Программа кружка "Шахматы" 1-4 классы
материал
«Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто модель жизни, но и модель творчества». А.Алехин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty_aprel_21.docx | 92.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Теплостанская основная школа
Рассмотрена Утверждена приказом
на педагогическом Директора от 26.08.2019г
совете
№ 1 от 26.08.2019г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа кружка
«Шахматы»
для обучающихся 6,6-10 лет
Руководитель кружка: учитель начальных классов
Назарова Н.С.
Пояснительная записка
«Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер.
Шахматы не просто модель жизни, но и модель творчества»
А.Алехин
Программа для младших школьников «Шахматы» реализует спортивно-оздоровительное направление и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин.
В начальной школе происходят радикальные изменения, связанные с приоритетом целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореал изации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всѐ это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят “упоение в борьбе”, но и одновременно требуют умения мобилизировать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.
Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта.
Однако установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то
это не рассматривается как жизненная неудача.
Цели и задачи
Целью данного курса являетсясоздание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
- создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
- формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции);
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Общая характеристика курса
Курс включает 136 занятий: одно занятие в неделю, 34 занятия за учебный год. Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся
шахматистов.
Третий – четвертый год обучения предполагают обучению решения шахматных задач.
На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний. Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
- Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
- Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
- Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
- принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим
темпом;
- принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается
его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать
пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Основные методы обучения:
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
- На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении
правилам игры, реализации материального перевеса.
- Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчѐт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
- При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
- На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов
и т.д.).
- Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
- Практическая игра.
- Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
- Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
- Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
- Участие в турнирах и соревнованиях.
Формы контроля:
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всѐм еѐ протяжении и реализации. Это дает
возможность
отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.
Результаты освоения программы
Личностными результатами программы “Шахматы” является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы по общеинтеллектуальному направлению “шахматы” – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- Определять и формулироватьцель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно проговариватьпоследовательность действий.
- Учить высказывать своѐ предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою
деятельность.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе
изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку
деятельности на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребѐнка, развитие
коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
2. Содержание учебного плана
1 год (33 часа)
Программой “Шахматы, первый год” предусматривается 33 занятия (одно занятие в неделю). Учебный курс включает шесть тем: “Шахматная доска”, “Шахматные фигуры”, “Начальная расстановка фигур”, “Ходы и взятие фигур”, “Цель шахматной партии”, “Игра всеми фигурами из начального полож ния”. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленным изучением отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
Учебник для первого класса четырехлетней начальной школы “Шахматы, первый год” или “Там клетки черно-белые чудес и тайн полны” подобно другим учебникам для первоклассников содержит минимум слов и максимум иллюстративного материала. Самый элементарный шахматный материал в нем закрепляется благодаря большому количеству дидактических игр и заданий. Для изучения
силы и слабости каждой шахматной фигуры приводится большое количество заданий. В учебнике или на демонстрационной доске дети сами решают задания, а поучительные положения разыгрывают друг с другом или с учителем. Много страниц учебника занимают задачи на мат в один ход. Приводятся примеры разыгрывания начала шахматной партии, показывается, как наказывают за грубые ошибки одну из сторон.
Шахматная доска (5 часов)
Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски.
Шахматные фигуры (4 часа)
Белые фигуры. Черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9).
Начальная расстановка фигур (3 часа)
Начальное положение (начальная позиция). Расположение каждой из фигур в начальном положении; правило“Каждый ферзь любит свой цвет”. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Ходы и взятие фигур (9 часов)
Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра “на уничтожение. Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки.
Цель шахматной партии (6 часов)
Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля. Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход. Длинная и короткая рокировка и ее правила.
Игра всеми фигурами из начального положения(7 часов)
Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии.
К концу первого года обучения дети должны знать:
- Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем,
взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу первого года обучения дети должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения
правил шахматного кодекса;
- правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
- различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
- рокировать;
- объявлять шах, мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.
2 год (34 часа)
“Шахматы, второй год” – логическое продолжение начатой работы. Учебно-методический комплект состоит из программы “Шахматы, второй год”, учебника для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”, пособия для учителя “Шахматы, второй год, или Учусь и учу”, книга “Шахматный задачник, второй год обучения”.
Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомство с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; дети учатся решать шахматные задачи.
Программа “Шахматы, второй год” предусматривает 34 учебных занятий, по одному занятию в неделю. Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь детям предстоит усваивать простейшие методы реализации материального и позиционного преимуществ.
Важной вехой в овладении шахматными основами становится умение учащихся ставить мат.
Учебный курс включает пять тем: “Краткая история шахмат”, “Шахматная нотация”, “Ценность шахматных фигур”, “Техника матования одинокого короля”, “Достижение мата без жертвы материала”.
Краткая история шахмат( 2 часа)
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.
Шахматная нотация( 6 часов)
Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись шахматной партии.
Ценность шахматных фигур(4 часа)
Повторение: ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Сравнительная сила фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Нападение изащита. Способы защиты (5 способов).
Техника матования одинокого короля( 8 часов)
Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Достижение мата без жертвы материала(14 часов)
Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле (середина игры), эндшпиле (конец игры). Защита от мата.
К концу второго года обучения дети должны знать:
- шахматные правила FIDE;
- обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
- ценность шахматных фигур.
К концу второго года обучения дети должны уметь:
- правильно вести себя за доской;
- записывать шахматную партию;
- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей
3 год (34часа)
- Основы дебюта(16часов)
Правила и законы дебюта. Дебютные ошибки. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов партии. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшкихрюшки”. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
Принципы игры в дебюте:
- Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”.
- Борьба за центр.
- Безопасная позиция короля. Значение рокировки. 4. Гармоничное пешечное расположение. Разумная игра пешками. Классификация дебютов.
Основы миттельшпиля(8 часов)
Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Понятие отактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Понятие о стратегии. Пути реализации материального перевеса.
Основы эндшпиля(10 часов)
Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
К концу третьего года обучения дети должны знать:
- принципы игры в дебюте;
- основные тактические приемы;
- термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
К концу третьего года обучения дети должны уметь:
- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
- находить несложные тактические приемы;
- точно разыгрывать простейшие окончания.
4 год (34 часа)
“Шахматы, четвертый год” – используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого обучающимся предлагаются задачи для самостоятельного решения: “Ферзь против пешки”, “Ферзь против короля” и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.
Занятия посвящены в основном совершенствованию игры в миттельшпиле, поскольку главная борьба происходит в середине партии. Основные темы курса “Анализ и оценка позиции”,
“Шахматные комбинации”, “План в шахматах”.
Учащиеся учатся элементарно анализировать позицию и на основе анализа составлять простейший план дальнейшей игры. Дети знакомятся с темами комбинаций, учатся находить несложные тактические приемы и проводить комбинации.
Учащиеся принимают участие в соревнованиях.
Шахматная партия(6 часов)
О трех стадиях шахматной партии. Виды преимущества в шахматах: материальное преимущество, преимущество в пространстве (территориальное преимущество), преимущество во времени. Шахматные часы. Рекомендации по рациональному расходованию времени.
Анализ и оценка позиции(8часов)
Основные правила игры в миттельшпиле (В.Стейниц). Анализ и оценка позиции. Элементы позиции (слабые поля, слабые пешки, позиция фигур, открытые линии, центр, пространство и др.).
Шахматная комбинация(20 часов)
Пути поиска комбинации.Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др.Матовые комбинации на мат в три хода.Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса, на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др.Комбинации, ведущие к ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации).
К концу четвертого года обучения дети должны знать:
- некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.).
- правила игры в миттельшпиле;
- основные элементы позиции.
К концу четвертого года обучения дети должны уметь:
- правильно разыгрывать дебют;
- грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;
- проводить элементарно анализ позиции;
- составлять простейший план игры;
- находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;
- точно разыгрывать простейшие окончания;
- пользоваться шахматными часами.
3. Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Шахматы – игра военная. Поле боя – шахматная доска. Легенда о возникновении шахмат. | 1час |
1 год обучения
2 | Инсценировка сказки. Белые и черные поля. | 1час | |
3 | Положение доски между партнерами. Горизонтальные и вертикальные линии. | 1час | |
4 | Диагонали. Количество полей в диагонали. Большие и короткие диагонали. Центр. Количество полей в центре. | 1час | |
5 | Творческая работа: «Письмо королю» | 1час | |
6 | Шахматные фигуры: ладья, слон, конь, ферзь, пешка, король. | 1час | |
7 | Расстановка фигур перед шахматной партией. Три главных шахматных правила. | 1час | |
8 | Место ладьи в начальном положении. Ход. Взятие. | 1час | |
9 | Дидактические игры. Захват контрольного поля. | 1час | |
10 | Слон. Ход слона. Взятие. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. | 1час | |
11 | Слон. Дидактические игры. | 1час | |
12 | Ладья против слона. Дидактические задания. | 1час | |
13 | Ферзь. Место ферзя в начальном положении. Ход. Взятие. Ферзь – тяжелая фигура. | 1час | |
14 | Ферзь. Дидактические игры. | 1час | |
15 | Ферзь против ладьи и слона. | 1час | |
16 | Конь. Место коня в начальном положении. Ход. Взятие Конь – легкая фигура. | 1час | |
17 | Конь. Дидактические игры. | 1час | |
18 | Конь против ферзя, ладьи и слона. | 1час | |
19 | Конь против ферзя, ладьи, слона. Дидактические игры. | 1час | |
20 | Ход пешки. Взятие на проходе. | 1час | |
21 | Превращение пешки. | 1час | |
22 | Пешка. Ограничение подвижности. | 1час | |
23 | Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня. | 1час | |
24 | Король.Ход короля. Взятие. | 1час | |
25 | Король против других фигур. | 1час | |
26 | Шах. Три способа защиты от шаха. | 1час | |
27 | Открытый шах. Двойной шах. | 1час | |
28 | Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. | 1час | |
29 | Мат в один ход. | 1час | |
30 | Мат в один ход: сложные случаи с большим числом фигур. | 1час | |
31 | Ничья. Пат. | 1час | |
32 | Длинная и короткая рокировка. | 1час | |
33 | Промежуточная аттестация (тестирование). | 1час |
2 год обучения
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Приключения в шахматной стране. | 1час | |
2 | Демонстрация коротких партий. | 1час | |
3 | Краткая история шахмат. | 1час | |
4 | Шахматная нотация. | 1час | |
5 | Обозначение шахматных фигур и терминов. | 1час | |
6 | Краткая и полная шахматная нотация. | 1час | |
7 | Ценность шахматных фигур. | 1час | |
8 | Достижение материального перевеса. | 1час | |
9 | Выигрыш ладьи, слона, коня. | 1час | |
10 | Выигрыш пешки. Способы защиты. | 1час | |
11 | Техника матования одинокого короля. | 1час | |
12 | Ферзь и ладья против короля. | 1час | |
13 | Ферзь и король против короля. | 1час | |
14 | Ладья и король против короля. | 1час | |
15 | Мат в два хода в эндшпиле. | 1час | |
16 | Мат в два хода в миттельшпиле. | 1час | |
17 | Мат в два хода в дебюте. | 1час | |
18 | Матовые комбинации отвлечения. | 1час | |
19 | Матовые комбинации завлечения. | 1час | |
20 | Матовые комбинации блокировки. | 1час | |
21 | Матовые комбинации разрушения королевского прикрытия. | 1час | |
22 | Матовые комбинации освобождения пространства. | 1час | |
23 | Сочетание матовых комбинаций. | 1час | |
24 | Комбинации ведущие к достижению материального перевеса. | 1час | |
25 | Приемы связки. | 1час | |
26 | Приемы уничтожения защиты. | 1час | |
27 | Приемы перекрытия и освобождения пространства. | 1час | |
28 | Превращение пешки. | 1час | |
29 | Сочетание тактических приемов. | 1час | |
30 | Комбинации для достижения ничьей. | 1час | |
31 | Патовые комбинации. | 1час | |
32 | Комбинации на вечный шах. | 1час | |
33 | Типичные комбинации в дебюте. | 1 час | |
34 | Промежуточная аттестация (тестирование). | 1час |
3 год обучения
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Шахматные мудрости. Краткая и полная шахматная нотация. | 1час | |
2 | Типичные комбинации в дебюте. | 1час | |
3 | Основы дебюта. Двухходовые партии. | 1час |
4 | Трехходовые партии. | 1час | |
5 | Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. | 1час | |
6 | Игра «на мат» с первых ходов партии. | 1час | |
7 | Детский мат. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. | 1час | |
8 | Основы дебюта. «Повторюшка-хрюшка». | 1час | |
9 | Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты. | 1час | |
10 | Неразумность игры в дебюте одними пешками. | 1час | |
11 | Борьба за центр. Гамбит Эванса. | 1час | |
12 | Королевский гамбит. Ферзевой гамбит. | 1час | |
13 | Безопасное положение короля. | 1час | |
14 | Какие бывают пешки. | 1час | |
15 | Коротко о дебютах. Открытые дебюты. | 1час | |
16 | Полуоткрытые дебюты. | 1час | |
17 | Связка в миттельшпиле. | 1час | |
18 | Двойной удар. | 1час | |
19 | Открытое нападение. Открытый шах. | 1час | |
20 | Двойной шах. | 1час | |
21 | Матовые комбинации в три хода. | 1час | |
22 | Темы отвлечения, завлечения. | 1час | |
23 | Тема блокировки. «Объяви мат в три хода». | 1час | |
24 | Тема разрушения королевского прикрытия. | 1час | |
25 | Комбинации для достижения ничьей. | 1час | |
26 | Комбинации для достижения ничьей. | 1час | |
27 | Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. | 1час | |
28 | Ферзь против слона. Ферзь против коня. | 1час | |
29 | Матование двумя слонами. | 1час | |
30 | Пешка против короля. Правило квадрата. | 1час | |
31 | Король помогает своей пешке. Оппозиция. | 1час | |
32 | Пешка против короля. Выигрыш или ничья. | 1час | |
33 | Комбинации для достижения ничьей. | 1час | |
34 | Промежуточная аттестация (тестирование). | 1час |
4 год обучения
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Цель игры в шахматы: шах, мат, пат. Шахматная нотация: полная и краткая. | 1час | |
2 | Рокировка длинная и рокировка короткая. | 1час | |
3 | Взятие на проходе. Превращение пешки. | 1час | |
4 | Ценность фигур. Связка. | 1час | |
5 | Шах, который необходим для осуществления мата в один ход. | 1час | |
6 | Линейный мат одинокому королю двумя ладьями. | 1час | |
7 | Мат одинокому королю ферзем. | 1час | |
8 | Детский мат. | 1час | |
9 | Эндшпиль. Матование одинокого короля. | 1час | |
10 | Миттельшпиль. | 1час | |
11 | Дебют. | 1час | |
12 | Десять правил игры в дебюте. | 1час | |
13 | Как правильно предлагать ничью. | 1час | |
14 | Шахматные разряды и звания. | 1час | |
15 | Задачи и этюды. | 1час | |
16 | Как разыграть дебют. | 1час | |
17 | Защита двух коней. Шотландская партия. | 1час | |
18 | Французская защита. Защита Каро-Канн. | 1час | |
19 | Сицилианская защита. Ферзевой гамбит. | 1час |
20 | Защита Немцовича. | 1час | |
21 | Развитие фигур- основной принцип игры в дебюте. | 1час | |
22 | Различные виды преимущества. | ||
23 | Преимущества в развитии. Преимущества в пространстве. | 1час | |
24 | Владение открытыми линиями. | 1час | |
25 | Слабые и сильные поля. | 1час | |
26 | Ослабление позиции короля. | 1час | |
27 | Пешечные окончания. Правило квадрата. | 1час | |
28 | Когда королю мешает собственная пешка. | 1час | |
29 | Король и пешка против короля. Оппозиция. | 1час | |
30 | Как «оттолкнуть плечом» короля противника. | 1час | |
31 | «Золотое» правило оппозиции. | 1час | |
32 | Запасные ходы для овладения оппозицией. | 1час | |
33 | Пешечные прорывы. | 1час | |
34 | Промежуточная аттестация (тестирование). | 1час |
4. Формы аттестации
Форма аттестации – тестирование (согласно учебному плану).
5.Оценочные материалы
Объект диагностики | Показатели | Используемые методики | Сроки | Мероприятия по результатам диагностики |
Оценка успешности усвоения образовательной программы (промежуточная аттестация) | ∙ Сформированность специальных знаний ∙ Сформированность специальных умений ∙ Коммуникабельность ∙ Умение пользоваться дидактическими материалами ∙ Проявление творческих способностей ∙ Умение планировать свою работу | Тестирование | Май | Подведение итогов учебного года |
6.Методические материалы
Контрольно-измерительные материалы
- год обучения
1. Цель работы: выявление уровня сформированности специальных знаний, умений, навыков по итогам года.
2. Форма проведения: тест (теоретическая часть), турнир (практическая часть).
3. Структура проверочной работы:
В заданиях выбрать один ответ.
Практическая часть - сыграть шахматную партию.
4. Контрольно- измерительный материал:
- Какого цвета должно быть ближнее к вам левое поле, если вы играете белыми фигурами: а)любого;
б)чёрного;
в)белого.
- Линия, идущая по доске слева направо, называется:
а)прямой;
б)отрезком;
в)горизонталью.
- Линия, идущая по доске снизу вверх, называется:
а)дорожкой;
б)линейкой;
в)вертикалью.
- Линия, идущая из одного угла доски к другому, называется:
а)углом;
б)зигзагом;
в)диагональю.
- Как ходит и делает взятие ладья?
а)по диагонали ;
б) по горизонтали и вертикали;
в) как хочет.
- Как ходит и делает взятие слон?
а)по диагонали;
б) по горизонтали и вертикали;
в) как хочет.
- Как ходит и делает взятие ферзь?
а)по диагонали ;
б) по горизонтали и вертикали;
в) как хочет.
- Как ходит и делает взятие конь?
а)по диагонали ;
б) по горизонтали и вертикали;
в) буквой г.
- Шах – это:
а) нападение на короля;
б) ход фигуры;
в) конец шахматной партии.
Ключи:
1. б (1 балл)
2. в (1 балл)
3. в (1 балл)
4. в (1 балл)
5. б (1 балл)
6. а (1 балл)
7. в (1 балл)
8. в (1 балл)
9. а (1 балл)
10. Практическая часть: выигрыш – 2 балла.
Максимальное количество баллов - 11.
5. Критерии оценивания:
Таблица перевода баллов
Баллы | Результат аттестации |
0-4 б | не аттестован |
5-11 б | аттестован |
Контрольно-измерительные материалы
- год обучения
1. Цель работы: выявление уровня сформированности специальных знаний, умений, навыков по итогам года.
2. Форма проведения: тест (теоретическая часть), турнир (практическая часть).
3. Структура проверочной работы:
В заданиях 1-4-записать один ответ;
В задании 5- закончить предложения;
В задании 6-ответить на вопрос.
Практическая часть - сыграть шахматную партию.
4. Контрольно- измерительный материал:
1) Самая главная шахматная фигура?
а) ферзь б) король в) ладья
2) За один ход пешка из начальной позиции может пойти?
а) на 3 поля б) на 1 поле в) на 2 поля
3) Ценность фигур измеряется в ….?
а) пешках б) рублях в) слонах
4) В какую фигуру не может превратиться пешка?
а) ферзя б) короля в) слона
5) Закончи предложение
1) Король с королём не ________________________________________
2) Шах – это нападение на _____________________________________
3) Создание угрозы «съесть» незащищённую или более ценную фигуру соперника – это __
6) Ответь на вопросы:
а) В каком направлении ходит пешка?
б) Ходит ли пешка по горизонтали?
в) В каком направлении бьёт пешка?
г) Может ли пешка сделать шаг назад?
д) Бьёт ли пешка назад?
е) Превращается ли пешка в короля?
ж) В какие фигуры может превратиться пешка?
з) Может ли белая пешка побить белого слона? Почему?
и) Какой ход может сделать пешка с исходной позиции?
к) Как ходит король?
Ключи:
1. б (1 балл)
2. в (1 балл)
3. а (1 балл)
4. б (1 балл)
5. 1-не встречается (2 балла)
2-короля (2 балла)
3- умение атаковать фигуры соперника (например, нападение на ферзя) (2 балла)
6. а) вперед на 1-2 поля (1 балл)
б) нет (1 балл)
в) по диагонали (1 балл)
г) нет (1 балл)
д) нет (1 балл)
е) нет (1 балл)
ж) ферзя, ладью, слона, коня (1 балл)
з) нет, они из одной армии (1 балл)
и) вперёд на 1 поле, или на 2 поля (1 балл)
к) на одну клетку во всех направлениях (1 балл)
7. Практическая часть: выигрыш – 2 балла.
Максимальное количество баллов - 22.
5. Критерии оценивания:
Таблица перевода баллов
Баллы | Результат аттестации |
0-9 б | не аттестован |
10-22 б | аттестован |
Контрольно-измерительные материалы
- год обучения
1. Цель работы: выявление уровня сформированности специальных знаний, умений, навыков по итогам года.
2. Форма проведения: тест (теоретическая часть), турнир (практическая часть).
3. Структура проверочной работы:
В заданиях 1-10-записать один ответ;
Практическая часть - сыграть шахматную партию.
4. Контрольно- измерительный материал:
1. Какая страна родина шахмат?
А) Россия; В) Индия;
Б) Китай; Г) Монголия.
2. Сколько горизонталей на шахматной доске?
А) 16; В) 8;
Б) 64; Г) 32.
3. Как называются косые ряды полей на шахматной доске?
А) Вертикали; В) Диаграммы;
Б) Горизонтали; Г) Диагонали.
4. Найди среди фигур тяжелую фигуру:
А) Конь; В) Ладья;
Б) Слон; Г) Пешка.
5. Назови среди фигур легкую фигуру:
А) Ферзь; В) Слон;
Б) Пешка; Г) Ладья.
6. Какая фигура всегда ходит только на одно поле?
А) Король; В) Пешка;
Б) Конь; Г) Ферзь.
7. Фигура, которая может превратиться в любую фигуру, кроме короля, достигнув последней горизонтали:
А) Конь; В) Ладья;
Б) Слон; Г) Пешка.
8. Нападение на пешку или фигуру, прикрывающую короля, или другую, более ценную фигуру:
А) Рокировка; В) Связка;
Б) Мат; Г) Стратегия.
9. Положение, в котором король стороны, имеющей очередь хода, не находится шахом, но не имеет ни одного хода, причем все остальные фигуры и пешки также лишены ходов:
А) Мат; В) Пат;
Б) Ничья; Г) Вечный шах.
10. Одновременное нападение на две фигуры:
А) Ложка; В) Вилка;
Б) Крышка; Г) Тарелка.
Ключи:
1. – В
2. – В
3. – Г
4. – В
5. – Б
6. – В
7. – Г
8. – В
9. – В
10. – В
Правильность выполнения каждого задания (1-10 вопрос) оценивается 1 баллом.
11. Практическая часть: выигрыш – 2 балла.
Максимальное количество баллов - 12.
5. Критерии оценивания:
Таблица перевода баллов
Баллы | Результат аттестации |
0-4 б | не аттестован |
5-12 б | аттестован |
Контрольно-измерительные материалы
- год обучения
1. Цель работы: выявление уровня сформированности специальных знаний, умений, навыков по итогам года.
2. Форма проведения: тест (теоретическая часть), турнир (практическая часть).
3. Структура проверочной работы:
В заданиях 1-10-записать один ответ;
Практическая часть - сыграть шахматную партию.
4. Контрольно- измерительный материал:
- Какая фигура при записи обозначается буквой Кр:
а)король, б)конь, в)пешка.
- Что такое вилка:
а)нападение сразу на 2 фигуры, б)взятие фигуры, в)окончание партии, г)ряд клеток сверху вниз.
- Двойной удар – это:
а)то же что и вилка; б)в результате одного хода 2 фигуры атакуют 1 фигуру противника; в)два хода подряд.
- Двойной шах – это:
а)нападение 1 фигуры на 2 фигуры противника; б)когда король оказывается под шахом одновременно 2 фигур; в)шах после 2 ходов.
- Отвлечение – это:
а)ситуация, в которой вы заставляете соперника переместить ту или иную фигуру для того, чтобы использовать слабость его позиции; б)отступление от центра; в)разговор во время игры.
- Промежуточный ход – это:
а)ход между 2 полями; б)ход, который делается противником между 2 ходами, которые должны быть следовать один за другим; в)ход между 2 фигурами.
- Эндшпиль – это:
а) начало шахматной партии б) середина шахматной партии в) конец шахматной партии.
8. Когда шашка выполняет обыкновенный ход, это называется:
А) битый ход б) тихий ход в) ударный ход. 9. Слабое поле – это:
а)поле, которое контролируется одним и не контролируется другим игроком; б) атака соперника двумя фигурами после одного хода; в)противостояние королей.
- Открытый центр:
а)ряд чёрно-белых полей слева направо; б)особый ход короля; в)означает, что в центральной части доски нет пешек, блокирующих друг друга.
- Изолированная пешка:
а)самая передняя пешка в пешечной цепи; б)пешка, которая находится далеко от всех своих фигур; в)группа одноцветных пешек.
- Размен:
а)взятие в процессе игры противниками фигур друг друга равных или почти равных по своей стоимости; б)начало шахматной партии; в)набор заранее подготовленных игроком вариантов игры.
Ключи:
1. – А
2. – А
3. – Б
4. – Б
5. – А
6. – Б
7. – В
8. – Б
9. – А
10. – В
11. – Б
12. - А
Правильность выполнения каждого задания (1-12 вопрос) оценивается 1 баллом.
11. Практическая часть: выигрыш – 2 балла.
Максимальное количество баллов - 14.
5. Критерии оценивания:
Таблица перевода баллов
Баллы | Результат аттестации |
0-5 б | не аттестован |
6-14 б | аттестован |
7. Материально – техническое обеспечение
На занятиях используются:
- магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1 штука;
- шахматные часы – 2 штуки;
- словарь шахматных терминов;
- комплекты шахматных фигур с досками – 5 штук.
8. Список литературы
- Сухин И.Г. Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений". - Обнинск: Духовное возрождение, - 2011. -40 с.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырѐхлетней и трѐхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение,
1998.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
- Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.
- Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002.
- Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры.- Обнинск: Духовное возрождение, 2004.
- Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.- Обнинск: Духовное возрождение, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"
Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....
рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива
Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...
Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"
Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....
Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС
При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...
Рабочая программа 3 класс программа "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа 3 класс программа "Начальная школа 21 век" с учетом ФГОС....
рабочие программы 3 класс по программе "Начальная школа 21 века"
данные рабочие программы соответствуют ФГОС...