Ценность современного урока
материал
Мое мнение о ценности современного урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_na_temu_tsennost_sovremennogo_uroka.docx | 22.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Ценность современного урока
«Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
Какие бы инновации не вводились сегодня в систему образования, урок остается главной формой обучения. Именно на нем держалась традиционная и стоит современная школа. Урок, на котором встречаются учитель и ученик.
Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. Современный ученик - так или иначе "цифровой человек". Он лучше воспринимает наглядную информацию, чем рассказ учителя или текст из книги, потому что для ребенка основными источниками информации в настоящее время являются компьютер, Интернет, телевизор. А значит, для таких учащихся должен быть другой новый подход.
С появлением стандарта «нового» поколения, обязательно должен появиться и учитель «нового» поколения. Учитель, таким образом, не освобождается от своей основной функции – учить. Он начинает учить по-новому.
Отсюда следует, что и урок должен меняться, чтобы идти в ногу со временем.
А каким же все-таки должен быть современный урок? Попробуем разобраться.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут анализировать свои действия и самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; которые будут отличаться мобильностью, будут способные к сотрудничеству, а также обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. На воспитание и развитие такой личности нацелены стандарты нового поколения.
Говоря о современном уроке, конечно, очень важно понимать отличия традиционного и современного уроков. В отличие от «традиционного» «современный» урок способствует более широкому развитию познавательных возможностей учащихся. При этой структуре система дидактических средств перестраивается, и к уровню самостоятельной работы учащихся предъявляются новые требования; их познавательная деятельность все в большей мере приобретает поисковый, творческий характер.
Что значит урок современный? Это совершенно новый, существенный для настоящего времени урок. Он должен быть действенным и иметь непосредственное отношение к интересам ребенка, его родителей, общества, государства. То есть урок должен отвечать всем требованиям современного мира, он должен быть актуальным.
Чтобы современный урок был успешным, необходимо следовать принципам его организации:
- принцип свободы, т. е. обеспечение возможности для каждого ученика открывать себя в различных видах деятельности;
- принцип сотрудничества, который, безусловно, базируется на взаимопонимании и взаимодействии учителя и учащихся в процессе обучения;
- принцип толерантности, который подразумевает понимание и принятие особенностей ученика и создание благоприятной атмосферы для дальнейшего его саморазвития;
- принцип терпимости, который основывается на способности снижать уровень эмоционального реагирования на неблагоприятные факторы межличностного взаимодействия.
Считаю, что современный урок должен способствовать активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их инициативы и творчества, а также единству формирования знаний, умений и навыков учащихся (практических, умственных, специальных и общих) и иметь благоприятный психологический микроклимат. Для успешного достижения вышеизложенных целей на уроке должны просматриваться следующие ситуации:
- ситуация открытости. Ученик должен иметь возможность быть успешным настолько, насколько он может или хочет быть.
- ситуация успеха. Для ученика должна быть создана атмосфера, мотивирующая его к успешному обучению и направленная на формирование положительного отношения к учению, что, безусловно, является дополнительным импульсом к активной работе.
- ситуация поддержки. С целью создания благоприятного микроклимата на уроке, учитель должен оказывать поддержку ученику в эмоциональном, волевом, интеллектуальном, деятельном аспектах.
- ситуация коммуникации. Должно быть создано продуктивное общение, направленное на эффективное взаимодействие учителя и ученика.
Безусловно, современный урок должен быть не только актуальным, но и интересным. А для этого учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Успех урока во многом зависит от профессиональных и личных качеств учителя. Развитие современной образовательной среды способствует профессиональному росту учителя. Он имеет возможность при помощи Интернета поделиться опытом работы с коллегами из различных уголков нашей страны. Это способствует расширению его кругозора, умения подать наиболее актуальную информацию, и изменить методику преподавания с учетом психологии современного ученика.
Современный урок, по моему мнению, должен быть информационно насыщен, включать разные формы работы, и соответствовать восприятию ученика. Ведь, сегодня учащийся занимает активную позицию в учебной деятельности, перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей. Считаю, продуктивно на современном уроке использование ситуационных задач, где приобретается опыт индивидуального и совместного решения, проблемное обучение, проектная деятельность и др. В проектной деятельности у ребят вырабатывается навыки, такие как умение оценивать ситуацию, построить план деятельности, применять знания в новых условиях. В результате такой работы, ребята учатся выдвигать гипотезы, выделять актуальность данной проблемы, ставить цель и задачи достижения этой цели, в процессе работы обучающийся чувствует себя ответственным и самостоятельным человеком, способным принимать решения и их реализовывать, а это качественно воспитывает его как личность. Публичная защита проекта придаёт уверенности и раскрепощение ребёнку, исчезает чувство стеснения.
Стремительные изменения в образовании, в жизни заставляют меняться и нас, учителей. Нельзя стоять на месте, нужно искать и узнавать новое, внедрять новые идеи в работу, нужно идти вперёд, уважая старые традиции (нельзя всё отбрасывать накопленное историей в педагогике) и не боятся нововведений. Говоря об особенностях современного урока, нельзя забывать, что современный урок - это проблемный урок, то есть урок, на котором учитель преднамеренно создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся по самостоятельной постановке учебных проблем и их решению или сам ставит проблемы и решает их, показывая учащимся логику мысли в поисковой ситуации.
В своей педагогической деятельности я применяю:
-метод проектов
-информационно-коммуникационные технологии.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей (артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)
Информационно-коммуникационные технологии. В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
- принцип равенства позиций;
- принцип доверительности;
- принцип обратной связи;
- принцип занятия исследовательской позиции.
Реализация этих принципов просматривается на всех уроках, где применяется ИКТ. Использование ИКТ позволяет мне проводить уроки:
- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);
- обеспечивает наглядность;
- привлекает большое количество дидактического материала;
- повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания);
- расширяет возможность самостоятельной деятельности;
- формирует навык исследовательской деятельности;
- обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
- способствует повышению качества образования.
Центром деятельности на таких уроках становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
При подготовке к урокам использую электронные ресурсы учебного назначения: мультимедийные курсы, презентации к урокам, логические игры, тестовые оболочки, ресурсы Интернет, электронные энциклопедии. А при разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.
Считаю, что современный урок должен быть:
- Актуальный и интересный. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях.
- Творческий, способствовать самореализации школьников. На уроке дети должны осмысленно действовать в ситуации выбора, принимать решения в нестандартной ситуации.
- Проблемный. То есть урок, на котором учитель преднамеренно создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся по самостоятельной постановке учебных проблем и их решению или сам ставит проблемы и решает их, показывая учащимся логику мысли в поисковой ситуации.
- Демократичный. Где дети не боятся высказывать свое мнение, не боятся новшеств, урок, на котором учителю и ученику комфортно.
- Действенный, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий.
И в заключении хотелось бы сказать, современный быстро меняющийся мир с резко увеличившимися информационными потоками подталкивает нас, учителей, проводить новые уроки, современные. Они тем и ценны, что становятся актуальными на каждый день. Современный урок – это современный учитель. Ключевое слово, определяющее деятельность учителя, – развитие. А значит, это развитие своего потенциала, стремление к самореализации и самосовершенствованию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Современный урок соблюдение педагогических требований, как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС».
Рассказывается о современном уроке, как как факторе, повышающем профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС. Даются понятия : методолог...
Традиции православной культуры как средство формирования духовно-нравственных ценностей современных школьников.
Духовно-нравственные ценности. Что это? Веяние времени? Или они существовали всегда, тогда почему мы о них стали усиленно говорить только сейчас, и связываем их с православными традициями в первую оче...
Использование современных инновационных образовательных технологий для формирования духовно-нравственных ценностей на уроках литературного чтения
laquo;Чтение – это упражнение в нравственном чувстве, поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребенка, обогащени...
Классный час на тему "Ценности современного мира" (4 класс)
Цель деятельности учителя: дать детям первоначальное представление о нравственных ценностях; формировать умение различать истинные и мнимые ценности; побуждать к самосовершенствованию, само...
"Современный урок современного учителя для современных детей"
Урок - это уникальная форма педагогического общения. В нынешних условиях современный урок – это, прежде всего, уникальная форма организации познавательной деятельности учащи...
Ценности современного воспитания
Ценности современного воспитания...
Реферат на тему: ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА
Ценности, как и здоровье, оказывают огромное влияние на жизнь и деятельность любого человека....