Глоссарий по русскому языку и литературе
материал
Содержит в себе определения по русскому языку и литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glossariy.docx | 98.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Глоссарий основных грамматических и литературоведческих понятий
1 Раздел. Основные понятия по методике обучения грамоте
Обучение грамоте – первоначальная ступень обучения русскому языку, обучение элементарному чтению и письму.
Ещё одни методы обучения грамоте: по языковым единицам: буквенные, звуковые, слоговые, целых слов; по виду деятельности: синтетические, аналитических, аналитико-синтетические.
Модель-схема – графическая модель, которая при помощи условных обозначений отображает составные части целого и их взаимосвязь
Фонематический (речевой) слух – способность различать отдельные звуки речи между собой в речевом потоке
позиционный принцип чтения – принцип чтения с ориентировкой на последующую букву и подготовкой артикуляционного аппарата.
Приёмы работы с новыми звуками: выделение новых звуков, артикуляция новых звуков (подготовка к характеристике), упражнение в слушании новых звуков, обозначение новых звуков буквами
приёмы работы с новыми буквами: обозначение новых звуков буквами, запоминание букв, узнавание букв, различение букв
Фонетика-раздел науки о языке, изучающий звуки речи, интонацию и их характеристику
Графика-раздел науки о языке, изучающий графические обозначения звуков на письме - букв
Орфоэпия-раздел науки о языке, изучающий правильное произношение звуков и ударение в словах
Лексикология-раздел науки о языке, изучающий слова как основную единицу в языке и его словарный состав
Аналитико-синтетический метод-разложение слова на звуки и выделение нужного звука.
Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте- основным приёмом данного метода является анализ и синтез. Основными положениями современного звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте является:
- Единицей обучения является звук, обозначаемый определённой буквой.
- Основными приёмами обучения является анализ и синтез
- Порядок изучения звуков и букв определяется частотностью их определения в речи
- Единицей чтения и письма является слог
- Последовательность ведение слоговых структур обуславливается их доступностью для чтения, а также частотностью употребления в словах.
Методы обучения грамоте- способ совместной деятельности учителя и обучающегося, направленный на обучение грамоте.
1)Буквослагательный (механическое заучивание букв, их названий, слогов и слов)
2)Слоговой (заучивание всех букв, слогов их двух букв, чтение слов их таких слогов и т.д)
3) Звуковой аналитический (преобладание анализа и зрительных упражнений)
4)Звуковой синтетический (изучение звуков и соответствующих букв, синтетические упражнения)
Позиционный принцип чтения- произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы.
Смысловой анализ текста- Анализ смысла текста на основе "универсальных смыслов" произведения
Фразеология-раздел науки о языке, изучающий устойчивые словосочетания, цельные по своему значению
Морфемика-раздел науки о языке, изучающий этапы и структуру морфем их отношение друг к другу и к слову в целом
Словообразование-раздел науки о языке, изучающий создание, функционирование, строение и классификацию производных и сложных слов
Орфография- раздел науки о языке, изучающий систему правил написания слов
Схема модели обучения грамоте-Методика применения схем разработана так, чтобы дети учились осуществлять слого-звуковой и звуко-буквенный анализ на разнообразном, постоянно усложняющемся материале.
Слияние- это сочетание согласного и гласного звука.
Обратный слог- слог, в котором гласный звук стоит перед согласным.
Фонема- звуковая единица языка, служащая для построения словоформ и для различения их звуковых видов
Звук- минимальная нечленимая единица речи, которая является результатом артикуляционной деятельности человека
Гласные звуки – звуки, при произношении которых выдыхаемый воздух не встречает преград
Согласные звуки- звуки, при произношении которых выдыхаемый воздух встречает преграды
Йотированные гласные – гласные, произносимые с помощью двух звуков
Редукция-звуковой закон в области гласных, изменение гласных в зависимости от их позиций в слове, ослабление
Слог- наименьшая единица произнесения слова
Слово-это наименьшая единица речи, самостоятельная структурно-смысловая единица языка.
Твёрдые согласные — согласные, отличающиеся от мягких более низким тембром вследствие отсутствия дополнительной артикуляции, вызывающей палатализацию.
Мягкие согласные — согласные, образующиеся в результате палатализации — дополнительной артикуляции, при которой средняя часть спинки языка сближается с твёрдым нёбом и вся масса языка продвигается вперёд.
Открытый слог- слог, который заканчивается гласным звуком
Закрытый слог – слог, который заканчивается согласным звуком
Ударение- выделение голосом одного из слогов в слове
Фонетическая транскрипция-графическая запись звучания слова с помощью специальных знаков
Речь-проявление функционирование языка, общение происходит по средствам языковых конструкций, содержит определенные правила, формулирование и восприятие. Речь для каждого носителя языка является единой.
Фонетический разбор-характеристика структуры слогов, состава слова, их звуков
Ассимиляция- звуковой закон в области согласных, обозначающий уподобление одного звука другому
Оглушение согласных- замена звонкого звука на парный ему глухой звук
Озвончение согласных- замена глухого звука на парный ему звонкий звук
Сонорные согласные- особые согласные звуки, в образовании которых преобладает голос, а шум минимален
Язык-является сложной знаковой системой, которая применяется в общении.
Редуцированный гласный – гласный, подвергшийся редукции
Этапы обучения грамоте:
- Подготовительный (Добукварный- Период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направленно на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к процессу чтения.)
- Основной (Букварный- Содержание букварного периода охватывает изучения согласных звуков и их буквенных обозначений, последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; происходит знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков.
- Заключительный (Послебукварный-Повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений и текстов.)
2 Раздел. Основные понятия по методике обучения письму.
Названия элементов букв
короткая наклонная линия
короткая наклонная линия с закруглением внизу вправо
короткая наклонная линия с закруглением внизу влево
короткая линия с закруглением сверху и снизу
удлиненная наклонная линия
удлиненная наклонная линия с пе́тлей внизу
удлиненная наклонная линия с пе́тлей вверху
малый левый полуовал
малый правый полуовал
малый овал
удлиненная наклонная линия
удлиненная наклонная линия с закруглением внизу влево
удлиненная наклонная линия с закруглением внизу вправо
верхний элемент букв Г, П, Т
верхний элемент буквы Р
большой левый полуовал
большой правый полуовал
большой овал
Письмо (1)-это самостоятельный продуктивный вид речевой деятельности, процесс зашифровки речевых сигналов с помощью графических символов (знаков), при которой информация передаётся на расстоянии.
Письмо (2) – овладение разборчивым аккуратным письмом. Списывание, письмо под диктовку, создание небольших собственных текстов.
Почерк- индивидуальная устойчивая манера письма, которая проявляется специфичной формой, величиной и наклоном букв, сжатостью или растянутостью строк, расстоянием между словами.
Каллиграфия- искусство красивого письма.
Этапы обучения написанию букв:
-Анализ буквы
-Объяснение написания буквы
-Воображаемое письмо
-Списывание с готового образца
-Усвоение правил письма
-Анализ написанной буквы
3 Раздел. Основные понятия по методике обучения литературному чтению
Выразительность речи-умение внятно, убедительно, по возможности сжато выражать свои мысли чувства, умение владеть интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров, действовать на слушателя и читателя.
Дыхание- совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода и удаление из него углекислого газа.
Голос- способность человека издавать звуки при разговоре.
Интонация- повышение и понижение тона голоса при произношении.
Темп- степень быстроты в чтении и разговоре.
Тембр-звуковая окраска, придающие речи те или иные экспрессивно эмоциональные оттенки.
Логическая пауза-дополнительная пауза в речи, способствующая более точной передаче мысли
Психологическая пауза- пауза, которая усиливает, выявляет психологическое значение фразы, отрывка
Детская литература- литература, предназначенная для детей
Детская книга- книга, предназначенная для детей, детского чтения
Детское чтение- произведение, фрагменты из произведений общей литературы, интересные детям
Аллегория- замена отвлеченного понятия конкретным образом.
Гипербола- художественное преувеличение.
Ирония- тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому.
Лирический повтор- повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания.
Метафора- переносное значение слова, основанное на сходстве.
Олицетворение – наделение неживых предметов свойствами живых.
Перифраз- подмена слова схожим по лексическому значению выражением.
Сарказм – язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии.
Сравнение- в сравнении есть и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают.
Эпитет- красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении.
Анафора- повторение слов или сочетания слов в начале предложения или стихотворных строк.
Антитеза- противопоставление.
Градация- расположение слов, выражений по возрастающей или убывающей значимости.
Инверсия – обратный порядок слов.
Композиционный стык – повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.
Оксюморон – сочетание несочетаемых по смыслу слов.
Парцелляция- намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки.
Умолчание- автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чем хотел тот сказать.
Эпифора- одинаковая концовка нескольких предложений.
Аллитерация- повтор согласных, создающих образ.
Фольклор – произведение устного народного творчества.
Колыбельные песни – один из жанров фольклора, предназначенный для убаюкивания детей.
Потешки – это весёлая народная песенка.
Пестушки – один из жанров фольклора, представляющий собой короткий стихотворный приговор, сопровождающий движения младенца в первые годы жизни.
Прибаутки – один из жанров фольклора, имеющий динамично развивающийся сюжет с принципом диалогичности.
Перевёртыши– один из жанров фольклора и видов прибаутки, направленный на формирование у детей правильных представлений о реальности.
Заклички – один из жанров фольклора, относящийся к обрядовым, включающий в себя обращение к объекту клича как к одушевлённому существу.
Чистоговорки – один из жанров фольклора, состоящий из труднопроизносимых слов и носящий шутливый характер.
Скороговорки – один из жанров фольклора, представляющий мы собой короткую фразу с искусственно усложнённой артикуляцией.
Считалка – один из жанров фольклора, состоящий из придуманных слов со строгим соблюдением ритма.
Загадки – один из жанров фольклора, представляющий собой выражение, нуждающееся в разгадке, поэтическое воспроизведение предмета или явления.
Поговорки – один из жанров фольклора, отражающий какое-то явление жизни.
Пословицы – один из жанров фольклора, обобщающий социально-исторический опыт народа и носящий поучительный характер.
Миф – один из жанров фольклора, обозначающий определённые представления о мире, иногда выражающийся в форме песни или танца.
Былина – один из жанров фольклора, предметом которого является историческое прошлое народа.
Сказка – один из жанров фольклора, разнообразный по жанру и носящий развлекательный, воспитательный характер.
Детские анекдоты – один из современных жанров фольклора, передающий схематично и комично взятые из повседневной жизни ситуаций.
Страшилки – один из современных жанров фольклора, носящий характер остро трагического конфликта, развивающегося на противостоянии добра и зла.
Русская народная сказка – эпическое художественное произведение русского народа прозаического, волшебного, авантюрного, бытового характера с установкой на вымысел.
Волшебные (чудесные) сказки – сказка с отражением магии, веры в единство, человеческого и животного миров, в основе лежат мифологические представления и древние обряды.
Сказки о животных – сказки, события которого происходят в нашем мире без чудес, но с элементами невозможного: говорящие звери, которые общаются с людьми.
Кумулятивные (цепевидные) сказки –особый вид сказок о животных, строящийся на цепочке одинаковых сюжетных звеньев, завершающихся внезапно и иногда трагично.
Бытовые сказки – сказки, более тесно связанные с реальностью, чем волшебные; в них герои сталкиваются с трудной задачей, которую нужно разрешить (в них есть несколько типов героев: хитрец, простофиля)
Жанровые особенности:
- поучительный характер
- изображение борьбы добра со злом
- деление персонажей на положительных и отрицательных
- хороший конец (в большинстве своем)
- наличие различных вариантов сюжета
Навык чтения- комплекс умений (умение понимать смысл текста, правильно читать слова, выразительно, ориентируясь на знаки препинания, содержание и темп чтения).
Правильность- плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.
Осознанность- понимание содержания, смысла читаемого.
Выразительность- способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и своего собственного отношения к нему.
Беглость- скорость/темп чтения, близкий темпу устной разговорной речи и обеспечивающий понимание прочитанного.
Общедидактические принципы-принципы, провозглашенные в качестве обязательных в процессе изучения всех предметных дисциплин.
Частнопредметные- принципы, обязательные в процессе изучения отдельных учебных дисциплин.
Стихотворение – небольшое поэтическое произведение, написанное стихами, структурно объединяющее ритмически организованные строфы с фиксированным на определенных слогах ударением.
Баллада- Небольшое сюжетное стихотворение, с напряженным сюжетом, в основе которого лежит легенда или историческое событие.
Повесть — прозаический жанр, занимающий по объёму текста промежуточное место между романом и рассказом, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.
Рассказ- это процесс устного повествования. В рассказе участвует один, а остальные слушают.
Басня- это короткий рассказ, чаще всего в стихах, носящий поучительный характер, в котором высмеиваются человеческие недостатки. Персонажами чаще всего являются животные и растения, а подразумеваются под ними люди.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Личный помощник" Справочник по русскому языку и литературе
"Личный помощник" - справочник по русскому языку и литературе, содержащий опорные схемы и памятки для учащихся, родителей и студентов. Весь материал представлен пятью блока...
Неделя русского языка и литературы. Брейн-ринг "Сто вопросов-сто ответов"
Неделя русского языка и литературы. Брейн-ринг. Тема: «Сто вопросов, сто ответов»Цель: Прививать любовь к родному языку, вовлекая ребят ...
Обобщение педагогического опыта. Использование игровых форм обучения на уроках русского языка и литературы в начальной школе.
В статье рассматриваются различные виды игровых форм обучения, которые учитель может использовать в своей практике на уроках русского языка и литературы в начальной школе....
«Формирование орфографического навыка на уроках русского языка и литературы»
До сегодняшнего дня в нашей стране одним из «больших» мест нашей школы остается недостаточная грамотность учащихся, причина кроется не только в трудностях русск...
«Путешествие на остров Словинск, веселое и опасное». КВН для 2-х классов (неделя русского языка и литературы).
Сценарий мероприятия с презентацией к нему и приложениями в виде раздаточного материала....
Рабочие программы по предметам "Родной русский язык" и "Литература на родном (русском) языке"
Рабочие программы по курсам для начальной школы...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 1 класса УМК «Школа России» Предметная область: русский язык и литература
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 1 класса УМК «Школа России» , рассчитанная на 5 часов в неделю....