Проектная задача Создание журнала
методическая разработка (2 класс)
Учащиеся научатся решать авторскую задачу, определив ее специфику
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_zadacha_sozdanie_zhurnala_kot_i_pyos.docx | 50.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная задача по литературному чтению
«Создание журнала «Кот и Пёс»
Выполнила:
учитель начальных классов
Коваленко Лариса Валериевна
МОБУ СОШ №34 ЛГО
Проектная задача по литературному чтению
Цель проектной задачи: способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества.
Именно такие задачи дают нам возможность наблюдать за способами работы, как отдельных учащихся, так и целой группы школьников.
Название проектной задачи | Создание журнала «Кот и пёс» |
Предмет | Литературное чтение |
Класс | 2 |
Тип задачи | Предметная рефлексивная одновозрастная |
Цели и педагогические задачи | 1. Использование детьми предметных знаний в модельной ситуации. 2. Развитие навыков сотрудничества в малых одновозрастных группах. |
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача | Умение удерживать и решать поставленную авторскую задачу. Обучение младших школьников совместному решению поставленных задач. Подготовка к предъявлению результатов и оцениванию усвоения темы. Очередной шаг на пути к формированию коммуникативных компетентностей. |
Общеучебные умения | Работа в малой группе, организация работы (коммуникативные компетентности): - организация работы; - распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников; - взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи; - взаимоконтроль. Работа с разными видами текстов, умение выделять существенную информацию от несущественной. |
Планируемый педагогический результат | Демонстрация учащимися: - усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях; - умения, работая в малой одновозрастной группе; - умение создавать конечный «продукт» - иллюстрированный журнал, объединенный общей темой. |
Способ и формат оценивания результатов работы | Оценка взаимодействия учащихся, при работе в малой группе проводится путем экспертного педагогического наблюдения и оформляется в виде экспертного листа. Публичное выступление групп. Оценка другой группой через оценочный лист с заданными критериями. |
Оборудование и материалы | Набор текстовых заданий, листы формата А4, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, ножницы, клей, цветная бумага. Энциклопедия про домашних животных, иллюстрации, картинки, загадки, пакеты заданий. |
Замысел проектной задачи | Одним из ключевых понятий в курсе литературного чтения 2 класса является работа по формированию контрольно-оценочных действий школьников, организовать дальнейшую работу с текстами и продолжить работу по формированию учебного сотрудничества в классе в малых группах. Данная работа позволяет в модельной ситуации проверить, насколько дети владеют умением работать с различными текстами, анализировать и преобразовывать их, умеют ставить и удерживать авторскую задачу, а также способствует развитию навыков кооперации. Детям предлагается принять участие в разработке и выпуске нового номера художественно – публицистического журнала «Кот и пёс». Создавая свой номер журнала, дети самостоятельно выбирают рубрики, которые наполняют материалами о жизни собак и кошек, пользуясь текстами. Детям предстоит не просто осуществлять отбор материала и его преобразование, но и необходимость удерживать поставленную авторскую задачу. Особенность данной проектной задачи в том, что нет единственно правильного варианта решения данной проблемы. Каждая группа создает свой продукт, и во всех группах он разный. Такой подход расширяет возможности детей, предоставляет простор для их воображения и фантазии, делает этап презентации более интересным для учащихся, а действие оценивания не формальным. |
Результат (продукт) | Иллюстрированный журнал, в котором с помощью текстов и иллюстраций раскрывается любовь к кошкам и собакам и забота о них. |
Проектная задача
Создание журнала «Кот и пёс»
Введение
Данный проект посвящён созданию детского журнала. Проект предполагает организацию издательской деятельности в классе. В ходе реализации проектной задачи учащиеся приобретают навыки проектной, организаторской деятельности. Развивают навыки самостоятельного поиска необходимого материала с помощью информационных технологий. Развивают коммуникативные, аналитические способности. Знакомятся не только с основным материалом учебных тем, но и получают дополнительные знания по литературному чтению, окружающему миру, информатике. Учатся находить и использовать на практике межпредметные связи. Проект является личностно-ориентированным, т. к. предполагает возможность участия в нём различного контингента учащихся с различными интересами и способностями.
Актуальность проблемы проекта: культура чтения периодических изданий в семьях потеряна. Младшему школьнику интересно всё, что происходит вокруг. Детские журналы помогают развивать и обучать ребёнка непринужденно и занимательно, в игровой форме. Проект даст возможность детям ближе познакомиться с различными детскими журналами. А разнообразная тематика позволит каждому выбрать чтение по интересам.
Проблемная ситуация: недостаточные знания детей о детских периодических изданиях.
В процессе реализации проекта участники будут решать проблему: как самим создать свой не только красочный, но и интересный детский журнал.
Предмет: литературное чтение.
Тема урока: «Обобщение по разделу «О братьях наших меньших».
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;
- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- эмоциональная отзывчивость на прочитанное.
Метапредметные:
- освоение приёмов поиска нужной информации;
- освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;
- формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;
- на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметные:
- формирование необходимого уровня читательской компетентности;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности
Ожидаемый результат:
- учащиеся смогут ориентироваться в разнообразной детской периодике;
- познакомятся с профессиями, участвующими в создании журнала;
- смогут ориентироваться в рубриках детских журналов;
- получат представление о ценности детских периодических изданий для развития кругозора, логики, ума и творческих способностей;
- смогут проявить свои творческие способности и познавательные интересы в процессе создания проекта собственного журнала.
Вопросы, направляющие проект:
Основополагающий вопрос:
- Как творчество влияет на развитие личности?
Проблемные вопросы:
- Какие бывают стихосложения, жанры;
- Какими способами можно развить творческие способности;
- Какие новейшие технологии можно использовать для формирования творческой деятельности учащихся;
- Как создать журнал;
- Как привлечь учащихся к созданию журнала;
- Какую роль в создании журнала играют обложка и иллюстрации;
- Ощущаете ли вы какой-то конкретный результат проекта для себя? Что дал вам проект?
Учебные вопросы:
- Люди каких профессий трудятся над создание детских журналов?
- В чём заключается работа редактора, художника и автора журнала?
- Как сотрудники журнала ведут работу с читателями?
- Какие рубрики журнала интересны и чем?
- Что такое иллюстрация?
- Какую информацию должен содержать детский журнал
- Какие типы журналов есть
- История детских журналов
План проведения проекта:
Подготовительный этап:
1. Литературное чтение. Урок по теме «Детские журналы. Кто создаёт журналы?»
Работа над проектом началась с того, что я предупредила детей о том, что на следующей неделе у нас пройдет урок литературного чтения, на который они должны принести свои любимые детские журналы. Был проведен опрос, который показал, что ребята очень мало знают о периодической печати. Большинство детей оказывают предпочтение изданиям, в которых комиксы, головоломки, раскраски.
На уроке была организована выставка журналов. Дети познакомились, что такое журнал, когда выходят журналы (периодически), какие рубрики есть в журналах, какие произведения печатаются в них.
Детям была предложена идея: научиться, самим издавать журналы.
Идея была детьми принята, и было решение создать свой журнал на тему, которая заинтересует всех ребят.
Поисковый этап
2. Окружающий мир. Урок по теме: «Про кошек и собак».
На уроке дети получили общее понятие о породах собак и кошек, о правилах ухода за ними.
Ребята получили задание: подготовить сообщение о своём домашнем питомце, в котором рассказать об особенностях породы своего любимца, о правилах ухода за ним, о дрессировке.
Это был первый материал для создания журнала, подобранный ребятами, о котором они ещё не подозревали. Предстояло больше увлечь детей темой, развивая идею создания журнала.
Творческий этап
3. Литературное чтение. Работа над разделом «О братьях наших меньших».
На этих уроках дети знакомились с произведениями писателей и поэтов о животных, в которых раскрывалась тема любви к животным, о бережном отношении к ним, о заботе о них. Изучая раздел, учащиеся учились сравнивать художественные и научно-познавательные тексты, сказки, рассказы о животных; определять героев произведения и анализировать их поступки; писать отзывы на произведения; составлять свои рассказы о своих домашних животных.
Творчески работая на этих уроках, дети накапливали собственный материал о своих питомцах: рисунки, рассказы, интересные истории, стихи.
На последнем уроке по разделу, была проведена выставка работ учащихся. Проанализировав представленные материалы, было принято решение о создание журнала про кошек и собак.
Практический этап работы над проектом.
Алгоритм работы над проектной задачей.
1. Выберем командира группы.
2. Познакомимся с проектной задачей.
3. Определим, какая проблема возникла и что нужно сделать, чтобы решить эту проблему.
4. Определим конечный продукт.
5. Распределим роли в группе, составим план работы (перечислим, что нам нужно сделать и кто что будет делать.
6. Работаем в группе по плану.
7. Защитим продукт.
Текст задачи с комментариями к отдельным заданиям.
Есть расхожая фраза, произносимая со вздохом сожаления "Моя собака или моя кошка все понимают, только сказать ничего не могут". Это глубочайшее заблуждение.
Само поведение животных, обитающих бок о бок с человеком, и есть их язык.
Они дарят нам самое, может быть, дорогое естественную, не наигранную любовь, чувство, с которым цивилизация все больше разлучает человека. И поэтому каждое их движение или взгляд, лай или мяуканье вызывают у нас ответное движение души.
Масса интересных фактов о жизни домашних любимцев – кошек и собак – неизвестна большинству из нас. А между тем некоторые из них занесены в книгу рекордов Гиннеса, ряд их особенностей вызывают удивление.
Очень многое из того, что окружает нас в жизни, так и остается неизведанным и непознанным.
Казалось бы, что можно не знать о своих домашних любимцах, однако интересные факты о животных, таких как собаки и кошки, обычно удивляют больше всего – ведь получается, что удивительное рядом, а мы о нем и не подозреваем.
Почти у каждого пятого человека на Земле есть домашнее животное, в основном это кошка или собака. А у некоторых в доме есть и кошка, и собака.
На уроке окружающего мира мы с вами знакомились с породами собак и кошек, говорили, как за ними ухаживать. Вы рассказывали о своих домашних любимцах, об их повадках.
А на уроках литературного чтения мы с вами закончили читать раздел «О братьях наших меньших», где познакомились с произведениями писателей и поэтов о животных. Вы выполняли творческие работы: рисовали своих домашних животных, писали про них интересные рассказы, и даже стихи.
Сегодня у нас обобщение по разделу «О братьях наших меньших» и я предлагаю вам провести его необычно, так чтобы мы могли показать другим детям, что мы знаем о наших домашних любимцах, и рассказать о своих питомцах.
Проблема: каким образом мы можем оформить весь материал, который мы накопили, изучая раздел по чтению «О братьях наших меньших» и тему по окружающему миру «О кошках и собаках».
(Предложения детей: книжку, газету, журнал).
- А что такое журнал? Давайте прочитаем в словаре С.И.Ожегова, что такое журнал.
«Журнал» - это периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи и художественные произведения.
- Что печатают в журналах?
- Рассказы, сказки, игры, конкурсы, различные задания, и т.д.
-Что печатают в таких книжках?
(В результате споров, дети приходят к выводу, что надо оформить в виде журнала. Работу эта интересная, её можно будет продолжать).
Задание 1.
- Давайте вспомним, какие произведения и каких писателей мы с вами читали на уроках «Литературного чтения» и «Внеклассного чтения». (Ответы детей: о животных, о любви к ним, о бережном отношении к ним).
- О чем мы с вами узнали на уроке «Окружающего мира», изучая тему «Про кошек и собак». (Ответы детей: про породы кошек и собак, про уход за этими животными).
- Обсудите в группах, как будет называться наш журнал, и какие рубрики будут в первом номере нашего журнала. Как будут на них размещаться тексты?
Детьми были предложены несколько вариантов названий журнала. Остановились на двух вариантах: «Про кошек и собак» и «Кот и Пёс», предложенные детьми первой и третьей группой. Каждая из этих групп начала защиту своего названия. Третья группа убедила детей, что выбрав их название журнала, в нём можно будет впоследствии печатать материалы и о других животных – любимых домашних питомцах: о попугайчиках, о хомячках и т.п. Так же дети определились, что спецификой данного журнала будет: рассказать о том, почему мы любим кошек и собак.
Комментарий к заданию: данное задание помогает поставить перед детьми авторскую задачу. Чтобы понять специфику данного журнала, необходимо точно выбрать его название «Кот и пёс», а также проанализировать тексты, которые представлены в редакцию, для того чтобы обозначить специфику данного журнала «Почему мы любим кошек и собак?».
Дети делают первый вывод: предложенные тексты раскрывают сущность, за что мы любим кошек и собак, дают информацию о породах и правилах ухода за этими животными.
На основе сделанных открытий дети формулируют авторскую задачу, которую им необходимо будет решить: создать ряд иллюстрированных текстов, объединенных общей темой, в которых идет поиск: почему мы любим собак и кошек.
Правила работы в группах
1. Умей выслушать товарища.
2. Своё мнение должен высказать каждый.
3. Работай тихо, чтобы не мешать другим.
4. Закончив дело, помоги другому.
5. Рабочее место содержи в порядке.
Задание 2.
- Люди, каких профессий трудятся, создавая детские журналы?
- В чём заключается работа редактора, художника и автора журнала?
- Распределите, над какой рубрикой будет работать ваша группа, какую работу будет выполнять каждый из вас.
- Дорогие ребята!
- Выберите рубрику, тематика которой, вас заинтересовала и получите набор материалов для работы.
1 рубрика: «О кошках» - информационная страничка
2 рубрика: «О собаках» - информационная страничка
3 рубрика: «Почему мы любим кошек и собак» - интересные истории о домашних питомцах
4 рубрика: «Про кошек и собак» - литературная страничка
5 рубрика: «Галерея искусств» - сборник рисунков и стихов детей
Названия рубрик (разделов) можно изменить, не меняя их содержания.
Комментарий к заданию: дети должны прийти к выводу о том, что целесообразно вначале каждому члену группы определить свою работу, предварительно договорившись, какой рубрикой будет заниматься группа.
(Дети в группе договариваются, за какую рубрику отвечают, распределяют обязанности и получают набор материалов для работы).
Была создана ещё одна группа «Издательство журнала».
В эту группу вошли дети, у которых ещё слабо развиты коммуникативные компетентности.
Эта группа (под наблюдением учителя, ненавязчивыми предложениями учителя) будет заниматься оформлением обложки. Так же эти ребята входят в состав экспертной группы, где будут учиться взаимооценке, высказыванию своего мнения. Учитель помогает в этом детям.
Задание 3.
Создание рубрик для журнала.
- Помните, что в каждом разделе журнала должна быть соответствующая информация. Внимательно прочитайте тексты, которые вам предложены, они помогут вам заполнить рубрики, отберите только те, которые понадобятся вам. На заполнение рубрик соответствующими материалами дается время - 30 минут. Приступаем к работе.
Комментарий к заданию: детям необходимо не просто разместить предложенные тексты по выбранным рубрикам (темам), но и выполнить это, придерживаясь специфики журнала «Почему мы любим кошек и собак?». Одна из групп занимается оформлением обложки журнала.
Страницами журнала служат листы формата А3, на который наклеиваются все материалы. Рубрики необходимо подписать. Дальнейшее оформление – по желанию детей.
Задание 4.
Оформление рубрик журнала.
Вы и заполнили рубрики журнала! Пришлось много потрудиться.
Вы знаете, что иллюстрации делают журнал ярким и красочным. В нашем журнале они должны быть обязательно! Не забудьте, что наш журнал необычный!
У вас на столах есть иллюстрации, отберите те, которые понадобятся для вашей рубрики и поместите на страницу.
Помните, что изображения в журнале не должны выбиваться из общей концепции.
Комментарий к заданию:
Выбирая иллюстрации к журналу, дети должны не забыть про общую авторскую задачу: показать любовь к кошкам и собакам. Изображения в журнале не должны выбиваться из общей концепции.
Задание 5.
Ваш журнал почти закончен! Осталось только перечислить авторский коллектив и указать имя главного редактора. На свободной странице вклейте названия и впишите фамилии.
Комментарий к заданию:
Данное задание позволяет увидеть, кому принадлежит лидерство в группе, и, дополнив выбор детей наблюдениями экспертов, можно увидеть, чем дети руководствуются при выборе главного редактора (формальными критериями или оценивают вклад в общее дело).
Задание 6.
Вот теперь первый номер вашего журнала закончен! Я хочу, чтобы каждая группа рассказала, прорекламировала свою рубрику, над которой трудилась. У вас на столах есть карточки, которые помогут вам составить рекламное выступление. Остальные группы и эксперты смогут оценить журнал товарищей по критериям, предложенным в таблицах.
Комментарий к заданию:
Данное задание позволяет увидеть, умение группы презентовать свой продукт, используя карточку-алгоритм. Остальные группы имеют возможность взаимооценки по предложенным критериям.
Издательство «Кот и пёс» благодарит вас за помощь!
Желает первому номеру вашего журнала выйти в печать и получить признание читателей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.
Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....
Урок – проектная задача по русскому языку с элементами информатики. Тема: «Создание таблиц-памяток с алгоритмами действий по расстановке знаков препинания в сложных предложениях и предложениях с однородными членами».
Проект урока по этапам, с описанием формируемых УУД на каждом из них....
Проектная задача " Создание страницы исторического журнала " Лента времени"
Данную проектную задачу можно использовать в 4 классе на первом уроке исторического блока по окружающему миру (УМК "Перспектива")...
Инструкция по созданию журнала с использованием системы голосования СМАРТ Response
Для учителей помощь в создании журнала при использовании системы голосования СМАРТ Response, в начальной школе....
ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ ПРИ СОЗДАНИИ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И КУБАНОВЕДЕНИЯ И НА ЗАНЯТИИ ИТОГОВОЙ ПРОВЕРКИ УУД У УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)
Цель данного пособия: описать методику использования технологии проектных задач при создании учебных проектов на уроках в начальной школе. Для примера рассматриваются предметные области окружающий мир...
Деловая игра "Создание журнала"
Деловая игра для учеников 4 класса...
Проектная задача по внеурочной деятельности «Всё узнаю, всё смогу» Создание книжки «Словарная Азбука»,1 класс
Проектная задача по внеурочной деятельности «Всё узнаю, всё смогу» Создание книжки «Словарная Азбука»,1 класс...