Серия уроков, посвященная 60-летию полета в космос Ю.А. Гагарина
план-конспект урока (4 класс)
Серия уроков по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seriya_iz_5_urokov_kosmos.doc | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
Серия уроков, посвященная
60-летию полета в космос
Ю.А. Гагарина
Конспект занятия
по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 4 классе.
(Тема: «Космос». 1 урок)
I. Формирование произношения.
Тема: Звук «С».
Цель: Автоматизация звука «С». Умение произносить слоги, слова слитно с соблюдением словесного ударения.
II. Развитие остаточного слуха.
Тема: «Космос», «Весна».
Цель: Умение различать на слух (слухо-зрительно) материал, относящийся к темам «Космос», «Весна».
Задачи:
1. Образовательные:
Ознакомление учащихся с темой освоения космоса, проведение экскурсий в Звездном городке и музей Космонавтики. Изучение литературы по данной теме. Восприятие на слух новых слов, фраз, относящихся к теме «Космос». Восприятие словесного ударения. Отработка словаря текста о космосе.
2. Коррекционно-развивающие:
Автоматизация звука «С» на материале слогов, словосочетаний, фраз в различных позициях. Тренировать в умении воспринимать, различать и произносить слова, фразы в правильном темпе, слитно с соблюдением словесного и логического ударения.
3. Воспитательные:
Формирование у глухих учащихся потребности в познавательной деятельности. Воспитание ответственности и самостоятельности, стремление к осознанному мотивированному обучению устной речи.
Оборудование и наглядные пособия: картинки, книги, портреты космонавтов, календарь, карточки, презентация в программе PowerPoint («День космонавтики»).
Ход занятия | |
Учитель | Ученик |
1. Орг. момент Создание эмоционального положительного настроя на занятие у ученика. [Улыбнись, к нам пришли гости.] [Поздоровайся, пожалуйста.] | |
[Доброе утро.] [Будем заниматься?] [Как ты слышишь?] [Следи за звуками] | - Доброе утро. - Да. - Я слышу хорошо. - Я буду следить за звуками. |
2. Повторение предыдущей темы | |
[Говори хорошо звук «С».] (Слоги проговариваются учеником вместе с учителем с использованием фонетической ритмики, затем без движений) С СА АС СО ОС СУ УС СЕ ЕС СТУ – СТУ – НАСТУПИЛА СНА – СНА – ВЕСНА НАСТУПИЛА ВЕСНА [Послушай по-другому.] [ПРИШЛА ВЕСНА.] (Затем на слух предъявляются слоги, слова, словосочетания) 3. Актуализация знаний и представлений [Послушай и ответь на вопросы.] [Ответь полным предложением.]
[Какое наступило время года?] [Какие весенние месяцы ты знаешь?] [Куда мы ездили в среду?] [Где проходила экскурсия?] [Кто там живет и работает?] [Что еще мы посетили в Звездном городке?] | - Пришла весна. - Я послушаю и отвечу на вопросы. - Как ответить на вопросы? - Наступила весна. - Я знаю …… - В среду мы ездили на экскурсию. - Экскурсия проходила в Звездном городке. - В Звездном городке живут и работают космонавты. - Мы посетили музей. |
(Ответы иллюстрируются фотографиями с экскурсии. В случае затруднения применяются таблички с вопросами.) | |
4. Закрепление знаний (слуховой диктант) [Послушай и допиши предложения.] [В Звездном городке …….] [В среду мы ездили…] [Мы посетили….] | |
(Для проверки выкладываются таблички с полными ответами) | |
- Я ошибся. - Я не ошибся. - Я выполнил задание с одной ошибкой. | |
5. Физкультминутка (упражнения для снятия напряжения и усталости глаз) | |
6. Изучение нового материала [Что ты видишь?] | - Я вижу (ракету, космонавта.) |
(По мере называния выкладываются таблички) | |
7. Закрепление нового материала 7.1 Чтение слов [Прочитай слова и говори слитно с ударением.] | - Я буду говорить слитно с ударением. |
(При затруднении использовать приемы фонетической ритмики) | |
- космос - космонавт - невесомость - ракета - совершил - космический корабль - Гагарин | |
7.2. Устное различение слов (за экраном учитель произносит слова, ученик повторяет) | |
8. Итог [О чем мы говорили?] [Что еще мы делали?] | - о космосе - об экскурсии - Мы учили новые слова. |
Конспект занятия
по развитию речевого слуха и
формированию произносительной стороны речи в 4 классе.
(Тема: «Космос». 2 урок)
I. Формирование произношения.
Тема: Сочетания согласных звуков «СТ», «СН», «СМ», «СТЬ».
Цель: Коррекция звуков на материале текста. Умение произносить слова, фразы в правильном темпе, слитно с соблюдением словесного и логического ударения.
II. Развитие остаточного слуха.
Тема: Работа с новым текстом «Космос». Повторение темы – организационные фразы.
Цель: Тренировать в умении различать на слух (слухо-зрительно) материал, относящийся к теме «Космос».
Задачи:
1. Образовательные:
Систематизировать, обобщить и закрепить знания о космосе. Изучение текста по данной теме. Восприятие на слух новых слов, фраз. Восприятие словесного ударения. Отработка словаря.
2. Коррекционно-развивающие:
Автоматизация и коррегирование сочетаний согласных звуков «СТ», «СН», «СМ», «СК» «СТЬ» на материале слогов и слов. Тренировать в умении произносить слова, фразы в правильном темпе, слитно с соблюдением словесного и логического ударения. Активизация словарного запаса.
3. Воспитательные:
Формирование у глухих учащихся потребности в познавательной деятельности. Воспитание ответственности и самостоятельности, стремление к осознанному мотивированному обучению устной речи.
Оборудование и наглядные пособия: карточка с текстом, картинка «Космос», фотографии музея, Центра подготовки космонавтов, рассыпной текст, презентация в программе PowerPoint («День космонавтики»).
Ход занятия | |
Учитель | Ученик |
1. Орг. момент Создание эмоционального положительного настроя на занятие у ученика. | |
[Улыбнись, к нам пришли гости.] [Поздоровайся.] [Как ты слышишь?] [ Что мы будем делать?] [Сегодня воскресенье?] [Какой сейчас урок?] [Сколько сегодня уроков?] [Следи за звуками.] [Послушай.] СМО – СМО – КОСМОС СМА – СМА – КАСМАНАФТ – КОСМОНАВТ МОСТЬ – МОСТЬ – НЕВЕСОМОСТЬ СМИ – СМИ – КОСМИЧЕСКИЙ КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ СНА – СНА – СНАЧАЛА СТВЕ – СТВЕ – ПУТЕШЕСТВЕННИКИ СТРА – СТРА – СТРАННОЕ СТО – СТО – СОСТОЯНИЕ СТРАННОЕ СОСТОЯНИЕ [Прочитай.] (Затем на слух предъявляются слоги, слова, словосочетания). | - Здравствуйте. - Я слышу хорошо. - Мы будем слушать, говорить. - Нет, сегодня среда. - Сейчас урок развития речи. - Сегодня семь уроков. - Я буду следить за звуками. Ученик повторяет слоги и слова |
2. Повторение предыдущей темы [Вспомни, что мы делали на прошлом занятии.] [Послушай и напиши слова.] - космос - космонавт - невесомость - ракета - совершил - космический корабль - Гагарин [Что ты сделал?] [Проверь свою работу.] [Как ты выполнил задание?]
| - Мы учили новые слова. - Я послушаю и напишу слова. - Я написал диктант. - Я проверил свою работу. - Я выполнил задание без ошибок. - Нет, я не доволен, потому что выполнил задание с ошибками. - Да, я доволен, хотя ошибся. |
(По ходу ведется работа по формированию произносительной стороны речи и другими сторонами речи: ударение, интонация, нормами орфоэпии.) 3. Физкультминутка (двигательные упражнения – имитация движение космонавта в невесомости и на земле). | |
4. Обсуждение темы урока [Как ты думаешь, что мы будем делать сегодня?] [Верно.] [О чем текст?] [Верно, текст называется «Космос».] | - Я думаю, что мы сегодня будем работать с текстом, потому что я вижу карточку. - Я думаю, что текст о космосе. |
(Учитель выкладывает табличку «Рассказ «Космос».) | |
5. Изучение нового материала. 5.1. Учитель читает текст за экраном [Послушай текст.] [Что ты услышал?] | - Я услышал слова… |
5.2. Повторное чтение текста учителем с уточнением услышанного. | |
5.3. Чтение текста учеником. (Чтение учеником текста и просмотр видео) [Какие слова тебе непонятны?] [Объясни, что такое невесомость?] | - Я прочитал текст. - Мне все понятно. - Невесомость - это…… |
(Учитель следит за произношением звуков и соблюдением норм орфоэпии.) | |
6. Закрепление нового материала (слуховой диктант) [Послушай и повтори.] - Гагарин совершил первый полет. - Он летал на космическом корабле «Восток». - Полет продолжался 1 час 48 минут. - отважные путешественники - невесомость - странное состояние - Гагарин совершил подвиг. | Ученик повторяет предложения. |
(По мере называния ученик переворачивает таблички.) | |
7. Итог: [Что мы делали?] | - Мы писали слуховой диктант. - Мы работали с текстом. - Мы отвечали на вопросы. |
Конспект занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 4 классе
(Тема «Космос». 3 урок)
I. Формирование произношения.
Тема: Звуки «С - З»
Цель: Дифференциация звуков. Тренировать в умении произносить слова, фразы в правильном темпе, слитно с соблюдением логического ударения и интонации.
II. Развитие остаточного слуха.
Тема: Работа с текстом «Космос», повторение темы по математике.
Цель: Проверка умения составлять текст на слух. Восприятие на слух (слухо-зрительно) слов, словосочетаний, фраз, математического материала.
Задачи:
1. Образовательные:
Систематизировать, обобщить и закрепить знания о космосе. Изучение текста по данной теме. Восприятие на слух новых слов, фраз. Восприятие словесного ударения. Отработка словаря. Усвоение предлагаемых математических понятий.
2. Коррекционно-развивающие:
Развитие навыков самоконтроля используя слуховой, зрительный, тактильный анализаторы. Активизация процессов внимания, памяти, мышления, восприятия. Обучение навыкам слухового внимания.
3. Воспитательные:
Формирование потребности к познавательной деятельности. Воспитание ответственности и самостоятельности, стремление к осознанному мотивированному обучению устной речи.
Оборудование и наглядные пособия: карточка с текстом, картинка «Космос», фотографии музея, Центра подготовки космонавтов, рассыпной текст, календарь, наглядный математический материал, презентация в программе PowerPoint («День космонавтики»).
Ход занятия | |||
Учитель | Ученик | ||
1. Орг. момент Создание эмоционального положительного настроя на занятие у ученика. | |||
[Как ты слышишь?] [Будем заниматься?] [Следи за звуками.] [Послушай.] С З СА ЗА АСА АЗА АСО АЗО АСУ АЗУ АСИ АЗИ АСЕ АЗЕ СЛЕ – СЛЕ - СЛЕДИТЬ ЗВУ - ЗВУ - ЗВУКАМИ СЛЕДИТЬ ЗА ЗВУКАМИ СОСТА - СОСТА - СОСТАВИЛ СКАЗ - СКАЗ - РАССКАЗ Я СОСТАВИЛ РАССКАЗ [Прочитай.] Работа над дифференциацией звуков «С-З» с использованием фонетической ритмики, развитие речевого дыхания.
| - Да. - Я слышу хорошо. - Да. - Я буду следить за звуками. |
2. Математический материал
[Послушай и ответь на вопросы.]
[Какой сейчас год?]
[В каком году Гагарин совершил первый полет?] [Сколько лет прошло?] [Сколько минут в 1 (одном) часе?] [Сколько минут продолжался полет?] [Сколько часов и минут продолжался полет?] [Что такое невесомость?] [Сколько граммов в 1 кг?] [Сколько весит человек в космосе?]
| - Сейчас 2021 (две тысячи двадцатый) год - В 1961 (тысяча девятьсот шестьдесят первом) году. - 60 (шестьдесят) лет. - В 1 (одном) часе 60 (шестьдесят) минут. - 108 (сто восемь) минут. - 1 (один) час 48 (сорок восемь) минут. - Невесомость - это……. - В 1кг =1000 граммов - Человек в космосе….. | |||
(Учитель следит за произношением звуков и соблюдением норм орфоэпии, интонаций.) 3. Физкультминутка (двигательные упражнения – имитация движение космонавта в невесомости и на земле).
| ||||
4. Чтение текста учителем | ||||
(Учитель читает текст за экраном) | ||||
[Послушай и составь рассказ из табличек.] 5. Составление рассказа учеником [Что ты сделал?]
[Прочитай слитно, с ударением, хорошо говори звук «С».] 6. Работа с составленным текстом [Послушай и проверь свою работу.] (Учитель читает за экраном текст по фразам, ученик проверяет.) [Что ты сделал?] 7. Повторение рассказа учеником [Попробуй рассказать текст еще раз.] 8. Итог [Что мы делали?] | (По мере чтения ученик выкладывает рассыпной текст.) - Я послушал и составил рассказ из табличек. (Ученик читает свой рассказ) - Я послушал и проверил свою работу. (Ученик рассказывает.) - Мы отвечали на вопросы и пересказывали текст. |
Конспект занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 4 классе.
(Тема: «Космос», 4 урок)
I. Формирование произношения.
Тема: Звук «З»
Цель: Оглушение «З» на конце. Тренировать в умении произносить слова, фразы в правильном темпе, слитно с соблюдением словесного и логического ударения.
II. Развитие остаточного слуха.
Тема: Работа с новым текстом «Космос». Повторение темы – организационные фразы.
Цель: Тренировать в умении различать на слух (слухо-зрительно) материал и соотносить с текстом.
Задачи:
1. Образовательные:
Систематизировать, обобщить и закрепить знания о космосе. Изучение текста по данной теме. Закрепление предлагаемого материала. Восприятие на слух знакомого речевого материала. Восприятие словесного ударения. Отработка словаря.
2. Коррекционно-развивающие:
Развитие навыков самоконтроля, используя слуховой, зрительный, тактильный анализаторы. Активизация процессов внимания, памяти, мышления, восприятия. Обучение навыкам слухового внимания.
3. Воспитательные:
Формирование потребности к познавательной деятельности. Воспитание ответственности и самостоятельности, стремление к осознанному мотивированному обучению устной речи.
Оборудование и наглядные пособия: карточка с текстом, картинка «Космос», фотографии музея, Центра подготовки космонавтов, рассыпной текст, календарь, презентация в программе PowerPoint («День космонавтики»)..
Ход урока Учитель | Ученик | |
1. Орг. момент [Как ты слышишь?] [Что мы будем делать?]
[Как называется рассказ?]
[Следи за звуками.] [Следи за звуками.] [Послушай.] АЗ - АЗ РАЗ АЗ - АЗ РАССКАЗ РАССКАЗАТЬ ЕЩЕ РАЗ АЗ – АЗ - АЗ ПЕРВЫЙ РАЗ СКАЗ - СКАЗ ПЕРЕСКАЗ [Повтори.] (Затем на слух предъявляются слоги, слова. ) | - Я слышу хорошо. - Я думаю мы будем читать рассказ, потому что я вижу карточку. - Рассказ называется «Космос». - Я буду следить за звуками | |
2. Прослушивание текста за экраном [Послушай текст.] 3.Пересказ текста учеником [Попробуй рассказать текст.] 4. Ответы на вопросы по тексту. [Будем отвечать на вопросы.] [Отвечай полным предложением.] Вопросы: 1. Сколько лет назад совершил полет Юрий Гагарин? 2. Как назывался космический корабль? 3. Сколько времени продолжался полет? 4. Что такое невесомость? 5. Почему Ю.Гагарину присвоили звание Героя Советского Союза? | Ученик прослушивает текст.) (Ученик рассказывает текст.) - Как будем отвечать, кратко или полным предложением? (По мере ответов ученика учитель выкладывает таблички с ответами) | |
5. Физкультминутка (упражнения для снятия напряжения и усталости глаз) | ||
6. Прослушивание и упорядочение предложений [Послушай и повтори. Расставь предложения по порядку.] Гагарин совершил подвиг. Полёт продолжался 1 час 48 минут. Были отважные путешественники. Невесомость – странное чувство. Гагарин совершил первый полёт. Он летал на космическом корабле «Восток». | - Я расставил предложения по порядку. | |
(Учитель следит за произношением звуков и соблюдением норм орфоэпии, интонаций.) | ||
7. Слуховой диктант [Послушай и допиши предложения.] 1. Полёт продолжался … 2. Он летал на … 3. Невесомость – это … 4. Юрия Гагарина наградили … 5. …лет назад совершил первый полёт… | - Я выполнил задание без ошибок. - Нет, я не доволен, потому что выполнил задание с ошибками. - Да, я доволен, хотя ошибся. | |
8. Итог: [Что мы делали?] | - Мы отвечали на вопросы, пересказывали текст, выполняли задания. |
Конспект занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 4 классе
(Тема: «Космос», 5 урок).
I. Формирование произношения.
Тема: Звуки «С», «З»
Цель: Закрепление навыков произнесения звуков (сочетание, оглушение) в самостоятельной речи, умение произносить слова, фразы в правильном темпе, слитно с соблюдением словесного и логического ударения и интонаций.
II. Развитие остаточного слуха.
Тема: Обобщение материала по теме «Космос».
Цель: Тренировать в умении различать на слух (слухо-зрительно) материал. Проверка умения вести диалог, пересказывать близко к тексту, отвечать на вопросы (заметка в стен газету)
Задачи:
1. Образовательные:
Систематизировать, обобщить и закрепить знания о космосе. Расширение кругозора.
2. Коррекционно-развивающие:
Развитие навыков самоконтроля используя слуховой, зрительный, тактильный анализаторы. Активизация процессов внимания, памяти, мышления, восприятия. Обучение навыкам слухового внимания.
3. Воспитательные:
Формирование потребности к познавательной деятельности. Воспитание ответственности и самостоятельности, стремление к осознанному мотивированному обучению устной речи. Развитие творческой активности и эстетического восприятия окружающей среды.
Оборудование и наглядные пособия: карточка с текстом, картинка «Космос», фотографии музея, Центра подготовки космонавтов, рассыпной текст, фигурки людей для диалога, бумага – ватман, фломастеры и цветные карандаши. календарь, презентация в программе PowerPoint («День космонавтики»).
Ход урока Учитель | Ученик | |
1. Орг. момент [Как ты слышишь?] [Будем заниматься?] [Следи за звуками] [Послушай.] СОС - СОС СОСТАВЬ СОСТАВЬ ДИАЛОГ СМО - СМО СМОТРЕЛИ МЫ СМОТРЕЛИ ЗАТЬ - ЗАТЬ ЗАКАЗАТЬ ЗАКАЗАТЬ ЭКСКУРСИЮ СТЕН - СТЕН СТЕННАЯ ЗЕТА - ЗЕТА ГАЗЕТА СТЕННАЯ ГАЗЕТА [Повтори.] Затем на слух предъявляются слоги, слова, словосочетания. | - Я слышу хорошо. - Да. - Я буду следить за звуками | |
2. Диалог | ||
(Учитель выкладывает таблички около фигурок) [Составь диалог.]
- Куда вы ездили в прошлую пятницу -Это далеко? - Что вы там смотрели? - Как интересно! Я бы тоже хотел поехать. - Завтра же попробую. Пока. (Обыгрывание с учителем диалога.) [Составь диалог.] | (Ученик пробует составить диалог.) - На экскурсию - Да, далеко, в Звездном городке –под Москвой. - Как живут и работают космонавты. - Попроси учителя заказать экскурсию. – Пока. - Я составил диалог. | |
3. Физкультминутка (упражнения на развитие зрительного внимания и зрительного восприятия) | ||
4. Заметка в стенную газету (Учитель раскатывает рулон бумаги, для заметки в стенную газету) | ||
[Что это?] [Как называется газета?] [Будем писать заметку.] | - Это стенная газета. – Космос. | |
(У учителя карточка с вопросами, у ученика заметка]. | ||
[Будем отвечать на вопросы.] [Отвечай полным предложением.]
| - Как будем отвечать, кратко или полным предложением? | |
5. Актуализация знаний и представлений | ||
1. Сколько лет назад совершил полет Юрий Гагарин? 2. Как назывался космический корабль? 3. Сколько времени продолжался полет? 4. Что такое невесомость? 5. Почему Ю.Гагарину присвоили звание Героя Советского Союза? | (Ученик отвечает на вопросы устно и письменно) | |
6. Итог [Что ты сделал?] [Как ты озаглавишь свою газету?] [Что мы сегодня делали?]
| - Я написал заметку в стенную газету. - Первый полет Гагарина. - Мы играли, отвечали на вопросы, писали заметку в стен-газету. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент проекта "Он сказал: "Поехали" к 50-летию полета в космос Юрия Гагарина
В видеоролике содержится иллюстрационный материал о Гагарине и его речь перед стартом ...
ОБЩЕШКОЛЬНАЯ ЛИНЕЙКА, ПОСВЯЩЕННАЯ 50-ЛЕТИЮ ПОЛЕТА Ю.А. ГАГАРИНА
ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ ЧЕЛОВЕКА В КОСМОС...
Презентация " 55 летию полета в космос"
В данной презентации содержится краткая информация о людях, сделавших космос ближе....
Проведение недели «Открытых классных часов», посвященных Дню российской космонавтики и 55-летию полета в космос Ю. А. Гагарина
Проведение мероприятий вчесть Дня космонавтикиявляется однойиз традиций, заведённых внашем Центре . Вмероприятия были включеныномера игрового,познавательного иразвлекательного характер...
«Звездные старты» Урок, посвященный 55-летию первого полета в космос.
«Звездные старты»Урок, посвященный 55-летию первого полета в космос....
Спортивный праздник к 55-летию полета в космос.
Спортивные соревнования между командами начальных классов....
Сценарий мероприятия посвященному 60-летию полета Ю.А. Гагарина в космос для детей 10 - 13 лет
Школа как учебное заведение, конечно, вооружает детей определенной системой знаний, умений, навыков, выявляет индивидуальные интересы, склонности, возможности и способности детей. Но обеспечить полное...