Технологическая карта занятия по педагогике «Семейный бюджет» (1 класс)
план-конспект урока (1 класс)

Закирова Эльвира Рахимовна

Дата: 28.09.2021

Школа: МАОУ «АЛ № 95»

Класс: 1-9

Урок: 1

Время:  12:00

Кабинет: 214

                         Студентка: Закирова Эльвира Рахимовна

                          Группа: 45

                          Учитель: Александра Сергеевна

                       Методист: Мирзоян Регина Владимировна

 

 

Тема урока

«Семейный бюджет»

 

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование первоначальных представлений о семейном бюджете.

Задачи урока

Дидактические:

              •   знать, что такое семейный бюджет;

              •  выявить основные источники семейного бюджета.  

Развивающие:

•         развивать речь учащихся, познавательную активность, умение следовать заданным инструкциям учителя;

•         развивать внимание и логическое мышление через решение загадок и ребусов.

Воспитательные:

•         бережно относиться к семейному бюджету, ценить труд всех членов семьи;

•         прививать интерес к предмету.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПЕДАГОГИКИ

Дата: 28.09.2021

Школа: МАОУ «АЛ № 95»

Класс: 1-9

Урок: 1

Время:  12:00

Кабинет: 214

                         Студентка: Закирова Эльвира Рахимовна

                          Группа: 45

                          Учитель: Александра Сергеевна

                       Методист: Мирзоян Регина Владимировна

Тема урока

«Семейный бюджет»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование первоначальных представлений о семейном бюджете.

Задачи урока

Дидактические:

      •   знать, что такое семейный бюджет;

  • выявить основные источники семейного бюджета.  

Развивающие:

  • развивать речь учащихся, познавательную активность, умение следовать заданным инструкциям учителя;
  • развивать внимание и логическое мышление через решение загадок и ребусов.

Воспитательные:

  • бережно относиться к семейному бюджету, ценить труд всех членов семьи;
  • прививать интерес к предмету.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Методы и приемы.

Формы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Дидактические средства, интерактивное оборудование    

 Формируемые

УУД

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на

 личностно значимом уровне

Словесный: беседа

Формы организации: фронтальный

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку

2. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения

-  Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Эльвира Рахимовна, сегодня я у вас проведу урок финансовой грамотности. Мы должны хорошо потрудиться, поэтому давайте настроимся на работу. Повернитесь к соседу по парте и улыбнитесь ему. Теперь посмотрите на меня и так же подарите мне хорошее настроение. Спасибо!

1. Показывают готовность к уроку.

 

 

Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, осознавать личностный смысл учения.

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению

 нового способа действий

Словесный: беседа

Форма организации фронтальная

1.Мотивирование учащихся к пробному учебному процессу.

-Ребята, давайте послушаем, о чём говорят мама с сыном.

Разговор мамы с маленьким сыном

-Получила я зарплату, отправляюсь в магазин.

Что купить тебе, сыночек?

Отвечает маме сын:

-ты купи мне самолёт,

а ещё ружьё, лопатку,

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски,

Маску, сказки и салазки!

Постарайся не забыть!

А на сдачу можешь, мама, чупа-чупсик мне купить!

- Как вы думаете, сможет ли мама купить столько игрушек? Почему?

-Пока вы учитесь в школе, где находятся ваши родители?  

- А чем они там занимаются и зачем им туда вообще ходить?

- А зачем вашей семье нужны деньги?

1.Воспроизведение учащимися умений и навыков.

- на работе

- они работают и зарабатывают деньги

- чтобы покупать еду, одежду и т.д.

 

Предметные:

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в данных социальных ситуациях.

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

 Словесный: беседа

Практический:

Формы организации: фронтальная, парная

1. Умение использовать имеющиеся знания и умения.

- Ребята, посмотрите на экран, перед вами ребус, отгадайте, что здесь зашифровано?

- А как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего занятия?

- Тема нашего занятия: «Семейный бюджет»

-Что мы с вами будем делать?

- Правильно.

1.Выполняют задания.

2. Применяют полученные знания и умения.

- Семья и деньги

-Откуда в семье деньги?

-Узнаем, откуда берутся деньги, кто их зарабатывает.

 

Предметные:

уметь: разгадывать ребусы

Метапредметные:

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

П: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач  

К: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной

Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности.

«Открытие» нового знания (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний повторение и закрепление ранее изученного

Практический: упражнение

Формы организации: фронтальная

1. .Изучение нового материала.

2. Использование приёмов, способствующих активизации мысли учащихся в процессе освоения нового материала.

- У каждой семьи есть свой семейный бюджет. Как вы думаете, что это такое?

- А как вы считаете, что такое доходы и расходы?

Доходы – это денежные средства, которые получает каждый из членов семьи.

Есть доходы, которые запланированы в семье, и к ним относятся: заработная плата, пенсия, стипендия, пособие, а есть незапланированные доходы, к ним относятся: подарок, выигрыш, премия, гонорар.

Посмотрите на экран и попробуйте соотнести слово и картинку.

Как вы думаете, за что студент получает стипендию?

Верно, пока человек учится в университете или колледже, за хорошую учебу он может получать стипендию, и оттого,  насколько хорошо он это делает, будет зависеть ее размер.

За что наши бабушки и дедушки получают пенсию?

-Пока человек работает, небольшая часть его зарплаты откладывается   в пенсионный фонд. На протяжении всей жизни пока человек работает, у него понемногу копится пенсия, и как только он прекращает работу и достигает пенсионного возраста, ему начинают выдавать пенсию.

-Пенсия человека также зависит от того, на какой работе он работал, в каком звании или должности, но есть минимальная сумма, которую получит каждый работающий человек. В Челябинской области размер минимальной пенсии около 9000 рублей в месяц.

А за что человек может получать пособие? И что это вообще такое?

-Пособие - это регулярная (т.е. происходящая каждый месяц) или единовременная (выплатили один раз) денежная выплата гражданам. Пособие может быть детским -  т.е. его получает мама, которая недавно родила ребенка и государство помогает ей при помощи пособий. Есть пособия, которые выплачиваются, если в семье возникли какие-то трудности и семья не может справиться самостоятельно. Если семья многодетная, то она также получает пособия, так государство заботится о больших семья. Кто знает, сколько в семье должно быть детей, чтобы она считалась многодетной?

-Правильно, в семье должно быть три или более детей, которым еще не исполнилось 18 лет.

-Мы с вами узнали, что такое запланированные расходы. Кто теперь сможет ответить, почему они так называются?

- А почему тогда подарок, выигрыш, премия, гонорар называются незапланированными доходами?

- Правильно, получить подарок или выигрыш человек может совершенно неожиданно при  этом даже не работая. А вот за что человек может получить премию.

А гонорар, это что такое?

Гонорар получают люди “свободных профессий” например: художники, писатели, скульпторы и т.д.

Они получают свои деньги, только в тот момент, когда продают свою работу, например, написал художник картину, продал её и получил за это свой гонорар.

1. Выполнение заданий.

- Это учет доходов и расходов каждой семьи в течение недели, месяца или даже года.

- Откуда берутся деньги и куда они тратятся.

-за то, что учится

-за то, что много работали

-пособие могут получать дети

-в семье должно быть 3 ребенка

-потому что люди знают, что они обязательно получат этот доход

- потому что человек не знает, когда сможет получить этот доход

-за хорошую работу

- это когда человек получает деньги за работу в области искусства.

Презентация

Предметные:

Знать: что такое деньги и бюджет

Метапредметные:

Р: учитывать правило в планировании и контроле способа решения

П: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;  

К: формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Первичное закрепление
(2 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: беседа.
Форма организации: фронтальная

1.Применение новых знаний.

Физминутка  «Больше или меньше»

Я буду читать задачу, а вы должны определить, больше или меньше станет доход семьи. Если больше — прыгаем на двух ногах и машем руками над головой, если меньше – то стоим на месте и разводим руки в стороны.

папе в этом месяце дали премию;

маме задержали заработную плату;

сестре повысили стипендию за отличную учебу;

дедушка выиграл в лотерею;

бабушка уволилась с работы;

брат заработал деньги, разнося рекламную газету.

-Ребята, чтобы закрепить свои знания, сейчас мы посмотрим видеофрагмент. Смотрите внимательно, после будут вопросы.

-Что такое доходы?

-Что такое расходы?

-Какие бывают расходы?

-Зачем ходить всей семьёй в банк?

1.Выполняют задания по новому правилу.

- Зарплата родителей, стипендия сестры или брата, пенсия бабушки и дедушки.

- Продукты питания, вещи, коммунальные услуги, интернет, проезд в транспорте, кино, парк развлечений, карманные деньги, лекарства.

- Запланированные и незапланированные.

 -Чтобы оставшиеся деньги положить на накопление.

Видео «Азбука денег тетушки Совы - Семейный бюджет»  (Уроки тетушки Совы) серия 3

Предметные:

Знать: этапы работы

Уметь: работать с этапами Метапредметные:

К:формулировать собственное мнение и позицию;

Л:способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Самостоятельная работа с самопроверкой

(6-7 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа

действий, индивидуальная ситуация успеха

Практический: упражнение

Формы организации: фронтальная; индивидуальная

1.Выполнение самостоятельно задания

2. Организация самопроверки учащимися выполненной работы.

-Ребята, сейчас вы поработаете в паре.

- Какие правила работы друг с другом вы знаете?

- Какой знак готовой парной работы используете?

Задание 1: перед вами доходы вашей семьи. Определите, к какому члену семьи относится тот или иной доход.

1 семья:

Член семьи

Доход

Бабушка

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

Мама

Заработная плата

Папа

Ребёнок (1 год)

пенсия

2 семья:

Член семьи

Доход

мама

пенсия

папа

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

Дочь 14 лет

зарплата

Сын 1 год

зарплата

Дедушка

Детское пособие для детей до 14 лет

3 семья:

Член семьи

Доход

Бабушка

Детское пособие для детей до 14 лет

Мама

пенсия

Папа

Заработная плата

Ребёнок 10 лет

стипендия

Ребёнок 20 лет

Заработная плата

Расходы - это денежные затраты, идущие на удовлетворение потребностей членов семьи.

Расходы также бывают запланированные (….) и незапланированные (….).

Задание 2: Определите запланированные и незапланированные расходы вашей семьи:

1 семья:

 Соедините стрелками запланированные и незапланированные доходы в вашей семье:

Расходы

Оплата продуктов питания

Запланированные

Оплата телефона

Подарок на день рождение друга

Ремонт одежды (сломалась на куртке молния)

Незапланированные

Оплата жилья

Посещение ресторана

2 семья:

 Соедините стрелками запланированные и незапланированные доходы в вашей семье:

Расходы

Оплата детского сада

Запланированные

Оплата продуктов питания

Поход в кино

Поломка телевизора

Незапланированные

Оплата лекарств, в случае болезни

Покупка новой компьютерной игры

3 семья:

 Соедините стрелками запланированные и незапланированные доходы в вашей семье:

Расходы

Обучение

Запланированные

Отдых в санатории

Покупка новой одежды

Оплата кружка ребёнка

Незапланированные

Оплата продуктов питания

Покупка бензина для машины

 

1.Выполняют задание.

- Уважать друг друга, уметь выслушать, принять общее решение.

- Домик.

Карточки с заданиями

 

Предметные:

Уметь: работать с таблицей

Знать: правило работы в паре

Метапредметные:

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение

и закрепление ранее изученного

Практический: упражнение

Формы организации: фронтальная

1.Повторение изученного материала.  

-Ребята,давайте с вами включим свое воображение.

Закройте глазки и представьте, что в нашем городе родителям  на работе будут выдавать только игрушками зарплату. Как вы думаете, что случится, если так будет всегда ?

-Молодцы! Вы все правильно сказали.

-А теперь мы с вами поиграем в игру. На столе у вас монетки, вам нужно внимательно слушать и поднимать монетку с той стороной, где написано «ДА» или с той , где написано «НЕТ». Сейчас я буду перечислять вид дохода, а ваша задача поднять монетку со стороны «да», если это запланированный бюджет и «нет» если не запланированный.

-Пенсия,зарплата,выигрыш,пособие,стипендия,подарок,премия,гонорар.

-Молодцы!

 1.Выполняют задание.

 

-Мы не сможем на игрушки купить покушать,заплатить за квартиру и не сможем нормально жить.

-да,да,нет,да,да,нет,нет,нет

Предметные:

Уметь: использовать полученные знания при решении заданий

Знать: виды доходов

Метапредметные:

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

П: работать по предложенному плану;

К: формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в данных социальных ситуациях

Рефлексия деятельности

(3-5 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

Форма организации: фронтальная

1. Создание ситуации для оценки учащимися своей деятельности.

 

- Наше занятие подходит к концу, скажите, пожалуйста, какая тема у нас была?

- Достигли мы с вами нашу цель, которую поставили в начале занятия? Как мы это сделали?

- Правильно. Давайте проверим, как хорошо мы сегодня провели наш урок. Если вам всё понравилось, вы хорошо поработали и узнали много нового, то поднимите  зеленую монетку. Если вы не узнали ничего нового,то поднимите красную монетку.

-Надеюсь, это занятие было вам полезно и вы будете с легкостью применять эти знания!

-Спасибо за работу! До свидания!

1. Оценка учащимися своей деятельности на уроке.

-Семейный бюджет.

- Да. С помощью видеофрагмента, заданий.

 

 

Предметные:

Уметь: анализировать собственную деятельность;

Метапредметные:

Р: адекватно воспринимать оценку учителя;

П: строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока финансовая грамотность «Семейный бюджет» (2 класс)

Цель урока: формирование первоначальных представлений о семейном бюджете.Задачи урокаДидактические:•   знать, что такое семейный бюджет;&bull...

Технологическая карта урока педагогики «Семейный бюджет» (2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование первоначальных представлений о семейном бюджете.Задачи урокаДидактические:•   знать, что такое семейный бюджет...

Технологическая карта занятия по педагогике «Как появились деньги?» (2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: ознакомление обучающихся с историей возникновения денег; формирование представления об экономических причинах возникновения денег.Задачи урокаД...

Технологическая карта урока педагогики «Семейный бюджет» (2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование первоначальных представлений о семейном бюджете.Задачи урокаДидактические: •   знать, что такое семейный бюд...

Технологическая карта урока окружающего мира "Семейный бюджет" (УМК "Школа России", 3 класс, А.А. Плешаков)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования у обучающихся базовых представлений о бюджете семьи.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить...

Технологическая карта урока окружающего мира "Семейный бюджет" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: формирование знаний о понятиях: семейный бюджет, стипендия, пенсия, структуре семейного бюджета.Задачи урокаДидактические: 1) выявить основные источники формирования семейного бюджета; 2) ...

Технологическая карта урока Окружающего мира: "Семейный бюджет" (3 класс, УМК: "Школа России")

Цель урока: формирование элементарных экономических представлений о бюджете семьи, о правилах ведения домашнего хозяйства.Задачи урока:Дидактические:Формировать представление о структуре семейного бюд...