Глоссарий по русскому языку и литературе
материал

Хмелькова Мария Романовна

Содержит в себе определения по русскому языку и литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glossariy.docx98.7 КБ

Предварительный просмотр:

Глоссарий основных грамматических и литературоведческих понятий

1 Раздел. Основные понятия по методике обучения грамоте

Обучение грамоте –  первоначальная ступень обучения русскому языку,  обучение элементарному чтению и письму.

Ещё одни методы обучения грамоте: по языковым единицам: буквенные, звуковые, слоговые, целых слов; по виду деятельности: синтетические, аналитических, аналитико-синтетические.

Модель-схема – графическая модель, которая при помощи условных обозначений отображает составные части целого и их взаимосвязь

Фонематический (речевой) слух – способность различать отдельные звуки речи между собой в речевом потоке
позиционный принцип чтения – принцип чтения с ориентировкой на последующую букву и подготовкой артикуляционного аппарата.

Приёмы работы с новыми звуками: выделение новых звуков, артикуляция новых звуков (подготовка к характеристике), упражнение в слушании новых звуков, обозначение новых звуков буквами
приёмы работы с новыми буквами: обозначение новых звуков буквами, запоминание букв, узнавание букв, различение букв

Фонетика-раздел науки о языке, изучающий звуки речи, интонацию и их характеристику

Графика-раздел науки о языке, изучающий графические обозначения звуков на письме - букв

Орфоэпия-раздел науки о языке, изучающий правильное произношение звуков и ударение в словах

Лексикология-раздел науки о языке, изучающий слова как основную единицу в языке и его словарный состав

Аналитико-синтетический метод-разложение слова на звуки и выделение нужного звука.

Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте- основным приёмом данного метода является анализ и синтез. Основными положениями современного звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте является:

  1. Единицей обучения является звук, обозначаемый определённой буквой.
  2. Основными приёмами обучения является анализ и синтез
  3. Порядок изучения звуков и букв определяется частотностью их определения в речи
  4. Единицей чтения и письма является слог
  5. Последовательность ведение слоговых структур обуславливается их доступностью для чтения, а также частотностью употребления в словах.

Методы обучения грамоте- способ совместной деятельности учителя и обучающегося, направленный на обучение грамоте.

1)Буквослагательный (механическое заучивание букв, их названий, слогов и слов)

2)Слоговой (заучивание всех букв, слогов их двух букв, чтение слов их таких слогов и т.д)

3) Звуковой аналитический (преобладание анализа и зрительных упражнений)

4)Звуковой синтетический (изучение звуков и соответствующих букв, синтетические упражнения)

Позиционный принцип чтения- произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы.

Смысловой анализ текста-  Анализ смысла текста на основе "универсальных смыслов" произведения

Фразеология-раздел науки о языке, изучающий устойчивые словосочетания, цельные по своему значению

Морфемика-раздел науки о языке, изучающий этапы и структуру морфем их отношение друг к другу и к слову в целом

Словообразование-раздел науки о языке, изучающий создание, функционирование, строение и классификацию производных и сложных слов

Орфография- раздел науки о языке, изучающий систему правил написания слов 

Схема модели обучения грамоте-Методика применения схем разработана так, чтобы дети учились осуществлять слого-звуковой и звуко-буквенный анализ на разнообразном, постоянно усложняющемся материале.

Слияние- это сочетание согласного и гласного звука.

Обратный слог- слог, в котором гласный звук стоит перед согласным.

Фонема- звуковая единица языка, служащая для построения словоформ и для различения их звуковых видов

Звук- минимальная нечленимая единица речи, которая является результатом артикуляционной деятельности человека

Гласные звуки – звуки, при произношении которых выдыхаемый воздух не встречает преград

Согласные звуки- звуки, при произношении которых выдыхаемый воздух встречает преграды

Йотированные гласные – гласные, произносимые с помощью двух звуков

Редукция-звуковой закон в области гласных, изменение гласных в зависимости от их позиций в слове, ослабление

Слог- наименьшая единица произнесения слова

Слово-это наименьшая единица речи, самостоятельная структурно-смысловая единица языка.

Твёрдые согласные — согласные, отличающиеся от мягких более низким тембром вследствие отсутствия дополнительной артикуляции, вызывающей палатализацию.

Мягкие согласные — согласные, образующиеся в результате палатализации — дополнительной артикуляции, при которой средняя часть спинки языка сближается с твёрдым нёбом и вся масса языка продвигается вперёд.

Открытый слог- слог, который заканчивается гласным звуком

Закрытый слог – слог, который заканчивается согласным звуком

Ударение- выделение голосом одного из слогов в слове

Фонетическая транскрипция-графическая запись звучания слова с помощью специальных знаков

Речь-проявление функционирование языка, общение происходит по средствам языковых конструкций, содержит определенные правила, формулирование и восприятие. Речь для каждого носителя языка является единой.

Фонетический разбор-характеристика структуры слогов, состава слова, их звуков

Ассимиляция- звуковой закон в области согласных, обозначающий уподобление одного звука другому

Оглушение согласных- замена звонкого звука на парный ему глухой звук

Озвончение согласных- замена глухого звука на парный ему звонкий звук

Сонорные согласные- особые согласные звуки, в образовании которых преобладает голос, а шум минимален

Язык-является сложной знаковой системой, которая применяется в общении.

Редуцированный гласный – гласный, подвергшийся редукции

Этапы обучения грамоте:

  1. Подготовительный (Добукварный- Период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направленно на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к процессу чтения.)
  2. Основной (Букварный- Содержание букварного периода охватывает изучения согласных звуков и их буквенных обозначений, последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; происходит знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков.
  3. Заключительный (Послебукварный-Повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений и текстов.)

2 Раздел. Основные понятия по методике обучения письму.

Названия элементов букв

 короткая наклонная линия
hello_html_7a240c27.png

 короткая наклонная линия с закруглением внизу вправо
hello_html_227dac5.jpghello_html_3839addf.jpg

 короткая наклонная линия с закруглением внизу влево

 короткая линия с закруглением сверху и снизу
hello_html_bc856a1.jpg

 удлиненная наклонная линия
hello_html_m76bbcf84.jpg

 удлиненная наклонная линия с пе́тлей внизу
hello_html_m7c010be.jpg

 удлиненная наклонная линия с пе́тлей вверху
hello_html_4f2b6ee6.jpg

 малый левый полуовал
hello_html_1d6cec05.jpg

 малый правый полуовал
hello_html_m283ade17.jpg

 малый овал
hello_html_m2f4af7e9.png

 удлиненная наклонная линия
hello_html_mf80e286.jpg

 удлиненная наклонная линия с закруглением внизу влево
hello_html_62b45f57.jpg

 удлиненная наклонная линия с закруглением внизу вправо
               верхний элемент букв Г, П, Тhello_html_m1affd078.jpghello_html_m5314193b.jpg


hello_html_m77cbba81.png

 верхний элемент буквы Р

hello_html_m18d2046a.jpg

 большой левый полуовал

большой правый полуовал
hello_html_m25a07605.jpg

большой овал
hello_html_m2c1d8073.png

Письмо (1)-это самостоятельный продуктивный вид речевой деятельности, процесс зашифровки речевых сигналов с помощью графических символов (знаков), при которой информация передаётся на расстоянии.

Письмо (2) – овладение разборчивым аккуратным письмом. Списывание, письмо под диктовку, создание небольших собственных текстов.

Почерк- индивидуальная устойчивая манера письма, которая проявляется специфичной формой, величиной и наклоном букв, сжатостью или растянутостью строк, расстоянием между словами.

Каллиграфия- искусство красивого письма.

Этапы обучения написанию букв:

-Анализ буквы

-Объяснение написания буквы

-Воображаемое письмо

-Списывание с готового образца

-Усвоение правил письма

-Анализ написанной буквы

3 Раздел. Основные понятия по методике обучения литературному чтению

Выразительность речи-умение внятно, убедительно, по возможности сжато выражать свои мысли чувства, умение владеть интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров, действовать на слушателя и читателя.

Дыхание- совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода и удаление из него углекислого газа.

Голос- способность человека издавать звуки при разговоре.

Интонация- повышение и понижение тона голоса при произношении.

Темп- степень быстроты в чтении и разговоре.

Тембр-звуковая окраска, придающие речи те или иные экспрессивно эмоциональные оттенки.

Логическая пауза-дополнительная пауза в речи, способствующая более точной передаче мысли

Психологическая пауза- пауза, которая усиливает, выявляет психологическое значение фразы, отрывка

Детская литература- литература, предназначенная для детей

Детская книга- книга, предназначенная для детей, детского чтения

Детское чтение- произведение, фрагменты из произведений общей литературы, интересные детям

Аллегория- замена отвлеченного понятия конкретным образом.

Гипербола- художественное преувеличение.

Ирония- тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому.

Лирический повтор- повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания.

Метафора- переносное значение слова, основанное на сходстве.

Олицетворение – наделение неживых предметов свойствами живых.

Перифраз- подмена слова схожим по лексическому значению выражением.

Сарказм – язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии.

Сравнение- в сравнении есть и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают.

Эпитет- красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении.

Анафора- повторение слов или сочетания слов в начале предложения или стихотворных строк.

Антитеза- противопоставление.

Градация- расположение слов, выражений по возрастающей или убывающей значимости.

Инверсия – обратный порядок слов.

Композиционный стык – повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.

Оксюморон – сочетание несочетаемых по смыслу слов.

Парцелляция- намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки.

Умолчание- автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чем хотел тот сказать.

Эпифора- одинаковая концовка нескольких предложений.

Аллитерация- повтор согласных, создающих образ.

Фольклор – произведение устного народного творчества.

Колыбельные песни – один из жанров фольклора, предназначенный для убаюкивания детей.

Потешки – это весёлая народная песенка.

Пестушки – один из жанров фольклора, представляющий собой короткий стихотворный приговор, сопровождающий движения младенца в первые годы жизни.

Прибаутки – один из жанров фольклора, имеющий динамично развивающийся сюжет с принципом диалогичности.

Перевёртыши– один из жанров фольклора и видов прибаутки, направленный на формирование у детей правильных представлений о реальности.

Заклички – один из жанров фольклора, относящийся к обрядовым, включающий в себя обращение к объекту клича как к одушевлённому существу.

Чистоговорки – один из жанров фольклора, состоящий из труднопроизносимых слов и носящий шутливый характер.

Скороговорки – один из жанров фольклора, представляющий мы собой короткую фразу с искусственно усложнённой артикуляцией.

Считалка – один из жанров фольклора, состоящий из придуманных слов со строгим соблюдением ритма.

Загадки – один из жанров фольклора, представляющий собой выражение, нуждающееся в разгадке, поэтическое воспроизведение предмета или явления.

Поговорки – один из жанров фольклора, отражающий какое-то явление жизни.

Пословицы – один из жанров фольклора, обобщающий социально-исторический опыт народа и носящий поучительный характер.

Миф – один из жанров фольклора, обозначающий определённые представления о мире, иногда выражающийся в форме песни или танца.

Былина – один из жанров фольклора, предметом которого является историческое прошлое народа.

Сказка – один из жанров фольклора, разнообразный по жанру и носящий развлекательный, воспитательный характер.

Детские анекдоты – один из современных жанров фольклора, передающий схематично и комично взятые из повседневной жизни ситуаций.

Страшилки – один из современных жанров фольклора, носящий характер остро трагического конфликта, развивающегося на противостоянии добра и зла.

Русская народная сказка – эпическое художественное произведение русского народа прозаического, волшебного, авантюрного, бытового характера с установкой на вымысел.

Волшебные (чудесные) сказки – сказка с отражением магии, веры в единство, человеческого и животного миров, в основе лежат мифологические представления и древние обряды.

Сказки о животных – сказки, события которого происходят в нашем мире без чудес, но с элементами невозможного: говорящие звери, которые общаются с людьми.

Кумулятивные (цепевидные) сказки –особый вид сказок о животных, строящийся на цепочке одинаковых сюжетных звеньев, завершающихся внезапно и иногда трагично.

Бытовые сказки – сказки, более тесно связанные с реальностью, чем волшебные; в них герои сталкиваются с трудной задачей, которую нужно разрешить (в них есть несколько типов героев: хитрец, простофиля)

Жанровые особенности:

  • поучительный характер
  • изображение борьбы добра со злом
  • деление персонажей на положительных и отрицательных
  • хороший конец (в большинстве своем)
  • наличие различных вариантов сюжета

Навык чтения- комплекс умений (умение понимать смысл текста, правильно читать слова, выразительно, ориентируясь на знаки препинания, содержание и темп чтения).

Правильность- плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

Осознанность- понимание содержания, смысла читаемого.

Выразительность- способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и своего собственного отношения к нему.

Беглость- скорость/темп чтения, близкий темпу устной разговорной речи и обеспечивающий понимание прочитанного.

Общедидактические принципы-принципы, провозглашенные в качестве обязательных в процессе изучения всех предметных дисциплин.

Частнопредметные- принципы, обязательные в процессе изучения отдельных учебных дисциплин.

Стихотворение – небольшое поэтическое произведение, написанное стихами, структурно объединяющее ритмически организованные строфы с фиксированным на определенных слогах ударением.

Баллада- Небольшое сюжетное стихотворение, с напряженным сюжетом, в основе которого лежит легенда или историческое событие.

Повесть — прозаический жанр, занимающий по объёму текста промежуточное место между романом и рассказом, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.

Рассказ- это процесс устного повествования. В рассказе участвует один, а остальные слушают.

Басня- это короткий рассказ, чаще всего в стихах, носящий поучительный характер, в котором высмеиваются человеческие недостатки. Персонажами чаще всего являются животные и растения, а подразумеваются под ними люди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Личный помощник" Справочник по русскому языку и литературе

"Личный помощник" -  справочник по русскому языку и литературе, содержащий опорные схемы и памятки для учащихся, родителей и студентов.  Весь материал представлен пятью блока...

Неделя русского языка и литературы. Брейн-ринг "Сто вопросов-сто ответов"

Неделя русского языка и литературы. Брейн-ринг. Тема: «Сто вопросов, сто ответов»Цель: Прививать любовь к родному языку, вовлекая ребят ...

Обобщение педагогического опыта. Использование игровых форм обучения на уроках русского языка и литературы в начальной школе.

В статье рассматриваются различные виды игровых форм обучения, которые учитель может использовать в своей практике на уроках русского языка и литературы в начальной школе....

«Формирование орфографического навыка на уроках русского языка и литературы»

       До сегодняшнего дня в нашей стране одним из «больших» мест нашей школы остается недостаточная грамотность учащихся, причина кроется не только в трудностях русск...

«Путешествие на остров Словинск, веселое и опасное». КВН для 2-х классов (неделя русского языка и литературы).

Сценарий мероприятия с презентацией к нему и приложениями в виде раздаточного материала....

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 1 класса УМК «Школа России» Предметная область: русский язык и литература

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 1 класса УМК «Школа России» , рассчитанная на 5 часов в неделю....