Мониторинг, как средство управления школьной образовательной организацией: качеством образования в школе.
статья

Сотникова Анастасия Викторовна

Приоритетной задачей государственной политики в области образования является обеспечение высокого качества образования, основанного на фундаментальности знаний и развитии общих компетенций обучающихся в соответствии потребностям личности, работодателей, общества и государства. Анализ педагогической практики в современных образовательных учреждениях показывает, что за последние годы актуальным стал переход российского образования на новый качественный уровень. Как оценить качество образования в образовательном учреждении? Проблема не только сложная, а сложнейшая в современных условиях. Связано это с тем, что долгие годы система оценки в ОУ была отдана в руки самого учителя. Руководителям оставалось лишь принимать решения по тем цифрам, которые находились в журналах. Вполне понятно, что содержание этой отметки было разное у разных учителей. Более того, процессы, которые выводились на конкретные результаты, также были отданы на руки самих учителей, а походы на уроки не всегда давали руководителю увидеть и оценить результативность методики.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мониторинг, как средство управления школьной образовательной организацией:
качеством образования в школе.

Сотникова Анастасия Викторовна

Приоритетной задачей государственной политики в области образования является обеспечение высокого качества образования, основанного на фундаментальности знаний и развитии общих компетенций обучающихся в соответствии потребностям личности, работодателей, общества и государства. Анализ педагогической практики в современных образовательных учреждениях показывает, что за последние годы актуальным стал переход российского образования на новый качественный уровень. Как оценить качество образования в образовательном учреждении? Проблема не только сложная, а сложнейшая в современных условиях. Связано это с тем, что долгие годы система оценки в ОУ была отдана в руки самого учителя. Руководителям оставалось лишь принимать решения по тем цифрам, которые находились в журналах. Вполне понятно, что содержание этой отметки было разное у разных учителей. Более того, процессы, которые выводились на конкретные результаты, также были отданы на руки самих учителей, а походы на уроки не всегда давали руководителю увидеть и оценить результативность методики.
  Сегодня руководитель сверх занят. Нужна такая модель управления, которая позволит не только управлять образовательной деятельностью, не совершая походы на уроки, а выстроить систему требований, как к проверочным работам и методикам к результатам деятельности, так и к организации процессов, приводящих к результатам. Есть требования государства и общества, выраженные в стандартах, но нет требований к организации процессов. В связи с этим ставится задача создать систему получения объективной информации о результатах обучения в соответствии с образовательными стандартами (в том числе - определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и его использование неотъемлемого инструмента управления качеством образования) на уровне образовательного учреждения, на основе которой можно будет принимать управленческие решения. Практика оценки деятельности большинства ОУ до сих пор строится на формальных критериях, которые задаются устаревшей традиционной схемой статистической отчетности. Собранная на ее основе информация оказывается преимущественно количественной, усеченной и недостаточной для объективного анализа и оценки качества образования в ОУ. Она не обладает необходимой прогностической силой, и поэтому на ее основе невозможно принятие адекватных управленческих решений относительно обеспечения качественного образования. Эффективность управления любым сложным, динамическим объектом и прогнозирование его изменения возможно только основе непрерывного потока информации о его состоянии и тех процессов, которые обеспечивают динамическое равновесие системы или угрожает его нарушить, поэтому для осознания процессов, происходящих в образовании, для действительного управления ими, а не спонтанной борьбы с неожиданными фактами, необходимо непрерывное слежение за состоянием, то есть мониторинг.
 Что же такое мониторинг?
       Мониторинг (лат. monitor – тот, кто напоминает, предупреждает; англ. monitoring – осуществление контроля, слежения) – комплекс динамических наблюдений аналитической оценки прогноза состояния целостной системы.
       Педагогический мониторинг – это система сбора, обработки и хранения информации о функционировании педагогической системы, о качестве образовательного процесса, обеспечение  непрерывного развития образовательной системы, корректировка и прогнозирование развития       Педагогический мониторинг как динамичная система результативности и прогнозирования деятельности ученика и учителя имеет цель: повысить контролирующую и оценочную деятельность:
а) учителя – анализ своего труда, его результатов и эффективности;
б)обучающихся – развивать объективный взгляд на собственную деятельность и ее результаты, воспитывать самостоятельность и ответственность, формировать самоконтроль и самооценку.
     Мониторинг - это не просто контроль или диагностика чего-либо. Мониторинг идет дальше благодаря своей регулярности, строгой направленности на решение задач управления и высокой технологичности.
Мониторинговые исследования:
– помогают каждому участнику образовательного процесса осмыслить собственную деятельность;
– определить, насколько рациональны педагогические и дидактические средства, используемые в процессе обучения;
– насколько они соответствуют целям образовательного процесса и возрастным особенностям обучающихся.
Цели мониторинга:
– отслеживание качества образовательных услуг, оказываемых школой в динамике;
– определение эффективности управления качеством обучения.
Задачи мониторинга:
– непрерывно наблюдать за состоянием учебно-воспитательного процесса и получать оперативную достоверную информацию о нем;
–своевременно выявлять изменения, происходящие в учебно-воспитательном процессе, и факторы, вызывающие их;
– предупреждать негативные тенденции в образовательном процессе;
–осуществлять краткосрочное прогнозирование развития образовательного процесса;
– оценивать эффективность методического обеспечения образовательного процесса.
          Для успешного внедрения педагогического мониторинга обязательно соблюдение трех этапов: подготовительного, практического и аналитического.
1) Этапы мониторинга.
На первом этапе (подготовительном) определяется цель, объект, направление исследования, разрабатывается единый инструментарий сбора информации, критерии и их показатели, сроки представления информации и ответственных.
Второй этап основной (практический). Он включает методы сбора и систематизации информации:

  • наблюдения,
  • анализ документов,
  • посещение уроков,
  • контрольные срезы,
  • анкетирования,
  • тестирование;
  • экспертный опрос;
  • анкетирование.

В ходе практического этапа отрабатывается технология мониторинговых исследований, сбор информации и ее свертывания на различном уровне: учитель, классный руководитель, специалист, руководитель МО, заместитель директора по УВР.
Третий этап – аналитический. Информация обрабатывается, анализируется, вырабатываются рекомендации, принимаются управленческие решения. Своевременность, точность, структурированность, синтез – это те требования, без которых мониторинг эффективным быть не может.
Мониторинг осуществляется в следующих формах:
1.Постоянный (непрерывный) мониторинг осуществляется непрерывно после постановки задач, определения технологии сбора и обработки материалов диагностики.
2.Периодический мониторинг осуществляется периодически по мере возникновения потребностей в соответствующих данных. Его можно осуществлять в двух формах:
– календарного мониторинга, который возобновляется при наступлении отчетного календарного срока;
– этапный мониторинг, который осуществляется для решения календарной задачи.
Внутришкольный  мониторинг является системой, включающей:
Дидактический мониторинг - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием содержания, форм и методов учебного процесса.
Воспитательный мониторинг - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием воспитательного процесса.
Психолого-педагогический мониторинг - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием психологического здоровья учащихся, развитием их индивидуальных способностей.
Медицинский мониторинг - непрерывное, научно обоснованное слежение за динамикой здоровья школьников.
Виды мониторинга:

  • Динамический - исследование данных о динамике развития того или иного объекта, явления или показателя.
  • Конкурентный - изучение результатов идентичного обследования других образовательных систем.
  • Сравнительный – сравнение результатов идентичного обследования одной или двух систем более высокого уровня.
  • Комплексный -  использование  нескольких оснований для экспертизы.
  • Информационный – структуризация, накопление и распространение информации.
  • Базовый (фоновый) – выявление новых проблем и опасностей до того, как они станут осознаваемы на уровне управления.
  • Проблемный – выяснение закономерностей, процессов, опасностей, тех проблем, которые известны и насущны с точки зрения управления.
  • Управленческий – отслеживание и оценка эффективности, последствий и вторичных эффектов, принятых в области управления решения.

Объекты мониторинга.
Объектом мониторинга является класс, учитель, учащийся, а также отдельные направления образовательного процесса. 
Каждое образовательное учреждение стремится обеспечить нормальное функционирование и развитие образовательного процесса, достижение высокого качества образования, а также необходимый уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся.
И современному учителю важно не только овладеть надежными и объективными методиками контрольно-оценочной деятельности учащихся, но и видеть перспективы применения диагностических методик, которые вписываются в современное понятие «педагогический мониторинг».
        Вопрос систематического контроля за качеством учебно-воспитательного процесса является одним из основных в управлении ходом этого процесса. Без специального отслеживания этого процесса по единой методике трудно представить  успешность освоения предмета учащимися.
       Для эффективного решения задач, поставленных перед современной школой, необходимо построить свою деятельность на диагностико-прогностической основе , обеспечивающей развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями(на внедрении педагогического мониторинга).
Созданию системы мониторинга мы придаем большое значение, так как без специального отслеживания учебно - воспитательного процесса трудно представить результаты работы учителя, а также успешность усвоения учебных предметов учащимися.
     Для того чтобы создать целостную систему мониторинга учебного процесса, позволяющую не только оценить работу ученика и учителя, но и целенаправленно планировать деятельность коллектива, в школе  создано Положение о мониторинге, где определены цели, задачи, объекты мониторинга, направления, этапы, методы сбора и обработки информации Программа «Управление качеством образования в школе».
       Педагогический мониторинг тогда имеет смысл, когда он содержит определенную логически законченную схему, начало и конец, когда перед мониторингом поставлены конкретные цели и после мониторинга сделаны конкретные выводы. Приняты конкретные решения и намечены пути их реализации.
   В.Н. Максимова утверждает, что обученность - это владение учеником системой знаний и умений за определенный период обучения.                       Все функции и этапы процесса мониторинга, т.е. все его элементы структурно и функционально связаны между собой и представляют единый цикл педагогического мониторинга. Выпадение любого из этих компонентов из системы действий педагогов или делает педагогический мониторинг малоценным и некачественным, или разрушает всю систему. Безусловно, этот цикл наполняется в каждом конкретном случае разным содержанием.                                                                          
    Осуществление    полного цикла педагогического мониторинга способствует повышению эффективности педагогического процесса в системе «учитель-ученик».
        Таким образом, результаты мониторинговых исследований позволяют скорректировать содержание обучения, обосновать правомерность тех или иных управленческих действий. Мониторинг качества образования является одним из основных инструментов, способствующих повышению эффективности управления школой. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг - как средство управления качеством образования.

Важную роль в эффективности управления учебным заведением играет мониторинг, создающий необходимое информационное обеспечение образовательного процесса.             ...

Совершенствование качества образования посредством механизма школьной системы оценки качества образования

«Совершенствование     качества образования      посредством механизмашкольной системы оценки качества образования  (ШСОКО)» ( выступление ...

Мониторинг, как средство управления образованием

Во всем мире отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Создается мировая система мониторинга, это необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, для выяв...

Педагогический мониторинг учителя начальных классов как инструмент повышения качества образования

Сегодня  мы поведём разговор о мониторинге, осуществляемом учителем начальных классов, так как именно мониторинг   обеспечивает развитие или коррекцию индивидуальных особенностей каждог...

Мониторинг как средство управления качеством образования в начальной школе

Программа мониторинга уровнясформированности УУД в начальной школе...

Мониторинг качества образования в школе VIII вида (соавтор Ступкина Т.В.)

Мониторинг качества образования в школе VIII вида является механизмом контроля и оценки качества образования и позволяет получить данные, характеризующие подготовку школьников на промежуточных и завер...