Мастер-класс "Всё дело в шляпе"
методическая разработка
Актуальность: В соответствии с требованиями ФГОС результатом деятельности современной школы должен стать набор ключевых компетенций обучающихся.
Исследовательская компетенция – это совокупность знаний, наличие исследовательских умений. Одним из важных исследовательских умений является умение видеть проблему.
Методическая тема: Определение проблемы исследования посредством метода «Шесть шляп мышления»
Цель: Научить определять проблему исследования посредством метода «Шесть шляп мышления»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vsyo_delo_v_shlyape.docx | 241.37 КБ |
vsyo_delo_v_shlyape.pptx | 2.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» пгт Синдор
Княжпогостского района Республики Коми
Мастер-класс
ВСЁ ДЕЛО В ШЛЯПЕ
Автор работы: Афиногенова Валентина Александровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ» пгт Синдор |
Синдор
2021
Актуальность: В соответствии с требованиями ФГОС результатом деятельности современной школы должен стать набор ключевых компетенций обучающихся.
Исследовательская компетенция – это совокупность знаний, наличие исследовательских умений. Одним из важных исследовательских умений является умение видеть проблему.
Методическая тема: Определение проблемы исследования посредством метода «Шесть шляп мышления»
Цель: Научить определять проблему исследования посредством метода «Шесть шляп мышления»
Задачи:
- познакомить педагогов с методом «Шесть шляп мышления»;
- побудить к использованию метода в совместной деятельности с педагогами;
- показать на конкретном примере, как можно использовать данный метод на практике;
- сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование метода в своей педагогической деятельности.
Оборудование: проектор, экран, презентация (PowerPoint), 6 шляпок (белая, красная, чёрная, жёлтая, зелёная, синяя), песочные часы (минута), звонок настольный.
Ход мастер-класса
ВСЁ ДЕЛО В ШЛЯПЕ!
Если наше дело – в шляпе, Если наше тело – в шляпе, Если даже мысли – в шляпе, Значит в шляпе-то вся суть! |
- С чего начинается исследование?
Любое исследование начинается с выявления (определения) проблемы, которая стоит либо перед конкретным учеником, либо перед группой людей, перед коллективом или перед обществом в целом.
Умение видеть проблемы - свойство мышления человека, способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.
Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности, и все же для его развития можно подобрать специальные упражнения, приёмы и методики, которые в значительной мере помогут в решении этой сложной педагогической задачи.
- Рассмотрим один из таких методов - метод «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно.
Методическая тема мастер-класса: Определение проблемы исследования посредством метода «Шесть шляп мышления».
- Эдвард Чарльз Фрэнсис Публий де Боно. Автор идеи нестандартного (латерального) мышления. Его труды имеют широкий спектр: от обучения пятилетних детей до работы с руководителями крупнейших корпораций мира. Эдвард де Боно написал множество научных работ, в том числе «Дети решают проблемы».
- Итак, метод «Шесть шляп мышления».
В основе этого метода лежит идея параллельного мышления.
Параллельное мышление - это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.
- Почему шляпы?
Шляпу легко надеть и снять, кроме того, шляпы указывают на роль. «Примеряя» на себя шляпу определённого цвета, мы учимся думать в заданном направлении. Смена шляп приучает видеть один и тот же объект с разных позиций, в результате чего складывается наиболее полная картина.
- Метод признаёт значимость всех компонентов - фактов, эмоций, критики, новых идей – и включает их в работу в нужный момент.
- О чем думать и в какой шляпе?
Какой способ мышления выбрать, надевая шляпы разных цветов? У каждой шляпы своя роль, и мы её примеряем.
- Белая шляпа - роль аналитика. Информация. Факты. Непредвзятая констатация фактов без эмоций и оценок.
- Красная шляпа – роль тонко чувствующего человека (поэта, художника). Всецело погружаемся в свои переживания, эмоции, ощущения, прислушиваемся к своему сердцу, доверяем интуиции. Не требуется давать обоснования чувствам
- Черная шляпа – роль осторожного, критичного человека. Используем логическое мышление и анализ. Рассматриваем сложности, недостатки и слабые места, обнаруживаем подводные камни, но без страха
- Жёлтая шляпа – роль оптимиста, позитивного и уверенного человека. Видим только хорошее, верим в лучшее, в свои силы, видим прекрасные перспективы и твёрдо уверены в благоприятном исходе
- Зелёная шляпа – роль творческого человека, креативщика. Упор делается на поиске новых решений, творческом и нестандартном взгляде на происходящее. Это неординарность и нетипичное поведение.
- Синяя шляпа – роль руководителя, координатора. Шляпа над шляпами. Она обобщает деятельность всех шляп-ролей, организовывает весь процесс, ставит цели, контролирует исполнение, подводит общие итоги и делает выводы.
- Итак, чтобы нам ничего не прошляпить, рассмотрим с помощью метода «Шесть
шляп мышления», например, такой объект как ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. Для каждой шляпы – 1 минута. По сигналу меняем шляпу! В помощь предлагаю ВОПРОСЫ.
Белая шляпа. Это чистые факты, то, что уже есть на руках на сегодняшний день, статистика, цифры:
- Что мы знаем?
- Что мы не знаем?
- Что нужно узнать?
- Как и где взять необходимую информацию?
Красная шляпа. Это эмоции, чувства, интуиция. Говорим то, что на душе:
- Чего я хочу на самом деле?
- Что я чувствую?
- Что говорит моя интуиция?
- Что для меня важно?
Чёрная шляпа. Это критика, риски, сомнения. Аргументируем.
- Чего мне опасаться?
- Какие есть слабые моменты?
- Что может не получиться?
- Какие трудности могут быть?
- Каких ошибок нужно избежать?
Жёлтая шляпа. Это возможности, оптимизм и вера в успех.
- Каким способом достичь?
- Какие возможности для меня открываются?
- Как усовершенствовать?
- Какие сильные стороны?
- Насколько интересна эта идея?
Зелёная шляпа. Это креатив, творческое мышление, инициативы, идеи, фантазии, предположения.
- Как сделать прорыв?
- Как выбрать и то, и другое?
- Что ещё можно поменять?
- Каким образом сделать интереснее?
Синяя шляпа. Это управление, координация и смысл всего процесса, итог.
- Какие задачи?
- Что делать в первую очередь?
- Как распределить обязанности?
- К какому результату стремимся?
- Какие выводы можно сделать?
Выходим на проблемы дистанционного обучения, озвучиваем. В перспективе можем провести исследование по одной из проблем.
- Чтобы взглянуть на мир с другой стороны, смените шляпу! – ключевая идея
метода де Боно.
Меняйте шляпы, коллеги!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Любое исследование начинается с выявления проблемы, которая стоит либо перед конкретным учеником, либо перед обществом в целом С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ИССЛЕДОВАНИЕ?
УМЕНИЕ ВИДЕТЬ ПРОБЛЕМЫ - свойство мышления человека, способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон
ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ Эдварда де Боно
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА «ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ»
ЭДВАРД ЧАРЛЬЗ ФРЭНСИС ПУБЛИЙ ДЕ БОНО Родился на Мальте в 1933 году. Автор идеи нестандартного ( латерального) мышления. Номинант Нобелевской премии 2005 года . Его труды имеют широкий спектр: от обучения пятилетних детей до работы с руководителями крупнейших корпораций мира. Эдвард де Боно написал множество научных работ, в том числе «Дети решают проблемы».
ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ В основе этого метода лежит идея параллельного мышления
БЕЛАЯ ШЛЯПА - РОЛЬ АНАЛИТИКА Информация. Факты. Непредвзятая констатация фактов без эмоций и оценок.
КРАСНАЯ ШЛЯПА - РОЛЬ ТОНКО ЧУВСТВУЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА (ПОЭТА, ХУДОЖНИКА) Всецело погружаемся в свои переживания, эмоции, ощущения, прислушиваемся к своему сердцу, доверяем интуиции. Не требует давать обоснования чувствам.
ЧЕРНАЯ ШЛЯПА - РОЛЬ ОСТОРОЖНОГО, КРИТИЧНОГО ЧЕЛОВЕКА Используем логическое мышление и анализ. Рассматриваем сложности, недостатки и слабые места, обнаруживаем подводные камни, но без страха.
ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА - РОЛЬ ОПТИМИСТА, УВЕРЕННОГО ЧЕЛОВЕКА Видим только хорошее, верим в лучшее, в свои силы, видим прекрасные перспективы и твёрдо уверены в благоприятном исходе.
ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА - РОЛЬ ТВОРЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА, КРЕАТИВЩИКА Упор делается на поиске новых решений, творческом и нестандартном взгляде на происходящее. Это неординарность и нетипичное поведение.
СИНЯЯ ШЛЯПА - РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ, КООРДИНАТОРА Шляпа над шляпами. Она обобщает деятельность всех шляп-ролей, организовывает весь процесс, ставит цели, контролирует исполнение, подводит общие итоги и делает выводы.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ ФАКТЫ ТВОРЧЕСТВО ОБОБЩЕНИЕ ЭМОЦИИ
ВОПРОСЫ: • Что мы знаем? • Что не знаем? • Что нужно узнать? • Как и где взять необходимую информацию ?
ВОПРОСЫ: • Чего я хочу на самом деле? • Что я чувствую? • Что говорит моя интуиция? • Что для меня важно?
ВОПРОСЫ: • Чего мне опасаться? • Какие слабые моменты? • Какие трудности могут быть? • Каких ошибок нужно избежать?
ВОПРОСЫ: • Каким способом достичь? • Какие возможности для меня открываются? • Как усовершенствовать? • Какие сильные стороны? • Насколько интересна эта идея?
ВОПРОСЫ: • Как выбрать и то, и другое? • Что ещё можно поменять? • Каким образом сделать ещё интереснее? • Как сделать прорыв?
ВОПРОСЫ: • Какие задачи? • Что делать в первую очередь? • Как распределить обязанности? • К какому результату мы стремимся? • Какие выводы можно сделать?
Чтобы взглянуть на мир с другой стороны, смените шляпу – ключевая идея метода де Боно . МЕНЯЙТЕ ШЛЯПЫ, КОЛЛЕГИ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дело в шляпе, или еще раз о дружбе»
Воспитание духовно-нравственных качеств личности; чувства ответственности за коллектив; активизация познавательной деятельности воспитанников и сплочение детского коллектива....
Внекласное мероприятие "Всё дело в шляпе, посвщенное 8 марта!"
Познавательно-развлекательная программа "Всё дело в шляпе, посвященное 8 марта!" знакомит и формирует у обучающихся знания о головных уборах; что, где и когда носили люди на голо...
Классный час "Всё дело в шляпе"
Знакомство с различными головными уборами, а так же со значениями русских пословиц, в которых упоминаются головные уборы.Сопровождается показом презентации, которая дополняет и украшает данное меропри...
Конспект урока по технологии "Всё дело в шляпе"
Урок-путешествие по залам необычного музея "Шляпа", развивает у учащихся фантазию и творческий потенциал...
Сценарий конкурсно-игровой программы "Все дело в шляпе"
Данное меропирятие разработано для детей 1-4 класса. Основная функция - разнообразие форм досуговой деятельности обучающихся. Носит игровой характер. Основными задачами мероприятия являются: сплочение...
Сценарий конкурсно-игровой программы "Все дело в шляпе"
Данное меропирятие разработано для детей 1-4 класса. Основная функция - разнообразие форм досуговой деятельности обучающихся. Носит игровой характер. Основными задачами мероприятия являются: сплочение...
Игра по ПДД "Дело в шляпе"
Разработка содержит материал по изучению правил дорожного движения для учащихся 1-2 классов. Мероприятие проводится в форме игры "Дело в шляпе" Предполагается создание команд,но можно проведение индив...
- Мне нравится (1)