Описание опыта работы по теме «Скорочтение»
материал
Предварительный просмотр:
Шешеня К.Р.
Описание опыта работы по теме «Скорочтение»
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.
Конфуций.
Мудрые слова. Можно соглашаться с ними, а можно и не соглашаться. Но как бы мы не хотели избежать в работе, каких – либо новых влияний, по разным причинам нам это не удается сделать, так как сама жизнь, наши обычные и необычные дети вносят в неё коррективы, «подталкивают» нас, учителей, к решению ряда проблем разными путями, одним из которых, является применение новых технологий. К. Д. Ушинский.
Чтение в жизни каждого культурного человека, занимает важное место.
Мы все читали понемногу чего - нибудь и как – нибудь…Можно сказать не скрывая, что чтение, это не самый любимый школьный предмет у детей. Нам каждый раз приходится через силу, заставлять детей прочитать какую- либо информацию или произведение. Не удивительно, что после школы у многих формируется представление о чтении, как о занятии довольно нудном, и лишь некоторые дети относятся к этому занятию с увлечением и истинным удовольствием.
Однако, пора взглянуть правде в глаза: чтение – очень интересный и полезный навык. Во-первых, мозг находится в постоянном тонусе, что способствует развитию мышления и воображения. Во-вторых, чтение значительно пополняет словарный запас. Чтение также способствует развитию интеллекта, креативности, уверенности, концентрации внимания, поддержанию саморазвитию.
В огромных потоках информации особенно важно уметь быстро, эффективно, не теряя концентрации, выделять необходимую и нужную информацию. Поэтому, важно научиться не просто читать, но читать в достаточно быстром темпе, не провоцируя мозг на сонливость и вялость. Как раз здесь нам на помощь и приходит скорочтение, которое равняется скоромышлению. Мы должны осознавать, что скорочтение – это инструмент, с помощью которого мы можем достигнуть больших целей.
Именно с такой проблемой я столкнулась с учащимися своего класса. Работая на уроках, проверяя технику чтения, я заметила, что не все дети читают бегло и скорость чтения с каждым разом не увеличивалась, а лишь наоборот – уменьшалась. Осмысления прочитанного у детей не было.
Во второй четверти 2 класса мы провели срез по технике чтения. Результаты получились следующие: 9 учащихся -52% из 17 читали менее 40 слов в минут, 8 учащихся - 48% имели средний темп чтения 41 – 48 слов в минуту, учащихся с высоким темпом не было. Результат по каждому учащемуся можно посмотреть в диаграмме ниже.
Результат техники чтения – начало II четверти 2 класс
После таких результатов, у меня возник вопрос, а что же можно сделать, чтобы повысить темп чтения каждого ребенка? Как помочь детям справиться с трудностями по чтению?
Зачастую эту проблему пытаются решить просто: надо больше читать. Но это не решает всей проблему, у ребенка не будет интереса, а соответственно не будет и стремления повысить свой темп чтения.
В связи с этим, я решила рассмотреть наиболее эффективные, на мой взгляд, методы обучения чтению. Все умения формируются поэтапно. На каждом этапе формируются определенные навыки. И переход с одного этапа на другой, возможно только тогда, когда предыдущий этап доведен у ребенка до автоматизма.
- В первую очередь это дыхательные упражнения. При неправильном дыхании нарушается темп чтения.
- Слоговое чтение. Несмотря на то что дети уже знакомы с буквами и, конечно, же читают слоги, я решила не упускать этот этап. Проводилась работа с разными слоговыми таблицами, которая включала в себя: отработку чтения слогов, интонации, громкости, чёткости.
- Далее нами использовались различные виды чтения:
- чтение вслух
- чтение про себя
- жужжащее чтение
- чтение хором
- чтение в темпе скороговорки
- чтение цепочкой
Используя все выше перечисленные прием в течение 2 четверти, мы достигли небольшого положительного результата. У 5 учащихся - 29% сохранился тот же темп, менее 40 слов в минуту; 4 учащихся - 23% достигли темпа чтения в 51 слово в минуту; и 8 учащихся - 47 % темп чтения достиг более 52 слов в минуту.
Результат техники чтения - конец II четверти
Конечно, не зависимо от того, что результат наш ненамного увеличился, мы продолжили работу над увеличением темпа чтения. Помимо заданий на отработку техники чтения, мы еще включили задания на развития внимания и памяти учащихся, что является тоже немало важным фактором при чтении. Для наибольшего удобства и продуктивности мною были разработана папка по скорочтению, которые включают в себя разнообразные упражнения.
- Зарядка для языка. Отработка чтения скороговорок. Развитие речи и постановка дыхания.
- Динамическое чтение – это чтение столбиков слов, различающихся количеством букв. Упражнение помогает расширить поле зрения ребёнка.
- Чтение текстов с выделенными буквами. Способствует развитию внимания ребёнка.
- Чтение деформированных текстов (волна, круговые).
- Таблицы Шульте. Способствует расширению поля восприятия.
- Упражнение ЭХО. Развитие внимание, концентрации, отработка темпа, интонации при чтении.
- Упражнение Кенгуру. Упражнение повышает скорость чтения, совершенствует технику чтения и способствует развитию речи.
- Чтение текста со слитными словами. Ребёнок учить делить текст на смысловые части. Отработка темпа чтения.
- Работа с обычным текстом, которая включает в себя отработку темпа чтения, выразительности, интонации, развитие речи.
Проработав по данной папке две четверти, у учащихся виден положительный результат. Во-первых, стало лучше восприятие и концентрация внимания. Во-вторых, увеличился темп чтения и дети стали лучше понимать и воспроизводить прочитанное.
Результат техники чтения по окончанию 2 класс
Весь 2 класса мы занимались скорочтением на литературном чтении, на этапе речевой разминки. Моё мнение, что этого времени недостаточно, чтобы достичь максимально высокого результата. Поэтому я решила, в 3 классе продолжить работу по данному направлению, но только уже в курсе внеурочной деятельности. Мною была разработана программа курса внеурочной деятельности «Скорочтение», которая включала в себя задания, как по развитию темпу чтения, так и по развитию мышления.
в I четверти 3 класса мы провели снова технику чтения, результаты получились следующие.
Результат техники чтения I четверть 3 класс
Активно проработав всю первую четверть по курсу внеурочной деятельности «Скорочтение», я заметила, что у некоторых учащихся улучшился результат.
Таким образом, можно сделать следующий вывод. Скорочтение помогает улучишь и отработать скорость и выразительность чтения, а также привлечь интерес учащихся к самому чтению, не заставляя их.
Благодаря заметному результату, я решила продолжить вести работу по данному направлению. В дальнейшем планируется разнообразить методические папки новыми упражнениями, а так же разработать комплексную программу с 1 по 4 класс и поделиться своим опытом с коллегами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы по теме "Новые подходы к использованию дидактических игр в обучении младших школьников".
Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учеников большого умственного и нервно – психического напряжения....
Описание опыта работы по теме "Формирование универсальных учебных действий на основе организации исследовательской деятельности обучающихся". Статья.
Актуальность, научно-практическая значимость................................Теоретическая база...................................................................................Этапы исследовате...
Описание опыта работы на тему "Орфографическая зоркость как условие формирования орфографического навыка младшего школьника по русскому языку"
Побробное описание работы со свеми методами и технологиями....
Описание опыта работы по теме:"Диалоговые технологии как средство развития творческих способностей младших школьников"
Данный материал содержит сведения об использовании диалоговых технологий на уроках и во внеурочной деятельности младших школьников для развития их творческих способностей. Работа сопровождается красоч...
Описание опыта работы по теме:«Формирование положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений»
Представление педагогического опыта работы по теме:«Формирование положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений»...
Описание опыта работы по теме "Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения для формирования навыка осознанного чтения"
Описание опыта работы по теме "Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения для формирования навыка осознанного чтения" (описание и презе...
Описание опыта работы по теме «Классный руководитель – посредник между растущей личностью и окружающим миром в формировании нравственно- патриотических ценностей».
«Классный руководитель – посредник между растущей личностью и окружающим миром в формировании нравственно- патриотических ценностей».Описание опыта работы классного руководителя. Цели и задачи во...