Комплексно – познавательный урок “Мой город – Санкт – Петербург.”
план-конспект урока (1 класс)

Веденеева Наталья Вадимовна

Комплексно –познавательный урок «Мой город – Санкт-Петербург. Медный всадник»  реализуется на базе ГБОУ школа №18 Центрального района Санкт – Петербурга.

Актуальность темы урока в том, что она позволяет учащимся получить знания и расширить представление о городе Санкт -Петербург.

Целью данного урока является создание условий для формирования чувства сопричастности к проблемам города через освоение навыков практической деятельности, которая дает младшим школьникам начальные представления об основании Санкт- Петербурга, созданного на островах в дельте реки Невы по воле Петра I; о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях; о государственных символах и музеях города, его прекрасных парках и великолепном скульптурном убранстве.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chernovik.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №18

Центрального района Санкт – Петербурга

Комплексно – познавательный урок “Мой город – Санкт – Петербург. Медный всадник”

Авторы – составители:

Петрова Ольга Игоревна

Веденеева Наталья Вадимовна

Санкт – Петербург

2021 – 2022

Пояснительная записка

Комплексно –познавательный урок «Мой город – Санкт-Петербург. Медный всадник»  реализуется на базе ГБОУ школа №18 Центрального района Санкт – Петербурга.

Актуальность темы урока в том, что она позволяет учащимся получить знания и расширить представление о городе Санкт -Петербург.

Целью данного урока является создание условий для формирования чувства сопричастности к проблемам города через освоение навыков практической деятельности, которая дает младшим школьникам начальные представления об основании Санкт- Петербурга, созданного на островах в дельте реки Невы по воле Петра I; о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях; о государственных символах и музеях города, его прекрасных парках и великолепном скульптурном убранстве.

Акцентируя внимание школьников на выбранной теме происходит расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся, воспитание эстетического восприятия, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит.

В ходе проведения данного мероприятия решаются следующие задачи:

Образовательные:

  • знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия, воспитание патриотизма и любви к родному краю;
  • формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;
  • обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
  • выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем;
  • обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами.

     

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к своей Родине.
  • Воспитывать культуру общения.

Коррекционно – развивающие:

  • Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
  • Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

Урок делится на три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

При отборе и построении урока использовались такие средства обучения как:

  • наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
  • демонстрационные (макеты, стенды);
  • аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные);
  • электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
  • детская литература.

Комплексно – познавательный урок «Мой город - Санкт-Петербург. Медный всадник» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка.

Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:

  • построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;
  • приближение материала урока к мировосприятию ребенка, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
  • возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу обучения;
  • возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
  • активизация познавательной деятельности;
  • поддержка устойчивого интереса к обучению;
  • формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;
  • развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности;
  • создание ситуации успеха.

При разработке урока с использованием ИКТ учитывались возрастные особенности учащихся. Занятие включает в себя физические и динамические паузы, пальчиковую гимнастику, использование элементов здоровьесберегающих технологий.

Планируемые результаты

В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы:

Личностные

Обучающиеся научатся и приобретут:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
  • эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

Обучающиеся получат возможности для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;
  • основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
  • эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.

Метапредметные

Обучающиеся научатся:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
  • выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.

Обучающиеся получат возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • повысить творческую активность и самостоятельность;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии.

Обучающиеся получат возможность:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающиеся получат возможность:

  • владеть монологической и диалогической формами речи;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные

В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:

  • расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности, в интервьюировании, в проведении социологических опросов;
  • Приобщение к культурному наследию города других горожан, одноклассников, родителей;
  • Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде;
  • Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;
  • Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.

Учащиеся научатся:

  • Находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях, а также о различных учреждениях, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей горожан, для самореализации (поликлиниках, магазинах, центрах развлечений, железнодорожных вокзалах, кассах, учебных заведениях, службе психологической поддержки, музеях, библиотеках, театрах, концертных залах и выставках, учебных заведениях и бирже труда) в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати;
  • Работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте-схеме Петербурга;
  • Решать бытовые проблемы (вызов врача, водопроводчика, сантехника, распределение семейного бюджета, организация досуга в выходной день и т.д.);
  • Извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами;
  • Ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
  • Объяснять понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История и культура города Санкт-Петербурга 3 класс Тема урока "История наводнений и пожаров в Петербурге".

Этот материал можно использовать на уроке по истории города  в 3 классе "История наводнений и пожаров  в Петербурге"....

Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Из чего состоит город".

Презентация для иллюстрирования урока "Из чего состоит город"...

Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга".

Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга". (Заячий, Васильевски, Петроградский)...

Тематический урок 1 сентября 2014 г. "Мой город - Санкт-Петербург. Путешествие в будущее"

Цель: актуализировать краеведческие знания и умения обучающихся о Санкт-Петербурге, ощутить меру своей ответственности за будущее малой Родины, понять важность формирования активной гражданской позици...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)

Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...

Тематический урок "Мой город Санкт-Петербург"

Данный урок поможет ребятам познакомиться с историей своего города, культурным наследием.Учащиеся не только узнают много нового и интересного, но  будут учиться работать в группе, расширят с...

Презентация к уроку окружающего мира "Санкт-Петербург - город будущего"

Презентация затрагивает темы Санкт-Петербурга в будущем (в т.ч. экологические проблемы)....