Проект "Война и моя семья"
проект (2 класс)
Великая Отечественная война не обошла ни одну семью в нашей стране. В семьях были герои войны, труженики тыла, были и те, кто во время войны был ребёнком и столкнулся со всеми её тяготами. Девочка решила провести исследование и познакомиться с жизнью своих родственников в военное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voyna_i_moya_semya.docx | 23.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение.
На уроке окружающего мира мы выполняли проект «Родословная». В процессе подготовки, мама рассказала мне, что в нашей семье были родственники, жизнь которых можно считать героической, поэтому мы в проекте выделили их имена красным цветом.( Приложение1)
22 июня 1941 года мирная жизнь людей в Советском Союзе была нарушена. Началась Великая Отечественная война.
«Вот сорок первый год, конец июня,
И люди спать легли спокойно накануне.
Но утром уже знала вся страна,
Что началась ужасная война...»
Она не обошла стороной и нашу семью. Как оказалось, в моей семье были и герои этой войны, и труженики тыла, и те, кто во время войны был ребёнком и столкнулся со всеми её тяготами.
Мне захотелось подробнее познакомиться с жизнью моих родственников в военное время. Я решила провести исследование.
Цель исследования: восстановление исторической памяти о моих родственниках - участниках ВОВ, тружениках тыла.
Чтобы достичь цели, нужно решить ряд задач.
Задачи исследования:
- Изучить семейный архив
- Узнать были ли в семье родственники - участники ВОВ, труженики тыла.
- Найти фото и документы в семейных альбомах, а также на специальных сайтах.
- Подготовить сообщения о родственниках - героях войны.
Актуальность:
Война, сколько в этом слове страданий, горести и слез. События второй мировой войны еще свежи, до сих пор живы свидетели тех кровавых событий, хотя с каждым годом их становится все меньше. И я считаю своим долгом, узнать историю своих предков в то нелегкое время. Великая отечественная война затронула судьбы многих людей. Не обошла она стороной и мою семью.
Гипотеза:
Я считаю, что нужно помнить, о событиях ВОВ, о тех тяжелых годах, о героях, которые отдавали жизнь и здоровье, чтобы сохранить нашу страну, для нас с вами. И мы обязаны сохранить эту память и передать ее будущим поколениям.
В данной работе хочу рассказать вам о своих прапрадедах, участниках ВОВ и тружениках тыла. Все истории мне поведала моя прабабушка Цепилова (Федяева) Галина Васильевна. (Приложение 2). Сейчас ей 86 лет. Родилась она 2 августа 1934г, в деревне Митрофановка, Дуванского района, Башкирской АССР.
Вот какими воспоминаниями со мной поделилась прабабушка: «Когда началась война, ей исполнилось 7 лет. Отец и три брата ушли на фронт. Дома остались она, мама, сестры и еще один брат. Очень тяжело жилось во время войны, кушать было нечего, выручали корова, огород и пчелиная пасека. Невозможно было найти траву крапиву и лебеду, всё люди съедали. Привозили брикетами жмых, и мы его ели, рассказывает прабабушка. А в один год даже и картошка не уродилась, замерзла.
Ходили в школу за 6 км, в другое село Михайловку, в лаптях. Чернил и ручек для письма тоже не было. Чернила делали из черной сажи. Писали деревянными ручками, пером. В школе давали тетради без корочек, а дома писали, кто на чём. Ходили в правление колхоза и просили архив, и писали на чистой стороне этих листочков, скреплённых между собой. Вот такие были тетради.
Одежда была тканая. Выращивали коноплю, из которой делали пряжу. А потом мама и старшая сестра прабабушки ткали пряжу на станке и делали полотно, из которого и шили одежду, полотенца.
Люди болели, умирали от тифа, от голода. Мыла не было, мылись щёлоком, стирали печатками из глины. Очень тяжело было людям в войну. Несмотря на всё это, они помогали Армии. Вязали носки, варежки для солдат. Ждали весточку с фронта, приходили письма - треугольнички, а кому-то похоронки.
«Нам повезло, что отец с братьями вернулись с войны живыми и фашисты до нашей деревни не добрались», - говорит прабабушка.
Вспоминает ещё День Победы. «Рано утром 9 мая, объявили по радио, что победа. Мама стала нас будить: «Вставайте, Победа. Победа!» Все вышли на улицу и шли по деревне с флагами, радовались, обнимались, а кто- то плакал!» (из воспоминаний прабабушки). Ей было тогда11 лет.
История семьи Федяевых (Башкирия, Дуванский р-н, д. Митрофановка)
Мой прапрадед Федяев Василий Николаевич и три его сына: Федяев Михаил Васильевич, Федяев Илья Васильевич, Федяев Степан Васильевич ушли на фронт и все вернулись живыми. Четвёртый сын Федяев Иван Васильевич – труженик тыла. На фото видно, как все счастливы, что снова собрались вместе. (Приложение 3). Хоть и прошло немало лет, мы до сих пор чтим традицию и собираемся всей семьей на день победы.
Минёр Федяев Василий Николаевич.
Прапрадед, Федяев Василий Николаевич, родился 10 декабря 1892г. в деревне Митрофановка Дуванского района Башкирской АССР. Он был участником первой и второй мировой войны. (Приложение 4)
Во время Великой Отечественной войны, был призван в ряды Красной Армии Дуванским РВК Башкирской АССР в 1942 году. Военная специальность – минёр. Воевал на Западном фронте, а с 1944 года воевал в составе 205 отдельного отряда разминирования, 3 Белорусского фронта, дошёл до Берлина. Уволен в запас в октябре 1946г. Награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, значком «Отличный минёр», медалями «За отвагу», «За доблестный труд» и др. (Приложение 5).
Минёр Федяев Василий Николаевич в совершенстве владел техникой разминирования. За отличные показатели в работе по разминированию Витебского рубежа награждён значком «Отличный Минёр».
В приложении № 5 можно проследить, какой путь был проделан им в ходе войны и в скольких боевых операциях он участвовал.
Подвиг
В наградном листе указано, что при выполнении боевого задания по сплошному разминированию январского рубежа в Восточной Пруссии, несмотря на свой преклонный возраст за 20 дней работ разведал 5 минных полей противника, снял и уничтожил 2750 противопехотных мин, 930 противотанковых мин. (Приложение 7). За этот подвиг был награждён медалью «За Отвагу».
После войны работал в правлении колхоза «Смелый» (д. Митрофановка, Дуванского района). Был членом ревизионной комиссии. Отличался честностью, боролся за справедливость. Умер 15 июля 1973года.
Цепилов Ефим Данилович.
Так же хочу поделиться с вами историей другого моего прапрадеда, хоть и известно о нем совсем немного.
Цепилов Ефим Данилович родился 14 апреля 1903 года, в селе Леузы Кигинский района (Башкирия). (Приложение 8). Был на войне с 1941г-1945г. Воевал под Сталинградом. Лично видел, как гнали немцев и венгров, те бросали всё, в том числе и оружие и бежали от наших солдат! Награждён медалью «За оборону Сталинграда» и орденом Отечественной войны. (Приложение 9). С войны пришёл живым. Умер 4 декабря 1992г. Ему было 89лет.
Цепилов Тимофей Ефимович. (Ветеран, труженик тыла).
Его сын (мой прадед) Цепилов Тимофей Ефимович то же является ветеранов и тружеником тыла. Родился он 29 января 1931 года в селе Леузы Кигинского района Башкирской АССР (Приложение 10). Когда началась война, ему было 10 лет. Отца и двух старших братьев взяли на фронт.
В 12 лет он уже работал в колхозе, выполнял разные работы: косил, пахал, ухаживал за скотиной. Есть было нечего, спасала трава и корова, которую держали. Одеть тоже было нечего, ходил всегда босиком или в лаптях, которые сам плёл.
Нам он рассказывал такой случай, который с ним произошёл в то военное время, во время работы в поле.
«В тот день я пахал на лошади землю, а в обед распряг лошадь и выпустил на пастбище, чтобы она отдохнула и поела. В это время гнали мимо большой табун лошадей (видимо для фронта) и моя лошадка тоже попала в этот табун. Я так испугался, куда я теперь без лошади, что потерял дар речи. Часа два я сидел и плакал, домой идти не мог, ноги не шли, есть было нечего. Через какое-то время смотрю, мой Гнедко бежит ко мне. Он как- то сумел отбиться от того табуна и вернулся ко мне. Ох, сколько же было радости у меня, даже не передать. Речь вернулась. Плача уже от радости, я стал его обнимать, целовать: «Молодец Гнедко, вернулся ко мне!»
Помню ещё День Победы. Рано утром объявили, что победа. Мама стала нас будить: «Вставайте, Победа. Победа!» Все вышли на улицу с флагами, радовались, обнимались, а кто- то плакал!» Прадеду было тогда14 лет.
К сожалению, мой прадед умер 12 декабря 2013 года, ему было 82 года. Мне тогда было 1,5 года. Но я вспоминаю его по совместным с ним фотографиям (Приложение 11).
Заключение.
В ходе исследования я изучила семейный архив. Узнала, что в семье были участники Великой Отечественной войны и труженики тыла. Нашла фото и документы в семейных альбомах и на специальных сайтах. Подготовила сообщения о своих героических родственниках.
Вывод:
Я рада, что мне удалось узнать историю своей семьи. Очень горжусь подвигами своих прадедов и всего советского народа.
Приближается 76 годовщина со дня Победы над фашизмом. Жаль, что никто из моих предков, участвовавших в военных действиях и те, кто трудился в тылу, не дожили до этого дня. Мы с мамой, обязательно в этот знаменательный день, сходим в сквер «Славы», чтобы возложить цветы и поздравим героев с победой и поблагодарим за мирное небо над головой. А затем поедем в гости к прабабушке, которая является «ребенком войны», и за чашечкой чая еще раз послушаем ее истории, о том страшном времени. Ведь пока жива память в наших сердцах о тех кровопролитных событиях, мы будем извлекать из этого уроки и не повторять ошибки в будущем. Когда я вырасту, обязательно расскажу о наших героях своим детям.
В конце доклада хочу процитировать слова Роберта Рождественского: «Вспомним всех поименно горем вспомним своим…. Это нужно не мертвым! Это нужно живым!» (Р. Рождественский - реквием «Вечная слава героям»).
Список использованной литературы.
- Личные архивы семьи
- Интернет-сайт pamyat-naroda.ru
- Интернет-сайт Культура.РФ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"
Анализ моего опыта работы как классного руководителя....
Сценарий праздника "Моя семья - моя радость" (8 июля - День семьи, любви и верности)
ДОЛ "Юбилейный"...
Любовь к Родине начинается с семьи. Что такое семья. Я член семьи, какой я.
проект внеклассного мероприятия в 1 классе (час семейного общения)...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Организация исследовательской деятельности над созданием проекта Книга о семье «Семью семь»
Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как деды. Каждый, кто узнает о прошлом своих близких, ч...
Мероприятия, посвященные дню семьи «СЕМЬ Я=СЕМЬЯ».
Уважаемые учащиеся и родители! С 13 по 21 мая 2020 года приглашаем вас принять участие в мероприятиях, посвящённых Дню Семьи:«СЕМЬ Я=СЕМЬЯ». Представляем вашему вниманию подборку познавате...
Занятие №1 клуба "Семья 21 века". Тема: "Семья 21 века, какая это семья?"
Видехрестоматия как средство развития педагогической культуры родителей младших школьников....
Конспект занятия клуба «Семья 21 века» Тема: Вводное занятие «Семья 21 века: какая это семья?»
Цель: знакомство с целями и задачами клуба; разработка модели «идеальная семья»;Знать: цели и задачи клуба;Уметь: создавать инфографику «Модель идеальная семья»; называть стили...