Личностно-ориентированные технологии.Создание ситуации успеха в обучении младших школьников.
методическая разработка
- Быстрый ответ
Мгновенный ответ
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД НА ШМО
октябрь 2021г.
«Личностно-ориентированные технологии в обучении младших школьников в условиях реализации ФГОС».
Созданию ситуации успеха способствует использование в учебно-воспитательном процессе метода проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя.
Учение-свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. Однако часто приходится слышать от учащихся фразы, выражающие негативное отношение к школе. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться, с надеждой добиться признания и любви со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма- самая серьезная проблема обучения.
Так почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? В настоящее время ответы на данные вопросы достаточно актуальны в педагогике.
Ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.
Успех- понятие неоднозначное, сложное ,имеет разную трактовку. С психологической точки зрения успех- это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.
С педагогической точки зрения ситуация успеха- это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия « успех» и «ситуация успеха». Ситуация- это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех- результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Технологические операции создания ситуации успеха.
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха- субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными ( речевыми) и не вербальными ( мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ним задачей.
Деятельность учителя строится на основе системы методов. Охарактеризуем методы, оперируя которыми педагог сможет создать условия для переживания учащимися ситуации успеха.
Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности ,формирует положительные мотивы учения. В основе дифференцированного обучения лежит создание разноуровневых групп учащихся с определенной целью. Для каждой группы педагогом подбирается то содержание обучения, которое соответствует уровню обученности и потребностям детей. Создание подобных групп может быть на этапе изучения нового материала, закрепления и применения усвоенных знаний, разноуровневым может быть контроль и проверка знаний. Нужна постоянная воспитательная работа, в результате которой ученик утверждается в мысли, что только тот может добиться успехов в учении, в жизни , кто работает энергично, активно, на пределе своих возможностей.
Созданию ситуации успеха способствует использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип « Одна голова хорошо, а две лучше» или « Что одному не под силу, то легко коллективу». Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре или в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того , введение в урок коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников. Например, на уроке окружающего мира при изучении темы « Свойства воды», класс разделился на 4 группы. Через проведенные опыты дети устанавливали и доказывали что вода бесцветная, обладает текучестью, в ней могут растворяться некоторые вещества и т.д. Общая радость состояла в том, что каждый ученик достиг нужной для себя реакции детского коллектива, осознал себя полноценной личностью.
Наиболее эффективным для создания на уроке ситуации успеха является сочетание педагогом репродуктивных, проблемно-поисковых и творчески-воспроизводящих методов обучения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет на ее решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связи.
Метод проектов- педагогическая технология, ориентированная на применение и приобретение новых знаний, самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя.
Педагогу очень важно знать какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому способствует рефлексия, к которой педагог подводит учащихся, подводя итоги урока, использование самооценки и взаимооценки детьми друг друга.
Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание его успехов. С этой целью с первого класса каждым ребенком ведется индивидуальное портфолио. Оно позволяет составить представление о личности ученика, проследить за ростом знаний и умений, порадоваться его успехам.Работа с папками ведется в течение всего обучения в начальной школе. Портфолио помогает ученику оценить свои возможности и в дальнейшем реализовать их.
В заключении хочется отметить, успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей. Желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе- завтрашний успех в жизни!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых пособий из «комнаты психомоторного» развития для создания ситуации успеха в деятельности младших школьников
Использование игровых пособий из «комнаты психомоторного» развития для создания ситуации успеха в деятельности младших школьников...
Доклад "Создание коррекционно-развивающей среды - залог успеха в обучении младших школьников"
Методические рекомендации по коррекционно-развивающему обучению....
Как обеспечить ситуацию успеха на уроке младших школьников
Выступление на МО учителей начальных классов...
Ситуация успеха в жизни младшего школьника
Психовозрастые особенности младшего школьника находятся в активном развитии и то, что мы закладываем в него на самой трудной первоначальной ступени обучения, должно реализовать себя в будущем в самом ...
Родительское собрание: "Работа семьи и школы по созданию ситуации успеха в самореализации младшего школьника"
Основные понятия: ситуация успеха, успех, самореализация, качества успешного человека и условия, при которых человек становится успешен....
Статья обобщения опыта по теме "Применение технологии личностно-ориентированного подхода в формировании учебно-познавательных компетенций у младших школьников с ОВЗ".
В статье представлен многолетний опыт работы с детьми с ОВЗ по внедрению технологии личностно-ориентированной работы...
Ситуация успеха на уроках младших школьников
Каждому приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружаю...