Формирование читательской компетентности младших школьников посредством изучения научно-популярных и публицистических текстов
статья (1, 2, 3, 4 класс)
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
Жукова Э.П.
МБОУ «Средняя школа №27», г. Дзержинск
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования читательской компетентности младших школьников посредством изучения научно-популярных и публицистических текстов в начальной школе. В работе представлены наиболее эффективные приемы и методы для формирования читательской компетентности. Ключевые слова: читательская компетентность, научно-популярный стиль, публицистический стиль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
Жукова Э.П.
МБОУ «Средняя школа №27», г. Дзержинск
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования читательской компетентности младших школьников посредством изучения научно-популярных и публицистических текстов в начальной школе. В работе представлены наиболее эффективные приемы и методы для формирования читательской компетентности. Ключевые слова: читательская компетентность, научно-популярный стиль, публицистический стиль.
Идея формирования младшего школьника как читателя развивается в Федеральном государственном стандарте начального общего образования, согласно которому «приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования». [1].
Изучение примерной программы по литературному чтению, составленной в соответствии с ФГОС НОО показало, что в содержании появился новый вид литературы, с которой необходимо научиться работать младшим школьникам. Об этом свидетельствует такой раздел программы, как «Работа с учебными и научно-популярными текстами».
Содержание научно-популярных и публицистических текстов помогает формировать читательскую компетентность, связанную с расширением кругозора младших школьников и с развитием их навыков чтения.
Научно-популярный стиль - это один из стилей книг литературного языка, который имеет ряд общих условий работы и языковых особенностей: предварительное отражение высказывания, его монолога, строгий выбор языковых инструментов и склонность к нормализованной речи. Адресат - любой человек, непрофессионал, заинтересованный конкретным научным фактом. [2]
Публицистический стиль имеет своей основной целью функции влияния (агитация и пропаганда) и информативную (репортаж новостей). Журналистские работы затрагивают вопросы очень широкой тематики: политические, экономические, моральные, философские, культурные, образовательные и повседневные. [2]
Различные авторы определяют понятие читательской компетентности по-разному. Н.Н. Сметанникова дает наиболее общее определение: «читательская компетентность – это качество сохранения прочитанного, сформированное на основе общей культуры человека, обеспечивающее возможность решения возникающих учебно-академических, социальных и профессиональных задач адекватно ситуациям в широком социальном взаимодействии и образовательно-профессиональной деятельности» [3, с. 55].
Существуют различные приемы работы с научно-популярными и публицистическими текстами на разных этапах прочтения текста.
Работа с текстом перед чтением: 1.Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его символов по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предыдущему тексту, по иллюстрации на основе опыта читателя. 2.Постановка задач к уроку с учетом общей (образовательной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
Работа с текстом во время чтения: 1.Первичное чтение текста. 2.Выявление совпадений исходных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. 3.Медленное «вдумчивое» перечитывание текста или отдельных его фрагментов. 4.Анализ текста с помощью постановки уточняющего вопроса к каждой семантической части и беседа по содержанию текста. 5.Уточнение содержания отдельных фрагментов текста, с помощью перечитывания и анализа. 6.Выразительное чтение фрагментов текста. 7.Составление плана текста. 8.Использование технологии развития критического мышления (Прием "Вставка", Кластер, Литературные игры: «Познавательная битва», «Бой», «Слушай лучше», «Анкета», «Кого мы спросим?»).
Работа с текстом после прочтения: 1.Определение основного смысла текста, формулировка его темы и проблемы. 2.Работа с учебными материалами, дополнительными источниками. 3.Работа с названием, иллюстрациями. Обсуждение значения названия. 4.Соотношение взгляда художника и писателя с мнением читателя. 8.Творческие задания, основанные на любой сфере читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, понимание содержания, художественная форма).
Проведенная работа убеждает, во-первых, в ее необходимости; во-вторых, в огромном потенциале, который заключен в научно-популярных и публицистических текстах; в-третьих, открывает большие перспективы в использовании различных приемов, методов и форм обучения на уроках литературного чтения и на внеурочных занятиях. Статья будет интересна учителям начальных классов, студентам педагогических заведений.
Библиографический список
- ФГОС НОО [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: https://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf, свободный.
- Кожина, М.Н. Стилистика русского языка: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец.№ 2101 «Рус. яз. и лит.» [Текст] / М.Н. Кожина. – Москва: Просвещение, 2019. – 224 с.
- Светловская, Н.Н. Основы науки о читателе: теория формирования типа правильной читательской деятельности [Текст] / Н.Н. Светловская. – Москва: Магистр, 2017. – 142 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/10/picture-79014-1518288899.jpg)
«Формирование читательской компетентности младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности»
В данном учебном материале выявляются оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию основ читательской компетентности младших школьников,обобщается ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/03/picture-162794-1357192605.jpg)
Формирование читательской компетентности младших школьников
В данной статье описан опыт работы по формированию читательской компетентности младших школьников. Работа по ФГОС в курсе литературного чтения имеет главную цель"воспитание потребности в ч...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/15/picture-242971-1366038767.jpg)
Использование практико-ориентированных технологий как средства формирования читательской компетентности младшего школьника (на примере уроков литературного чтения и внеурочной деятельности)
«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э. Тоффлер Целью образования в современно...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/30/picture-394606-1391088761.jpg)
Презентация "Формирование читательской компетентности младших школьников"
Данная презентация познакомит опытом работы по формированию читательской компетентности младшего школьника....
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/22/picture-371836-1524373621.jpg)
Презентация опыта работы «Формирование информационной компетентности младших школьников посредством использования проектов во внеурочной деятельности»
Использование метода проектов в начальной школе обеспечивает целостное развитие личности ребенка, его социализацию. Метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения проекти...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/13/picture-563180-1421098864.jpg)
Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»
Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/21/picture-1014443-1710998223.jpg)
статья ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И МУЗЫКИ
Статья может быть полезна для учителей начальных классов. В ней раскрыты возможности использования музыки на уроках литературного чтения для активизации читательской активности младших школьников в на...