Доклад "Групповая работа в начальной школе"
статья
Доклад "Групповая работа в начальной школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
barysheva_s.m._gruppovaya_rabota_v_nachalnoy_shkole.docx | 24.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Групповая работа в начальной школе
1. Организационный этап. Приветствие.
-Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас .Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе.
2. Актуальность темы:
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Получение данного результата невозможно без создания определенных условий. Одно из условий – применение на уроках современных образовательных технологий. Одна из таких технологий – это технология группового обучения.
Слайд 1. Групповая работа – это мощный педагогический инструмент, которым должен пользоваться учитель в своей работе. Федеральным государственным образовательным стандартом определено развитие основ умения учиться. Групповая работа развивает коммуникативную компетентность младшего школьника, приучает детей к самостоятельности суждений, формирует у них умение спорить, отстаивать своё мнение, задавать вопросы, быть инициативными в получении новых знаний.
Слайд 2. Цели: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
Слайд 3. Задачи:
Активизация познавательной деятельности
Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности
Развитие умений успешного общения
Совершенствование межличностных отношений в классе.
Слайд 4. Плюсы ГР
Повышается учебная и познавательная мотивация
Снижается уровень тревожности учащихся
В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний
Улучшается психологический климат в классе
Минусы ГР.
- Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
- Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
- При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
- Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.
- В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.
Слайд 5. Как комплектовать группы?
- Случайным образом
- По выбору педагога
- По желанию
- По выбору лидера
- По определенному признаку
Слайд 6. Виды групповой работы.
Знакомство с работой в паре и в группе начинаем в ходе курса «Введение в школьную жизнь». Целью данного курса является не только адаптация ребенка к новым условиям (к школе, классу, учителям); не только развитие связной устной речи и мелкой моторики; выработка первичных навыков счета и геометрических представлений, но и обучение парной, групповой форме взаимодействия.
План поэтапного освоения групповой работы следующий:
Начало организации групп. При возникновении проблемы как быстрее запомнить друг друга в классе, учитель предлагает развернуться впереди сидящим детям назад, создать группу, команду. Назначает в каждой группе первого ученика. Первый ребенок называет предыдущее имя, а потом свое и т.д. Потом группа хором повторяет шепотом все имена. На эту работу отводится 3 мин. Когда учитель позвонит в колокольчик, все ученики замолкают. Выполнив задание, ученики берутся за руки и поднимают их вверх. Поднятые руки – это как нить дружбы.
Представление групп. Вся группа встает, можно на месте, можно к доске. Учитель по–разному предлагает назвать детям свои имена.
- Назовите хором все имена, начиная с первого.
- Назови все имена первый.
- К кому я подойду и прикоснусь, вы хором называете его имя.
Ответ группы встречается аплодисментами: дети хорошо справились с первым школьным делом — познакомились друг с другом.
Слайд 7. Изготовление групповых медальонов. Затем учитель предлагает дать имя всей группе, нарисовать эмблему. Дети совещаются, договариваются, выполняют задание.
Слайды 8, 9 Группы сработались дружно. Если были ссоры, драки, нет результата, не акцентировать внимания на этом других, в конце похвалить группы за дружбу, умение договориться, за умение работать командой.
Слайд 10. Рождение правил «Правила работы в группе?»
1. Уважай своего товарища.
2. Умей каждого выслушать.
3. Не согласен – предлагай!
Эти правила, дети сами предлагают, учитель корректирует, а не дает им в готовом виде.
Слайды 11, 12 Игра в «Зеркало», помогает научить работать в паре. Дети договариваются, кто зеркало, а кто ребенок.
Слайд 13. Игра «Эхо» или «Попугай. Один говорит, другой повторяет, например, дни недели.
Слайды 14, 15. Так дети показывают «Мы готовы». Так придумали дети сами.!!!
Слайд 16. Упражнение «Пирамидка». «Украсить рукавичку Раскрасить пирамидку или мяч так, чтобы получилось одинаково.
Слайд 17. Дети знакомятся с правилами общения:
1. При разговоре смотри на собеседника,
2. Тихо говори в паре
3. Называй товарища по имени
4. Внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать.
Дети учатся, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи. Это работа в статической паре, образованная из детей, сидящих за одной партой. На этом этапе главным становится выработка умения договориться, умения общаться.
Слайды 21-22 Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий:
- Личностных (в паре ученик необходимо самоопределяется относительно учебной задачи, относительно партнера, относительно своей и другой точки зрения, таким образом учебная работа приобретает личностный смысл; осуществляя в паре роли учителя и ученика, ребенок начинает чувствовать себя более компетентным и значимым, повышается самооценка, растет познавательная активность и мотивация)
- Регулятивных (партнеры регулируют свою деятельность, определяют цель, план и контролируют результат)
- Познавательных (за счет интенсификации общения как мыследеятельности в диалоге возрастает глубина понимания материала, происходит рефлексия способов познания, отбор наиболее адекватных задаче умственных действий)
- Коммуникативных (развивается способность точно выражать свои мысли и понимать сообщение собеседника, договариваться относительно способов действий, разрешать разногласия с помощью аргументов, быть справедливыми и толерантными)
Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока.
Слайд 23. Принципы выбора заданий для ГР. Дети научились взаимодействовать в группе, договариваться, включать в уроки, соблюдаем принципы, которые вы видите на слайде. (Проблемные, доступные, интересные, на развитие творческого мышления.)
Слайды 24,25,26. Можно о ролях в группе поговорить, о том, что каждый в группе выполняет какую-то роль.
организатор – отвечает за работу группы в целом;
спикер – выступает перед классом с готовым решением группы;
секретарь – записывает высказанные идеи и решения;
критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;
контролер – проверяет, все ли поняли принятое решение.
Прежде чем подойти к вопросу этапы групповой работы, остановимся на следующем слайде.
Слайд 27. Критериальное оценивание в 1 классе.
Критериальное оценивание в начале 1 класса.
Параметры критериального оценивания должны предложить сами дети.
- Какая задача стояла перед вами?
- Вы справились с нею?
- По каким критериям мы оценим работу всей группы?
Дружба Тишина Правильность
1
2
3
4
5
6
Я за вами наблюдала и критерий тишина я оценю сама. Всем ставлю +
Дружбу оцените сами. 1 группа?, 2 группа? И т.д.
А теперь проверим правильность выполнения работы.
От каждой группы выходит по одному представителю. Можно дать слово 1 представителю. Вы согласны с решением данной группы? У кого такое же решение? Кто нашел другой вариант решения данной задачи?
Защита работы.
Критериальное оценивание.
Рефлексия
Слайды 29, 30, 31
Слайд 32. Учитель, его роль во время ГР.
Он организовывает, контролирует, помогает, оценивает. Разные роли!
Слайды 34-37 Групповая работа во внеурочной деятельности.
Слайд 38 Что почитать о ГР.
В конце хочется еще раз подчеркнуть, что групповые приёмы работы формируют базовые компетентности:
- информационная
- коммуникативная
- кооперативная
- проблемная
- рефлексивная
Можно не сомневаться, что подобная организация учебного процесса дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, а главное и самое ценное, развивает самостоятельность, уверенность в себе, трудолюбие.
А закончить своё выступление я бы хотела вот таким стихотворением:
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к работе над методической темой "Групповые приёмы работы в начальной школе".
В презентации отмечены необходимость нового подхода в обучении, актуальность темы, элементы групповой работы, алгоритм работы в группах, методы обучения в группах, правила организации работы в г...
Организация воспитательной работы в начальной школе (из опыта работы)
Из статьи узнаете, как я организую воспитательную работу в школе, начиная с 1 класса....
"Требования к учителю начальных классов при организации групповой работы в начальной школе"
«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», - этими словами К.Д. Ушинского начинается «Профессиональный стандарт педагога». Ор...
«Необходимость применения в практике работы учителя начальной школы проектной работы».
Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно - познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личн...
"Воспитательная работа в начальной школе". ( Выступление на РМО начальных классов).
Данный материал предназначен для учителей начальных классов....
"Воспитательная работа в начальной школе". ( Выступление на РМО начальных классов).
Данное выступление предназначено для учителей начальных классов....
МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТОЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматривается проблема организации исследовательской работы детей младшего школьного возраста в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделяется методам, которые можно применять в ...