КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2022"
материал

Слободина Татьяна Леонидовна

Материалы к конкурсу "Учитель года 2022"

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://disk.yandex.ru/i/8wle6H5dCgr1kA 



Предварительный просмотр:

Открытый урок окружающего мира в 4 классе 2022 год

Данный урок включён в раздел

«Страницы  истории России»-часть 2.

Тема урока: «Князь Владимир и крещение Руси»

Тип урока: открытие нового знания, урок-путешествие

Подготовила и провела

 учитель начальных классов,

первой квалификационной категории

 Слободина Татьяна Леонидовна,

Цель урока:

- Формирование представлений обучающихся о князе Владимире и о крещении Руси.

Задачи урока:

  1. образовательные:

- Рассказать учащимся о князе Владимире;

- Познакомить учащихся с событием  крещение Руси;

- Раскрыть значение крещения Руси.

    2. Воспитательные:

       -  Воспитывать интерес к истории Руси;

         - Воспитывать любовь к Родине;

       - Формировать интерес к предмету.

  1. Развивающие:

- Развивать устную речь, логическое мышление, память, воображение и  фантазию;

- расширить кругозор;

- развивать умение делать выводы и обобщать.

Планируемые результаты:

 Предметные:

- знать, временные рамки принятия христианства, основателя и значение принятия христианства;

- уметь объяснять понятие крещение;

 - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Метапредметные:  

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

а) Познавательные УУД:

– определять связь между новой информацией и знакомой;

– понимать вопросы и задания;

– выдвигать гипотезы;

– применять новые знания в практической деятельности.

б) Коммуникативные УУД

– вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе;

– выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникаций;

– умение отстаивать свою точку зрения.

в) Регулятивные УУД

– понимать учебную задачу;

– осуществлять решение учебной задачи в сотрудничестве с учителем;

– определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

– отвечать на итоговые вопросы урока, оценивать свои достижения.

Личностные:

- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения;

- формировать умения адекватно оценивать свою работу;

– проявлять интерес к новому содержанию урока.

Оборудование: учебник по окружающему миру Плешакова А. А. 4 класс, презентация, раздаточный материал

Этап урока.

Методы и приемы

Время

Деятельность учителя. Содержание

Деятельность учеников

УУД

1.

Организационный момент.

2 мин

Добрый день, ребята! (Слайд 1)

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы?  (дети - Все готовы!)

Мы, сейчас, не отдыхаем,

(Дети- Мы, работать начинаем)

 -Сегодня на уроке у нас много гостей. Давайте, поприветствуем их. (Приветствуют гостей)

(Слайд 2)

- Я попрошу вас охарактеризовать свое настроение в начале нашего урока. На карточках обведите тот смайлик, который   соответствует  вашему настроению.

Садятся на места, готовят рабочие место.

Р: рациональное размещение на рабочем месте учебников, тетрадей.

2.

Актуализация знаний.

Метод: словесный.

Прием: объяснение, беседа.

8 мин

1.Проверка домашнего задания

Проверочное тестирование. Ответы на доске после выполнения работы.

2. Определение темы урока.

1. Итак, начнем с проверки Д/з. На ваших партах лежат листочки. В первой колонке написаны номера вопросов, во второй колонке вы будете ставить ответ в виде знаков «+» и «-« Итак, я читаю утверждение, а вы со мной соглашаетесь или нет, если соглашаетесь, то ставите « +», если нет, то «-«

  1. Русские, украинцы и белорусы произошли от восточных славян?(+)
  2. Древние славяне жили в одиночку или нет? (-)
  3. Древние славяне строили свои дома из кирпича? (-)
  4. Столицей Руси был Киев? (+)
  5. Правили Русью богатыри?(-)
  6. Варяги – это жители севера Европы? (+)
  7. Жители Византии – это греки? (+)
  8. Город Новгород возник на берегу Днепра? (-)

Оценка «5» - 0 ошибок

Оценка «4» 1-2 ошибки

Оценка «3»  3-4 ошибки

Оценка «2» 5 и более ошибок

(Слайд 3) Побудьте в роли учителя и проверьте себя.

- Правильные ответы обведите в кружок. Посчитайте, сколько кружочков и поставьте соответствующую оценку. Подпишите свой листок. Отложите его в сторону.

2. Введение в новую тему: (Слайд 4)

-Ребята, посмотрите на слайд. На нем вы увидите известных вам героев . Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич и Владимир Святославович. Скажите, пожалуйста, кто из представленных героев здесь лишний и почему? (Владимир Святославович)

- Послушайте стихотворение о Владимире. (Слайд 5)

Честь тебе, Владимир славный,
Русь крестивший в свете дней,
Красным Солнышком прозванный
За любовь к земле своей!
Это ты в родных сторонах
Христианства поднял стяг,
И Руси теперь крещеной
Никакой не страшен враг!

- Ребята, что вы узнали из этого стихотворения?

- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока:  «Князь Владимир и крещение Руси» (Слайд 6)

- Какую цель поставим на уроке исходя из темы? (Слайд 7)

Цель: Узнать о князе Владимире.  Когда, как и где  проходило крещение Руси. Значение крещения Руси.

Отвечают по домашнему заданию, слушают учителя.

П: определение темы урока; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

К.: оформляет свою мысль в устной речи;

3.

Изучение нового материала.

Метод: словесный, работа с книгой, видео – метод, наглядный.

Прием: рассказ, чтение, беглый просмотр, упражнения, демонстрация. Первичное закрепление знаний во внешней речи

25 мин

- Сегодня мы совершим путешествие во времени. Мы вернёмся на 1000 лет назад  в то время, когда жил князь  Владимир.

В ходе путешествия мы с вами побываем в гостях у Князя Владимира, познакомимся с Русью языческой, узнаем как проходило крещение  и конечно же поговорим о значении крещения Руси.

На партах у вас лежит карта  нашего путешествия! Давайте с ней познакомимся (Слайд 8)

  1. Первая станция «Русь языческая»
  2. Вторая станция « Князь Владимир»
  3. Третья станция «Крещение Руси»

Вы готовы к путешествию? ( Готовы!)

Тогда начинаем, первая станция  Русь языческая( Слайд 9)

В далёкие времена мир для русского человека был полным тайн. Древние славяне никогда не оставались одни, потому что, где бы они не находились, их всегда сопровождали добрые и не очень боги и духи. Верили они во множество богов – такая вера называется язычество.

(Доклады детей. Дети поочерёдно рассказывают о языческих богах древних славян).(Слайд 9)

Сварог – верховный владыка Вселенной, родоначальник богов. Он олицетворял собой небо, был отцом солнца и огня. Большинство славянских богов – дети Сварога.

Даждьбог - сын Сварога, бог солнца. Как только поднималось солнышко, славяне говорили, что это сам Даждьбог по небу на чудесной колеснице едет. Славяне верили, что солнце всё видит: и хорошие поступки, и плохие. 

Стрибог – царь ветров. Все ветры называли его внуками. Они выпускали из открытого рта вихри, вьюги и метели. У древних славян ветер был всемогущ. Об этом рассказывается в сказках и былинах.

Белбог - бог примирения и согласия, дружбы и искренности, добра, удачи, счастья и блага, а также покровитель искусств и торговли. Ему приносятся жертвы в виде веселья, игр и радостного пированья. 

Святобор - верховный владыка лесной. Горе охотнику, убившему олениху с детенышем: рано или поздно Святобор ему отомстит. Горе рыбаку, что ловит рыбу, когда она нерестится: всё равно его ждет грозная расплата.

Итак, что мы узнали,  побывав на этой станции?:

- В древние времена Русь была какой? - языческой;

- В каких богов верили древние славяне? (Славяне верили во множество богов: Сварог, Белбог и т.д.)

Поставьте на своей карте путешествия отметку о  посещении этой станции.

Давайте, ребята, посмотрим в карту нашего путешествия. Куда мы теперь отправимся?  Прочитайте (2 станция князь Владимир)

(Слайд 10)

  Владимир Святославович  был третьим сыном князя Святослава и простой служанки.
Родился Владимир в
960 году. В 970 году, ещё ребёнком, он получил в удел Великий Новгород. А с 980 года он начал  княжить  в Киеве.

(Выходит князь Владимир и рассказывает о себе – обучающийся Русинов Сергей) (Слайд 11)

Я Владимир  был умелым воином и мудрым правителем. Я  превратил Русь  в огромную державу, и за мои  великие дела меня стали называть  Владимиром Красным Солнышком.  

Трудно мне было управлять такой державой. Самой опасной была южная граница Руси: с юга Руси грозили враги. И к югу от Киева я поставил богатырские заставы. Одним из моих дружинников и помощников был  Илья Муромец.

Мы были язычниками и верили в помощь наших богов, но эти боги нам не помогали…

Итак, что мы узнали, побывав на этой станции?:

- Когда родился князь Владимир?

- С какого года он жил в Новгороде?

- Когда стал княжить в Киеве?

- Каким был Владимир правителем?

- Как стали называть Владимира за его дела?

- Кто был дружинником Владимира?

- В каких богов верил Владимир?

- Помогали ему языческие боги?

Поставьте на своей карте путешествия отметку о  посещении этой станции.

Физминутка (Слайд 12)

Снова, ребята, обратимся  к карте нашего путешествия. Куда мы теперь отправимся?  Прочитайте (3 станция крещение Руси)

(Слайд 13)

Сообщение учителя:

Усердно служил языческим богам князь Владимир, ставил много идолов, приносил им жертвы. Но скоро взяло его раздумье, и он понял, что славянские идолы это только куски камня и дерева и начал искать новую, правильную веру для себя и для своего народа.

Сейчас мы с вами узнаем,  какую же веру Князь Владимир выбрал для славян. Для этого переверните карту путешествия. Вы увидите отрывок из «Повести временных лет». В нем говорится о том, как князь Владимир выбирал веру для Руси. Давайте почитаем и послушаем. (Слайд 14)

  1. Пришли к Владимиру вначале посланники того народа, что поклоняется пророку Мухаммеду. Веру свою они называют мусульманством.  Рассказали князю послы, что по их вере, Бога надо почитать, свинины не есть, вина не пить, чтобы в раю начать жить в свое удовольствие. Послушал их Владимир, ничего не сказал, а сам решил: «Что ж это за радости после смерти? Лучше жизнь в веселье прожить». (Слайд 15)
  2. Затем обратились к Владимиру те, кого называли на Руси немцами за то, что их языка не понимали, то есть католики. Однако не понравились и они Владимиру: слишком много строгости было в их рассказе, не столько они свою веру хвалили, сколько русских языческих богов ругали. (слайд 16)
  3. После прибыли к киевскому князю хазарские евреи. Спросил их князь: «А где земля ваша?». Заплакали евреи и поведали, что прогневался на них Бог и расселил их народ по всему свету. Опечалился такому ответу Владимир, ибо не хотел он Русь по миру пустить. (Слайд 17)
  4. В конце концов пришел к Владимиру мудрец греческий, что о православной вере рассказывал. Пуще всех речей князю его слова понравились, все тут для Руси подходило. Но не сразу решился на эту веру Владимир. Собрал он свою дружину верную, бояр и купцов и так им наказал: «Поезжайте-ка вы в разные земли и сами все посмотрите, а после вернетесь и доложите, кто как веру свою соблюдает и Бога чтит».

Отправились десять лучших мужей по свету ровно через год воротились обратно. О мусульманах сказали бояре, что «нет в них веселия, а от того и закон их не добр».

 О католиках – «красоты не видели никакой».

Лишь православие понравилось боярам: и веселье в нем есть, и радость, и красота. А еще любит православный люд пиры и праздники, именно такие, как при дворе князя Владимира устраивают. 

Итак, Князю Владимиру больше всего понравилось христианство, о котором ему говорили греческие монахи. И Князь Владимир решил принять христианство. (слайд 18)

1.А в каком году произошло крещение Руси? Пришло время вам поработать самостоятельно и найти данную информацию в учебнике.( стр. 27-28 прочитайте) (слайд 19)

2. Как князь Владимир принял обряд крещения? (стр.27-28 -прочитайте) (слайд 20)

3.  Как происходило крещение жителей города? (стр.27-28 -прочитайте) (слайд 20)

4. Какие изменения произошли на Руси с приходом христианства? ( стр. 28 прочитайте) (слайд 21)

Поставьте на своей карте путешествия отметку о  посещении этой станции.

Слушают учителя, слушают докладчиков, работают с учебником, работа с картой

П.: умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы;

К.: оформляет свою мысль в устной речи;

К.: обосновывает высказанное суждение;

4.

 Закрепление знаний.

Работа в парах.

Рефлексия содержания материала  на этапе подведения  итогов.

Метод: словесный.

Прием: беседа.

8 мин

А теперь, ребята, вам предстоит поработать в паре. На каждой парте лежит конверт с  заданием. Вам необходимо прочитать и письменно ответить на вопросы к нему.

Все готовы, тогда, напишите ответ, положите работу в конверт, напишите свои фамилии на конверте и передайте на первую парту.

Пришло время сделать выводы по нашему уроку:

  1. Ребята, что нового вы сегодня узнали?
  2. Что было особенно интересным?
  3. Что понравилось больше всего?
  4. Какие открытия на уроке вы для себя сделали?
  5. Что было самым трудным?
  6.  Что на уроке вас удивило?

Выполняют письменное задание.

Отвечают на вопросы

К.: умение слушать и вступать в диалог;

К.: продуктивное взаимодействие  и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

5.

Рефлексия

2 мин

 (Слайд 22)А теперь возьмите карточку и посмотрите на настроение в начале урока и охарактеризуйте своё настроение на данный момент. Обведите соответствующий смайлик.

Передайте листочек на первую парту.

Вот и подошел наш урок к концу, все большое спасибо за работу на уроке!

Пришло время записать в дневник домашнее задание: стр. 27-28 читать, отвечать на вопросы после параграфа.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Начало урока у меня…

Слайд 2

Проверим ! Номер вопроса Ответ 1. + 2. - 3. - 4. + 5. - 6. + 7. + 8. - Оценка «5» – 0 ошибок Оценка «4» – 1-2 ошибки Оценка «3» – 3-4 ошибки Оценка «2» – больше 4 ошибок

Слайд 4

Тема урока: Князь Владимир и крещение Руси

Слайд 5

1. Русь языческая Сварог Даждьбог Стрибог Святобор Белбог

Слайд 6

2. Князь Владимир Родился в 960 году Стал княжить в Киеве с 980 года

Слайд 7

3. Крещение Руси Усердно служил языческим богам князь Владимир, ставил много идолов, приносил им жертвы. Но скоро взяло его раздумье, и он понял, что славянские идолы это только куски камня и дерева и начал искать новую, правильную веру для себя и для своего народа.

Слайд 8

Выбор веры Пришли к Владимиру вначале посланники того народа, что поклоняется пророку Мухаммеду. Веру свою они называют мусульманством. Рассказали князю послы, что по их вере, Бога надо почитать, свинины не есть, вина не пить, чтобы в раю начать жить в свое удовольствие. Послушал их Владимир, ничего не сказал, а сам решил: «Что ж это за радости после смерти? Лучше жизнь в веселье прожить».

Слайд 9

Выбор веры Затем обратились к Владимиру те, кого называли на Руси немцами за то, что их языка не понимали, то есть католики. Однако не понравились и они Владимиру: слишком много строгости было в их рассказе, не столько они свою веру хвалили, сколько русских языческих богов ругали.

Слайд 10

Выбор веры После прибыли к киевскому князю хазарские евреи . Спросил их князь: «А где земля ваша?». Заплакали евреи и поведали, что прогневался на них Бог и расселил их народ по всему свету. Опечалился такому ответу Владимир, ибо не хотел он Русь по миру пустить.

Слайд 11

Выбор веры В конце концов пришел к Владимиру мудрец греческий , что о православной вере рассказывал. Пуще всех речей князю его слова понравились, все тут для Руси подходило.

Слайд 12

Конец урока у меня…



Предварительный просмотр:

Начало урока у меня…

https://alichecker.info/img/?image=https%3A%2F%2Fae01.alicdn.com%2Fkf%2FU555d239ae3da49dd9e94259530cb938dO.jpg                   

Начало урока у меня…

https://alichecker.info/img/?image=https%3A%2F%2Fae01.alicdn.com%2Fkf%2FU555d239ae3da49dd9e94259530cb938dO.jpg                           

Конец  урока у меня…

https://alichecker.info/img/?image=https%3A%2F%2Fae01.alicdn.com%2Fkf%2FU555d239ae3da49dd9e94259530cb938dO.jpg                 

Конец  урока у меня…

https://alichecker.info/img/?image=https%3A%2F%2Fae01.alicdn.com%2Fkf%2FU555d239ae3da49dd9e94259530cb938dO.jpg               

Номер вопроса

Ответ

Номер вопроса

Ответ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Ф.И._____________________________                             Ф.И. __________________________________



Предварительный просмотр:

Карта путешествия

Название станции

Отметка о посещении

 (+ всё понятно, было легко;

- мне не понятно)

1.Русь языческая

2.Князь Владимир

3.Крещение Руси

Карта путешествия

Название станции

Отметка о посещении

(+ всё понятно, было легко;

- мне не понятно)

1.Русь языческая

2.Князь Владимир

3.Крещение Руси

Отрывок из «Повести временных лет»

1.Пришли к Владимиру вначале посланники того народа, что поклоняется пророку Мухаммеду. Веру свою они называют мусульманством.  Рассказали князю послы, что по их вере, Бога надо почитать, свинины не есть, вина не пить, чтобы в раю начать жить в свое удовольствие. Послушал их Владимир, ничего не сказал, а сам решил: «Что ж это за радости после смерти? Лучше жизнь в веселье прожить». (Слайд 15)

2.Затем обратились к Владимиру те, кого называли на Руси немцами за то, что их языка не понимали, то есть католики. Однако не понравились и они Владимиру: слишком много строгости было в их рассказе, не столько они свою веру хвалили, сколько русских языческих богов ругали. (слайд 16)

3.После прибыли к киевскому князю хазарские евреи. Спросил их князь: «А где земля ваша?». Заплакали евреи и поведали, что прогневался на них Бог и расселил их народ по всему свету. Опечалился такому ответу Владимир, ибо не хотел он Русь по миру пустить. (Слайд 17)

4.В конце концов пришел к Владимиру мудрец греческий, что о православной вере рассказывал. Пуще всех речей князю его слова понравились, все тут для Руси подходило. Но не сразу решился на эту веру Владимир. Собрал он свою дружину верную, бояр и купцов и так им наказал: «Поезжайте-ка вы в разные земли и сами все посмотрите, а после вернетесь и доложите, кто как веру свою соблюдает и Бога чтит».

_______________________________________________________________________________________

Отрывок из «Повести временных лет»

1.Пришли к Владимиру вначале посланники того народа, что поклоняется пророку Мухаммеду. Веру свою они называют мусульманством.  Рассказали князю послы, что по их вере, Бога надо почитать, свинины не есть, вина не пить, чтобы в раю начать жить в свое удовольствие. Послушал их Владимир, ничего не сказал, а сам решил: «Что ж это за радости после смерти? Лучше жизнь в веселье прожить». (Слайд 15)

2.Затем обратились к Владимиру те, кого называли на Руси немцами за то, что их языка не понимали, то есть католики. Однако не понравились и они Владимиру: слишком много строгости было в их рассказе, не столько они свою веру хвалили, сколько русских языческих богов ругали. (слайд 16)

3.После прибыли к киевскому князю хазарские евреи. Спросил их князь: «А где земля ваша?». Заплакали евреи и поведали, что прогневался на них Бог и расселил их народ по всему свету. Опечалился такому ответу Владимир, ибо не хотел он Русь по миру пустить. (Слайд 17)

4.В конце концов пришел к Владимиру мудрец греческий, что о православной вере рассказывал. Пуще всех речей князю его слова понравились, все тут для Руси подходило. Но не сразу решился на эту веру Владимир. Собрал он свою дружину верную, бояр и купцов и так им наказал: «Поезжайте-ка вы в разные земли и сами все посмотрите, а после вернетесь и доложите, кто как веру свою соблюдает и Бога чтит».



Предварительный просмотр:

Вопросы:

Ваш ответ:

  1. Назовите  столицу Руси.

  1. В каком году  родился князь Владимир?

  1. Какую веру приняли славяне?

  1. Какое прозвище дали князю Владимиру и за что?

  1. Каково значение крещения Руси?

Вопросы:

Ваш ответ:

  1. С какими русским князем мы сегодня познакомились?

  1. В каком году  родился князь Владимир?

  1. С какого года стал княжить в Киеве?

  1. Какое прозвище дали князю Владимиру и за что?

  1. Кто был дружинником князя Владимира?

Вопросы:

Ваш ответ:

  1. В каком году  родился князь Владимир?

  1. Какое прозвище дали князю Владимиру и за что?

  1. Запиши год крещения Руси.

  1. Какую веру приняли славяне?

  1. Каково значение крещения Руси?

Вопросы:

Ваш ответ:

  1. Назовите  столицу Руси.

  1. Как звали князя, который крестил Русь?

  1. Запиши год крещения Руси.

  1. Какую веру приняли славяне?

  1. Кто был дружинником князя Владимира?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Учитель года-2022" - задание "Урок"_4 класс

Конкурсный урокВидеоурок в 4 классе в рамках конкурса "УЧитель года" - задание "Урок"...

Конкурс "Учитель года-2022" - задание "Внеурочное мероприятие"_3 класс

Сценарий интеллектуальной игры-викторины, в рамках недели Доброты «Доброе слово – что ясный день» Видео внеклассного мероприятияСамоанализ внеклассного мероприятия...

Мастер-класс по созданию "Символа года 2022!"

Мастер-класс по созданию "Символа года 2022!"...

Эссе "Я - учитель" на конкурс "Учитель года 2022"

Эссе "Я - учитель" на конкурс "Учитель года 2022"...

Конкурсное испытание "Методическая мастерская" в муниципальном конкурсе "Учитель года - 2022".

Демонстрация методической компетентности и собственного опыта в вопросах обучения и воспитания. Компьютерная презентация с пояснительной запиской, представляющая собой эффективные методические практик...

Символ года 2022

Поэтапное рисование символа года-2022...

Фестиваль творческих проектов «Группа года - 2022» в рамках года культурного наследия народов России и школьного проекта « Лабтэйко»!

Любая национальная культура, имеющая многовековую историю, проявляет и несет в себе уникальные, присущие именно данному этносу компоненты, начиная с обустройства жизни и быта, строительства жилища и з...