Статья "Дистанционное образование в начальной школе"
статья
В статье говорится о необходимости и пользе дистанционного образования в начальной школе. Показаны преимущества и недостатки дистанционного обучения, а также описаны перспективы ДОТ в начальной школе. В материале рассматриваются плюсы и минусы дистанционного обучения. Основная задача статьи обосновать и аргументировать дистанционное обучение как новую форму обучения. В статье даются технологии и описываются инновации при дистанционном обучении. Сделан вывод о том, что дистанционное обучение может рассматриваться как самостоятельная форма обучения, потому что обладает существенными отличиями, которые не могут быть реализованы в традиционной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_leonteva.doc.docx | 71.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Леонтьева Ольга Васильевна,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №1 г. Йошкар – Олы», Республика Марий Эл
Дистанционное образование в начальной школе
В статье говорится о необходимости и пользе дистанционного образования в начальной школе. Показаны преимущества и недостатки дистанционного обучения, а также описаны перспективы ДОТ в начальной школе. В материале рассматриваются плюсы и минусы дистанционного обучения. Основная задача статьи обосновать и аргументировать дистанционное обучение как новую форму обучения. В статье даются технологии и описываются инновации при дистанционном обучении. Сделан вывод о том, что дистанционное обучение может рассматриваться как самостоятельная форма обучения, потому что обладает существенными отличиями, которые не могут быть реализованы в традиционной форме.
Ключевые слова: дистанционное обучение, образование, технологии, начальная школа, система, учитель, ученик, компьютер, урок.
Первостепенной задачей современной общеобразовательной школы является достижение нового качества образования. Для повышения качества знаний учащихся в школе нужна система поддержки качества образовательной деятельности. В данный момент во всем мире происходит развитие спектра образовательных услуг для обеспечения дистанционного образования, характеризующегося огромным числом обучающихся, количеством вовлеченных образовательных учреждений, размерами и сложностью инфраструктуры, масштабами финансирования [8]. В рамках реализации национального проекта «Образование» по направлению «Внедрение современных образовательных технологий», актуальной становится тема дистанционного обучения как средства реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся. Дистанционное обучение – это принципиально иной подход к образованию, так как преобладающая самостоятельность обучающегося предполагает ценностное отношение к собственному развитию. Об дистанционном обучении пишут много «за» и «против», ведутся споры на семинарах и активно внедряют в школу. Дистанционное обучение считается новой технологией для обучения, оценки успехов и результатов обучающихся. Дистанционное обучение значительно поменяло отношения учителя-ученика. Дистанционное обучение незаменимо для удаленных городов и сёл, ведь бывает, что для них другой возможности получить хорошее образование просто нет. Для такого обучения не нужно покидать свой дом или свое место пребывания. Дистанционное обучение ведется по определенным индивидуальным образовательным учебным планам. У детей при дистанционном обучении развивается навык самостоятельного поиска информации. В дистанционном режиме можно осуществлять пересылку учебных материалов. При этом можно передавать по телекоммуникационным каналам не только текстовую информацию, но и видеоматериалы. Так же не представляет особого труда контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов для учащихся.
Система дистанционного обучения позволяет приобрести необходимые навыки и новые знания с помощью персонального компьютера и выхода в сеть Интернет. Место расположения ПК не имеет значения, поэтому учиться можно дома или в любом другом месте, где есть ПК с подключением к сети Интернет. Причем делать это можно в любое удобное для ученика время [2].
Новые технологии, среды и методы позволяют ученику выбрать свой индивидуальный образовательный маршрут и расписание занятий, позволяют работать в своем темпе, выполняя те задания, которые он выбрал сам. Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.
Цели дистанционного обучения:
• подготовка школьников по отдельным учебным предметам
• углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;
• ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников по определенным предметам школьного цикла;
• базовый курс школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени;
• дополнительное образование по интересам.
Можно выделить следующие основные направления использования ДОТ в образовательных учреждениях:
Таким образом, младшие школьники всегда включены в образовательный процесс, даже если пропустили урок. Сетевая поддержка выполнения домашних заданий является эффективной формой работы с целью ликвидации пробелов в навыках и умениях младших школьников или углублении их знаний по изучаемым учебным темам. Поддержка домашней работы, построенная на использовании дистанционных образовательных технологий, позволяет решить проблемы обеспечения качественного образования в случаях недоступности или ограниченной доступности очного обучения (болезни ребенка, удаленности от учреждений образования), желании ученика повторно разобрать пройденный на уроке материал в домашних условиях, выполнить самоконтроль знаний, расширить свой кругозор по интересующей теме. Дистанционное образование – форма работы очень удобная и полезная.
Один из самых доступных способов организации дистанционного обучения – это использование всевозможных образовательных платформ, например,
Портал "Российская электронная школа" – бесплатный ресурс, содержащий готовые уроки, построенные в логике ФГОС. Каждый урок содержит блок целеполагания, видеоматериал, задания на отработку, контрольные задания двух вариантов. Педагоги нашей школы активно используют этот ресурс и вне карантина.
Образовательная платформа Учи.ру – лидер в сфере цифрового школьного образования. В период действия ограничений на проведение занятий в школе и необходимостью организовывать обучение дистанционно, Учи.ру оперативно адаптировало продукты и сервисы, а также запустило спецпроекты в поддержку учителей и директоров школ, детей и их родителей. На «Учи.ру» разработаны интерактивные упражнения по всем предметам для начальной школы, много курсов для средней и старшей школы. Количество заданий, которые может выполнить ученик за один день регламентированы нормами СанПиН, при ошибочном выполнении ученик получает ещё задания, пока не научится выполнять его правильно. Сейчас на сайте опубликована инструкция, как с помощью платформы и других средств организовать в школе дистанционное обучение.
Учи.ру – это интерактивная образовательная платформа, полностью соответствующая ФГОС и ПООП и позволяющая индивидуализировать образовательный процесс в школах.
С платформой Учи.ru я познакомилась в 2019 году. На свою электронную почту я получила информационное письмо-приглашение принять участие в бесплатной «Дино-олимпиаде» учеников 1-4 кл. на сайте Учи.ru. Затем сама зарегистрировалась на платформе и зарегистрировала своих учеников. Детям раздала пароли для доступа на платформу. Задания учебной платформы Учи.ру я использую и на уроках, как при фронтальной работе (вывожу на интерактивную доску), так и в индивидуальной: работа в паре, по цепочке на компьютере. Задания интересные, разного уровня сложности, в форме интерактивной игры. Замечательно, что дети видят свои ошибки, тут же могут их устранить. Так же я регулярно показывала статистику прохождения курса, что вызывало большой интерес и добавляло элемент соревновательности при обучении. На родительском собрании я так же познакомила родителей с данным ресурсом. Мои ученики вместе с родителями включились в работу на платформе Учи.ru. К сожалению, не все ученики по разным причинам имеют возможность дома заходить на онлайн курс и выполнять задания. В личном кабинете в разделе портфолио я могу отследить все успехи моих учеников.
Наиболее приемлемой формой дистанционного обучения для младших школьников является участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах. Педагогами нашей школы ведется работа по мотивированию обучающихся на участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах интеллектуальной и творческой направленности. Для этого в работу на занятиях кружков включаются задания, предлагаемые такими центрами, как материалы Всероссийских конкурсов «Русский медвежонок», «Кенгуру» прошлых лет.
Несмотря на многочисленные положительные моменты применения дистанционных образовательных технологий, имеется ряд отрицательных сторон: основа обучения – самостоятельное усвоение знаний. Не все учащиеся владеют навыками самообразования, что требует дополнительного контроля со стороны образовательного учреждения. Неумения правильно организовать свою учебную работу, распределит учебное время и изучаемый материал. Необходимость проверки знаний зачастую в очном режиме. Для учащихся, имеющихся проблемы со здоровьем исключение «живого» контакта с преподавателями является отрицательным моментом, так как довольно часто это единственная связь с внешним миром. Дорогостоящее оборудование, для организации дистанционного обучения (ПК, ноутбук, выход в интернет и т.д.), которое не все себе могут позволить приобрести. Но благодаря применению дистанционных технологий, младшие школьники могут дополнить и проверить свои знания по теме предмета: отправить выполненные домашние задания на проверку, получить дополнительную оценку пройти обучающее тестирование, обсудить на форуме интересующие темы, принять участие в различных сетевых инициативах (проекты, конкурсы, игры…).
Подводя итог всему сказанному, дистанционное образование - удобная и полезная форма работы. Но основное образование таким способом целесообразнее получать только в том случае, если по каким-то причинам, обучающимся недоступен традиционный вариант обучения. Закончить мне хотелось бы словами В.А.Канаво: «Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования –“образование для всех” и “образование через всю жизнь”», но надо помнить, что эта технология требует тщательной разработки, подготовки материалов на очень высоком уровне и обдуманного подхода, так как именно квалифицированное образование даёт основные ценности для человека в век информационных технологий [4].
Список литературы
- Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2007. - N 3. - С. 85-92.
- Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. – Ростов на Дону: «Мысль», 1999. – 368 с.
- Достоинства и недостатки дистанционного обучения // Образование: путь к успеху. – Уфа, 2010.
- Канаво В. «Достоинства и недостатки дистанционного обучения через Интернет, URL: http:// www.curator.ru/doplus.html (дата обращения — 25.12.11).
- Полат Е.С., Петров А.Е. Дистанционное обучение каким ему быть? http://distant.ioso.ru/library/publication/razvitie.htm
- Полат Е.С. Развитие дистанционной формы обучения в школьные образования. http://distant.ioso.ru/library/publication/concept.htm
- Полат Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты. http://distant.ioso.ru/library/publication/6.htm
- Шахмаев Н.М. Технические средства дистанционного обучения.-М.: «Знание», 2000. – 276 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Качество образования в начальной школе.
В последнее время широко обсуждаются вопросы качества образования, которое напрямую зависит и от качества квалификации учителей, и от качества методической работы, и от качества внутришкольного управл...
Предшкольная подготовка как фактор преемственности дошкольного образования и начальной школы
На сегодняшний день – главная потребность общества и государства – в качественном дошкольном образовании. Это определено в Приоритетных направлениях образовательной системы РФ и как следствие...
Обобщение из опыта работы по теме самообразования: «Реализация личностно - ориентированного образования в начальной школе как условие эффективности повышения качества образования». Автор: Тарасенко Т.С.
Обобщение из опыта работы по теме самообразования: « Реализация личностно - ориентированного образования в начальной школе как условие эффективности повышения качества образования» уч...
Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы.
Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы....
Выступление на педагогическом совете школы "Пути повышения эффективности и качества образования в начальной школе"
Общество сегодня качественно изменилось, изменился и ребенок. При этом он стал не хуже и не лучше своего сверстника, он просто стал другим. У него другая система интересов, ценностей, другая сфера отн...
Выступление на педагогическом совете школы "Пути повышения эффективности и качества образования в начальной школе"
Начальное образование – особая ступень в развитии ребенка. Она начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изме...
Управление качеством образования в начальной школе. Из опыта работы ШМО начальных классов.
Качество образования, управление качеством образования, начальная школа, доклад...