Активные методы обучения
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Милык Ирина Николаевна
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Активные методы обучения26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Этап 3 «Формирование ожиданий/образовательных эффектов»

МЕТОД «ДИАГРАММА» (АВТОРСКИЙ)

Цель: выяснить ожидания и опасения обучающихся.

Время: 10 мин

Материалы: подготовить материалы (на листах разного цвета – розовый - ожидания, желтый - опасения). Красочные коробки - урны, ПК, проектор, экран.

Технология проведения:

Модератор предлагает обучающимся подумать о своих ожиданиях и опасениях при изучении этой темы.

- Дорогие коллеги, перед началом любого нового дела мы все ожидаем  чего- то нового, радостного, хорошего. Мы - полны оптимизма! Но есть сомнения и опасения. Выяснение возможных опасений обучающихся очень важно для создания безопасной, психологически комфортной обстановки в классе, школе. Озвучивание и проговаривание опасений сейчас практически не встречается в школе, однако педагогическое значение этого метода очень велико.

«Спасенье в том, чтобы сделать первый шаг. Еще один шаг. С него-то все и начинается заново». Антуан де Сент-Экзюпери.

- Мы предлагаем построить диаграмму ваших опасений и ожиданий. Из предложенных вариантов вы можете выбрать опасения и ожидания, которые соответствуют вашим. На белых карточках вы можете написать свой собственный вариант. Итак, приступаем к работе.  

После голосования избирательная комиссия подводит итоги, группирует все ожидания и опасения (при разных окрасах листов это сделать будет легче), называет наиболее типичные.

Модератор организует обсуждение результатов голосования.

Обучающиеся обсуждают, каким образом можно достичь ожиданий и как избежать опасений.

Вывод:

- Из данной диаграммы хорошо видны ваши ожидания и опасения. А мы постараемся оправдать ожидания и развеять сомнения. В заключение семинара мы ещё раз к ним вернёмся.

Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода):

это упражнение поможет участникам подойти к своим ожиданиям и опасениям более осмысленно и ответственно, научиться учитывать и продуктивно использовать свое внутреннее опасение, которое неизбежно возникает при освоении нового.

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Этап 3 «Формирование ожиданий/образовательных эффектов»

МЕТОД «СЕМАФОР» (АВТОРСКИЙ)

Цель: формулирование ожиданий и опасений обучающихся (планирование личностного смысла урока и формирование безопасной образовательной среды)

Время: 6-7 мин

Материалы: Канцелярские товары для оформления, красные и зелёные прямоугольники.

Предварительная подготовка:

Оформление модели семафора, цветные прямоугольники.

Технология проведения:

Модератор предлагает участникам ОМ определить свои ожидания и опасения и оформить на модели семафора.

- Не знаю как вы, а я очень люблю путешествовать. Ведь это так интересно, что там, за поворотом ….

Для безопасности на железной дороге устанавливают сигнальные устройства. Например, семафоры. Это устройство в виде мачты с установленными на ней крыльями, которые подают сигналы, разрешая или запрещая движение.

Занятому пути соответствует красный цвет и опущенное крыло. Свободному – зелёное и поднятое.

С 1950х семафоры почти вытеснены светофорами и сохранились только на малонапряжённых линиях в некоторых странах. И у нас тоже.

- Вам необходимо на красных прямоугольниках написать свои опасения, а на зелёных – ожидания и разместить на семафоре.

После размещения  на семафоре опасений и ожиданий участниками семинара модератор подводит итог, двигая стрелки и делая общий вывод.

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Этап 3 «Формирование ожиданий/образовательных эффектов»

МЕТОД «ЗЕРКАЛО ДУШИ» (АВТОРСКИЙ)

Цель: Выяснение ожиданий и опасений участников во время работы на семинаре.

Задачи:

1. Определить   эмоциональное настроение участников.

2. Сосредоточится на том, что хочет получить от семинара каждый его участник.

3. Выявить, какие опасения имеют участники на данный момент.

Время: 10 мин

Материалы: Зеркало

Предварительная подготовка: не требуется

Технология проведения:

У модератора в руках зеркало.

-Зеркало – это всегда отражение. Оно отражает нас, наши эмоции, страхи и настроение. А ещё им можно играть в солнечных зайчиков. И они тоже будут разные в зависимости от нашего настроения…

Модератор предлагает в группах обсудить опасения и ожидания от образовательного мероприятия, а затем, передавая от группы к группе зеркало, озвучить их. (Перед тем как передать зеркало, модератор озвучивает свои опасения и ожидания).

Мы предлагаем в группах обсудить опасения и ожидания от образовательного мероприятия, а затем, передавая от группы к группе зеркало, озвучить их. И, так, начинаем!!!

(После того, как последний участник озвучит свои опасения и ожидания, модератор озвучивает свои опасения и ожидания).

Модератор: Мы,  модераторы, опасаемся, что по окончании обучения, вы забудете о технологии АМО!

- Но все-таки надеемся, что  наши встречи останутся в вашей памяти и ту атмосферу, в которой проходили наши семинары, вы перенесете на свои уроки и это вдохновит вас на создание активных методов обучения для вовлечения ваших учащихся в деятельность!!!!

 

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Этап 1 «Подведение итогов (рефлексия)»

МЕТОД «ЛИЦЕНЗИЯ НА ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ» (АДАПТИРОВАННЫЙ)

Цель: получить эмоциональную и содержательную оценку  процесса и результатов обучения в рамках семинара.

Задачи:

1. Дать возможность каждому участнику осмыслить результат своей деятельности в рамках семинара.

2. Организовать взаимную оценку и самооценку деятельности групп.

Время: 5 мин

Материалы: Бланки лицензии для каждого участника, ручки, бумага.

Предварительная подготовка: Подготовить бланки лицензии для каждого участника ОМ.

Технология проведения:

- Мы переходим с вами к третьей фазе ОМ! Вспомните, как она называется,  из каких этапов состоит!?

- Мы так много уделяли внимания этой фазе на наших семинарах! Она присутствует и на традиционных уроках.

- Девиз стандартов нового поколения, да и модернизации образования в целом  – учеба через всю жизнь! В определенные периоды жизни мы учимся много и быстро, продвигаясь вперед большими шагами. Затем наступает время применения полученных знаний, иногда – время кажущегося застоя. Содержание того, чему мы учимся, зависит от нашего возраста и уровня развития. Прислушиваясь к себе, мы можем выбрать, чему учиться, понять, что подходит нам больше всего, что соответствует нашей жизненной ситуации и логике нашего внутреннего развития. И вот, пришло время подведения  итогов!

Модератор предлагает письменно ответить на вопросы, озвучить их.

 - Соответствует ли мое желание освоить технологию АМО  моим педагогическим  целям?

- Соответствует ли желание требованиям сегодняшнего времени?

-  Какие приобретенные знания  помогут вам справиться с проблемами введения новых стандартов образования?

Затем модератор делает вывод и торжественно вручает лицензии на применение знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Без хорошо продуманных форм и методов обучения трудно организовать усвоение материала. Вот некоторые из методов, используемые в начальных классах....

"Кейс-метод - активный метод обучения"

В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования  в школы России происходит внедрение  новых методов обучения. Один из них - кейс- метод, метод активного, эвристичес...

«Кейс - метод – активный метод обучения»

Реализация  системно-деятельностного подхода, как основного в ФГОС, на основе кейс-метода....

: «Активные методы обучения математики как средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении».

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

Методическое пособие "РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ"

Пособие  посвящено разработке и применению в учебном процессе активных  методов   обучения (АМО). Приведена классификация АМО, даны конспекты по применению АМО на уроках математики...