Мастер-класс "Всё дело в шляпе"
методическая разработка

Афиногенова Валентина Александровна

Актуальность: В соответствии с требованиями ФГОС результатом деятельности современной школы должен стать набор ключевых компетенций обучающихся.

Исследовательская компетенция – это совокупность знаний, наличие исследовательских умений. Одним из важных исследовательских умений является умение видеть проблему.

            Методическая тема: Определение проблемы исследования посредством метода «Шесть шляп мышления»

             Цель: Научить определять проблему исследования посредством метода «Шесть шляп мышления»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vsyo_delo_v_shlyape.docx241.37 КБ
Файл vsyo_delo_v_shlyape.pptx2.35 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа» пгт Синдор

Княжпогостского района Республики Коми

Мастер-класс

ВСЁ ДЕЛО В ШЛЯПЕ

Six Thinking Hats: Definition, Benefits & Framework Explained | Marketing91

Автор работы: Афиногенова Валентина Александровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ» пгт Синдор

Синдор

2021

Актуальность: В соответствии с требованиями ФГОС результатом деятельности современной школы должен стать набор ключевых компетенций обучающихся.

Исследовательская компетенция – это совокупность знаний, наличие исследовательских умений. Одним из важных исследовательских умений является умение видеть проблему.

        Методическая тема: Определение проблемы исследования посредством метода «Шесть шляп мышления»

Цель: Научить определять проблему исследования посредством метода «Шесть шляп мышления»

Задачи:

  • познакомить педагогов с методом «Шесть шляп мышления»;
  • побудить к использованию метода в совместной деятельности с педагогами;
  • показать на конкретном примере, как можно использовать данный метод на практике;
  • сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование метода в своей педагогической деятельности.

Оборудование: проектор, экран, презентация (PowerPoint), 6 шляпок (белая, красная, чёрная, жёлтая, зелёная, синяя), песочные часы (минута), звонок настольный.

Ход мастер-класса

ВСЁ ДЕЛО В ШЛЯПЕ!

Если наше дело – в шляпе,

Если наше тело – в шляпе,

Если даже мысли – в шляпе,

Значит в шляпе-то вся суть!

  1. С чего начинается исследование?

Любое исследование начинается с выявления (определения) проблемы, которая стоит либо перед конкретным учеником, либо перед группой людей, перед коллективом или перед обществом в целом.

Умение видеть проблемы - свойство мышления человека, способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.

Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности, и все же для его развития можно подобрать специальные упражнения, приёмы и методики, которые в значительной мере помогут в решении этой сложной педагогической задачи.

  1. Рассмотрим один из таких методов - метод «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно.

        Методическая тема мастер-класса: Определение проблемы исследования посредством метода «Шесть шляп мышления».

  1. Эдвард Чарльз Фрэнсис Публий де Боно. Автор идеи нестандартного (латерального) мышления. Его труды имеют широкий спектр: от обучения пятилетних детей до работы с руководителями крупнейших корпораций мира. Эдвард де Боно написал множество научных работ, в том числе «Дети решают проблемы».

  1. Итак, метод «Шесть шляп мышления».

В основе этого метода лежит идея параллельного мышления.

Параллельное мышление - это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

  1. Почему шляпы?

Шляпу легко надеть и снять, кроме того, шляпы указывают на роль. «Примеряя» на себя шляпу определённого цвета, мы учимся думать в заданном направлении. Смена шляп приучает видеть один и тот же объект с разных позиций, в результате чего складывается наиболее полная картина.

  1. Метод признаёт значимость всех компонентов - фактов, эмоций, критики, новых идей – и включает их в работу в нужный момент.

  1. О чем думать и в какой шляпе?

Какой способ мышления выбрать, надевая шляпы разных цветов? У каждой шляпы своя роль, и мы её примеряем.

  • Белая шляпа - роль аналитика. Информация. Факты. Непредвзятая констатация фактов без эмоций и оценок.
  • Красная шляпа – роль тонко чувствующего человека (поэта, художника). Всецело погружаемся в свои переживания, эмоции, ощущения, прислушиваемся к своему сердцу, доверяем интуиции. Не требуется давать обоснования чувствам
  • Черная шляпа – роль осторожного, критичного человека. Используем логическое мышление и анализ. Рассматриваем сложности, недостатки и слабые места, обнаруживаем подводные камни, но без страха
  • Жёлтая шляпа – роль оптимиста, позитивного и уверенного человека. Видим только хорошее, верим в лучшее, в свои силы, видим прекрасные перспективы и твёрдо уверены в благоприятном исходе
  • Зелёная шляпа – роль творческого человека, креативщика. Упор делается на поиске новых решений, творческом и нестандартном взгляде на происходящее. Это неординарность и нетипичное поведение.
  • Синяя шляпа – роль руководителя, координатора. Шляпа над шляпами. Она обобщает деятельность всех шляп-ролей, организовывает весь процесс, ставит цели, контролирует исполнение, подводит общие итоги и делает выводы.

  1. Итак, чтобы нам ничего не прошляпить, рассмотрим с помощью метода «Шесть

шляп мышления», например, такой объект как ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. Для каждой шляпы – 1 минута. По сигналу меняем шляпу! В помощь предлагаю ВОПРОСЫ.

Белая шляпа. Это чистые факты, то, что уже есть на руках на сегодняшний день, статистика, цифры:

  • Что мы знаем?
  • Что мы не знаем?
  • Что нужно узнать?
  • Как и где взять необходимую информацию?

Красная шляпа. Это эмоции, чувства, интуиция. Говорим то, что на душе:

  • Чего я хочу на самом деле?
  • Что я чувствую?
  • Что говорит моя интуиция?
  • Что для меня важно?

Чёрная шляпа. Это критика, риски, сомнения. Аргументируем.

  • Чего мне опасаться?
  • Какие есть слабые моменты?
  • Что может не получиться?
  • Какие трудности могут быть?
  • Каких ошибок нужно избежать?

Жёлтая шляпа. Это возможности, оптимизм и вера в успех.

  • Каким способом достичь?
  • Какие возможности для меня открываются?
  • Как усовершенствовать?
  • Какие сильные стороны?
  • Насколько интересна эта идея?

Зелёная шляпа. Это креатив, творческое мышление, инициативы, идеи, фантазии, предположения.

  • Как сделать прорыв?
  • Как выбрать и то, и другое?
  • Что ещё можно поменять?
  • Каким образом сделать интереснее?

Синяя шляпа. Это управление, координация и смысл всего процесса, итог.

  • Какие задачи?
  • Что делать в первую очередь?
  • Как распределить обязанности?
  • К какому результату стремимся?
  • Какие выводы можно сделать?

Выходим на проблемы дистанционного обучения, озвучиваем. В перспективе можем провести исследование по одной из проблем.

  1. Чтобы взглянуть на мир с другой стороны, смените шляпу! – ключевая идея

метода де Боно.

Меняйте шляпы, коллеги!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВСЁ ДЕЛО В ШЛЯПЕ!

Слайд 2

Любое исследование начинается с выявления проблемы, которая стоит либо перед конкретным учеником, либо перед обществом в целом С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ИССЛЕДОВАНИЕ?

Слайд 3

УМЕНИЕ ВИДЕТЬ ПРОБЛЕМЫ - свойство мышления человека, способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон

Слайд 4

ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ Эдварда де Боно

Слайд 5

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА «ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ»

Слайд 6

ЭДВАРД ЧАРЛЬЗ ФРЭНСИС ПУБЛИЙ ДЕ БОНО Родился на Мальте в 1933 году. Автор идеи нестандартного ( латерального) мышления. Номинант Нобелевской премии 2005 года . Его труды имеют широкий спектр: от обучения пятилетних детей до работы с руководителями крупнейших корпораций мира. Эдвард де Боно написал множество научных работ, в том числе «Дети решают проблемы».

Слайд 7

ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ В основе этого метода лежит идея параллельного мышления

Слайд 8

БЕЛАЯ ШЛЯПА - РОЛЬ АНАЛИТИКА Информация. Факты. Непредвзятая констатация фактов без эмоций и оценок.

Слайд 9

КРАСНАЯ ШЛЯПА - РОЛЬ ТОНКО ЧУВСТВУЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА (ПОЭТА, ХУДОЖНИКА) Всецело погружаемся в свои переживания, эмоции, ощущения, прислушиваемся к своему сердцу, доверяем интуиции. Не требует давать обоснования чувствам.

Слайд 10

ЧЕРНАЯ ШЛЯПА - РОЛЬ ОСТОРОЖНОГО, КРИТИЧНОГО ЧЕЛОВЕКА Используем логическое мышление и анализ. Рассматриваем сложности, недостатки и слабые места, обнаруживаем подводные камни, но без страха.

Слайд 11

ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА - РОЛЬ ОПТИМИСТА, УВЕРЕННОГО ЧЕЛОВЕКА Видим только хорошее, верим в лучшее, в свои силы, видим прекрасные перспективы и твёрдо уверены в благоприятном исходе.

Слайд 12

ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА - РОЛЬ ТВОРЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА, КРЕАТИВЩИКА Упор делается на поиске новых решений, творческом и нестандартном взгляде на происходящее. Это неординарность и нетипичное поведение.

Слайд 13

СИНЯЯ ШЛЯПА - РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ, КООРДИНАТОРА Шляпа над шляпами. Она обобщает деятельность всех шляп-ролей, организовывает весь процесс, ставит цели, контролирует исполнение, подводит общие итоги и делает выводы.

Слайд 14

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ ФАКТЫ ТВОРЧЕСТВО ОБОБЩЕНИЕ ЭМОЦИИ

Слайд 15

ВОПРОСЫ: • Что мы знаем? • Что не знаем? • Что нужно узнать? • Как и где взять необходимую информацию ?

Слайд 16

ВОПРОСЫ: • Чего я хочу на самом деле? • Что я чувствую? • Что говорит моя интуиция? • Что для меня важно?

Слайд 17

ВОПРОСЫ: • Чего мне опасаться? • Какие слабые моменты? • Какие трудности могут быть? • Каких ошибок нужно избежать?

Слайд 18

ВОПРОСЫ: • Каким способом достичь? • Какие возможности для меня открываются? • Как усовершенствовать? • Какие сильные стороны? • Насколько интересна эта идея?

Слайд 19

ВОПРОСЫ: • Как выбрать и то, и другое? • Что ещё можно поменять? • Каким образом сделать ещё интереснее? • Как сделать прорыв?

Слайд 20

ВОПРОСЫ: • Какие задачи? • Что делать в первую очередь? • Как распределить обязанности? • К какому результату мы стремимся? • Какие выводы можно сделать?

Слайд 21

Чтобы взглянуть на мир с другой стороны, смените шляпу – ключевая идея метода де Боно . МЕНЯЙТЕ ШЛЯПЫ, КОЛЛЕГИ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дело в шляпе, или еще раз о дружбе»

Воспитание духовно-нравственных качеств личности; чувства ответственности за коллектив; активизация познавательной деятельности воспитанников и сплочение детского коллектива....

Внекласное мероприятие "Всё дело в шляпе, посвщенное 8 марта!"

Познавательно-развлекательная программа "Всё дело в шляпе, посвященное 8 марта!" знакомит и формирует  у обучающихся знания о  головных уборах; что, где и когда носили люди на голо...

Классный час "Всё дело в шляпе"

Знакомство с различными головными уборами, а так же со значениями русских пословиц, в которых упоминаются головные уборы.Сопровождается показом презентации, которая дополняет и украшает данное меропри...

Конспект урока по технологии "Всё дело в шляпе"

Урок-путешествие по залам необычного музея "Шляпа", развивает у учащихся фантазию и творческий потенциал...

Сценарий конкурсно-игровой программы "Все дело в шляпе"

Данное меропирятие разработано для детей 1-4 класса. Основная функция - разнообразие форм досуговой деятельности обучающихся. Носит игровой характер. Основными задачами мероприятия являются: сплочение...

Сценарий конкурсно-игровой программы "Все дело в шляпе"

Данное меропирятие разработано для детей 1-4 класса. Основная функция - разнообразие форм досуговой деятельности обучающихся. Носит игровой характер. Основными задачами мероприятия являются: сплочение...

Игра по ПДД "Дело в шляпе"

Разработка содержит материал по изучению правил дорожного движения для учащихся 1-2 классов. Мероприятие проводится в форме игры "Дело в шляпе" Предполагается создание команд,но можно проведение индив...