"Я иду в школу"
рабочая программа (1 класс)
Предварительный просмотр:
Программа подготовки детей к обучению в школе
«Я иду в школу»
1. Пояснительная записка
Актуальность разработки и реализации данной рабочей программы в нашей школе была обусловлена наличием воспитанников, которые в будущем учебном году должны начать обучение в школе. Современная школа предъявляет некоторые требования к уровню знаний и умений будущих первоклассников, что необходимо учитывать, переводя ребенка из детского сада на следующую ступень образования. Кроме того, родители, безусловно, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. А если ребенок, имеющий недостаточный уровень готовности к школе, станет первоклассником, велика вероятность сложной адаптации к условиям школьного обучения, трудности при вхождении в режим школьной жизни, а так же других сопутствующих проблем (повышение уровня тревожности, постоянный стресс из-за психологического дискомфорта и др.). Такая ситуация, в свою очередь, может оказать не только негативное влияние на школьные успехи, но и привести к невротизации ребенка, ухудшению его здоровья и психологического самочувствия.
Программа составлена с использованием материалов:
- практического руководства Н.Л. Кряжевой «Готов ли ребенок к школе?»,
- методики формирования «школьной зрелости» дошкольника М.Ю. Стожаровой,
- программы Л.А. Пеньковой, Т.И. Самофаловой и Г. М. Картаевой «Изучаю себя, изучаю других»,
- сборника психологических занятий с детьми 6-7 лет «Приключения будущих первоклассников» Н.Ю. Куражевой и И.А. Козловой,
- пособия В.Я. Зедгенидзе «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников»,
- а так же пособия Б.С. Волкова «Подготовка ребенка к школе».
Предусмотрено 14 занятий – по 1 занятию в неделю. Продолжительность занятия – 25-30 минут.
Цель программы: формирование готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Задачи:
- формирование положительного отношения к обучению в школе и желания учиться (личностно-мотивационный компонент готовности к обучению в школе);
- развитие учебной мотивации дошкольника (формирование внутреннего мотива к обучению, не зависящего от учебной атрибутики);
- формирование готовности ребенка к принятию новой социальной позиции (положение школьника), «школьной зрелости» дошкольника и готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности;
- развитие эмоциональной устойчивости, способности к саморегуляции;
- формирование у детей социально-психологической готовности к ситуации школьного обучения – развитие у детей потребности в общении с другими, умения подчиняться интересам и обычаям детской группы, способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения;
- развитие мелкой моторики.
В качестве основных методов и приемов на занятиях используются: моделирование игровых проблемно-практических ситуаций, психогимнастические упражнения, беседы на различные темы, коммуникативные игры, психологические этюды, чтение и обсуждение сказок.
В качестве методики оценки результата предполагается использование «Диагностической программы в системе предшкольного образования» Ю.А. Афонькиной.
Модуль диагностического обследования:
Компонент психологической готовности | Предмет диагностики | Методика |
информационный | Умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи | Составь рассказ по картинкам. |
Уровень развития вербального мышления | 5 вопросов по тесту школьной готовности Кёрна-Йерасека | |
произвольность | Способность действовать по образцу | «Домик» Н. И. Гуткиной |
личностно-мотивационный | Новая внутренняя позиция, оценка направленности ребёнка на процесс обучения в школе | Тест «Представь себе…» |
психофизиологический | Зрительно-моторная координация | Тест Бендера |
Предполагаемый результат реализации рабочей программы: повышение уровня личностно-мотивационной готовности к обучению в школе у будущих первоклассников, как одного из компонентов общей психологической готовности к школьному обучению и профилактики дезадаптации при поступлении воспитанников детских садов в первый класс после окончания детского сада.
2. Тематический план
№ | Название темы | Количество занятий |
1. | Проведение диагностического исследования уровня психологической готовности будущих первоклассников к обучению в школе. | 1 |
2. | Беседа с воспитателями подготовительных групп «Мотивационная готовность детей к школе». | 1 |
3. | Стендовая консультация (или беседа) для родителей будущих первоклассников «Почему он не хочет учиться?» | 1 |
4. | Занятия с дошкольниками (имеющими низкий уровень готовности) по повышению уровня готовности к обучению в школе по темам: | |
| 1 | |
| 2 | |
| 2 | |
| 3 | |
| 2 | |
| 2 | |
| 1 | |
| 1 | |
5. | Проведение второго этапа диагностического исследования и подготовка на основе его результатов рекомендаций для родителей и педагогов по выбору образовательного маршрута. |
3. Поурочное планирование
№ | Тема | Задачи | Ход занятия | Оборудование | Кол-во часов |
1 | Что такое школа? | – дать детям общее представление о школе; | 1. Приветствие «Передай улыбку» | Листы бумаги и карандаши | 1 |
2 | Что в школе хорошего? | – определить причину отрицательного отношения к школе; | 1. Приветствие «Как первоклассник». | Доска и мел (или большой лист (несколько маленьких) и фломастеры) – записывать плюсы и минусы. | 2 |
1. Приветствие «Как школьник, выучивший урок на «отлично» заходит в класс» | «Лабиринт» на каждого ребенка, карандаши. | ||||
3. | Я буду первоклассником! | – формирования желания учиться в школе, ходить в первый класс | 1. Приветствие «Передай прикосновение» | Клубок цветной шерсти | 2 |
1. Приветствие «Передай прикосновение» | Листы бумаги, карандаши | ||||
4. | Как себя вести в школе | – определение знаний детей о правилах поведения в школе | 1. Приветствие «Передай хорошее настроение» | 3 | |
1. Приветствие «Пожелание» | Листы с рыбками, карандаши, ножницы. | ||||
1. Игра-приветствие «Друг к другу» | Три силуэта ладошки из картона разного цвета (красная – кричалка, желтая – шепталка, синяя – молчалка) | ||||
5. | Школьные страхи | – определение возможных страхов детей, относящихся к школе; | 1. Приветствие «Передай хорошее настроение» | 2 | |
1. Приветствие «Батарейка» | Листы бумаги, карандаши. | ||||
6. | Трудности нам нипочем | – настрой участников на положительное отношение к школе; | 1. Приветствие «Батарейка» | Листы с солнышком, карандаши, ручки. | 2 |
1. Приветствие «Подари улыбку» | |||||
7. | Учитель – наш друг | – познакомить с ролью учителя; | 1. Приветствие «Я рад вас видеть!» | Листы бумаги, карандаши | 1 |
8. | Дружный класс | – формирование коммуникативных навыков, развитие навыка налаживать дружеские отношения; | 1. Приветствие «Друзья» | Бумага, карандаш, фломастеры для каждого ребенка, | 1 |
ИТОГО: | 14 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если Ваш ребенок не хочет идти в школу?
Консультация для родителей. В этой статье хочу поделиться полезной информацией, рекомендациями для профилактики возможных проблем....
Доклад на тему:Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе в свете реализации проекта «Школа будущего» нашей новой школы.
Этот материал можно использовать в подготовке к педсовету....
О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На базе школы создана инновационная региональная площадка по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...
Каталог музыкальных иллюстраций для начальной школы по программам "Школа 2100" и "Школа России"
Методическая разработка по использованию сопроводительного музыкального материала для иллюстраций по основным предметам в начальной школе....
Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)
В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями, интеллектуальн...
Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)
В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями, интеллектуальн...
Урок №3 по теме: Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.
Раздел «Духовные истоки Кубани» учебного предмета «Кубановедение» ...