статья "Использование технологии "синквейн" в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
статья

Коновалова Наталья Николаевна

статья "Использование технологии "синквейн" в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sinkveyn.docx512.4 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Применение технологии «синквейн» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Автор: Коновалова Наталья Николаевна, воспитатель МКДОУ № 303

Психологи и педагоги в настоящее время отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети затрудняются составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное произведение, им трудно выучить наизусть стихотворение.

Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических методик и технологий, которым и является «синквейн». Данный метод позволяет отойти от традиционных форм и методов взаимодействия участников образовательного процесса.

Сочинение «синквейна» - процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей через сочинение собственных нерифмованных стихотворений. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять», что означает – стихотворение из пяти строк, которые строятся по определенным правилам.

На подготовительном этапе мною была проведена работа с детьми и родителями. Для родителей я подготовила памятку «Применение технологии «синквейн» в развитии образной речи детей». Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас, поэтому работа начинается с уточнения и расширения словаря. Параллельно велась активная работа по расширению словарного запаса в различных играх.

 С ребятами на начальном этапе обучения  технологии «синквейн» я использовала следующие упражнения:

- «Узнай предмет по определению…»,

- «Подбери определения…»,

- «Кто что делает…»,  

-«Назови часть целого…».

                         

На следующем этапе мы с ребятами использовали следующие варианты:

- составление нового «синквейна»;

- составление краткого рассказа по готовому «синквейну»;

- составление «синквейна» по прослушанному рассказу;

- коррекция и совершенствование готового «синквейна».

             

                         

Основные правила составления «синквейна»:

  • 1 строка – одно ключевое слово (название, обычно существительное, отражающее главную идею);
  • 2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства);
  • 3 строка –три слова (глаголы, описывающие действия предмета);
  • 4 строка – предложение из четырех слов (фраза, показывающая отношение к теме);
  • 5 строка – обобщающее слово (ассоциация, обобщение, обычно существительное).

Синквейны, составленные детьми:

                                         

  1. Собака                                                      1. Дом.
  2. Красивая, добрая.                                    2. Большой, прочный.
  3. Лает, кусает, стережет.                           3. Защищает, греет, стоит.
  4. Собака охраняет своих хозяев.              4. Всем людям нужен дом.
  5. Домашнее животное (друг).                   5. Помещение.

Мною была составлена картотека «синквейнов» с интересными высказываниями детей.

                     

На сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь «синквейна» в постановке правильности и осмысленности речи детей. Составить «синквейн» получается у всех! Его составление похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко.

Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются «синквейны». Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление «синквейна», потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить «синквейн» или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам создания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в «синквейн» станет для них весёлым и занимательным занятием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на основе наблюдений за природой и рассматривание пейзажных картин

Природа окружает ребенка с ранних лет. И.Г. Песталоцци отмечал, что это-источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных, чувственных восприятий к четким понятиям», а познание разли...

«Вместе играем - речь развиваем».Игры и упражнения на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...

Конспекты занятий по развитию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с легкой формой дизартрии

Представляю конспекты занятий с детьми дошкольного возраста, направленные на развитие выразительности речи детей через театрализованную игру.  Театрализованная игра может стать эффективным средст...

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.

Использование метода наглядного моделирования  в работе по   развитию  речи  детей    старшего   дошкольного  возраста  в условиях работы ло...

Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомство со сказками.

Актуализация знаний -  использовала  мотивация принцип обогащения речевой деятельности...