экран;
- персональный компьютер для учителя (ноутбук);
- фото- и видеокамера (планшет/мобильный телефон);
- программное обеспечение компьютера (PowerPoint, Photo- shop, Adobe Premiere, анимационная программа, интернет, онлайн-игра PLAYMMOMA на платформе Московского музея современного искусства)
Наглядные пособия:
- коллекция презентаций по темам занятий;
- коллекция презентаций с работами обучающихся;
- изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;
- муляжи для рисования;
- натюрмортный фонд (натура для изображения);
- электронные образовательные ресурсы по темам занятий и др.
Оборудование, материалы, инструменты, необходимые для художественно-творческих занятий:
- графические материалы (простые карандаши разной твёрдости (от ТМ до 4М), цветные карандаши, пастель, восковые мелки, гелевые ручки, фломастеры, уголь, мел, тушь);
- живописные материалы (гуашь, акварель);
- пластические материалы (пластилин, глина);
- декоративные художественные материалы (аквагрим, продукты декоративной косметики, театральный грим);
- кисти круглые (пони или белка, номера от № 2 до № 16), кисти плоские (синтетика, номера № 3, 4, 8), клей, ножницы, линейка, стеки, доска для лепки, резцы и др ;
- нехудожественные материалы (потолочные пенопластовые панели, небольшие кусочки линолеума, нитки, верёвки, тесьма, бисер, бусины, пайетки, лоскутки разноцветных тканей, яичные лотки, готовые картонные формы (упаковка от молочных продуктов) и др ;
- бумага (цветная, картон, для рисования, для акварели, для черчения, салфетки, гофрированная и др );
- материалы для макетирования, коллажа и др ;
- классная доска с набором креплений для таблиц, плакатов, иллюстраций, детских работ и т д.;
- ученические столы и стулья;
- стол для учителя.
Учебно-методический материал:
5класс
Изобразительное искусство. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.А. Горяева, О.В.Островская ; под ред. Б.М. Неменского. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 191 с. : ил.
6 класс
Изобразительное искусство : 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /Л.А. Неменская ; под ред. Б.М. Неменского. – 11-е изд. - М.: Просвещение, с. : ил.
7 класс
Изобразительное искусство : 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /А.С.Питерских,Г.Е. Гуров; под ред. Б.М. Неменского. – 10-е изд. - М.: Просвещение, с. : ил.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература, используемая для составления программы:
Адаптированная программа внеурочной деятельности «Арт-чудо» для обучающихся с задержкой психического развития составлена на основе Примерной рабочей программы курса внеурочной деятельности «Мир визуально-пространственных искусств».
Литература, рекомендованная для педагога:
- Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: Учебное пособие. М.: Владос, 2004.
2. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004.
3. Ватагин В. Изображение животных. М., 1957.
#1042;се о технике: цвет. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2002.
5. Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2004.
6. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 144 с.: ил. - (Изобразительное искусство). - Библиогр.:с. 144.
7. Лушников Б. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства: учеб, пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобраз. искусство»/ Б.
8. Лушников, В. Перцов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
9. Мелик-Пашаев А.А. Художник в каждом ребенке: Цели и методы художественного образования. Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2008. - 176 с. - (Психологическая наука - школе). - Библиогр.6 с. 173-174.
10. Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и секретов/ авт.-сост.В. Надеждина. - Минск: Харвест, 2010.
11. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. - М.: Просвещение, 2006.
12. Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. – Ростов н/д: Феникс, 2007.
Список литература для обучающихся:
1. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004.
2. Ватагин В. Изображение животных. М., 1957.
3. Все о технике: цвет. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2002.
4. Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2004.
#1052;елик-Пашаев А.А. Художник в каждом ребенке: Цели и методы
художественного образования. Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2008. - 176 с. - (Психологическая наука - школе). - Библиогр.6 с. 173-174.
6. Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и секретов/ авт.-сост. В. Надеждина. - Минск: Харвест, 2010.
7. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. - М.: Просвещение, 2006.
8. Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. – Ростов н/д: Феникс, 2007.
#1057;окольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996
#1061;аррисон Х. Энциклопедия акварельных техник. – АСТ, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...