статья "Использование технологии "синквейн" в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
статья
статья "Использование технологии "синквейн" в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sinkveyn.docx | 512.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Применение технологии «синквейн» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Автор: Коновалова Наталья Николаевна, воспитатель МКДОУ № 303
Психологи и педагоги в настоящее время отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети затрудняются составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное произведение, им трудно выучить наизусть стихотворение.
Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических методик и технологий, которым и является «синквейн». Данный метод позволяет отойти от традиционных форм и методов взаимодействия участников образовательного процесса.
Сочинение «синквейна» - процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей через сочинение собственных нерифмованных стихотворений. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять», что означает – стихотворение из пяти строк, которые строятся по определенным правилам.
На подготовительном этапе мною была проведена работа с детьми и родителями. Для родителей я подготовила памятку «Применение технологии «синквейн» в развитии образной речи детей». Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас, поэтому работа начинается с уточнения и расширения словаря. Параллельно велась активная работа по расширению словарного запаса в различных играх.
С ребятами на начальном этапе обучения технологии «синквейн» я использовала следующие упражнения:
- «Узнай предмет по определению…»,
- «Подбери определения…»,
- «Кто что делает…»,
-«Назови часть целого…».
На следующем этапе мы с ребятами использовали следующие варианты:
- составление нового «синквейна»;
- составление краткого рассказа по готовому «синквейну»;
- составление «синквейна» по прослушанному рассказу;
- коррекция и совершенствование готового «синквейна».
Основные правила составления «синквейна»:
- 1 строка – одно ключевое слово (название, обычно существительное, отражающее главную идею);
- 2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства);
- 3 строка –три слова (глаголы, описывающие действия предмета);
- 4 строка – предложение из четырех слов (фраза, показывающая отношение к теме);
- 5 строка – обобщающее слово (ассоциация, обобщение, обычно существительное).
Синквейны, составленные детьми:
- Собака 1. Дом.
- Красивая, добрая. 2. Большой, прочный.
- Лает, кусает, стережет. 3. Защищает, греет, стоит.
- Собака охраняет своих хозяев. 4. Всем людям нужен дом.
- Домашнее животное (друг). 5. Помещение.
Мною была составлена картотека «синквейнов» с интересными высказываниями детей.
На сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь «синквейна» в постановке правильности и осмысленности речи детей. Составить «синквейн» получается у всех! Его составление похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко.
Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются «синквейны». Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление «синквейна», потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить «синквейн» или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам создания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в «синквейн» станет для них весёлым и занимательным занятием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на основе наблюдений за природой и рассматривание пейзажных картин
Природа окружает ребенка с ранних лет. И.Г. Песталоцци отмечал, что это-источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных, чувственных восприятий к четким понятиям», а познание разли...
«Вместе играем - речь развиваем».Игры и упражнения на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...
Презентация на тему : "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"
Связная речь и ее значение для развития ребенка....
Конспекты занятий по развитию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с легкой формой дизартрии
Представляю конспекты занятий с детьми дошкольного возраста, направленные на развитие выразительности речи детей через театрализованную игру. Театрализованная игра может стать эффективным средст...
Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.
Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы ло...
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста
ИННОВАЦИОННЫЙ ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ...
Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомство со сказками.
Актуализация знаний - использовала мотивация принцип обогащения речевой деятельности...