Из опыта работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ (ЗПР, 2 класс).
статья (2 класс)

Татьяна Геннадьевна Кошкарева

Сегодня по отношению к детям широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, под которыми понимаются особенности познавательной, мотивационной, эмоционально – волевой сферы школьника. Наибольшую группу детей с ограниченными возможностями здоровья представляют дети с задержкой психического развития.  Для удовлетворения образовательных потребностей учащихся с ЗПР в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ

(ЗПР, 2 класс).

Сегодня по отношению к детям широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, под которыми понимаются особенности познавательной, мотивационной, эмоционально – волевой сферы школьника. Наибольшую группу детей с ограниченными возможностями здоровья представляют дети с задержкой психического развития.  Для удовлетворения образовательных потребностей учащихся с ЗПР в процессе воспитания и обучения требуются особые условия. В эти условия входят:

- определённые организационные формы обучения;

- определённая система коррекционно – развивающего обучения (КРО);

- содержание индивидуально – групповых коррекционных занятий;

- индивидуальный коррекционно – развивающий маршрут;

- специальная подготовка педагогических кадров.

Зная, что ко мне в класс придёт ученица с ОВЗ с ЗПР, у меня возникли вопросы: …. Но самый главный - «Как оптимально создать   условия для  обучения  детей с ОВЗ с ЗПР с целью развития  потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков?».  Весной этого года я прошла обучение по программе: «Обучение детей с задержкой психического развития в соответствии с ФГОС» в дистанционном режиме. После данного обучения вопросов возникло еще больше. Поэтому была рада использовать возможность очного обучения у специалистов из Красноярского краевого института повышения квалификации по теме: «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования».

Для себя я поставила задачу - создать для ученицы с ОВЗ безбарьерную  предметно – развивающую среду.

Для определения индивидуального образовательного маршрута школьным психологом была проведена комплексная диагностика. По результатам   мы  выработали  единое представление о характере и особенностях развития ребенка, определили  общий прогноз ее дальнейшего развития. Совместно  логопедом,  дефектологом и  социальным  педагогом разработали комплекс необходимых коррекционно-развивающих мероприятий. На основе адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – АООП НОО обучающихся с ЗПР) была разработана адаптированная индивидуальная программа, содержание которой определено с учетом особых образовательных потребностей ребёнка.

Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР, можно открыть ему путь к получению качественного образования. И именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.

Для повышения качества коррекционно я определила следующие задачи:  

-  формировать УУД на всех этапах учебного процесса; 

- побуждать к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью; 

-использовать более медленного темпа обучения, возвращения к изученному материалу; 

- максимально использовать сохранные анализаторы ребенка;

- использовать упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия.

Сотрудничество педагога, психолога, логопеда  в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы. Коррекционно – развивающий блок выстраивается в соответствии с рекомендациями  коллегиального заключения ТПМПК и включает в себя:

Занятия с учителем – логопедом

1час

Занятия с дефектологом

1 час

Занятия с психологом

1 час

Занятия с педагогом дополнительного образования

1 час

Достижение метапредметных результатов обеспечивается также   средствами  внеурочной деятельности и осуществляется по направлениям:

Направления воспитательной деятельности

Задачи по их реализации

Спортивно-оздоровительное

Формирование физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Духовно-нравственное

Развитие гражданско-патриотических и нравственных качеств личности учащихся.                             

Общеинтеллектуальное

Воспитание уважительного отношения к учебе, развитие интеллектуально-познавательных способностей учащихся.

  Общекультурное

Воспитание положительного отношения к труду, уважительного отношения к закону.

Социальное

Воспитание творческой активности, формирование общечеловеческих норм  морали.

С огромным желанием моя ученица посещает кружок «Почемучка», на которых школьный библиотекарь проводит занятия на развитие внимания, памяти, фонематического слуха, связной речи. «Здоровячок» и «Ритмика» направлены на формирование здорового образа жизни.

 Хочется отметить, что моя ученица - добрый человечек. Несмотря на все  трудности, которые ей приходится преодолевать, она остается доброжелательной……  Она любит делиться всеми своими радостями и невзгодами. К подготовке домашних заданий подходит творчески, особенно, при выполнении проектов. Совместно с родителями девочки мы участвовали в творческом проекте   «Миллионы идей из ненужных вещей», в котором  рассказали,  что и как можно сделать из бросового материала.  Именно в проектной деятельности раскрывается весь её познавательный и творческий потенциал. Любит участвовать в классных и школьных мероприятиях. И здесь она совершенно не отличается от других детей, ведь во внеурочной деятельности все равны.

Есть еще один немаловажный ресурс в работе с детьми ЗПР, это - родители, которые не остаются в стороне от процесса воспитания и обучения (образования). Ежемесячно школьный психолог, социальный педагог   проводят не только просветительскую работу с родителями, но и старается сделать их соучастниками образовательного и воспитательного процесса, вовлекая в различные школьные и классные мероприятия.

По результатам первичной, вторичной и итоговой диагностики специалистов, участвующих в реализации программы, делаются выводы и заключения и выстраивается  дальнейшая работа с ребенком.

Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.  

Учитель начальных классов ТМК ОУ «Дудинская школа №3»

Кошкарева Татьяна Геннадьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в 1-2 классах начальной школы. Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.

 Так как результаты деятельности учителя предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев, необходим мониторинг УУД у учащихся начальной школы. В презентации предста...

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ  СОШ  №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

  В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...

Игровые технологии в работе с детьми с ОВЗ (из опыта работы учителя начальных классов)

Игровые технологии в работе с детьми с ОВЗ (из опыта работы учителя начальных классов)...