Ценность современного урока
материал

Заволодько Лариса Геннадьевна

Мое мнение о ценности современного урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_na_temu_tsennost_sovremennogo_uroka.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Ценность современного урока

«Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

        Какие бы инновации не вводились сегодня в систему образования, урок остается главной формой обучения. Именно на нем держалась традиционная и стоит современная школа. Урок, на котором встречаются учитель и ученик.

        Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. Современный ученик - так или иначе "цифровой человек". Он лучше воспринимает наглядную информацию, чем рассказ учителя или текст из книги, потому что для ребенка основными источниками информации в настоящее время являются компьютер, Интернет, телевизор. А значит, для таких учащихся должен быть другой новый подход.

       С появлением стандарта «нового» поколения, обязательно должен появиться и учитель «нового» поколения. Учитель, таким образом, не освобождается от своей основной функции – учить. Он начинает учить по-новому.

       Отсюда следует, что и урок должен меняться, чтобы идти в ногу со временем.

       А каким же все-таки должен быть современный урок? Попробуем разобраться.
      Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут
 анализировать свои действия и самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; которые будут отличаться мобильностью, будут способные к сотрудничеству, а также обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. На воспитание и развитие такой личности нацелены стандарты нового поколения.

       Говоря о современном уроке, конечно, очень важно понимать отличия традиционного и современного уроков. В отличие от «традиционного» «современный» урок способствует более широкому развитию познавательных возможностей учащихся. При этой структуре система дидактических средств перестраивается, и к уровню самостоятельной работы учащихся предъявляются новые требования; их познавательная деятельность все в большей мере приобретает поисковый, творческий характер.

       Что значит урок современный? Это совершенно новый, существенный для настоящего времени урок. Он должен быть действенным и иметь непосредственное отношение к интересам ребенка, его родителей, общества, государства. То есть урок должен отвечать всем требованиям современного мира, он должен быть актуальным.

       Чтобы современный урок был успешным, необходимо следовать принципам его организации:

 -  принцип свободы, т. е. обеспечение возможности для каждого ученика открывать себя в различных видах деятельности;

-  принцип сотрудничества, который, безусловно, базируется на взаимопонимании и взаимодействии учителя и учащихся в процессе обучения;

 -  принцип толерантности, который подразумевает понимание и принятие особенностей ученика и создание благоприятной атмосферы для дальнейшего его саморазвития;

 -  принцип терпимости, который основывается на способности снижать уровень эмоционального реагирования на неблагоприятные факторы межличностного взаимодействия.

       Считаю, что современный урок должен способствовать активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их инициативы и творчества, а также единству формирования знаний, умений и навыков учащихся (практических, умственных, специальных и общих) и иметь благоприятный психологический микроклимат. Для успешного достижения вышеизложенных целей на уроке должны просматриваться следующие ситуации:

 -  ситуация открытости. Ученик должен иметь возможность быть успешным настолько, насколько он может или хочет быть.

 -  ситуация успеха. Для ученика должна быть создана атмосфера, мотивирующая его к успешному обучению и направленная на формирование положительного отношения к учению, что, безусловно, является дополнительным импульсом к активной работе.

 -  ситуация поддержки. С целью создания благоприятного микроклимата на уроке, учитель должен оказывать поддержку ученику в эмоциональном, волевом, интеллектуальном, деятельном аспектах.

 -  ситуация коммуникации. Должно быть создано продуктивное общение, направленное на эффективное взаимодействие учителя и ученика.

         Безусловно, современный урок должен быть не только актуальным, но и интересным. А для этого учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Успех урока во многом зависит от профессиональных и личных качеств учителя. Развитие современной образовательной среды способствует профессиональному росту учителя. Он имеет возможность при помощи Интернета поделиться опытом работы с коллегами из различных уголков нашей страны. Это способствует расширению его кругозора, умения подать наиболее актуальную информацию, и изменить методику преподавания с учетом психологии современного ученика.

         Современный урок, по моему мнению, должен быть информационно насыщен, включать разные формы работы, и соответствовать восприятию ученика. Ведь, сегодня учащийся занимает активную позицию в учебной деятельности, перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей. Считаю, продуктивно на современном уроке использование ситуационных задач, где приобретается опыт индивидуального и совместного решения, проблемное обучение, проектная деятельность и др. В проектной деятельности у ребят вырабатывается навыки, такие как умение оценивать ситуацию, построить план деятельности, применять знания в новых условиях. В результате такой работы, ребята учатся выдвигать гипотезы, выделять актуальность данной проблемы, ставить цель и задачи достижения этой цели, в процессе работы обучающийся чувствует себя ответственным и самостоятельным человеком, способным принимать решения и их реализовывать, а это качественно воспитывает его как личность. Публичная защита проекта придаёт уверенности и раскрепощение ребёнку, исчезает чувство стеснения.
         Стремительные изменения в образовании, в жизни заставляют меняться и нас, учителей. Нельзя стоять на месте, нужно искать и узнавать новое, внедрять новые идеи в работу, нужно идти вперёд, уважая старые традиции (нельзя всё отбрасывать накопленное историей в педагогике) и не боятся нововведений. Говоря об особенностях современного урока, нельзя забывать, что современный урок - это проблемный урок, то есть урок, на котором учитель преднамеренно создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся по самостоятельной постановке учебных проблем и их решению или сам ставит проблемы и решает их, показывая учащимся логику мысли в поисковой ситуации.

           В своей педагогической деятельности я применяю:

-метод проектов

-информационно-коммуникационные технологии.

           В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей (артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)

           Информационно-коммуникационные технологии. В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

  1. принцип равенства позиций;
  2. принцип доверительности;
  3. принцип обратной связи;
  4. принцип занятия исследовательской позиции.

Реализация этих принципов просматривается на всех уроках, где применяется ИКТ. Использование ИКТ позволяет мне проводить уроки:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);
  • обеспечивает наглядность;
  • привлекает большое количество дидактического материала;
  • повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания);
  • расширяет возможность самостоятельной деятельности;
  • формирует навык исследовательской деятельности;
  • обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
  • способствует повышению качества образования.

Центром деятельности на таких уроках становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

            При подготовке к урокам использую электронные ресурсы учебного назначения: мультимедийные курсы, презентации к урокам, логические игры, тестовые оболочки, ресурсы Интернет, электронные энциклопедии. А при разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.

            Считаю, что современный урок должен быть:

  1. Актуальный и интересный. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях.
  2. Творческий, способствовать самореализации школьников. На уроке дети должны осмысленно действовать в ситуации выбора, принимать решения в нестандартной ситуации.
  3. Проблемный. То есть урок, на котором учитель преднамеренно создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся по самостоятельной постановке учебных проблем и их решению или сам ставит проблемы и решает их, показывая учащимся логику мысли в поисковой ситуации.
  4. Демократичный. Где дети не боятся высказывать свое мнение, не боятся новшеств, урок, на котором учителю и ученику комфортно.
  5. Действенный, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий.

            И в заключении хотелось бы сказать, современный быстро меняющийся мир с резко увеличившимися информационными потоками подталкивает нас, учителей, проводить новые уроки, современные. Они тем и ценны, что становятся актуальными на каждый день. Современный урок – это современный учитель. Ключевое слово, определяющее деятельность учителя, – развитие. А значит, это развитие своего потенциала, стремление к самореализации и самосовершенствованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современный урок соблюдение педагогических требований, как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС».

Рассказывается о современном уроке, как как факторе, повышающем профессиональную компетентность современного учителя  на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС. Даются понятия : методолог...

Традиции православной культуры как средство формирования духовно-нравственных ценностей современных школьников.

Духовно-нравственные ценности. Что это? Веяние времени? Или они существовали всегда, тогда почему мы о них стали усиленно говорить только сейчас, и связываем их с православными традициями в первую оче...

Использование современных инновационных образовательных технологий для формирования духовно-нравственных ценностей на уроках литературного чтения

laquo;Чтение – это упражнение в нравственном чувстве,  поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения –  нравственное воспитание, становление личности ребенка,  обогащени...

Классный час на тему "Ценности современного мира" (4 класс)

Цель деятельности учителя: дать детям первоначальное  представление о нравственных ценностях; формировать умение различать истинные и мнимые ценности; побуждать к самосовершенствованию, само...

"Современный урок современного учителя для современных детей"

Урок - это уникальная форма педагогического общения. В нынешних условиях современный урок – это, прежде все­го, уникальная форма организации познавательной деятельно­сти учащи...

Ценности современного воспитания

Ценности современного воспитания...

Реферат на тему: ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

Ценности, как и здоровье, оказывают огромное влияние на жизнь и деятельность любого человека....