Внеклассное мероприятие «Родина моя - Иркутская земля!» для учащихся 3-4 классов
материал (3 класс)
Аннотация классного часа « Родина моя - Иркутская земля!»
Важность и актуальность выбранной темы классного часа определяется необходимостью накопления знаний младших школьников в вопросах патриотического воспитания.
Цель и задачи мероприятия: Образовательные:
- Развивающие: актуализировать знания учеников о своей малой Родине;
- формировать представление о родном крае, его названии, достопримечательностях;
- познакомить с символикой региона: гербом, флагом;
- показать значение Родины в жизни каждого человека;
- формировать бережное отношение к природе.
- расширять кругозор учащихся, изучая исторический материал о своей Родине;
- развивать интерес и желание узнавать об особенностях родного края;
- развивать навыки устной речи.
- Развивать экологическую культуру младших школьников.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к истории родного края, области, желание изучать и беречь памятные места, растения, животных;
- воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости за свою Родину;
Оформление: компьютер, мультимедийное сопровождение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_meropriyatiya_moya_irkutskaya_oblast.docx | 398.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шунтинская начальная школа – детский сад»
Методическая разработка
по внеклассному мероприятию
«Родина моя - Иркутская земля!»
для учащихся 3-4 классов
Выполнила: Саляхова Нелли Александровна
учитель начальных классов
МБОУ Шунтинская НШ-ДС
2020г
Внеклассное мероприятие «Родина моя - Иркутская земля!»
Цели и задачи мероприятия:
Образовательные:
- актуализировать знания учеников о своей малой Родине;
- формировать представление о родном крае, его названии, достопримечательностях;
- познакомить с символикой региона: гербом, флагом;
- показать значение Родины в жизни каждого человека;
- формировать бережное отношение к природе.
Развивающие:
- расширять кругозор учащихся, изучая исторический материал о своей Родине;
- развивать интерес и желание узнавать об особенностях родного края;
- развивать навыки устной речи.
- Развивать экологическую культуру младших школьников.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к истории родного края, области, желание изучать и беречь памятные места, растения, животных;
- воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости за свою Родину;
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
- Организация обучающихся
- Всем добрый день! Я рада видеть вас на нашем классном часе. Я рада приветствовать Вас в нашем уютном классе! Улыбнёмся и пожелаем друг другу удачи!
- Повторяйте за мной!
- Хорошо, что солнце светит! (поднимаем руки вверх)
- Хорошо!
- Хорошо, что дует ветер! (машем на себя)
- Хорошо!
- Хорошо в краю родном! (разводим руками)
- Хорошо!
- Хорошо там, где наш дом! (показываем на себя)
- Хорошо!
- Сообщение темы
- Ребята, сегодня мы проведём необычное мероприятие, но очень важное для каждого из нас. Послушайте песню и скажите, о чём мы сегодня будем говорить. (Звучит песня «Иркутская история»)
- Я думаю, что вы догадались, что тема внеклассного мероприятия «Родина моя – Иркутская земля!».
- Основная часть
- Родина – это край, где человек родился и вырос, где всё ему кажется особенным и родным.
- Что для вас значит Родина? (ответы детей)
- Известная поговорка гласит: «Человек без Родины - соловей без песни».
Как вы понимаете эту поговорку, что вы можете мне сказать? (ответы детей)
- Соловей, лишённый своего хрустального голоса, всего лишь маленькая серая пугливая птичка. Но соловей своей соловьиной песней зажигает сердца, пробуждает любовь, будит нежность, заставляет плакать и задыхаться от счастья, он наполняет мир несказанной красотой. Как соловей силён своей песней, так человек силён своей Родиной.
- У каждого человека есть родина, но это понятие настолько широко, что каждый определяет его по-своему. Для кого-то родина - это дом и двор, где родился, и где прошло детство. Некоторые называют родиной родной город. А есть и такие, для которых родина - весь мир.
- Ребята, а как называется наша малая Родина, в которой вы живёте? (деревня Шунта)
- Верно, наша малая Родина – это деревня Шунта в которой мы родились, живём и учимся. А к какому Региону она относится ? (Иркутская область)
- А можем ли мы назвать Родиной Иркутскую область? (ответы детей)
(учитель на слайде показывает карту Иркутской области)
- У каждой страны, региона есть свои символы. И наш Регион не является исключением.
- Какие символы нашего Региона вы знаете? (Герб, Флаг)
- Кто знает значение слова «герб»? (Отличительный знак)
- У всякого государства есть свой отличительный знак. Такой знак мы называем «герб». Герб изображается на флагах, монетах, печатях, на государственных документах.
- Описание Герба Иркутской области гласит: "В серебряном поле черный бабр с червлеными глазами, держащий в пасти червленого соболя".
Геральдические цвета герба означают;
а) серебряный - правдивость, невинность, чистоту;
б) черный - благоразумие, смирение, скромность;
в) червленый (красный) - храбрость, мужество, неустрашимость
Следующим символом нашего региона является флаг. Флаг - символ Родины, гордость её и честь!
- Какую форму имеет флаг? (Прямоугольную форму)
- Из скольких полос состоит флаг? (трех вертикально расположенных)
- Какие цвета вы видите на нашем флаге? (две полосы синего и одна полоса – белого цвета, в центре которой помещается изображение основного элемента герба: бегущего в левую сторону бабра, держащего в пасти червленого (красного) соболя, в обрамлении стилизованных зеленых ветвей кедра. Отношение ширины флага к его длине - 2 к 3. Ширина средней полосы составляет 1/2 общей длины флага).
-Что обозначает каждый цвет нашего флага?
Цвета флага означают:
а) синий - символ воды. В данном случае символизирует озеро Байкал, Ангару и другие реки области;
б) белый - символ чистоты, добра, скромности. В палитре флага он отображает чистоту помыслов жителей области, является символом белоснежных сибирских зим;
в) зеленый цвет ветвей кедра - цвет надежды, радости, изобилия. Символизирует также уникальную флору и фауну, лесные богатства области.
- Какие правила должны соблюдаться при одновременном поднятии Государственного флага Российской Федерации и флага области? (А- размер флага области не должен быть больше размера Государственного флага Российской Федерации; Б- флаг области должен быть расположен справа или ниже Государственного флага Российской Федерации)
- Итак, что вы узнали из беседы? (ответы детей)
- А сейчас мы с вами поиграем в познавательную игру «Иркутяшка». На слайде выведены вопросы и варианты ответов. Вы должны выбрать правильный.
ВОПРОС №1
Название город Иркутск получил от…?
а) реки Иркут
б) реки Ангара
в) реки Лена
- Вы правильно ответили на вопрос. Свое название город Иркутск получил от реки Иркут, которая протекает в непосредственной близости от него. При этом большая часть города располагается на берегах другой реки – Ангары.
ВОПРОС №2
Как называли город Иркутск в старину?
а) «Город тысячи цветов»
б) «столица таежной Сибири»
в) «Город сотни тюльпанов»
г) «Город одуванчиков»
- Вы правильно ответили на вопрос.
Область – никак, но Иркутскую область и Бурятию называют Прибайкальем. А Иркутск некоторые называют "столицей таежной Сибири".
ВОПРОС №3 Реки Иркутской области
Какая река с якутского переводится как «большая река», является самой крупной из российских рек, чей бассейн полностью находится в рамках границ страны. Протекает по Якутии и Иркутской области. Впадает в море Лаптевых?
А) Лена
Б_ Обь
В)Ангара
ВОПРОС №4 Растения Иркутской области
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
А) Репейник
Б ) Подснежник
В) Одуванчик
ВОПРОС №5 Животные Иркутской области
Относительно крупная кошка. У этой кошки уши с кисточками, короткий хвост и красивая пятнистая шерсть. Она может быстро бегать по земле, а также ловко забираться на деревья.
А) рысь
Б) медведь
В) волк
ВОПРОС №6 рыбы
Эта рыба большая, цвет светло – коричневый, брюшко светлое, рот находится в низу, перед ним расположены усики.
А) осетр
Б) омуль
В) рыба меч
- А сейчас, мы, будем путешествовать по достопримечательностям города Иркутска
1остановка. Музей «Тальцы»
- Музей «Тальцы» - это архитектурно-этнографический музей, расположенный под открытым небом на живописном берегу Ангары. В музее сохранено уникальное собрание памятников истории, архитектуры и этнографии XVII–XX вв. Он расположен на правом берегу Ангары на 47-м километре Байкальского тракта по дороге от Иркутска к Байкалу. Музейный комплекс под открытым небом привлекает посетителей возможностью непосредственного знакомства с материальной и духовной культурой народов Прибайкалья.
Хочется отметить, что в этом музее сохраняется первозданная красота природы, чистота. Люди следят за экологией леса, лугов, полян, реки Ангара.
2 остановка. Скульптура Бабр
«Бабр» Тюркское название ягуара или пантеры, якуты именуют так уссурийского тигра. Уже несколько столетий фигура этого зверя украшает герб Иркутска и является символом города. В 2012 году в 130-м квартале появилась бронзовая скульптура, изображающая животное во всей красе. В высоту фигура достигает 3,5 метра, в длину – 4 метра. В зубах поднявшийся на задние лапы бабр держит свою добычу – пушного зверька.
3остановка. Озеро Байкал
Какими только эпитетами не награждают это великое озеро – «седой», «могучий», «мудрый», «таинственный», наделяя его человеческими свойствами. Ближайший берег озера Байкала находится всего в 70 км от города в курортном поселке Листвянка.
Самая известная легенда. Было у старого богатыря Байкала 336 сыновей и единственная дочь Ангара, которую он прятал на морском дне. Когда пришло время Ангаре выйти замуж, отец задумал отдать ее за соседа Иркута. Но чайка, прилетевшая издалека, рассказала девушке про красивого богатыря Енисея, и зажглось сердце Ангары любовью. Она обманула отца, пробила горный хребет и вырвалась из моря. Обнаружив побег, Байкал в ярости кинул вслед дочери скалу, которая стоит у истоков Ангары и которую люди прозвали Шаман-камнем.
Считается, что в Байкал действительно впадает 336 рек и ручьев — именно столько насчитал в XIX веке исследователь Сибири Иван Черский. Экспедиция же 2012 года выявила 297 водотоков. Однако однозначную цифру назвать сложно: водотоки бывают постоянными и временными, протекающими по поверхности земли и подземными. Гидрографы полагают, что непосредственно в Байкал впадает примерно 500 рек и ручьев, а питает всю эту систему свыше 13 тысяч водотоков. Вытекает из озера единственная река — Ангара. Сливаясь с Енисеем, она несет байкальские воды в Северный Ледовитый океан. По сравнению с Байкалом Ангара очень молода — ей не более 60 тысяч лет. Возраст самого Байкала оценивают в 20–25 миллионов лет, хотя эта цифра оспаривается. Если она подтвердится, то Байкал официально станет самым древним озером на нашей планете.
-3остановка. Реки Иркутской области
Лена - это река, протекающая в Восточной Сибири, в Иркутской области и Якутии. Длина её составляет 4400 км, площадь бассейна 2490 тыс. кв. км. Берёт начало на склонах Байкальского хребта, впадает в море Лаптевых, образуя обширную (около 30 тыс. кв. км) дельту.
Ангара – единственная многоводная река, которая вытекает из уникальнейшего в мире озера Байкал и протекает более чем на 1770 км по территории регионов Восточной Сибири, разрезая земли Красноярского края и Иркутской области, в то же время, даря им массу полезных ресурсов.
Сегодня Ангара испытывает громадное антропогенное воздействие. На территории Иркутской области река перегорожена тремя гидроэлектростанциями, она стала местом стока промышленных отходов крупных предприятий. К сожалению, сегодня и «красноярская» часть Ангары находится под угрозой. Здесь готовится к вводу в эксплуатацию Богучанская ГЭС, (ввод ГЭС на полную мощность намечен на 2015 год после наполнения водохранилища до проектной отметки), строительство ряда сопутствующих промышленных объектов.
На участке г. Иркутск - Ангарск отмечается загрязненность прибрежных вод хозбытовыми отходами, повышенная мутность, наличие нефтяной пленки в створах, получающих загрязнение со сточными водами гг. Ангарска и Иркутска.
Интенсивная промышленная деятельность на Ангаре уже привела к тому, что донные отложения на некоторых участках реки настолько загрязнены, что даже дноуглубительные работы там запрещено производить, потому что это может привести к мощному подъему со дна различных загрязняющих веществ.
В регионе низка доля оборотного и повторного водоснабжения; во многих городах очистные сооружения перегружены, работают неэффективно, строительство новых почти прекратилось, хотя нехватка их в ряде населённых пунктов, весьма ощутима.
В результате загрязнение рек по многим химическим и бактериологическим ингредиентам (нефтепродукты, фенолы, органические вещества, тяжёлые металлы, асфальтены и др.) очень велико; концентрации загрязнений в воде, донных отложениях, рыбе часто превышают десятки, и даже сотни ПДК. Уже ниже Иркутска реки на различных участках по качеству вод оцениваются от умеренно загрязнённых до очень грязных.
- Это не все достопримечательности и богатства Иркутской области. Мы будем продолжать путешествовать по Иркутской земле- нашей Родине .
Физкультминутка
По родному краю дружно мы шагаем. (Марш на месте.)
Справа от нас – зелёный луг. (Поворот.)
Слева находится лес. (Поворот.)
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки.)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух! (Взмахи руками.)
- У каждого человека есть своя родина –место, где он родился, живет, работает, где всё кажется ему особенным и родным.
- Приглашаю вас на минутку тишины. Закройте глаза. Сейчас мы совершим путешествие над просторами нашего родного края- Иркутской области. Посмотрите, как красива наша область. Зеленые леса радуют своими жителями: птичками, зверьками, насекомыми. По широкой степи гуляет весёлый ветер.. В голубом небе летит голубь, уверенно и красиво взмахивая крыльями. Почувствуйте, как гордость переполняет ваше сердце. Оно стучит очень радостно. А теперь откройте глаза, почувствуйте, как приятно слышать о Родине, как приятно жить на Родине. Запомните состояние души. Приложите ладонь к сердцу, послушайте, как оно говорит
« Я люблю свою Родину»
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
Лучше нет родного края.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Демонстрация видео о Иркутской области.
- Сегодня мы с вами узнали много нового, интересного, я думаю полезного для вас. А сейчас я хочу предложить вам задания
«Подбери прилагательные» (Технология «Ассоциативный куст»)
- Подумайте, какие слова-прилагательные можно подобрать к Иркутской области.
уютная
сильная
красивая
свободная
любимая
Иркутская область
могучая
родная
цветущая
великая
« Я путешественник» (Технология «Микрофон»)
-Сегодня вы многое увидели и узнали о Иркутской области, а теперь расскажите в каких местах области были вы, где отдыхали, что понравилось?
Итог мероприятия
- Закончилось наше воображаемое путешествие. Вам понравилось? Вы узнали что-то новое? Вы хотите продолжать путешествовать по Иркутской области? На следующих занятиях, мероприятиях мы будем продолжать наше путешествие по Иркутской области. Впереди нас ждут интересные открытия!
Рефлексия
«Иркутская земля - это Я»
-У вас на парте лежат фигурки девочек и мальчиков, раскрасьте их. Если вам понравилось путешествие и вы взяли для себя что-то полезное раскрасьте фигуру в зеленый цвет, не понравилось и не узнали ничего нового раскрасьте фигурку в красный цвет. Прикрепите фигуры на плакат «Иркутская земля- это Я».
- Фигур какого цвета у нас больше? (ответы детей)
Значит у нас все получилось!
Счастья, радости, добра
Вам желаю, детвора.
Дружбой, дети, дорожите
Родину свою любите.
- Я думаю, что в будущем вы станете достойными гражданами своей Родины; будете гордиться тем, что живете в нашей Иркутской области, России .
Уверена, что вы будете беречь и охранять природу и красоту !!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие с театрализованным представленинием"Святки" для учащихся 3-4 классов
Данная разработка может быть использована классным руководителем как в виде отдельно взятого внеклассного мероприятия для обучающихся, так и при работе с родителями, при совместной работе с учащимися ...
Внеклассное мероприятие «Новогодний праздник» (игровая программа для учащихся 2-3 класса)
Сценарий игровой программы предназначен для учащихся начальных классов. Влючает рассказ о праздновании Нового года в разных странах, развлекательные конкурсы и загадки для детей и родителей....
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному развитию для учащихся 1-2 классов «Прикоснись ко мне добротой»
Формирование нравственности через раскрытие понятия доброта и совершение добрых поступков через пословицы, песни, стихи, инсценирование, акции.Развитие индивидуальности каждого школьника....
Внеклассное мероприятие "Посиделки с осенними именинниками"для учащихся 1-4 класса
Как провести день именинника в школе? Много разных интересных способов! Мы опробовали форму давно забытых и так любимых посиделок! Взрослые и дети с удовольствием готовились к этому празднику, с...
Внеклассное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества. для учащихся 1-4 классов.
Внеклассное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества.для учащихся 1-4 классов....
Внеклассное мероприятие. Познавательная игра "Загадки природы" для учащихся 2-3 классов
- Познавательная игра "Загадки природы" предназначена для того, чтобы выявить самых лучших знатоков в этой области. Для выполнения заданий ученикам необходимо будет вспомнить м...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ТУРНИР ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3-4 КЛАССОВ
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ТУРНИР ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3-4 КЛАССОВЦель:- закрепление знаний и умений, полученных на уроках;- развитие интереса к глубо...