Статья "Учителя герои"
статья

Хафизова Ксения Александровна

Статья "Учителя герои"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitelya_geroi.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Учителя-герои

Автор: Хафизова К.А.,

Руководитель: Лукина Л.Е.,

 преподаватель,

Выборгский институт(филиал) ЛГУ им. А.С. Пушкина

Кто такой учитель? Это не только тот, кто проверяет тетради, стоит у доски, ведёт урок. Учитель – это герой для своих учеников. Мы решили найти информацию о таких учителях-героях Второй Мировой или Великой Отечественной Войны. Задачи этой работы, исследовать биографию, подвиги учителей-героев; провести беседу с первокурсниками о уважении к учителям.

Одним из самых известных был Януш Корчак. Детство его было тяжёлым, приходилось самому зарабатывать на жизнь. Учёба ему давалась хорошо, и в 15 лет он занялся платным репетиторством. С этого момента у него проявился педагогический талант, он умел найти подход к любому ученику.

Он почувствовал, что нашёл своё призвание. В 18 лет он написал свою первую статью «Гордиев узел», главной мыслью в которой было то, что родители должны сами заниматься воспитание и образованием своих детей, не перекладывая эту роль на нянек и репетиторов.

Вскоре Януш Корчак поступил на медфакультет Варшавского университета.

Писать не бросил, более того написал пьесу «Каким путем?»,о сумасшедшем, губящем свою семью.

Молодой человек оказался успешен сразу в трех областях — он талантливый педагог и писатель, и в этих двух своих сферах деятельности он известен как Януш Корчак, а в медицине он успешный врач Хенрик Гольдшмидт (его настоящее имя).

В 1905 году Хенрика Гольдшмидта призвали на русско-японскую войну в качестве военного медика. На фронте он не только лечил раненых, но и отвлекал их светлыми историями и сказками. В перерывах он изучал педагогику.

В 1910 году Хенрик Гольдшмидт принимает важнейшее решение – он прекращает медицинскую практику и становится директором вновь основанного «Дома сирот» для еврейских детей. Именно в этом заведении он планирует воплотить в жизнь свои педагогические идеи.

Заниматься еврейскими сиротами Корчак стал неслучайно – в Польше положение именно этих детей было наиболее тяжелым.

Благодаря своей известности и популярности, Корчаку удалось привлечь помощь меценатов для строительства своего «Дома». В 1912 году стройка была завершена. Это было уникальное четырехэтажное здание, в котором все устроено для нужд детей, для их воспитания и обучения.

Корчак и его помощница и соратница Стефания Вильчинская в первый год деятельности приюта работали по 16-18 часов в день. Приходилось с трудом преодолеть уличные привычки вчерашних беспризорников, работать с учителями, не готовыми к таким ученикам.

Во главу угла Януш Корчак ставил нравственное воспитание. Его приют одним из первых использовал элементы детского самоуправления. По мнению педагога, приют – это справедливая община, где юные граждане создают собственный парламент, суд и газету. В процессе общего труда они учатся взаимопомощи и справедливости, развивают в себе чувство ответственности.

С началом Первой Мировой войны Януш Корчак вновь оказался на фронте в качестве военного врача. Но среди ужасов войны он начал писать один из своих главных трудов – книгу «Как любить ребенка». Главная мысль, которую выразил педагог в работе –вы не сможете понять ребенка, пока не познаете себя.

По окончании советско-польской войны вернулся в свой «Дом сирот».

Он продолжал экспериментировать – основал газету, где репортерами были дети. Те, кто не умел писать, могли прийти в редакцию и рассказать репортеру о том, что их волновало.

Отношение к евреям в Польше оставалось настолько серьезной проблемой, что Корчак подумывал переехать в Палестину, где укреплялись еврейские поселения. В 1934 году в Палестине Корчак сформулировал пять заповедей воспитания детей:

  1. Любить ребенка вообще, а не только своего собственного.
  2. Наблюдать ребенка.
  3. Не давить на ребенка.
  4. Быть честным с собой, чтобы быть честным с ребенком.
  5. Познать себя, чтобы не воспользоваться преимуществом над беззащитным ребенком.

1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу – началась Вторая Мировая война.  Януш Корчак рвался на фронт, но получил отказ по возрасту. Как врач, он спасал раненых во время бомбардировок, его воспитанники тушили на крышах зажигательные бомбы.

Когда фашисты вошли в Варшаву, для Януша Корчака началась новая борьба – борьба за жизни своих воспитанников. Для нацистов дети евреев были даже не людьми второго сорта, а отбросами, подлежавшими уничтожению. Летом 1940 года, в условиях немецкой оккупации, Корчаку удалось невозможное – он вывез детей в летний лагерь, где они могли хоть на время забыть о творящихся вокруг ужасах.

В 1941 году, в условиях полного отчаяния и очевидно приближающейся гибели Януш Корчак выступил с предложением – создать место, где умирающие от голода и болезней беспризорные дети могли проводить свои последние часы, получая утешение и возможность уйти из жизни достойно. Фактически Януш Корчак предвосхитил идею будущих детских хосписов.

Даже в таких условиях педагог продолжал учить, лечить, воспитывать детей, который фактически уже были обречены. Более того, приют доктора Корчака ставил детские спектакли, что кажется совершенно немыслимым, с учетом того, что его воспитанники от перенесенных страданий еле держались на ногах.

В конце июля 1942 года стало известно, что сироты из приюта Януша Корчака будут депортированы. Точного места назначения не называлось, но это не предвещало ничего хорошего – немцы объявили, что депортации подлежат все «непроизводительные элементы». Педагог сделал последнюю отчаянную попытку спасти подопечных – предложил на базе приюта организовать фабрику по пошиву военной формы, тем самым доказывая, что дети могут быть полезны оккупантам.

6 августа 1942 года 192 ребенка из приюта Корчака были направлены в «лагерь смерти» Треблинка. С ними были два их педагога – Януш Корчак и Стефания Вильчинская, а также еще восемь взрослых.

Педагогический авторитет Януша Корчака был столь велик, что в момент погрузки в вагон к нему подошел один из немецких офицеров, протянув лист бумаги. Всемирно известному педагогу-новатору гитлеровцы дарили жизнь.

Однако Старый Доктор не оставил своих воспитанников в самый страшный час их жизни.

Януш Корчак, Стефания Вильчинская и все дети из их приюта приняли мученическую смерть в газовой камере «лагеря смерти» Треблинка.

Корчак очень известен во всём мире. Но не стоит забывать, что в мире было много таких учителей. Во время блокады, учительница истории Мария Михайловна Шарый создала детский дом «51, для осиротевших детей, родители которых погибли на войне. Также в Беслане было много таких учителей. Например, учитель физкультуры, Иван Константинович Каниди, который спас своих детей, просто спрятав их в малый тренажерный зал. И в наше время происходят такие события, которые заставляют плакать весь мир. В Америке было массовое убийство в начальной школе. Учительница Виктория Сото, спрятала своих учеников в шкафах и тумбочках, а преступнику сказала, что дети в актовом зале.

События происходящие сейчас во всём мире, говорят о том, что надо прививать детям любовь к своей Родине, родным. Дети должны понять , что это обязательно уважать человека который их учит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий, посвящённый Дню Героев Отечества "Гордимся славою героев"

Мероприятие проводилось 9 декабря 2010 года в 1а классе ГОУСОШ №6 Василеостровского района города Санкт-Петербурга, учителем высшей категории Полевой Гульсиной Раисовной. Цель: расширение кругозора...

" Юные герои"(пионеры герои)

Классный час разработан в связи с приближающимся праздником 8 февраля - день юногогероя антифашиста. Классные час разработан вместе с презентацией. В презентеции помещены фотографии  некоторых пи...

герои советского союза -солдаты победы.герои советского союза города тулуна

презентация посвящена георям Советского Союза ВОВ и героям Советского Союза города Тулуна...

"Героями не рождаются, героями становятся" разработка классного часа с презентацией

Цель: познакомить с личностью А. В. Суворова,              рассказом С.П. Алексеева «Медаль» ...