Кого мы сегодня назовем мужественным человеком?
учебно-методический материал (4 класс)

Насырова Ямиля Равиловна

Война, война…

Кому – то очень больно,

А кто – то ищет новых благ и чин…

Друзья мои, всех убиенных в войнах

Припомним и минуту помолчим

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   

Тема: Кого мы сегодня назовем мужественным человеком?

Цель: Воспитание  патриотического чувства.

Задачи: Формировать представление учащихся о долге, мужестве;

              Познакомить учащихся с историей афганской войны, боевых действий Таджикистана, Чечни.

              Познакомить с понятием герой, героический, составить портрет героя.

              Воспитать чувства уважения, признательности к людям, совершающим героические поступки.

Оборудование:  компьютер, слайды, альбомы: «Защитники Отечества», «Участники Великой Отечественной войны», плакаты с надписями: «Никто не забыт – ничто не забыто» «Они погибли за Родину»; магнитофон, кассеты, конверты с заданиями, рисунки учащихся.

                                              План урока.

  1. Организационный момент.

Несмотря на то, что на улице идет мокрый снег, погода нас балует, у каждого из нас есть своя погода, погода нашей души. Давайте, посмотрим, какой прогноз на сегодняшний день у нас, если на душе солнечно и без осадков, то улыбнитесь мне. А теперь улыбнитесь друг другу.

Посмотрите, вы все улыбаетесь, значит, вы счастливы, спокойны, веселы, нам ничего не угрожает, и в этом есть заслуга людей, которые, порой ценою своей жизни, во имя нашего покоя и благополучия совершают подвиги.

Как вы понимаете слово герой? (мнения детей)

Кого мы сегодня можем называть мужественным человеком? Вам нетрудно будет догадаться, о чем наш сегодняшний разговор? Верно, мы будем говорить о мужественных людях, героях, которых должны чтить и помнить. Давайте сформулируем тему разговора. (выслушивать предложения ребят) А я предлагаю более красивое название  «Кого мы сегодня можем называть мужественным человеком?»

  Чтобы знать какими чертами должен обладать мужественный человек, давайте создадим его портрет. Сейчас вы поработаете в группах.

1задание.  

 Выберите те слова, которые характеризуют черты характера мужественного человека. Для этого возьмите конверт.

Итак, какой же он, какими чертами обладает мужественный человек? Примерные слова: сильный, отважный, благородный,  слабохарактерный, безрассудный,  рассудительный, патриотичный, закаленный, сообразительный,  рискованный, осторожный.

Перед вами 2 конверт:

В нем вы найдете отдельные фразы, с помощью которых у вас получатся пословицы, воспевающие мужественного человека.

Например:

1. Мужество одного рождает мужество многих.

  1. На печи не храбрись, а в поле не трусь.
  2. На смелого  собака лает, а трусливых – кусает.
  3. Либо грудь в орденах, либо голова в кустах.
  4. Родина – мать, умей за нее постоять.
  5. В бою побывать – цену жизни узнать.

Какие пословицы, воспевающие красоту и мужество героя, у вас получились? Я хочу обратить внимание на пословицу: «Мужество одного рождает мужество многих»

Ребята! Давайте задумаемся над ее смыслом. Закройте глаза и мысленно нарисуйте иллюстрацию к этой пословице. Какую картину вы представили? Посмотрите, мужество одного человека, может воспитывать и у других  героические  черты в характере.(мнения детей).

  Великая победа! Всего два коротеньких слова, а какой большой смысл в них заключен. Приближали ее и наши односельчане. Село Дюсяново проводило на войну 146 своих сыновей. 79 из них сложили головы в боях с фашистами. Про этих солдат, павших  за Родину, и хочется  сегодня  вспомнить.

Семья Насретдина – бабая Гиззиева потеряла на войне  трех сыновей. Насретдин бабай три раза получал извещение о гибели сына Садыка, а он до 1943 года сражался в Брянских лесах в рядах партизан против фашистских захватчиков. Отец и сын Набиулла и Сагдулла Мутигуллины сложили головы на Курской дуге.

Киямов Хазиахмет Киямович участвовал во многих боях, формировал реку Днепр, кавалерист, сержант. В 1943 году геройски погиб. Родина наградила его за мужество и героизм орденом Красной Звезды. Саяхов Ахмет Гадиевич служил в составе 225 –го стрелкового полка. 21 февраля 1944 года пал смертью храбрых. За героизм награжден орденом Красной Звезды. Сейчас из 79 вернувшихся с войны в живых всего 1 человек - Шарафуллин Фаткулла Зиннатович.

Дети, война – это явление жестокое и страшное. Но пока на земле существует ненависть и злоба, будут существовать и войны и оружие. А теперь угадаем загадки о военной технике:

День и ночь ведет дозор…                Брызжет огнем,

В море бдительно…(линкор)            Гремит, что гром. ( пушка)      

Ползет черепаха-                                «Девушка» ходит,

Стальная рубаха,                                  Песню заводит,

Враг - в овраг,                                       Враг услышит-

И она, где враг. ( танк)                          Сразу не дышит. («Катюша»)

Говорят, что я ручная.                               Это пушка не стреляет,

Почему – сама не знаю:                             Камни далеко метает,

У меня характер колкий,                           Нету в мире крепостей,

Помнит враг мои осколки. (граната)       Устоявших перед ней. (катапульта)

А какие виды войск вы знаете? (перечисление учащимися)

(Уточнение видов войск, добавление учителем)

1. В военно-воздушные силы входят: бомбардировочные, истребительные, вертолетные части и соединения.

2. Сухопутные войска – пехота, артиллерия, ракетные части, танки.

3. В ракетные войска входят части: вооруженные мощными ракетами, которые могут доставить в любую точку земного шара всесокрушающий атомный заряд.

4. Военно-морской флот.

5. Космические войска.

Ребята, кто знает значение слов «Снайпер», «Минер», «Сапер», «Танкист», «Артиллерист»?  (объяснение значения слов, знакомства с новыми словами)

Вспомним всех поименно,

Сердцем вспомним своим,

Это нужно не мертвым,

Это нужно живым.

Дорогие ребята! 15 февраля 1989 года в истории России появилась новая знаменательная  дата. Ею стал вывод советских войск из Афганистана. Этот день стал Днем памяти воинов – интернационалистов, принимавших участие в боевых действиях в разные время на территориях разных государств. У афганской войны еще малая  история. Мы знаем о ней очень мало. Но у этой войны есть свидетели.

Звучит песня «Последний бой»

Афганистан. Грохочет где – то пулемет

Афганистан! Вчера погиб мальчишек взвод.

Их командир, когда на белый снег упал

«Россия – мать!»- он перед смертью прошептал.

Афганская война по времени растянулась для нас на две Великие Отечественные. Сколько молодых ребят за 9 лет прошло через «афганскую» мясорубку. С 22 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года  мы потеряли в Афганской войне 13 310 человек, более 30 тысяч раненных.

Из нашего села по пыльным дорогам Афганистана прошли: Кашапов Марсель Амирович, Садров Асхат Ахметниязович.

Кашапов Марсель Амирович , 1963года рождения. В  1977 г стал членом ВЛКСМ. С 8 по 10 класс в летнее время работал с отцом на комбайне. В 1980 году участвовал на районном конкурсе юных пахарей, где занял 3 место, был награжден «Почетной грамотой». В этом же году поступил в Белебеевский техникум электрификации и механизации сельского хозяйства. 19 апреля 1981 году  был призван в ряды Советской Армии. Окончил  шестимесячную полковую школу в городе Теджен Туркменской ССР. В звании младшего сержанта стал командиром экипажа. В  октябре 1981 г был направлен в Демократическую Республику Афганистан в столицу Кабул. Погиб в бою 2 октября 1982года. За проявленное мужество был награжден именными золотыми часами одного из губернаторов Афганистана. Посмертно награжден  орденом Красной Звезды.

Садров  Асхат  Ахметниязович, 1966 года рождения. После окончания Дюсяновской средней школы поступил в Белебеевский СПТУ. С 1 февраля 1985 года по 2  февраля 1988 года служил в Афганистане.  Домой вернулся  в звании старший сержант.

  Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 года  началась новая не менее кровопролитная война в Чечне, боевые действия в Таджикистане. В Чечне шла война против вооруженного народа. Чеченские вооруженные формирования состояли из трех частей:

 1.Первая часть - это собственно вооруженные формирования Дудаева. Это армия, хорошо обученная, профессиональная и хорошо вооруженная.

2. Вторая часть – подразделения народного ополчения. Они также хорошо были вооружены и имели профессиональных командиров, но солдаты в этих подразделениях в основном были крестьяне.

3. Третья часть - разрозненные, но многочисленные  народные мстители. Это были вольные стрелки, это были люди, которые выходили на войну в свободное от работы время, как на охоту, как правило, это те, у кого были разрушены дома, кто имел какие – либо обиды на русских.

Ребята! Хочется вспомнить наших 18 – 20 летних мужественных солдат, которые участвовали в боевых действиях в Чечне, Таджикистане.

     В вооруженном конфликте на территории Чеченской Республики принимали участие:Афлятонов Рафиль Рифович (с 08.06.1998 по 11.04 1999г.), Гиниятов Алмаз Файзуллович (с 04.12.1999г по 30.09.2000г),Камалов Рамиль Нуршатович (с 24.12.2001г. по 26.04.2002г.),Садров Ильдар Шавкатович (с14.04 2000 по 25.11.2000г.).

В вооруженном конфликте на территории Таджикистана с нашего села участвовали: Садров Рамиль Ахметниязович (с 11.01.1994г. по 17.11.1994г.), Файзуллин Венер Фанилович (с17.06.1993 по 06. 05. 1994г.), Юнусов Фируз Хайдарович (с11.01.1994г. по 17.11. 1994г.).

 В боевых действиях на территории Абхазии принимал участие Гафиятов Ленар Рафитович (с 17.10.1994г. по 04.11. 1995г) .К счастью,  все вернулись живыми, теперь у всех своя семья, дети, любимая работа.

Война, война…

Кому – то очень больно,

А кто – то ищет новых благ и чин…

Друзья мои, всех убиенных в войнах

Припомним и минуту помолчим.

В память обо всех российских парнях погибших в войне объявляется минута молчания.

 - Минута молчания

.

Ребята! Каким должен быть мужественный человек? (мнения детей). Что нового вы узнали?  О каких людях  мы сегодня говорили? Кого  во время Великой Отечественной войны, в афганской войне  наградили  орденом Красной Звезды? Кто принимал участие в вооруженном конфликте на территории Таджикистана, Чечни, Абхазии? Какой должен быть портрет мужественного человека? Мы должны гордиться своими односельчанами, которые мужественно защищали нашу Родину от врагов. Мы с вами живем в мирное время, и хочется верить, что светлое, яркое, теплое солнце будет светить нам всегда.

 Песня «Пусть всегда будет солнце»

На этом наш урок закончен, можете отдыхать. Спасибо за внимание, за активное участие. Молодцы!

                                            Литература.

1. Смирнов О. «Никто не создан для войны».

2. Материалы из газет и журналов, местного краеведческого музея.

3. Книга «Дюсян» М.Г.Каюмов, Г.М. Сафарьянова.

4.  Материалы из интернета.

5 Книга «Помяни нас, Россия…» Д.М.Купцов, А.И.Шабрин, М.А.Мамбетов,Т.М.Азаров,В.Ю.Смышляев,С.В.Черняев,Б.Я.Малородов,А.Г.Жуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сегодня мамин праздник, сегодня мамин день"

Разработка праздничного утренника, посвященного Международному женскому дню 8 Марта...

Сценарий духовно- нравственного мероприятия "О мужественности и женственности"

Классный час, целью которого является формирование нравственных понятий "мужественность и женственность" у учащихся младших классов....

3 класс. Интерактивный тест «Назови автора сказки» (зарубежная литература)

Интерактивный тест составлен из 13 вопросов, рассчитан на 10 - 15 минут. На каждый вопрос нужно давать 1 правильный ответ. Если будут ошибки, то можно их посмотреть, а потом ещё раз пройти тест ...

Классный час "Имя твое назову и не смогу забыть"

Цели:– познакомить обучающихся с историей появления имён, значением и происхождением своего имени;– вызвать эмоциональное стремление к поисковой работе над происхождением и расшифровкой имён дру...

Математический тренажёр "Назови сказку" для 2 класса

Математический тренажёр – игра  «Назови сказку» применяется на уроке математики во 2 классе к любому УМК с целью закрепления навыка сложения и вычитания...

Классный час "Мужественная профессия"

Классный час посвященный работе полицейских...