Из опыта работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ (ЗПР, 2 класс).
статья (2 класс)
Сегодня по отношению к детям широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, под которыми понимаются особенности познавательной, мотивационной, эмоционально – волевой сферы школьника. Наибольшую группу детей с ограниченными возможностями здоровья представляют дети с задержкой психического развития. Для удовлетворения образовательных потребностей учащихся с ЗПР в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_uchitelya_nachalnyh_klassov_s_detmi_s_ovz_zpr_2_klass.docx | 19.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ
(ЗПР, 2 класс).
Сегодня по отношению к детям широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, под которыми понимаются особенности познавательной, мотивационной, эмоционально – волевой сферы школьника. Наибольшую группу детей с ограниченными возможностями здоровья представляют дети с задержкой психического развития. Для удовлетворения образовательных потребностей учащихся с ЗПР в процессе воспитания и обучения требуются особые условия. В эти условия входят:
- определённые организационные формы обучения;
- определённая система коррекционно – развивающего обучения (КРО);
- содержание индивидуально – групповых коррекционных занятий;
- индивидуальный коррекционно – развивающий маршрут;
- специальная подготовка педагогических кадров.
Зная, что ко мне в класс придёт ученица с ОВЗ с ЗПР, у меня возникли вопросы: …. Но самый главный - «Как оптимально создать условия для обучения детей с ОВЗ с ЗПР с целью развития потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков?». Весной этого года я прошла обучение по программе: «Обучение детей с задержкой психического развития в соответствии с ФГОС» в дистанционном режиме. После данного обучения вопросов возникло еще больше. Поэтому была рада использовать возможность очного обучения у специалистов из Красноярского краевого института повышения квалификации по теме: «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования».
Для себя я поставила задачу - создать для ученицы с ОВЗ безбарьерную предметно – развивающую среду.
Для определения индивидуального образовательного маршрута школьным психологом была проведена комплексная диагностика. По результатам мы выработали единое представление о характере и особенностях развития ребенка, определили общий прогноз ее дальнейшего развития. Совместно логопедом, дефектологом и социальным педагогом разработали комплекс необходимых коррекционно-развивающих мероприятий. На основе адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – АООП НОО обучающихся с ЗПР) была разработана адаптированная индивидуальная программа, содержание которой определено с учетом особых образовательных потребностей ребёнка.
Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР, можно открыть ему путь к получению качественного образования. И именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.
Для повышения качества коррекционно я определила следующие задачи:
- формировать УУД на всех этапах учебного процесса;
- побуждать к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью;
-использовать более медленного темпа обучения, возвращения к изученному материалу;
- максимально использовать сохранные анализаторы ребенка;
- использовать упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия.
Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы. Коррекционно – развивающий блок выстраивается в соответствии с рекомендациями коллегиального заключения ТПМПК и включает в себя:
Занятия с учителем – логопедом | 1час |
Занятия с дефектологом | 1 час |
Занятия с психологом | 1 час |
Занятия с педагогом дополнительного образования | 1 час |
Достижение метапредметных результатов обеспечивается также средствами внеурочной деятельности и осуществляется по направлениям:
Направления воспитательной деятельности | Задачи по их реализации |
Спортивно-оздоровительное | Формирование физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни. |
Духовно-нравственное | Развитие гражданско-патриотических и нравственных качеств личности учащихся. |
Общеинтеллектуальное | Воспитание уважительного отношения к учебе, развитие интеллектуально-познавательных способностей учащихся. |
Общекультурное | Воспитание положительного отношения к труду, уважительного отношения к закону. |
Социальное | Воспитание творческой активности, формирование общечеловеческих норм морали. |
С огромным желанием моя ученица посещает кружок «Почемучка», на которых школьный библиотекарь проводит занятия на развитие внимания, памяти, фонематического слуха, связной речи. «Здоровячок» и «Ритмика» направлены на формирование здорового образа жизни.
Хочется отметить, что моя ученица - добрый человечек. Несмотря на все трудности, которые ей приходится преодолевать, она остается доброжелательной…… Она любит делиться всеми своими радостями и невзгодами. К подготовке домашних заданий подходит творчески, особенно, при выполнении проектов. Совместно с родителями девочки мы участвовали в творческом проекте «Миллионы идей из ненужных вещей», в котором рассказали, что и как можно сделать из бросового материала. Именно в проектной деятельности раскрывается весь её познавательный и творческий потенциал. Любит участвовать в классных и школьных мероприятиях. И здесь она совершенно не отличается от других детей, ведь во внеурочной деятельности все равны.
Есть еще один немаловажный ресурс в работе с детьми ЗПР, это - родители, которые не остаются в стороне от процесса воспитания и обучения (образования). Ежемесячно школьный психолог, социальный педагог проводят не только просветительскую работу с родителями, но и старается сделать их соучастниками образовательного и воспитательного процесса, вовлекая в различные школьные и классные мероприятия.
По результатам первичной, вторичной и итоговой диагностики специалистов, участвующих в реализации программы, делаются выводы и заключения и выстраивается дальнейшая работа с ребенком.
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.
Учитель начальных классов ТМК ОУ «Дудинская школа №3»
Кошкарева Татьяна Геннадьевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.
Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...
Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в 1-2 классах начальной школы. Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.
Так как результаты деятельности учителя предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев, необходим мониторинг УУД у учащихся начальной школы. В презентации предста...
Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:
Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...
"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...
Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.
В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...
СТАТЬЯ "Организация группового взаимодействия на уроке с детьми с ОВЗ" (из опыта работы учителя начальных классов)
Коррекционная педагогика...
Игровые технологии в работе с детьми с ОВЗ (из опыта работы учителя начальных классов)
Игровые технологии в работе с детьми с ОВЗ (из опыта работы учителя начальных классов)...