Методический семинар «Применение игровых технологий на уроках в начальной школе как средство повышения учебной мотивации».
методическая разработка
Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический семинар «Применение игровых технологий на уроках в начальной школе как средство повышения учебной мотивации».
Добрый день уважаемые коллеги, члены жюри! (СЛАЙД)
Разрешите представиться – Тупицына Марина Леонидовна – учитель начальных классов Коммунаровской СОШ. Я работаю в той самой школе, которую окончила в 1997 году. (СЛАЙД)
Мой девиз: «Самая большая радость для учителя, когда похвалят его ученика».
Мое педагогическое кредо:
Достучаться до каждого сердца
Тех, кого ты решился учить,
И откроется тайная дверца
К душам тех, кого смог полюбить!
Прежде, чем я назову тему методического семинара, предлагаю вспомнить имена известных людей: (СЛАЙД)
1.Александр Большунов; Пол Маккартни; Вениамин Кавелин; Уильям.Шекспир. Неожиданно? Конечно, каждый из вас сейчас подумал: «Что же общего между всеми этими людьми?» Но между нами определенно что-то есть.
У каждого из нас в руках волшебная палочка, незатейливый, но важный инструмент, с помощью которого мы творили и творим чудеса. У Маккартни - это гитара, у А.Большунова - лыжи, у В. Кавелина - листы рукописи, у Шекспира – перо. У меня же, как у учителя, дети и полюбившаяся технология.
А есть еще кое-что общее. Что все делают на фотографиях? Играют. Маккартни играет на гитаре, Большунов – на лыжах, Вениамин Кавелин и Шекспир играли когда-то на сцене театра. А я играю на уроке. У меня своя роль, у детей - своя. Иногда мы даже меняемся ролями.
Наверное, вы уже догадались, чему будет посвящено мое выступление. Да, это (СЛАЙД) «Применение игровых технологий на уроках в начальной школе как средство повышения учебной мотивации». Одно из приоритетных мест в моей практике принадлежит игровым технологиям, так как они являются уникальной формой обучения, позволяющей сделать интересной и увлекательной деятельность учащихся. (СЛАЙД)
Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. (СЛАЙД)
Цель игровой технологии:
- побудить интерес к познанию, науке, книге, учению
Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку переход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса (СЛАЙД).
1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; 2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры; 3. Учебный материал используется в качестве её средства; 4. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых; 5. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Содержание игры – это всегда осуществление ряда учебных задач.
(СЛАЙД) Планируя урок, я соблюдаю правила, обеспечивающие привлекательность игр:
- Создание игровых сюжетов.
- Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.
- Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий, играющих; должен быть риск неудачи.
- Игровые задания должны быть подобраны с учётом уровня участников игры.
- Вариативность в игре.
Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. (СЛАЙД)
Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок.
Дидактические игры я использую на всех этапах урока: например, в начале урока игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, в середине - с целью активизации учебной деятельности младших школьников или закрепления и систематизации новых понятий.
В своей практике вместо обычного вступления предлагаю, иное начало урока – например: определить тему урока, посредством решения загадки, ребуса, рисунки, карточки с заданием. (СЛАЙД)
На уроках русского языка, я использую следующие игры.
«Составь из букв и слогов слово», «Составь из слов предложение». Игра «Шифровка» (СЛАЙД) «Найди слоги и раскрась», Чистоговорки «Какой звук чаще всего звучит?», Веселая грамматика». (СЛАЙД)
Интересным игровым упражнением для ребят на моих уроках являются: Математическая эстафета. Использую ее как при устном счете, так и при закреплении изученной темы. «Домино, Засели жильцов в домики, Реши цепочку». Очень нравится моим детям прием «Три ошибки» Привлекают моих детей Учи.ру и урок Цифра. Использование игр игровых ситуаций на уроках математики помогает решить проблемы усвоения материала, развивать интерес к предмету, сформировать навыки решения задач, от простых до сложных, сформировать вычислительные навыки. (СЛАЙД)
На уроках литературного чтения и окружающего мира в своем классе я практикую следующие игры: сюжетно-ролевые игры, игры с использованием сказочных и литературных персонажей, словесные игры, кроссворды, игра «Мудрецы» Сейчас в связи с использованием ИКТ на уроках появилась возможность делать эти уроки очень яркими и запоминающимися.
Я представила лишь малую долю игровых упражнений. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами. (СЛАЙД)
Подводя итог выше изложенному можно отметить «плюсы» использование игровых технологий:
- игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;
- несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;
- способствует использованию знаний в новой ситуации;
- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;
- способствует объединению коллектива и формированию ответственности.
«Минусы» при использовании игровых технологий следующие:
- сложность в организации и проблемы с дисциплиной;
- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;
- увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;
- сложность в оценки учащихся.
Готовясь к выступлению, я провела в своём классе анкетирование, с целью выявления отношения их к игре в учебной деятельности. (СЛАЙД)
Анкета
– Нравится ли тебе играть на уроке?
–Как ты любишь больше играть один или с друзьями?
– Хочешь ли ты всегда побеждать в игре?
Анализ анкет показал:
– Игры на уроках нравятся всем учащимся без исключения.
– Более предпочтительна для детей групповая форма игр.
– Большинство учащихся хотят в игре побеждать. (СЛАЙД)
Игровые технологии формируют коммуникативные УУД (умение слышать, слушать, понимать партнера, выполнять согласованно совместные дела, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, правильно выражать свои мысли); познавательные УУД (сравнивать, искать хитроумные решения, находить закономерности); личностные УУД (фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать на моральные нормы); регулятивные УУД (планировать, оценивать правильность выполнения действий).
Игра побуждает учеников к учебной деятельности. В ее структуру входит целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов.
Применение игровых технологий в обучении делает процесс познания наиболее доступным и увлекательным, а усвоение знаний более качественным и прочным.
Игра есть практика развития. Дети играют – потому что развиваются, и развиваются, потому что играют. (СЛАЙД)
Игра учит. Следовательно, это средство обучения. По словам советского педагога Антона Семеновича Макаренко: «Ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся наша жизнь игра…» . (СЛАЙД). Призеры и участники Олимпиады Учи.ру, Культурного марафона, урока Цифры.(СЛАЙД). Наши достижения: 2 место районный конкурс «Битва хоров», «Мой папа самый лучший» , 2 место во всероссийской олимпиаде школьников по окружающему миру, 3 место в всероссийском конкурсе стихов «Звезда спасения», Диплом 1 степени в всероссийском конкурсе стихов «Театральная весна», 2 место в конкурсе макетов, посвященных 9 Мая, 1 место в районном конкурсе «Моя мама». (СЛАЙД). Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения
Развитие современной личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового з...
Статья "Применение информационных технологий на уроках в начальной школе как средство повышения эффективности урока"
P { margin-bottom: 0.21cm; } P { margin-bottom: 0 В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими учащи...
Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения.
Выступление на ШМО "Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения" - Технологии проблемного обучения, .информационные образ...
Применение АРТ - технологий на уроках в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности младших школьников
Урок, на котором используются АРТ – технологии, раскрепощает внутренние силы ребенка, облегчает ему общение, речевую деятельность, способность самовыражения, обучает проектированию, прогнозирова...
Презентация Методический семинар « Применение игровых технологий на уроках в начальной школе»
Презентация к методическому семинару "Применение игровых технологий на уроках в начальной школе" на конкурс Учитель года 2018...
Пояснительная записка к методическому семинару "Применение игровых технологий на уроках в начальной школе"
Пояснительная записка к методическому семинару "Применение игровых технологий на уроках в начальной школе" к конкурсу Учитель года - 2018...
Методический семинар: "Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников"
Обобщение опыта работы по теме: "Использование игровых технологий на уроках математики в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников."...