Памятка для педагогов, работающих с учащимися с ограниченными возможностями здоровья
учебно-методическое пособие
Уважаемые коллеги! Хотела поделиться с вами материалами для работы с детьми ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Памятка для педагогов, работающих с учащимися с ограниченными возможностями здоровья | 22.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для педагогов, работающих с учащимися с ограниченными возможностями здоровья
Специальные подходы и приёмы обучения и воспитания детей с ОВЗ
Учёт работоспособности и особенностей психофизического развития обучающихся с ОВЗ:
- замедленность темпа обучения; упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;
- рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;
- детализация учебного материала и пошаговая тактика при изучении новой темы.
- сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий;
- предоставление дополнительного времени для завершения задания;
- максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;
- дополнительные многократные упражнения для закрепления материала;
- планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные);
- речевой образец;
- чередование легких и трудных заданий (вопросов) ;
- создание проблемных ситуаций;
- индивидуальная помощь в случаях затруднения;
- самостоятельная работа, работа в парах с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания;
- благоприятный психологический климат на уроке. Опора на эмоциональное восприятие.
- оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).
- точность и краткость инструкций по выполнению задания.
Рекомендации к поурочному планированию:
× наметить план деятельности на уроке для каждого инклюзивного ребенка;
× включить в общий план для класса блоки заданий для детей с ЗПР;
× закреплять новый материал дифференцированно;
× давать разноуровневое домашнее задание
Коррекционно-развивающая цель
Планирование урока в инклюзивном классе должно включать в себя как общеобразовательные задачи (удовлетворение образовательных потребностей в рамках государственного стандарта), так и коррекционно-развивающие.
Как определить коррекционно-развивающую цель? Педагог, планируя занятие, должен задуматься:
по каким направлениям будет проходить коррекционная работа на занятии в связи с изучаемым материалом. Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта цель должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер; включение заданий с опорой на несколько анализаторов
- Преодоление трудностей в развитии внимания, всех его видов и свойств и определение компенсаторных возможностей внимание.
- Коррекция трудностей словесно-логического мышления и мыслительных процессов анализа, синтеза, классификации, обобщения.
- Увеличение объема памяти и определение компенсаторных возможностей памяти.
- Развитие мелкой моторики, статики и динамики движений пальцев рук.
- Развитие и коррекция трудностей связной речи, включая монологическую и диалогическую речь, а также развитие словаря.
- Создание положительной мотивации на процесс обучения посредством похвалы, подбадривания, помощи, создания ситуаций успеха и конструктивной критики.
Коррекционно-развивающие цели могут быть сформулированы следующим образом:
- корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;
- коррекция и развитие связной устной речи (через выполнение…;
- коррекция и развитие связной письменной речи
- коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) … на основе упражнений на отсроченное запоминание
- коррекция и развитие зрительных восприятий…;
- развитие слухового восприятия на основе упражнений ……..;
- коррекция и развитие тактильного восприятия…;
- коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…
- коррекция аналитико-синтетической деятельности учащихся на основе упражнений в составлении целого;
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы ;
- коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении;
- коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении;
- коррекция пространственной ориентировки;
- коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в анализе и синтезе;
- коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании;
- коррекция восприятия на основе упражнений в распознавании;
- коррекция мышления на основе упражнений в сравнении;
- коррекция и развитие двигательной, вербальной, словесно – логической памяти
Виды памяти | Коррекционные цели | Виды упражнений |
По приоритету анализатора | ||
Зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная | Развитие, тренировка памяти | |
По преобладанию форм психической активности | ||
Двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая | Развитие различных видов памяти | Все, что сопровождается опорой на движение. Запоминание или вспоминание упражнений на чувства, эмоции. Упражнения, связанные с образами предметов (лиц, черт и т.д.) |
По способу запоминания | ||
Механическая, смысловая или логическая | Развитие механической или смысловой памяти (малопродуктивная цель) | |
По продолжительности хранения информации | ||
Кратковременная (оперативная) Долговременная | Активизация оперативной памяти Развитие долговременной памяти | Способствуют все приемы запоминания |
По характеру цели деятельности | ||
Произвольная и непроизвольная (дана от природы, обусловлена нашим интересом к тому, что интересно) | Развитие произвольного запоминания, обучение приемам рационального запоминания | |
Свойства памяти | ||
характеристика, объем, быстрота, точность воспроизведения, организованность | Развитие свойств памяти, активизация работы ведущих анализаторов – слуха, зрения и др. | Рациональное запоминание |
- Виды памяти
Мнемотехнические приемы по развитию памяти
- Прием - запоминание == прием группировки == установление либо смысловых, либо структурных связей между главами, между темами, параграфами и т. д.
- Прием – классификация.
- Прием – доставание материала (привнести дополнительные данные, информацию к полученной ранее).
- Прием – систематизация
- Прием – опорный материал (мнемотаблица).
- Прием – аналогия (при заучивании правил).
- Прием – ассоциация
- На что похоже?- Что тебе это напоминает?
Опосредствованная и непосредственная память — виды памяти, различающиеся по критерию использования вспомогательных средств в процессе запоминания. Под непосредственным запоминанием понимается запоминание путем заучивания, не опирающееся на какие-либо вспомогательные опосредствующие приемы. Опосредствованное запоминание предполагает использование определенных, более или менее развернутых приемов, средств.
- Развивать скорость, полноту, точность воспроизведения.
- Развивать прочность запоминания.
- Формировать полноту воспроизведения словесного материала (воспроизводить словесный материал близко к тексту).
- Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ).
- Работать над последовательностью запоминания, умение устанавливать причинно – следственные и временные связи между отдельными фактами и явлениями.
- Работать над увеличением объема памяти.
- Учить запоминать воспринятое, осуществлять выбор по образцу.
Работа по коррекции двигательной сферы может проводиться как во время уроков, так и во время динамических перемен и уроков здоровья. Следует включать специальные упражнения направленные на:
- Развитие мелкой моторики;
- развитие и совершенствование статической основы движений;
- развитие динамической координации движений;
- развитие ритмической организации движений, переключаемость;
- упражнения с предметами;
- развитие графических навыков.
Работа по коррекции устной речи
Учитывая особенности речи детей с ЗПР, учителю необходимо построить свою работу по восполнению пробелов в речевом развитии по трем основным направлениям:
- коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи;
- уточнение, обогащение и активизация словаря;
- коррекция грамматического строя речи.
При общении с учеником на уроке и вне урока учитель следит за речью ребенка, обращает его внимание на правильное построение высказывания.
Рекомендации учителю по коррекционной работе устной речи:
- постоянно следить за качеством произношений звуков детьми, требовать от них четкого произношения звуков;
- фиксировать внимание на артикуляционных ощущениях при произношении;
- формировать навыки звукового анализа;
- фиксировать внимание детей на уточнении смысла слов, предупреждать неточное или ошибочное употребление какого-либо слова, упражнять в многократном использовании новой лексики в разнообразных контекстах;
- использовать алгоритмы составления связного высказывания;
- к ответам детей следует относиться бережно, выслушивать до конца.
Учителю важно понимать и принимать каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, правильно относиться к имеющимся между детьми различиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль педагога в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
Появление на свет больного ребенка всегда является трагедией для семьи. В течение девяти месяцев родители и все члены семьи с нетерпением и радостью ждали этого малыша. Рождение ребенка с отклонениями...
Рекомендации педагога-психолога родителям ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
Уважаемые родители! Примите ситуацию как данность, смиритесь с нею, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и &laqu...
Консультации, рекомендации для педагогов и родителей "Дети с ограниченными возможностями здоровья".
В рамках Недели психологии в МАОУ СОШ № 18 г. Магадана были составлены рекомендации по работе, конструктивному взаимодействию с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Данные консуль...
Программа коррекционной работы педагога-психолога с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья – тяжелые нарушения речи
Программа коррекционного обучения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на с...
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА СИНДРОМ ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ
Статья затрагивает важную и актуальную проблему, связанную с синдромом выгорания у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В статье раскрываются практический опыт разраб...
учителя начальных классов, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),
Для учителя начальных классов, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), существует ряд методических рекомендаций, которые помогут ему эффективно организовать обучение и воспи...